Факультатив «В мире прекрасного» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факультатив «В мире прекрасного»



Пояснительная записка

Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся.

Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

Художественное творчество первоклассников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.

Для адаптации к процессу обучения в школе, развития творческого потенциала первоклассников предусмотрены развивающие, формирующие и контрольные задания, а также три упражнения по основам изобразительного искусства. Разработка базируется на современных развивающих методиках и авторских технологиях в области дидактики изобразительного искусства в начальной школе.

Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.

В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:

· к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;

· составлению оптимального плана действий;

· обучению, творческому развитию.

При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

Инновационность программы «В мире прекрасного» заключается в её надпредметности. Программа состоит из 5 блоков: «Азбука искусства», «Школа изобразительного искусства», «Школа декоративно-прикладного искусства», «Школа дизайна», «Я – художник».

Необходимость изучения факультатива «В мире прекрасного» в І классе обусловлена развивающей функцией этих занятий, интересом детей к изобразительному искусству.

Цели факультатива – гармоничное развитие первоклассников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Факультатив «В мире прекрасного» представляет собой интегрированный курс развивающего обучения в общеобразовательной школе, который формирует систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

 

Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

· формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

· совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

· обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

· развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

Требования к содержанию и методам преподавания факультатива «В мире прекрасного»:

· единство образования и воспитания, связь с жизнью;

· взаимосвязь познания, творчества и общественно полезного труда;

· развитие у школьников интереса к изобразительному искусству;

· разнообразие видов художественной деятельности и ремёсел, интегративность художественной деятельности;

· дифференцированный подход к обучению;

· оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

·

Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

 

При обучении искусству детей начальных классов на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.

В конце блоков предусмотрены контрольные задания, где вид деятельности выбирают учитель и ученики.

Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.

При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.

В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.

Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

В качестве домашней работы можно предложить заготовить подсобный материал либо понаблюдать в свободное время за определёнными объектами или явлениями, которые предстоит изображать.

Основное содержание программы составляют практические занятия. Данная программа рассчитана на обучение в объёме не менее 1 часа в неделю. В каждом блоке предусмотрен комплекс учебных и творческих заданий, выполнение которых обеспечит более глубокое освоение учащимися учебного материала.

 


Содержание

Красота вокруг нас. Беседа, экскурсия

Красота и гармония в пейзаже, интерьере, быту.

Объекты красоты: одежда, предметы быта, интерьер, архитектура, природа и др.

 

Волшебный карандаш. Изотест

Представление о мире изобразительного искусства и профессии художника; понятие о форме и её разновидностях, о линии и её особенностях.

Форма и формат. Различные линии (длинные, короткие, ломаные и т. д.). Комплексный изобразительный тест «Нарисуй»: сам себя и подпиши (10 мин); красивый домик (7 мин); ёлочку (5 мин); фантастическое животное (10 мин). Критерии: информативность, форма и конструкция, композиция, графика, многоцветие.

 

Сказки и краски

Основные цвета: красный, жёлтый, синий; составные цвета: оранжевый, зелёный, фиолетовый; основные приёмы работы кистью, красками; чувство цветовой гармонии.

Игра-задание «Дай краскам имена» – дети смешивают краски, дают им названия, рисуют кружочки.

Художник-график

Представление о графике как виде искусства; знакомство с выразительными средствами графики — линией, пятном, контрастом; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Беседа о художниках-графиках. Понятия «рисунок», «гравюра», «плакат», «иллюстрация», выразительные средства графики.

Беседа «Путешествие в страну Графо» — закрепление понятий «линия», «штрих», «контраст» «гравюра», «эстамп», «иллюстрация». Выразительность различных линий (прямые, кривые, волнообразные, пересекающиеся, тонкие, толстые и др.). Упражнения с использованием разных графических материалов: «Что бывает круглым (квадратным, мохнатым, колючим)?».

Уроки живописи

Совершенствование зрительного восприятия учащихся; смешивание основных красок с белой и чёрной, навыки заполнения всего листа изображением, приёмы работы кистью.

Упражнение «Цветовой круг». Смешивание основных красок для получения шестиступенного круга. Получение светлых и тёмных тонов. Изображение стихий природы (буря, гроза, туман, дождь, снегопад и т. д.). Использование трёх основных цветов с добавлением белого и чёрного.

 

Художник-скульптор

Понятие скульптуры как вида изобразительного искусства. Творчество художников-скульпторов. Способы и приёмы лепки. Упражнение «Пластическая гимнастика».

 

Уроки скульптуры

Закрепление приёмов и способов лепки. Лепка овощей, фруктов, игрушек. Выставка. Анализ работ.

Уроки украшения

Флора и фауна в декоративно-прикладном искусстве. Композиция «Цветы и бабочки». Изображение бабочек и цветов в технике монотипии. Коллективная работа.

Народные узоры

Виды орнамента: геометрический, растительный; в полосе, квадрате, круге. Ритм, повторение и чередование, колорит в орнаменте. Анализ произведений декоративно-прикладного искусства.

 

 

Аппликация

Особенности белорусского орнамента. Анализ основных композиционных схем и элементов орнамента. План работы по изготовлению детского коврика, приёмы работы. Инструменты и принадлежности. Выставка работ, обсуждение.

 

Роспись

Роспись как вид декоративно-прикладного искусства. Основные понятия «узор» и «орнамент». Стилизация природных форм. Технологии росписи. Инструменты и принадлежности.

 

21. Я люблю украшать (творческая работа)

Сходство и различия декоративных технологий: аппликация, коллаж, вытинанка, роспись и т. д. Выбор оптимальной технологии. Эскиз и выполнение изделия.

Оригами

Искусство оригами. Технологии оригами. Складывание из бумаги простейших изделий: стаканчик, лодочка и др. Приёмы складывания и оформления работ.

 

Самое любимое. Изотест

«Самое любимое». Рассказы о любимых близких людях, животных, предметах, вещах, лакомствах и т. д. Выполнение контрольного задания, подпись рисунков.

 

28. Я и мои друзья (творческая работа)

Портрет как жанр изобразительного искусства. Анализ произведений. Закрепление приёмов рисования портрета. Выполнение эскиза рисунка простыми карандашами под руководством учителя. Анализ рисунков.

 

 

29. Наш вернисаж. Подготовка и оформление работ

Процесс художественного творчества: идея, сюжет, эскиз, творческая работа.

Выполнение эскиза рисунка, героями которого являются дети, животные, игрушки, природа и др.

 

 

Я и искусство. Итоги

Оформление выставки творческих работ. Итоги года.

 

Ожидаемые результаты

 

К концу года учащиеся должны:

познание:

· воспринимать красоту и гармонию в жизни и искусстве;

· знать, как работают разные художники: живописец, график, скульптор, дизайнер;

· иметь представление о народном искусстве и художественных ремёслах;

композиция:

· уметь выбирать формат и положение листа в зависимости от содержания изображения;

· оптимально использовать плоскость листа, изображать предметы крупно;

· иметь начальное представление о декоративной композиции (узор и орнамент);

форма:

· иметь понятие о форме (плоская, объёмная, геометрическая, природная), её пропорциях, конструкции;

· уметь изображать простейшие формы с натуры, по памяти и представлению;

цвет:

· знать названия составных цветов и способы их получения;

· уметь видеть цвет в природе, его красоту и гармонию;

пространство:

· уметь ориентироваться в пространстве и изображать предметы (рядом, над, под, перед, за);

технология:

· знать названия и назначения художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на занятиях; порядок действий, основные операции и приёмы в рисовании, лепке, аппликации, конструировании;

уметь аккуратно пользоваться художественными принадлежностями


Список рекомендуемой литературы

1. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству / И. П. Волков. – М., 1982.

2. Данилов, В. Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В. Н. Данилов. – Минск: УИЦ БГПУ, 2004.

3. Данілаў, В. М. Выяўленчае мастацтва і праца. Тэматычнае планаванне. 1-ы клас / В. М. Данілаў. – Мінск: Беларускі кнігазбор, 1996.

4. Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – Минск: Народная асвета, 1992.

5. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М., 1998.

6. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1–3 классах / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 1977.

7. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.

8. Сахута, Я. М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: метад. дапам. / Я. М. Сахута. – 2-е выд., перапрац. i дап. – Мінск, 2001.

9. Что такое искусство: в 2 т. – М.: Советский художник, 1979. – Т. 2: Монументальное искусство, плакат, графика, книга / В. В. Алексеева. – 1979.

 


 

Пояснительная записка

Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся.

Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

Художественное творчество первоклассников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.

Для адаптации к процессу обучения в школе, развития творческого потенциала первоклассников предусмотрены развивающие, формирующие и контрольные задания, а также три упражнения по основам изобразительного искусства. Разработка базируется на современных развивающих методиках и авторских технологиях в области дидактики изобразительного искусства в начальной школе.

Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.

В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:

· к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;

· составлению оптимального плана действий;

· обучению, творческому развитию.

При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

Инновационность программы «В мире прекрасного» заключается в её надпредметности. Программа состоит из 5 блоков: «Азбука искусства», «Школа изобразительного искусства», «Школа декоративно-прикладного искусства», «Школа дизайна», «Я – художник».

Необходимость изучения факультатива «В мире прекрасного» в І классе обусловлена развивающей функцией этих занятий, интересом детей к изобразительному искусству.

Цели факультатива – гармоничное развитие первоклассников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Факультатив «В мире прекрасного» представляет собой интегрированный курс развивающего обучения в общеобразовательной школе, который формирует систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

 

Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

· формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

· совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

· обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

· развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

Требования к содержанию и методам преподавания факультатива «В мире прекрасного»:

· единство образования и воспитания, связь с жизнью;

· взаимосвязь познания, творчества и общественно полезного труда;

· развитие у школьников интереса к изобразительному искусству;

· разнообразие видов художественной деятельности и ремёсел, интегративность художественной деятельности;

· дифференцированный подход к обучению;

· оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

·

Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

 

При обучении искусству детей начальных классов на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.

В конце блоков предусмотрены контрольные задания, где вид деятельности выбирают учитель и ученики.

Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.

При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.

В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.

Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

В качестве домашней работы можно предложить заготовить подсобный материал либо понаблюдать в свободное время за определёнными объектами или явлениями, которые предстоит изображать.

Основное содержание программы составляют практические занятия. Данная программа рассчитана на обучение в объёме не менее 1 часа в неделю. В каждом блоке предусмотрен комплекс учебных и творческих заданий, выполнение которых обеспечит более глубокое освоение учащимися учебного материала.

 


Факультатив «В мире прекрасного»

(азбука искусства)

№ п/п Тема Количество часов
  Красота вокруг нас. Беседа, экскурсия  
  Азбука искусства. Игры, упражнения  
  Волшебный карандаш. Изотест  
  Сказки и краски  
  Я рисую красоту и сказку (по выбору)  
  Разные художники. Три мастера  
  Школа изобразительного искусства. Мастер изображения  
  Художник-график  
  Уроки графики (линия, точка, пятно)  
  Художник-живописец (картина, палитра)  
  Уроки живописи  
  Художник-скульптор  
  Уроки скульптуры  
  Мой любимый художник (по выбору)  
  Школа декоративно-прикладного искусства. Мастер украшения  
  Уроки украшения  
  Народные узоры  
  Аппликация  
  Вытинанка. Ножницы-художницы  
  Роспись  
  Я люблю украшать (творческая работа)  
  Школа дизайна. Мастер конструирования  
  Уроки дизайна. Бумажная пластика  
  Оригами  
  Работа с разными материалами  
  Я – художник. Арт-проекты, эскизы творческих работ  
  Самое любимое. Изотест  
  Я и мои друзья (творческая работа)  
  Наш вернисаж. Подготовка и оформление работ  
  Я и искусство. Итоги  
Всего  

Содержание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.082 с.)