ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (ОК-5, ПК-12, ПК-13)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (ОК-5, ПК-12, ПК-13)



ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (ОК-5, ПК-12, ПК-13)

Межличностные отношения. Психология малых групп.

Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

Социометрический статус

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен как сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе.

Самыми высокостатусными считаются так называемые социометрические звезды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

Далее идут высокостатусные, среднестатуспые и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных.

Отверженные — это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятсяпренебрегаемые или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. Можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание редко встречается. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение, прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция связана с управлением.

Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды стоит крайне остро как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы. В обычной семье роли могут распределяться следующим образом: отец — лидер, мать — социометрическая звезда. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство.

Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием. Известен феномен влияния бойкота — прекращение отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Изменение социометрического статуса члена группы — важная проблема. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.

Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных группах. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Среднестатусные члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звезды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.

Устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие:

§ внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык);

§ успехи в ведущей деятельности;

§ некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.);

§ соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является;

§ положение в других социальных группах.

Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса.

Образовательные технологии

При преподавании дисциплины применяются разнообразные образовательные технологии в зависимости от вида и целей учебных занятий. Семинарские занятия по курсу ориентированы на закрепление теоретического материала, изложенного на лекционных занятиях, а также на приобретение дополнительных знаний, умений и практических навыков осуществления профессиональной деятельности посредством активизации и усиления самостоятельной деятельности обучающихся.

Дискуссия -данный комплекс методов обучения используется в учебном процессе при проведении практических (семинарских) занятий по темам:

Дискуссия групповая -данный комплекс методов обучения используется в учебном процессе при проведении практических (семинарских) занятий по следующим темам:

Доклад (презентация) -данный метод обучения используется в учебном процессе при проведении практических (семинарских) занятий по следующим темам:

Интерактивные методы обучения.Проведение презентаций на практических (семинарских) занятиях по следующим темам:

Исследовательский метод обучения.Направления исследований по темам:

Общая методология инвестиционной оценки.

Пост-тест.Тесты по темам:

Круглый стол.Используется на семинарских занятиях по темам:

Мультемидийные средства - используются для чтения лекций по всем темам.

Фонд оценочных средств

В разделе приводятся контрольно-измерительные, методические и оценочные материалы для текущего контроля успеваемости, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонд включает типовые задания, контрольные работы, методики и примеры их решений, тесты с ответами и пр. и хранится только в папке-деле УМК дисциплины на кафедре. В деканат передаются материалы фонда без методик, примеров решений и ответов.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ОК-8)

1. Физическая культура в профессиональной подготовке обучающихся и социокультурное развитие личности.

Сокращение рабочего дня, уменьшение времени на бытовые нужды и увели- чение в связи с этим свободного времени ставят вопрос о социальных мероприятиях, обеспечивающих здоровый образ жизни. Одновременно с этим наблюдается ситуа- ция, когда на многих людей обрушиваются многочисленные неблагоприятные фак- торы внешней среды, сложные жизненные проблемы, огромный поток информации - это все зачастую протекает на фоне далеко не блестящих биосоциальных условий жизни, уровня эмоционального напряжения при сниженной двигательной активности человека. Как известно, предки человека развивались при наличии значительной двига- тельной деятельности, когда добывание пищи, борьба с врагами и т.п. повседневно требовали значительных мышечных напряжений. Вследствие этого оказалось, что опорно-двигательный аппарат, функции нервной системы, органов кровообращения и дыхания, деятельность желез секреции и т.д. могут полноценно развиваться и поддерживаться на должном уровне только при наличии достаточной систематической мышечной нагрузки. В настоящее время в промышленности, транспорте и в сельском хозяйстве все виды работы, связанные с приложением значительной силы и требующие выносли- вости в связи с длительными мышечными напряжениями, благодаря механизации труда постепенно исчезают. С каждым годом все больше увеличивается число лиц, труд которых образно характеризуется как «кнопочное» (в том числе компьютерное) управление различными механизмами. Распространение общественного и личного транспорта постоянно снижают общую сумму мышечных усилий. Все это, несомненно, облегчает условия жизни человека, но вместе с тем оказывает неблагоприятное влияние, лишая организм мышечных усилий. Для организма человека двигательная активность является физиологической потребностью. Каждое проявление двигательной активности индуцирует образование метаболитов, которые необходимы для нормального функционирования организма. Без необходимого объема движений организм не может накапливать энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности и для противостояния стрессу. Действительно, мышечные напряжения, контрастные температурные воздействия, солнечная радиация, умеренная гипоксия - все это стресс, который в определенной своей мере полезен, необходим организму. Иными словами, без определенного объема двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в него природой, не может дожить до почтенной старости, не может быть здоровым и счастливым. Основные проявления работы мышц следующие: 1. Мышцы выступают основным источником тепла и энергии. 2. Мышцы осуществляют локомоции (движения). 14 3. Мышцы облегчают работу сердца (600 периферических сердец). 4. Работа мышц совершенствует механизмы регуляции органов и систем органов. 5. Мышечная деятельность вызывает морфо-функциональные перестройки, способствуя расширению морфологических (структурных) и функциональных резервов организма Значение необходимости для организма мышечных нагрузок особенно прояв- ляется при гиподинамии - снижении мышечных усилий - и при гипокинезии - сни- жении двигательной активности (см. табл.). Для компенсации недостаточной под- вижности используются оздоровительные физические упражнения. Занятие физической культурой способствует улучшению координации деятельности нервных центров, способствуют более точной ориентации человека в пространстве, улучшают процессы мышления, памяти, концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают жизненную ем- кость легких, минутный объем дыхания, глубину дыхания; увеличивается коэффи- циент полезного действия - снижается кислородный запрос и кислородный долг; усиливается деятельность желез внутренней секреции. Помимо влияния на отдельные двигательные и вегетативные функции, разли- чия в режиме мышечной деятельности могут отражаться и на общей резистентности организма при действии на него различных неблагоприятных факторов внешней среды (стрессовые ситуации, гипоксия, инфекция, радиация, низкие и высокие тем- пературы окружающей среды). Мышечная деятельность также может быть стрессором. В результате больших физических упражнений у лиц, для которых такие нагрузки являются чрезмерными, могут наблюдаться и первая и вторая стадии стресса. При длительном действии значительных напряжений вторая стадия стресса может перейти в третью, т.е. в стадию истощения.

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (ОК-5, ПК-12, ПК-13)



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.008 с.)