Моделирование работы старшего воспитателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование работы старшего воспитателя



Когда работаешь уже не первый год старшим воспитателем в детском оздоровительном лагере, кажется, что все уже известно, налажено, и ничего непредвиденного случиться не может. Однако опыт практической работы демонстрирует, что создание системы в работе летнего оздоровительного лагеря – веление времени, и допускать огрехи в планировании работы летом недопустимо. Смена и так коротка, процессы, происходящие в лагере, и так сжаты до предела, поэтому ошибаться просто нельзя.

Уже привычным стало наличие плана работы лагеря на смену. Однако, есть необходимость говорить и об обязательном наличии у всех работников своих личных планов. Личный план – не копирование дружинного, не простое перечисление общелагерных дел и мероприятий, личный план работы – результат творческого поиска, глубокого анализа поставленных целей и задач, это очень четкая система работы, в которой учтены, по возможности, все мелочи, где рассматриваются все линии взаимосвязей между различными процессами, делами и мероприятиями. Безусловно, план работы старшего воспитателя должен быть составлен в соответствии с логикой развития лагерной смены. Программирование и моделирование – не новинка. Это просто своеобразная форма плана, при рассмотрении которого опытные работники летнего оздоровления сразу же смогут увидеть всю систему, начиная от постановки первичных целей и задач до предполагаемого итога деятельности.

С чего же начинать? Необходимо в соответствии с логикой развития лагерной смены определить основные этапы. Их три – организационный, основной, итоговый. Исходя из специфики вашего лагеря, распределите дни смены по вышеназванным периодам. Например, смена в лагере длится 18 дней. Опыт работы показывает, что оргпериод целесообразно закончить в 2-3 дня. Итоговый период займет также 2 дня (с учетом дня разъезда детей). Таким образом, 13 дней смены – основной период.

Кульминацией организационного и итогового периодов должны стать очень эмоциональные, яркие страницы, а основной период смены должен пройти ровно и спокойно (что не исключает, однако, эмоциональной насыщенности текущей деятельности основного периода).

Начинать программирование и моделирование целесообразно не с постановки целей и задач (определить их сразу достаточно трудно), а с предполагаемых итогов деятельности, которые нам желательно получить по окончании того или иного периода.

В качестве примера рассмотрим ожидаемые итоги работы в организационном периоде лагерной смены:

- сформированы группы детей;

- изучен прошлый опыт ребят, определены возможности и потребности детей;

- все дети знакомы с традициями лагеря;

- предъявлены единые педагогические требования;

- группы структурно определены, начата работа органов детского самоуправления;

- отряды коллективно спланировали свою деятельность в лагере.

 

Ожидаемый итог Что детям делать взрослым
-сформированы группы детей Заехать в лагерь Распределить детей по отрядам, заполнить основные сведения о детях, собрать путевки, организовать прохождение медицинского осмотра
-изучен прошлый опыт детей Анкета «Что я ожидаю?», спорплощадка «Чему хочу научиться?» Личные беседы с ребятами, заполнение экспресс-карты отряда, разработка вопросов для анкеты, анализ ее результатов, выводы
-дети познакомились с персоналом лагеря, узнали о его традициях, истории КТД «разведка интересных объектов». Экскурсия по лагерю. Вечер знакомства «Найди свою звезду» Разработать маршрутные листы для разведки, подготовить экскурсию по лагерю, разработать форму проведения вечера знакомства
-предъявлены единые педагогические требования по соблюдению основных режимных моментов лагеря, дисциплины Организационный сбор, дежурство отрядов, соревнование внутри отряда и в лагере в целом Начальник и старший воспитатель разрабатывают единые педагогические требования, доводят их до сведения педагогического коллектива, воспитатели доводят их до сведения детей.
-группы детей структурно определены Организационный сбор, спор-площадка «А я выбираю отряд», КТД «Выборы лидера», «Оранжевый микрофон» и др. Разрабатываются возможные модели организационного устройства детских групп, задания для КТД, вопросы для диспутов и спорплощадок, совещания педколлектива
Отряды коллективно спланировали свою деятельность в лагере, начата работа органов детского самоуправления Принять участие в работе «Копилки интересных дел». Организационный сбор отрядов, выборы общелагерных органов детского самоуправления     Открытие лагерной смены Организовать сбор предложений ребят, вместе с ними наметить конкретные перспективы коллективной деятельности в лагере. Проанализировать предложения. Оргсбор: еще раз о единых педагогических требованиях. Организовать выдвижение представителей отрядов в общелагерные органы самоуправления, организовать выборы.  

 

Аналогично осуществляется программирование деятельности детского и взрослого коллектива лагеря по остальным периодам смены.

С первого взгляда может показаться, что предлагаемая система чересчур громоздка, неудобна в пользовании. Однако, при всех своих недостатках она позволяет соединить различные дела в единую цепочку, при анализе и рассмотрении которой есть удивительная возможность до мельчайших подробностей все рассмотреть, «прощупать», предугадать все возможные трудности и препятствия.

 

Самоуправление в отряде

Как только отрядный воспитатель принял детей в отряд, перед ним нет еще коллектива, перед ним – группа детей, объединенных единой целью – хорошо отдохнуть от городской суеты, от родителей, от школы, от влияния улицы. Задачи перед воспитателем в данный момент поставлены непростые: ему необходимо за короткий срок (18-21 день) сделать из группы детей, объединенной по формальному признаку, коллектив единомышленников, увлеченных не только общей целью, но и общим, конкретным делом, призванным сослужить службу для достижения этой самой цели. Подспорьем и реальными помощниками в решении вышеназванных задач могут стать органы детского самоуправления.

Практика работы и опыт прошлых лет показывают неоднозначное отношение педагогов к этому вопросу. Кто-то считает необходимым присутствие органов детского самоуправления, способствует их созданию, принимает активное участие в их работе, использует их потенциал в своей работе с ребятами. Кто-то считает органы детского самоуправления лишней надстройкой в сложной и запутанной системе лагерной жизни, не считает необходимостью их деятельность и предпочитает всю работу по организации детского отдыха вести самостоятельно. В некоторых случаях наблюдается формальное существование органов детского самоуправления на уровне отрядов (по принципу «Надо, так надо!»). Их потенциал, энергия не используются в полном объеме. Все вопросы жизнедеятельности детей в лагере решают взрослые, опираясь на мнение очень ограниченной по количественному составу группу детей. Для всех остальных распорядок дня, общие, совместные дела в лагере как бы навязываются. Ребенок в данной ситуации не получает удовлетворения от жизни в лагере. Ведь здесь используются такие же методы, как и в школе, звучат такие же слова «Ты должен! Ты обязан!»

Где же выход? Ответ один – необходимо самим ребятам предоставить право решать, что и когда делать. Роль воспитателя в этом процессе – не дать ребятам заскучать, не позволить им скатиться до уровня отдыха пассивного.

Всякая деятельность в лагере воспринимается ребятами на эмоциональном уровне. И максимальное удовлетворение у детей наступит только тогда, когда вся их деятельность в лагере будет строиться по формуле:

 

Сами придумали -----сами подготовили-----сами провели-----сами подвели итог

 

Большую часть нагрузки по организации содержательной жизни детей в лагере нужно возложить на самих детей. Как? Через систему органов детского самоуправления.

Таким образом, детское самоуправление – такое состояние самодеятельной группы детей, которое позволяет каждому члену этой группы не только принимать активное участие в решении вопросов и проблем коллектива, но и нести ответственность за результаты этой деятельности. Участвовать в решении вопросов совместной деятельности в лагере должны все ребята сообща. Это не исключает, однако, необходимости выявления в детской группе лидеров, способных повести за собой девчонок и мальчишек. Вот поэтому в ходе организационного периода лагерной смены воспитателю важно уже с первых минут общения с ребятами прислушиваться к ним, выявляя таких, к мнению которых прислушаются остальные, которые обладают потенциальными возможностями встать во главе коллектива и повести его за собой.

Безусловно, не существует застывшей, законченной системы самоуправления. Воспитатель вместе с ребятами должен ее разрабатывать. Они имеют право придумывать все, что будет для них интересным и полезным для организации совместной творческой деятельности в летнем лагере.

Работа с органами детского самоуправления - деятельность творческая, в ходе которой раскрывается потенциал не только воспитателя, но и всего детского коллектива.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.01 с.)