Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие субъектов в оперативно-розыскной деятельности, их система и компетенция. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В соответствии с оперативно-розыскной теорией собственно субъектом ОРД выступает участник этой деятельности, на которого законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для их выполнения определенные права и установил юридическую ответственность в случае их ненадлежащего исполнения. Собственно субъектами ОРД (ее участниками) являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица (оперативники), а также иные юридические и физические лица (включая защищаемых и изучаемых лиц), наделенные государственно-властными полномочиями по осуществлению ОРМ или других поведенческих актов в ОРД и (или) по принятию соответствующих юридически значимых решений в ОРД. Система субъектов ОРД. Она может быть представлена с учетом двух основных критериев: 1) функционального и 2) деления на физических и юридических лиц. В зависимости от основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на четыре основные группы: 1) непосредственно осуществляющие ОРД (оперативно-розыскные органы, оперативники, лица, оказывающие содействие и т.д.); 2) защищаемые лица; 3) изучаемые лица; 4) лица, осуществляющие контроль над ОРД (судьи и др. С учетом этого же критерия среди субъектов различают тех, кто полномочен полностью или частично осуществлять ОРД. Полномочны полностью проводить ОРМ только оперативные подразделения (оперативники) органов, перечисленных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД, т.е. они осуществляют ОРД в полном объеме. Частично осуществляют ОРД следующие субъекты: оперативники ГРУ ГШ МО России (согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД); органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК. Компетенция этих субъектов есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством совокупность возложенных на конкретного субъекта обязанностей, предоставленных ему прав и возможность его привлечения к юридической ответственности за допущенное правонарушение. Элементами компетенции каждого субъекта ОРД выступает взаимозависимая и взаимосвязанная совокупность: 1) его обязанностей — круга возложенных законодателем на него действий и (или) решений для выполнения задач и достижения целей ОРД и безусловных для исполнения; 2) его прав — круга предоставленных ему законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей по решению задач и достижению целей ОРД; 3) юридической ответственности — юридически значимого негативного последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения физическим или юридическим лицом обязанностей, возложенных на него ФЗ об ОРД, другими нормативными актами в области ОРД, а также оперативно-розыскным контрактом. В ОРД для компетенции государственных органов и их должностных лиц наряду с этими тремя характерен также четвертый элемент — предмет ведения. Так, в компетенцию оперативно-розыскных органов и оперативников входит предмет оперативно-розыскного ведения, а в компетенцию судей — санкционирование ОРМ, влекущих ограничение конституционных прав граждан.
Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их виды. Оперативно-розыскной орган — субъект непосредственного осуществления ОРД. Оперативно-розыскной орган — это функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством система оперативных подразделений и должностных лиц правоохранительного органа (МВД России и др.), спецслужбы (СВР России и др.) или государственной военной организации (Минобороны России), которые принимают решения в ОРД, непосредственно ее осуществляют и (или) контролируют. Среди оперативно-розыскных органов выделяют два вида: 1) полностью осуществляющие ОРД — семь оперативно-розыскных органов (ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД) — внутренних дел, ФСБ России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСО России, ФСКН России; 2) частично осуществляющий ОРД — один оперативно-розыскной орган — внешней разведки Минобороны России (ГРУ ГШ). Этот оперативно-розыскной орган полномочен осуществлять ОРД при выполнении двух условий: 1) только в целях обеспечения безопасности органа внешней разведки; 2) если его ОРМ не затрагивают полномочий других оперативно-розыскных органов (ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД). Обязанности оперативно-розыскного органа и их система. Обязанность оперативно-розыскного органа — это установленная оперативно-розыскным законодательством и обеспеченная государством мера его должного поведения как субъекта ОРД. Такая обязанность выражается в круге возложенных законодателем и Президентом РФ на оперативно-розыскной орган безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД и решения ее задач. Вместе с тем эти обязанности есть обязательный элемент компетенции оперативно-розыскного органа как субъекта ОРД (наряду с правами и ответственностью). Различают две группы обязанностей оперативно-розыскного органа: 1) основные (изложены в ФЗ об ОРД) и 2) специальные.
Основные обязанности оперативно-розыскного органа — предусмотренная ФЗ об ОРД та общая часть их обязанностей, которая распространяется одновременно как на конкретный орган, так и на все остальные оперативно-розыскные органы. Непосредственно в ФЗ об ОРД основные обязанности оперативно-розыскных органов зафиксированы в предписаниях ст. 14. При решении определенных ФЗ об ОРД задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны: 1) принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; 2) исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству; 3) выполнять на основе и в порядке, предусмотренными международными договорами России, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и спецслужб иностранных государств; 4) информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории России, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; 5) соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД; 6) содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством России, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. Специальные, или ведомственные, обязанности оперативно-розыскного органа — часть их обязанностей, распространяющихся только на отдельный оперативно-розыскной орган. Для него они безусловны для выполнения, а для других оперативно-розыскных органов — нет. Эти обязанности оперативно-розыскного органа зафиксированы в «ведомственных» федеральных законах (для органов милиции — Закон о милиции, для органов ФСБ России — Федеральный закон о федеральной службе безопасности и т.п.), положениях об оперативно-розыскных органах (например, Положение о ФСБ) и некоторых других открытых нормативных актах. Среди специальных обязанностей оперативно-розыскного органа выделяют две подгруппы: 1) детализирующие, т.е. по направлениям работы. Например, проведение мероприятий, связанных с осуществлением на территории субъекта Федерации контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, возлагается на органы внутренних дел, таможенные органы, ФСКН России и ФСБ России — п. 2 ст. 48 ФЗ о наркотиках; 2) конкретизирующие, т.е. исходящие из оперативно-розыскной подведомственности. Понятие прав оперативно-розыскного органа и их разновидности. Права оперативно-розыскного органа — это предоставленные ему оперативно-розыскным законодательством возможности для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей ОРД и решению ее задач.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.66.87 (0.003 с.) |