Распределение доходов между бюджетами. Порядок зачета и возврата излишне поступивших платежей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение доходов между бюджетами. Порядок зачета и возврата излишне поступивших платежей.



Распределение доходов между бюджетами – распределение доходов между звеньями бюджетной системы, между центральными (федеральными) бюджетами и бюджетами территорий (штатов, округов, республик, областей и т.д.), а затем и внутри территорий между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.

Два принципа построения и реализации межбюджетных отношений вертикальный и горизонтальный. В первом случае — сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов. Во втором — за бюджетами территории закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. Оба принципа имеют как положительные моменты, так и недостатки. Сочетание обоих принципов обеспечивает оптимальное формирование доходной базы каждого бюджета, учитывающего социальную обеспеченность населения регионов, территорий, определяемую соблюдением минимальных социальных стандартов, их реальный вклад в создание валового регионального продукта (части ВВП).

В каждой стране формируется своя система доходов центральных и местных бюджетов, учитывающая мировую практику и национальные возможности. Налоговые кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого вида бюджетов. Налоговая система РФ предусматривает налоги федерального уровня, уровня субъектов РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете. Они состоят из неналоговых и налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ.

В РФ сохраняется практика прошлых лет, состоящая в формировании доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через закрепление доходов (собственные неналоговые доходы и переданные на длительный срок), привлечение доходов через займы и др., через отчисления от регулирующих доходов, составляющих 2/3 объема доходов местных бюджетов (это долевое распределение федеральных налогов). В перспективе ставится задача значительного увеличения доли собственных доходов территорий (вплоть до 70%) при снижении доли регулирующих (до 30%).

В распределении налоговых доходов принимает участие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, он формируется за счет отчислений от налоговых доходов (всех или определенной части), Законом о бюджете ежегодно утверждается доля (в %) каждого субъекта в этом фонде.

Сложившаяся в РФ к концу 1990-х гг. система межбюджетных отношений в значительной мере не соответствует принципам федерализма, поскольку уровень бюджетной обеспеченности регионов обозначается как резко дифференцированный. Среди намечаемых мер по обновлению системы межбюджетных отношений такие, как более полный учет специфики регионов при определении нормативных сумм трансфертов, расширение использования целевых (связанных) трансфертов и ассигнований, учет таких факторов. как: открытость бюджетного процесса. усилия регионов по мобилизации доходов в бюджет, в т.ч ив федеральный; активизация участия регионов в реализации федеральных программ на своей территории и др.

Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени.

Указанной статьей предусмотрено, что зачет или возврат излишне уплаченной суммы производится на основании заявления налогоплательщика.

Пунктом 8 данной статьи установлено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом следует отметить, что законодательством о налогах и сборах не установлен общий срок исковой давности, при соблюдении которого суд общей юрисдикции или арбитражный суд обязаны предоставить защиту лицу, право которого нарушено.

Статьей 11 указанного Кодекса определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное им не предусмотрено. Законодательством о налогах и сборах не установлен общий срок исковой давности, при соблюдении которого суд общей юрисдикции или арбитражный суд обязаны предоставить защиту лицу, заявляющему свои требования.

Общий срок исковой давности установлен ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет три года.

Таким образом, трехлетний срок, в течение которого налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган, распространяется как на требование о возврате излишне уплаченных сумм, так и на требование об их зачете.

Кроме того, согласно разделу VII Инструкции ГНС Российской Федерации от 15.04.94 N ВГ-3-13/23 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" суммы платежей, излишне поступившие в результате их неправильного исчисления, либо нарушения установленного порядка взимания, подлежат по решению соответствующего органа взыскания возврату, либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек трехгодичный срок со дня их поступления.

Следовательно, суммы излишне уплаченного налога могут быть зачтены или возвращены до истечения трех лет со дня их уплаты, а по окончании указанного срока подлежат списанию.

Кроме того, следует иметь в виду, что суммы налоговых и иных обязательных платежей, списанные до 12.10.98 по платежным поручениям налогоплательщика либо инкассовым поручением налогового органа, в связи с непоступлением денежных средств на соответствующий бюджетный счет на основании ранее направленных платежных поручений налогоплательщика либо ранее выставленных инкассовых поручений налогового органа, излишне уплаченными не являются и, следовательно, зачету или возврату не подлежат.

Следует иметь в виду, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

При этом следует иметь в виду, что организация-налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете либо возврате излишне уплаченных налогов только в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Порядок расчета налогооблагаемой прибыли регулируется Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.91 (с изменениями и дополнениями) и Инструкцией ГНС Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

На основании пп. 4 ст. 8 и п. 5.6 указанных выше соответственно Закона и Инструкции сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщику либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на основании вышеизложенного организация-налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете либо возврате излишне уплаченных налогов, в том числе по налогу на прибыль, только в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Следовательно, в случае обращения в налоговый орган с заявлением о возврате (зачете) налога на прибыль на основе откорректированных деклараций (расчетов) по налогу на прибыль с отражением налогоплательщиком допущенного неполного отражения сведений о налоге на прибыль в поданных декларациях (расчетах) за предыдущие периоды, возврат (зачет) налога может быть произведен только при условии, что с момента его фактической уплаты по декларации (расчету) за прошедший период не прошло более трех лет.

При этом датой уплаты налога в бюджет признается дата, начиная с которой обязательства перед бюджетом по налогу на прибыль по первоначально представленной декларации (расчету) считаются выполненными (произведено фактическое зачисление средств в бюджет, произведен зачет излишне уплаченных платежей в счет погашения недоимки, произведено взыскание средств со счета налогоплательщика и т.д.), что может быть подтверждено данными карточки лицевого счета предприятия налогоплательщика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.005 с.)