Влияние возраста на становление вкб. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние возраста на становление вкб.



Часть 3 глава 5 + лекции

Реб в разном возрасте не пассивное существо. Соматич болезнь ограничивает формы активности – выносливость и т д. Соматич болезнь влияет на функциональное сост мозга. Вместе с тем в разные возрастные периоды характер, содержание, формы этой активности в отношении самого себя различны.

Меленькие дети в раннем возрасте обнаруживают у самих себя некот неблагополучие - плохое самочувствие, слабость. Но в полной мере всю тяжесть заболевания обнаруживаются только в том случ, когда психологич средства развиты, и у реб есть понимание того, что с ним происходит.

В подростковом возрасте нач появляться и ипохондрич состояния (в более раннем это почти исключено), нач выделяться депрессивно - тревожные сост, связ с болезнью.

 

Осн тезис - психологич содержание, наполнение вкб в детском возрасте диктуется не столько конкретным характером болезни, ее локализацией и т д, сколько возрастно - психологическими закономерностями того периода, в кот болезнь настигла ребенка.

В эмоциогенной ситуации - возникновение синдрома с образованием психосоматического круга.

Обратились к теме внутренней картины болезни. Отметили что это психологич феномен. Кот возникает вследствие активности самопознания больного. Познания себя в кач больного.

Этот психологич феномен возникает всегда сам, пац - автор этого произведения. Это соматоперцептивный образ, кот оформляется как образ сознания структурно, в рамках одного из подходов. Говорили о хар вкб. Есть динамика, кот р по-разному в разных подходах

либо как смена элементов вкб с выделением ведущего, эта динамика диктует принципы коррекции

Р что саматоперц образ возникает

Выделяют стадии

-первич означения,

-вторич означения и

-стадию личностного смысла.

Остановились на особенностях вкб в детском возрасте. Говорилось, что как и взрослый больной, ребенок активен в процессе самопознания - познания себя как больного. С расширением психологич средств эта активность оснащается все новыми психологич инструментами. И то, чего мы не наблюдаем в детстве - депрессии и т д, в подростковом возрасте могут возникать.

Завершили тезисом -

Содержание вкб, ее психологическое наполнение у детей диктуется не столько характером болезни, ее конкр проявлениями, локализацией, качеством болезни и т д, сколько возрастно - психологич закономерностями, характерными для того периода, в кот болезнь настигает больного.

Т е не болезнь опред характер вкб, а его психологич характеристики.

Рассматривая каким обр возрастно- психологич характ влияют на вкб, разделим детскую выборку на 2 периода. Разделим на 2 возрастных периода (в этом некорректность)

-Младший от 5-6 до 10-11 лет

-Старший после 10-11 до 14 лет.

 

Рассмотрим последовательно, какова внутр картина болезни у детей в эти периоды

· Младший возраст

5-6 лет - языковая система уже сложилась. (Выборка диктовалась тем, что у детей сложилась языковая система).

В этом возрастном диапазоне - младшем - наблюдая за детьми заболевшими разными соматич болезнями, видим проявления интереса к собств состоянию, попытки разобраться в своем сост. Попытки создать представление, что происходит. Эта собст познават активность реб в этом возрасте наталкивается на трудности - недостаточность психологич средств для самопознания.

1 как показывают эмпирич данные (исследования на кафедре) у детей еще нет эталонного представления о том, что такое болезнь и здоровье, не сформированы эти понятия.

Т о не сформирована в достаточной степени система абстрактных понятий. (Параллелограмм развития). Процессы самоконтроля, произвольной регуляции находятся еще в стадии становления. И т о активность самопознания недостаточно обеспечена психологич средствами.

На этом этапе суждения детей, когда обсуждаются вопросы – «болезнь - это когда здоровья нет», «здоровье - это когда нет болезни», или «здоровый играет в футбол, больному это не разрешается» - через конкр ситуации.

Следовательно, в этом возрасте внутр картина болезни у детей не м опираться еще на анализ собственного самочувствия. И как правило такого анализа не наблюдаем. Но из этого не следует, что у детей в этом младшем периоде не возникает вкб. Становление вкб происходит и в этом возрасте. На какой почве? В этом возрасте основой для становления вкб, для ее объективации становится система ограничений, внеш, ситуационных, с кот сталкивается заболевший ребенок.

На основании эмпирич исследований можно выделить несколько таких ситуаций ограничений, кот служат основой для становления вкб

- Ограничение двигательной активности. Масштабы этих ограничений различны в зав от того, чем болен реб. В любом случае такой дефицит двиг активности становится фактором, тормозящим психич развитие

Дефицит двиг активности сказывается на осн ведущей деятельности этого возраста, особенно когда говорим о детях 5- 6 лет. Ограничение игры. Нарушение или даже разрушение игры. Осн формы вед деятельности, деят в кот реб познает мир, мир социальных отношений, соц норм. Эта игра есть одновременно средство самопознания. Овладения собой, своими возможностями. Средство познания внутреннего мира.

Открывает много возможностей для психич развития. Эриксон говорит - самый естественный способ врачевания - это игра (психологич способ), нарушение игры - наруш ориентацию реб не только в сист отношений но и в самом себе.

(На этот фактор психологам (фактор состояния игры) надо обратить внимание по ряду обстоятельств. Активность игровой деятельности в стационарах - есть способ врачевания. В т вр организация наших стационаров такова, что эти формы активности чаще всего не удается реализовать. Парадокс - невозможность привлечения детей к игровой деятельности в стационаре часто связана не с тем, что нет игровых комнат или игрушек, а со сложившимся порочным стереотипом ограничения всяческой активности детей. В известных детских стационарах есть игровые комнаты с игрушками, игрушки уложены в шкафы, шкафы закрыты на ключик. Если в штате нет психолога, когда психологи говорят о необходимости активности, спрашивает о наличии игрушек, выясняется, что игрушки есть, но детям они недоступны).

Отсутствие игры влияет и на соматич сост, и на психич, и на становление вкб

 

-Др фактор - фрустрация познавательной потребности, выражается в опред соц статусе – статусе школьника. Обязательное посещение школы становится интересным и желательным для реб, кот нах в стационаре. При проведении диагностич обследований - дети оценивают себя как тотально несчастливых именно потому, что они не имеют возможности жить как все, посещать школу. И т о болезнь предстает перед ними в качестве этого ограничения

 

-ситуации лечения - лечебные процедуры. Чем массивнее, чем труднее эти леч воздействия, чем длительнее, болезннее, тем значительнее становится это ограничения для детей.

И тогда эти состояния, неприятные ощущения, боль при уколах, страхи леч процедур становятся основой, факторами, кот презентируют болезнь ребенку. Не столько сама болезнь, сколько ситуация лечения.

И тогда в связи со значимостью этого фактора мы получаем психодиагностич продукции детей, в их рисунках, характерные проявления страхов, болей и т д.

И тогда в проективных рис появляются изображения - врачи и медсестры в виде монстров в белых халатах. Или появляются рис - моя болезнь, ее лечение. Здесь много тематич вариаций - напр команда врачей со шприцами через плечо наступает на ребенка. Эти шприцы как винтовки. И т д. Для детей мл возраста проективность сюжетов чрезвычайно высока. Страхи находят отражение в рисунках.

 

Т о не столько сама болезнь и анализ самочувствия, сколько совокупность ситуац трудностей, ограничений.

Было бы неправильно считать, что только ситуац фактором.

-Важнейшим становится ближайший взрослый. Это конечно мать, кот и выполняет для реб в этом возрасте функцию означения его телесного самочувствия. Мать дает в распоряжение ребенка словарь описания его телесных состояний. Т е то вербальное средство, с пом кот можно осознать собств телесное состояние. И тогда в суждениях детей – «мама сказала, что у меня желудок болит», «легкие слабые» и т д.

Или напр другой близ взрослый - это мед персонал и лечащие врачи. И тогда операцию означения, т е когнитивного опосредования телесного сост м осуществлять врач или медсестра. И тогда – «доктор говорит, что у меня нарушена формула крови», или что «мало гемоглобина».

 

Т о ближ взрослый формирует опред содержание вкб за счет предъявления реб словаря, т е средства для описания своего самочувствия. Здесь серьезная практическая психологич проблема. В зав от того, как строится общение ближ взрослого с реб, в зав от того, какими словами пользуется мать, в зав от этого строится опред вербализованная картина болезни. Эти словари описаний, кот предъявляет взрослый ребенку, могут быть ятрогенными.

Наблюдая за детьми в стационарах, видим картины ятрогении. Это ненамеренные небрежности в общении взрослого с ребенком. На этом этапе в этом возрасте необходимо психологич сопровождение ребенка в случ болезни, и при амбулат наблюдении, и при стационарном лечение. Цель - не только общение с реб, но и с матерью, и тактичное взаимодействие с леч персоналом.

В чем это сопровождение

Психологич климат отделения, там, где это возможно, (у нас устоявшаяся мед система). Обучение персонала тактичному общению с детьми с учетом возраста ребенка. Опыт убеждает, что это необходимо. Хотя организационно сейчас сложно.

Был случай, о кот рассказала мама. Реб 6-7 лет поступил во отделение с воспалением легких. Непроизвольная шутка медсестры – «Петя, да ты еще здесь, а мне сказали, что тебя уже в реанимацию увезли». Мальчик не очень огорчился. Но маме рассказал, и мама отреагировала. Ему было 6-7 лет. Такого рода небрежностей очень много даже со стороны врачей.

Мама тоже нуждается (или бабушка, в зав от того, кто опекает ребенка) тоже нуждается в коррекции словаря и обучении словарю для общения с ребенком. Это м быть родительские группы. Родительские тренинги, направленные на обучение того, как говорить с хронич больными детьми. Есть международный опыт создания пособия для родителей - это работа, кот ведут психологи в контакте с педиатрами. В доступной матери форме описываются симптомы болезни. Рекомендации в отнош того что может сделать мать. Как общаться с реб. Методички направлены на, чтобы минимизировать фактор ятрогенного воздействия ближайшего взрослого на ребенка.

 

Как правило в этом возрастном периоде мы не обнаруживаем собственные спонтанные формы активности детей по преодолению, совладанию с ситуацией. Сам факт выписки из стационара оценивается как выздоровление. Почему? Потому что в этом возрасте в силу психологич особенностей этого возраста - нет развернутого плана будущего, гл изменение жизни здесь и теперь. Спонтанные формы совладания в этом случ не обретаются.

Чем младше ребенок, тем резче выражены все эти факторы развития - ограничения, влияния ближ взрослого, тем меньше собственная активность самопознания

· Более старший возраст. Подростковый

Возраст, к кот у подростка уже в достат степени сформированы когнитивные системы - понятийная система, абстрактно - логич система, идет и завершается формирование структуры Я., структуры самосознания. Появляется значит колич средств психологических самопознания и овладения ситуацией болезни.

- У подростка достат средств для анализа собственного телесного самочувствия. Именно анализ собственного телесного самочувствия становится гл фактором в формировании вкб.

Тело обретает свой язык, представление о теле дифференцировано, тело оснащено системой значений. У подростка есть представления о болезни и здоровье - социокуль представления.

Именно этот самоанализ продуцирует в этом возрасте такие сост как ипохондрич фиксации и депрессии.

 

- Для становления вкб сущ роль играет и система ситуац ограничений, связ с болезнью. Но это другие ограничения, чем в более мл возрасте. Само содержание этих ограничений связано с возрастно- психологич особенностями развития.

- Главное - фрустрация в общении - изоляции. Особенно если болезнь связана с пребыванием в стационаре, или длит пребыванием дома.

Ситуации изоляции очень хорошо выражаются в проективной продукции. Это напр рисунки - клетка и чел в клетке как в тюрьме. Или изображается одинокий заброшенный домик в лесу, я один живу в этом доме. Или я как облако в безвоздушном пространстве.

Изоляция, одиночество. Фактор общения весьма значим для этого периода. Вед деятельность - общение со сверстниками.

Как реакция на эту депривацию в системе общения м возникнуть выраженные иногда тяжелые эмоциональные переживания у подростка.

- Это не обязательно депрессия,

- это м б вторичная аутизация (не путать с рда) как реакция на особую трудную для подростка ситуацию. Я изолирован, но и сам так хочу - проявляется негативизм к другим людям. Это тягостно и для подростка и для людей, кот с ним общаются - персонал, мать - возникает эмоц барьер.

- Еще одна реакция, кот может возникнуть при переживании такой изоляции - реакция агрессии. Вербально выраженная, эмоционально. Адресована вовне чаще всего. В отношении матери такие реакции могут быть, в отношении персонала, в отношении больных в стационаре. Это наблюдается в процессе психодиагностики.

- Как один из вар. Крайне неблагоприятных, кот не следует исключить - агрессия на самого себя - аутоагрессия. Как реакция на сит. На болезнь. С переживанием ущербности, неполноценности. Возможен как наиболее тяж вар - суицид.

 

- Еще одно ограничение кот важно для становления вкб - переживание остановленности жизни. Ее прерванности. Теряется субъективно непрерывность жизни. В то же время ориентация в будущее - планирование, мечты наиболее ярко нач проявляться именно в этом возрасте. Сит болезни возбуждают сост угрозы будущему, преградности болезни. Угроза ценностям.

И тогда при исследованиях психодиагностических мы наблюдаем и в проективной рисуночной продукции, и в вербальной продукции заявления и даже рисунки- «жизнь моя остановилась.». «я не знаю, что со мной будет дальше». Реакции, кот мы в сит болезни наблюдаем и у взрослых, там, где неопред будущего, невозможность его планирования

 

Эта невозможность планирования будущего чрезвычайно травматична для подростка.

Очень велика роль ближайших взрослых (и для взрослых роль ближ окружения чрезвыч высока)

Ближ взрослый как и в более раннем возрасте, помогает осмыслить происходящее. Система значений, словарь описаний симптомов болезни, самочувствия, различ ситуативных факторов описания боления - подросток все это черпает из слов взрослого. В этом случ тоже взрослый принимает участие в становлении вкб, означивании телесных проявлений. И здесь, в этом возрасте, за счет важности фактора соучастия взрослого, велика вероятность ятрогений.

Работа с этими детьми тоже стребует психологич сопровождения как самого подростка так и ближайших взрослых (хотя их вес их влияния в этом возрасте меньше)

 

Подросток, т к у него достат средств психологич самопознания, впервые вырабатывает спонтанно определенные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией, в кот его ставит болезнь. Эти стратегии совладания различны по качеству. Эти стратеги могут иметь разные характеристики. Они м б позитивными целиком и полностью, и на них может опереться врач, психолог. Но эти спонтанные стратеги совладания могут иметь негативные характеристики и нуждаться в коррекции

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.026 с.)