Билет 7.Основные направления и итоги внутренней политики Александра I



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 7.Основные направления и итоги внутренней политики Александра I



1. Основные направления внутренней политики 1801 -1812 гг. Этот период, ", был очень многообещающим и по своей сути означал не только возвращение к политике "просвещенного абсолютизма", но и придание ей нового качества. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. новый император отменяет те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян. Александр попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета, выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ. Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам Запрещено печатание объявлений о продаже крестьян. В 1803 г. был принят указ о "вольных хлебопашцах", позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться "доброй волей" своих помещиков. Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809 г.). Реформы системы государственного управления. В целях укрепления государственного аппарата в 1802 г. вместо коллегий учреждается 8 министерств.В целях принципиального, а не поверхностного изменения государственного строя Александр I в 1809 г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпохи - М.М. Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу планов реформатора был положен либеральный принцип разделения властей.

Проект вел к утверждению в России конституционной монархии, о которой мечтал Александр, будучи еще наследником престола. Однако из всего намеченного царь реализовал лишь немногое - в 1810 г. создал Государственный совет, обладавший только законосовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812 г. был арестован и сослан. Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере культуры: создание формально единой бессословной системы образования; открытие лицеев и новых университетов; введение либеральных университетских уставов, предполагавших значительную самостоятельность университетов; утверждение либерального цензурного устава и др. 2. Основные направления внутренней политики 1814-1825 гг. В отечественной историографии существует оценка второго периода правления Александра как откровенно реакционного, а т.к. руководство внутренней политикой после победы над Францией император перепоручил своему фавориту Аракчееву, являвшемуся в глазах общественного мнения воплощением реакции, то эту эпоху характеризуют как "аракчеевщина: •А.А. Аракчеев, а затем специально созданный Секретный комитет по поручению царя разработали проекты освобождения помещичьих крестьян, но все они не были проведены в жизнь; •в 1815 г. Польше предоставлена конституция, •в 1818 г по указанию царя несколько сановников начали разработку Государственной Уставной грамоты Однако и эти планы остались нереализованными.

Но в целом во внутренней политике доминировали реакционные меры: •в армии была восстановлена палочная дисциплина; • Начались гонения на прогрессивных профессоров и нелояльных студентов. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль;

•в 1822 г. последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож. Невиданного размаха принял надзор за "неблагонадежными" людьми. •в 1822 г. Александр I возобновил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторгу; •по инициативе Александра 1 создаются военные поселения, призванные сократить огромные затраты на армию и создать новую систему комплектования армии, которая могла бы заменить недостаточно эффективную и вызывавшую недовольство крестьян рекрутскую повинность. Итоги внутренней политики Александра I В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране. Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества. Последнее десятилетие царствования Александра - это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, которыйокончательно утвердился к началу 1820-х годов.

Билет 8. Реформы 1860-1870-хх гг.: содержание, итоги, последствия

1. Царствование Александра II (1855-1881) началось в очень сложный для страны период. Поражение в Крымской войне показало уже всему обществу, что за блестящим фасадом Российской империи скрывается военно-техническое отставание, хозяйственный застой, неэффективность системы управления. Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы; жизнь властно требовала решительных шагов по обновлению страны. Реформы проводились ради укрепления государства и военной мощи России и были направлены на то, чтобы привести в соответствие с требованием времени систему управления на местах, суд, армию; обеспечить условия для ускоренного развития отечественной промышленности. Основные положения крестьянской реформы 1861 г.1) Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу и статус «сельских обывателей», элементарные экономические и гражданские права:2) Крестьяне освобождались с землёй, но за выкуп и на определённых условиях.- Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т.е. усадьбы (дом с огородом) и пахотной земли- Размер надела, выкупа, а также повинностей, которые крестьянин нёс до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Время её составления не должно было превышать двух лет. устанавливались минимальные и максимальные размеры наделов. В этих пределах и должны были договориться помещик и крестьяне. Земли сверх нормы изымались «отрезались» у крестьянина. - Размер выкупа исчислялся, исходя из размеров оброка, который прежде выплачивался крестьянином и значительно превышал рыночную стоимость земли. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы виде процентов с неё стоимость прежнего оброка («капитализация из 6% годовых»).- Помещику крестьянин выплачивал 20-25% выкупа, иногда в рассрочку. - Государство оплачивало 75-80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был возвратить её государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых.- До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял чётко зафиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу помещика. 3) Освобождённые крестьяне оставались членами общины, которая:- становилась юридическим собственником земли крестьян;- распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходекрестьян из общины и приёме новых членов;- отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов с помощью системы круговой поруки.4)Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крестьян, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношения, формирование рынка вольнонаёмного труда, ускоренное развитие промышленности. Основные положения судебной реформы 1864 г.:- Бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом.- Независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения. - Несменяемость судей, т.е. правительство своей властью не могло отстранить от должности судью.- Гласность и публичность, что означало присутствие публики на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчётов журналистов о судебных процессах.- Состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката.- При рассмотрении уголовных дел вводился суд присяжных заседателей, определявший - виновен ли подсудимый. Новая судебная система стала шагом на пути к правовому государству.Основные положения земской реформы 1864 г.:- Земства учреждались в уездах и губерниях как всесословные органы местного самоуправления-Земства находились под контролем местной администрации.- Земства распределяли государственные сборы и назначали местные сборы, устраивали благотворительные заведения. В компетенцию земств входили также здравоохранение и народное образование.Однако реформа распространялась не на всю территорию Российской империи и не была завершена созданием общероссийского представительного органа, полномочия земств были строго ограничены.Основные положения городской реформы1870 г.:- В городах создавались всесословные органы общественного управления, в городскую думу - городская управа под председательством городского головы.- Органы самоуправления следили за благоустройством городов, развитием промышленности, торговли, здравоохранения и народного образования.Содержание военной реформы 1862-1874 гг.: - сокращение численности армии на 40 %; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний в армии; - перевооружение армии и флота - введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности, вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 - на флоте, завершило проведение военной реформы. Было установлено множество

. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.230.188 (0.009 с.)