Критерии работоспособности цепных передач



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии работоспособности цепных передач



Основные причины выхода из строя цепных передач:

· Износ шарниров цепи, приводящий к удлинению цепи и нарушению зацепления со звездочками – основной критерий работоспособности для большинства передач;

· Усталостное разрушение пластин цепи по проушинам – основной критерий для быстроходных тяжелонагруженных роликовых цепей, работающих в закрытых картерах с хорошим смазыванием;

· Проворачивание валиков и втулок в пластинах в местах запрессовки – распространенная причина выхода из строя цепей, связанная с недостаточно высоким качеством изготовления;

· Выкрашивание и разрушение роликов цепи;

· Достижение предельного провисания ведомой ветви – один из критериев для передач с нерегулируемым межосевым расстоянием, работающих при отсутствии натяжных устройств и стесненных габаритах;

· Износ зубьев звездочки.

В соответствии с приведенными причинами выхода их строя цепных передач видно, что срок службы чаще всего ограничивается долговечностью цепи, которая зависит от износостойкости шарниров. Поэтому основной критерий работоспособности цепной передачи – допускаемое давление в шарнирах цепи , зависящее от типа и шага цепи, скорости и условий работы.

Ресурс цепных передач в стационарных машинах должен составлять 10000…15000 часов.

Основные геометрические и кинематические характеристики цепных передач

Основной кинематической характеристикой цепной передачи является передаточное число :

,

где , – частота вращения ведущей и ведомой звездочки, об/мин;

, – число зубьев ведущей и ведомой звездочки.

Скорость цепи v рассчитывается по формуле:

, м/сек.

Рис. 5.8. Геометрические параметры цепной передачи

Число зубьев ведущей звездочки принимается в зависимости от передаточного отношения u: минимальное значение (для низкоскоростных передач) (но не меньше 13); рекомендуемое значение .

Излишне большие значения способствуют повышенному износу шарниров и увеличению шага цепи («вытяжке» цепи). При слишком маленьких значениях возрастает неравномерность движения цепи (пульсация цепи) и увеличиваются динамические нагрузки.

Число зубьев ведомой звездочки .

Оптимальное межосевое расстояние .

Максимальное межосевое расстояние .

Длина цепи, выраженная в ее шагах (число звеньев цепи):

.

Делительный диаметр звездочек .

Диаметр окружности выступов звездочек .

Проектировочный расчет цепных передач

5.7.1 Исходные данные для проектирования:

· вращающий момент на быстроходном валу передачи ;

· передаточное отношение u;

· частота вращения на быстроходном валу передачи , об/мин;

· компоновка передачи и условия работы.

 

Расчет параметров передачи

Проектирование начинают с выбора типа цепи. В цепных передачах приводов применяются роликовые и втулочные цепи по ГОСТ 13568-97:

· ПР – роликовые;

· ПВ – втулочные;

Для общепромышленных приводов рекомендуется применять цепи ПР.

Число зубьев ведущей звездочки принимается по рекомендациям п. 5.6 из ряда (по ГОСТ 591): 9, 10, 11, 12, (13), 14, (15), 16, (17), 18, (19), 20, (22), 25, (28), 32, (36), 40, (45), 50, (56), 63, (71), 80. При выборе числа зубьев следует отдавать предпочтение числам без скобок.

Число зубьев ведомой звездочки .

Результат округляют до ближайшего целого значения. Во избежание соскакивания цепи ограничивают не более 120. Для более равномерного износа цепи желательно применять нечетное число зубьев на малой звездочке и четное число зубьев на большой звездочке.

Шаг цепи t рассчитывается по формуле:

,

где – вращающий момент на быстроходном валу передачи, Н∙мм;

– коэффициент, учитывающий конкретные условия монтажа и эксплуатации цепной передачи;

– число зубьев ведущей звездочки;

– допускаемое давление в шарнирах; при расчете шага цепи t в первом приближении берется среднее значение »20МПа, при расчете во втором приближении берется из таблицы 5.2.

– число рядов цепи.

Полученное значение t округляют до ближайшего большего стандартного значения по ГОСТ13568-97 (см. табл. 5.4).

Коэффициент представляет собой произведение шести множителей:

.

Значения выбираются по рекомендациям таблицы 5.1.

Таблица 5.1

Значения поправочных коэффициентов

Коэффициент динамичности нагрузки При нагрузках близких к постоянным, без резких колебаний =1
При переменной или толчкообразной нагрузке =1,25¸1,5
При ударной нагрузке =2¸3
Коэффициент , учитывающий влияние межосевого расстояния При оптимальном межосевом расстоянии =1
При =1,25
При , уменьшают на 0,1 на каждые
Коэффициент , зависящий от угла наклона передачи к горизонту При угле наклона меньше 60° к горизонту =1
При вертикальном расположении =1,3
Для передач с автоматической регулировкой натяжения цепи при любом угле наклона =1
Коэффициент учитывающий способ регулиро­вания натяжения Автоматическая регулировка натяжения =1
Периодическая регулировка натяжения =1,25
Коэффициент , учитывающий способ смазывания цепной передачи Непрерывная смазка (в масляной ванне или от насоса) =0,8¸1,0
Капельная =1,2
Периодическая =1,5
Коэффициент , учитывающий режим работы Односменная работа =1
Двухсменная работа =1,25
Трехсменная работа =1,5

Таблица 5.2

Допускаемое давление в шарнирах для цепей типа ПР нормальной точности при расчетной долговечности 10000 часов по нормам DIN 8195

v цепи, м/с 0,1 0,4 1,0 2,0 4,0 6,0 8,0
, МПа

Скорость цепи v, м/сек:

.

Скорость цепи v для приводов общего назначения нормальной точности не должна превышать 10 м/сек, так как, с увеличением скорости цепи возрастают динамические нагрузки (примерно пропорционально квадрату скорости) и ускоряется износ шарниров (примерно пропорционально кубу скорости). В случае, когда скорость цепи будет больше 10 м/сек, ее можно уменьшить, применив многорядные цепи с меньшим шагом.

После этого уточняется допускаемое давление , рассчитывается шаг цепи t во втором приближении и, при необходимости, скорость цепи v.

Проверяется расчетное давление в шарнирах:

.

Делительный диаметр звездочек .

Диаметр окружности выступов звездочек .

Оптимальное межосевое расстояние .

Максимальное межосевое расстояние .

Большое межосевое расстояние приводит к слишком большим нагрузкам на валы и опоры из-за большого веса цепи.

Окончательное межосевое расстояние выбирают исходя из главного критерия – получения минимальных габаритов привода. Для этого делают прорисовку привода в масштабе.

Длина цепи, выраженная в ее шагах:

.

Полученную длину цепи округляют до целого значения, при этом желательно, чтобы число звеньев цепи было четным, чтобы избежать применения переходного звена.

Далее уточняется межосевое расстояние :

.

Для обеспечения свободного провисания цепи следует предусмотреть уменьшение межцентрового расстояния на 0,4%.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.024 с.)