Влияние разработанной программы на физическое состояние часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние разработанной программы на физическое состояние часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста



После проведения программы восстановления было проведено повторное изучение физического состояния часто и длительно болеющих детей КГ и ЭГ.

Таблица 3.4 – Показатели физического развития детей контрольной и экспериментальной групп после проведения исследования

Антропометрические показатели КГ ЭГ tфакт. tтабл. Р
Рост, см 124,2±0,25 124,8±0,21 0,3 2,1 >0,05
Вес, кг 23,4±0,17 24,2±0,29 0,1 2,1 >0,05
Окружность грудной клетки, см 64,2±1,13 64,4±1,29 0,2 2,1 >0,05

Примечание – КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа, tфакт.– фактический критерий Стьюдента; tтабл. – табличный критерий Стьюдента; p – достоверность

 

Анализ антропометрических показателей в конце исследования показал их положительную динамику. Рост у обследуемых КГ соствил 124,2±0,25 см, у ЭГ равен 124,8±0,21 см. Масса тела у обследуемых КГ равна 23,4±0,17 кг, у детей ЭГ составила 24,2±0,29кг. Окружность грудной клетки у детей КГ равна 64,2±1,13 см, у обследуемых ЭГ составила 64,4±1,29 см. Как видно из данных представленных в таблице 3.4 у детей КГ и ЭГ значимых различий в антропометрических показателях не выявлено. Антропометрические показатели после применения программы восстановления у детей ЭГ и КГ соответствую возрастным нормам. Динамика изменений антропометрических показателей обследуемых детей КГ и ЭГ представлена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Динамика антропометрических показателей часто и длительно болеющих детей контрольной и экспериментальной групп после применения программы

После применения программы восстановления у детей ЭГ по сравнению с лицами КГ отмечаются большое увеличения массы, длины тела и окружности грудной клетки. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной программы восстановления.

Для оценки эффективности разработанной программы восстановления физического состояния часто и длительно болеющих детей изучено функциональное состояние дыхательной системы обследуемых. (таблица 3.5)

Таблица 3.5 – Показатели функционального состояния дыхательной системы часто и длительно болеющих детей контрольной и экспериментальной групп после проведения исследования

Показатели дыхательной системы КГ ЭГ tфакт tкрит. P
Проба Штанге, с 29,3±2,2 36,2±1,4 2,9 2,1 <0,05
Проба Генчи, с 16,9±1,6 19,7±1,3 2,3 2,1 <0,05

Примечание – КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа, tфакт.– фактический критерий Стьюдента; tтабл. – табличный критерий Стьюдента; p – значимость различий

Функциональное состояние дыхательной системы после применения программы восстановления у детей экспериментальной и в контрольной групп улучшилось. У детей КГ показатели пробы Штанге увеличились на 11,95%, у детей ЭГ – на 32,04%; по пробе Генчи у детей КГ выросли на 22,49%, у детей ЭГ – на 37,56%. По рисунку 3.2 было выявлено, что динамика показателей по пробам Штанге и Генчи у детей ЭГ и КГ значимо отличается.

Рисунок 3.2 – Динамика функционального состояния дыхательной системы часто и длительно болеющих детей контрольной и экспериментальной групп после применения программы восстановления

 

Результаты повторно проведенного контрольно-педагогического тестирования детей контрольной и экспериментальной групп после применения программы восстановления представлены в таблице 3.6.

Таблица 3.6 – Результаты контрольно-педагогического тестирования детей контрольной и экспериментальной групп после проведения исследования

Результаты контрольно-педагогического тестирования КГ ЭГ tфакт. tтабл. Р
Прыжок в длину с места, см 137,81±1,43 148,52±1,75 4,8 2,1 <0,05
Челночный бег «4х9», с 12,35±0,14 11,31±0,13 5,5 2,1 <0,05
Бег через кирпичики 60 м, с 13,29±0,11 12,68±0,16 3,7 2,1 <0,05
Сгибание разгибание туловища на спине, раз 14,12±0,58 17,12±0,77 3,1 2,1 <0,05
Бросок мяча, см 327,12±6.74 352,37±2,79 3,9 2,1 <0,05

Примечание – КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа, tфакт.– фактический критерий Стьюдента; tтабл. – табличный критерий Стьюдента; p – значимость различий

 

На рисунке 3.3 представлена динамика результатов контрольно-педагогического тестирования часто и длительно болеющих детей эксперементальной и контрольных групп после применения программы восстановления

Рисунок 3.3 – Динамика результатов контрольно-педагогического тестирования часто и длительно болеющих детей контрольной и экспериментальной групп после применения программы восстановления

 

При оценке физической подготовленности мальчиков экспериментальной группы было выявлено, что показатели силовой выносливости плечевого пояса при выполнении теста бросок значительно повысились (р˂0,05), а у детей контрольной группы силовая выносливость плечевого пояса увеличилась незначительно (р˂0,05). Скоростно-силовая выносливость при выполнении теста прыжок в длину с места выявил повышения у детей 22%, у детей ЭГ на 27% по сравнению с показателями в начале исследования. Показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса при сгибании, разгибании туловища у детей экспериментальной группы по сравнению с показателями до применения программы восстановления значительно улучшились на 22%, а у представителей контрольной группы данные силовой способности повысились не значительно. Скоростных способностей в тесте бег через кирпичики 60 м у детей ЭГ увеличилась на 17%. детей КГ на 9%. Координационные способности при выполнении теста челночный бег у детей ЭГ увеличились на 12%. детей КГ на 9%.

Таким образом, проведенные исследования доказывают, что разработанная программа эффективна, так как повысилась физическая подготовленность и функциональное состояние дыхательной системы ЧДБД экспериментальной группы в большей степени по сравнению с КГ. Что позволяет рекомендовать данную программу для использования в учреждениях общего образования.

Для изучения изменений частоты заболеваемости в школе проводен анализ медицинских карт детей и данных анкет заполненными родителями до и после эксперимента. На основе этих данных было рассчитано количество заболеваний у детей контрольной и экспеременральной группах на одного ребенка, а также средняя длительность одного заболевания за 3 месяца до проведения исследования, а затем после исследования. Результаты расчетов представлены в таблице 3.7.

 

Таблица 3.7 – Результаты исследования заболеваемости детей в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента

Группа Число заболеваний в группе, кол-во человек Длительность одного заболевания, дни
До исследования
ЭГ   6,4±0,4
КГ   5,7±0,2
После исследования
ЭГ   3,9±0,1
КГ   5,5±0,1

 

Примечание – КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа

 

Анализ результатов заболеваемости до и после педагогического эксперимента показал, в экспериментальной группе произошли положительные изменения. В процессе эксперимента выявлено 0,2 заболеваний на 1 ребенка, что 3 раза меньше, чем за аналогичный период до эксперимента. Средняя продолжительность заболеваний уменьшилась и в экспериментальной группе на 39 % с 6,4 до 3,9 дней. Таким образом, анализ частоты заболеваемости детей КГ и ЭГ подтвердил эффективность разработанной программы восстановления.

 


ВЫВОДЫ

1. До проведения исследования у часто и длительно болеющих детей было определено состояние физического развития, функционального состояния дыхательной системы и физической подгоотвленности. Анализ первичного обследования детей КГ и ЭГ выявил, что показатели антропометрических показателей соответствуют возрастным нормам, уровень развития физической подготовленности детей КГ и ЭГ не соответствует возрастным нормам; со стороны функции внешнего дыхания отмечалось снижение показателей гипоксических проб и функциональные показатели дыхания не соответствовали возрастным нормам. В результате исследования было вывлено, что показатели физической подготовленности и состояния дыхательной системы детей КГ и ЭГ требуют дополнительнолго развития.

2. Программа восстановления включала следующие средства: утренняя гимнастика (5 раз в неделю по 10 мин), дополнительные занятия (4 раза в неделю по 39 мин); массаж спины (2 раза в неделю по 20 мин); самостоятельные занятия дома (ежедневно по 25 мин).

3. Результаты проведенных экспериментальных исследований выявили, значимые различия у детей ЭГ в показателях контрольно-педагогического тестирования и в показателях функциональных проб Штанге и Генчи. В КГ в показателях контрольно-педагогического тестирования и в показателях функциональных проб Штанге и Генчи заметна положительная динамика, но згначимых различий, при повторном обследовании выявлено не было. Динамика изменений антропометрических показтелей у обследуемых детей КГ составила: рост – 2,25%, вес –12,39%, окружность грудной клетки – 1,25%; у обследуемых детей ЭГ: рост – 2,08%, вес –15,70%, окружность грудной клетки – 1,24%. При оценке физической подготовленности мальчиков экспериментальной группы было выявлено, что показатели силовой выносливости плечевого пояса при выполнении теста бросок значительно повысились (р˂0,05), а у детей контрольной группы силовая выносливость плечевого пояса увеличилась незначительно (р˂0,05). Скоростно-силовая выносливость при выполнении теста прыжок в длину с места выявил повышения у детей 22%, у детей ЭГ на 27% по сравнению с показателями в начале исследования. Показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса при сгибании, разгибании туловища у детей экспериментальной группы по сравнению с показателями до применения программы восстановления значительно улучшились на 22%, а у представителей контрольной группы данные силовой способности повысились не значительно. Скоростных способностей в тесте бег через кирпичики 60 м у детей ЭГ увеличилась на 17%. детей КГ на 9%. Координационные способности при выполнении теста челночный бег у детей ЭГ увеличились на 12%. детей КГ на 9%. Расчет процентного соотношения функциональных показателей дыхательной системы детей КГ и ЭГ до и после проведения исследования выявил улучшения у детей КГ по «пробе Штанге» на 11,95%, у детей ЭГ на 32,04%; по «пробе Генчи» у детей КГ на 22,49%, у детей ЭГ на 37,56%.

Анализ результатов заболеваемости до и после педагогического эксперимента показал, в экспериментальной группе произошли положительные изменения. В процессе эксперимента выявлено 0,2 заболеваний на 1 ребенка, что 3 раза меньше, чем за аналогичный период до эксперимента. Средняя продолжительность заболеваний уменьшилась и в экспериментальной группе на 39 % с 6,4 до 3,9 дней. Таким образом, анализ частоты заболеваемости детей КГ и ЭГ подтвердил эффективность разработанной методики, направленной на улучшения физического развития, функционального состояния и физической подготовленности ЧДБД включающей такие средства лечебной физической культуры как лечебную гимнастику¸ дыхательные упражнения, массаж спины, утреннюю гимнастику.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Анализ научно-методической литературы показал, что на сегодняшний день ЧДБД – это не нозологическая форма заболевания. Однако, частые повторные ОРВИ отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом развитии детей, ослабляют их общее здоровье, создают условия для формирования очагов хронической инфекции, появления сенсибилизации, различных форм аллергии и аутоиммунных процессов. Основополагающими принципами оздоровления ЧДБД быть: индивидуальность – учет особенностей нарушений состояния здоровья каждого конкретного ребенка; комплексность – применение медицинских, психолого-педагогических, логопедических методов восстановления; круглогодичность; этапность и преемственность. Восстановление ЧДБД проводится на всех этапах: в семье, в школе, в поликлинике, в санатории. Предпочтение при восстановлении ЧДБД отдается комплексному применению различных средств лечебной физической культуры: лечебной гимнастике, массажу, на фоне рационального режима дня и питания.

2. Программа восстановления включала следующие средства: утренняя гимнастика (5 раз в неделю по 10 мин), дополнительные занятия (4 раза в неделю по 39 мин); массаж спины (2 раза в неделю по 20 мин); самостоятельные занятия дома (ежедневно по 25 мин).

3. Результаты проведенных экспериментальных исследований выявили, значимые различия у детей ЭГ в показателях контрольно-педагогического тестирования и в показателях функциональных проб Штанге и Генчи. В КГ в показателях контрольно-педагогического тестирования и в показателях функциональных проб Штанге и Генчи заметна положительная динамика, но згначимых различий, при повторном обследовании выявлено не было. Динамика изменений антропометрических показтелей у обследуемых детей КГ составила: рост – 2,25%, вес –12,39%, окружность грудной клетки – 1,25%; у обследуемых детей ЭГ: рост – 2,08%, вес –15,70%, окружность грудной клетки – 1,24%. При оценке физической подготовленности мальчиков экспериментальной группы было выявлено, что показатели силовой выносливости плечевого пояса при выполнении теста бросок значительно повысились (р˂0,05), а у детей контрольной группы силовая выносливость плечевого пояса увеличилась незначительно (р˂0,05). Скоростно-силовая выносливость при выполнении теста прыжок в длину с места выявил повышения у детей 22%, у детей ЭГ на 27% по сравнению с показателями в начале исследования. Показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса при сгибании, разгибании туловища у детей экспериментальной группы по сравнению с показателями до применения программы восстановления значительно улучшились на 22%, а у представителей контрольной группы данные силовой способности повысились не значительно. Скоростных способностей в тесте бег через кирпичики 60 м у детей ЭГ увеличилась на 17%. детей КГ на 9%. Координационные способности при выполнении теста челночный бег у детей ЭГ увеличились на 12%. детей КГ на 9%. Расчет процентного соотношения функциональных показателей дыхательной системы детей КГ и ЭГ до и после проведения исследования выявил улучшения у детей КГ по «пробе Штанге» на 11,95%, у детей ЭГ на 32,04%; по «пробе Генчи» у детей КГ на 22,49%, у детей ЭГ на 37,56%.

Анализ результатов заболеваемости до и после педагогического эксперимента показал, в экспериментальной группе произошли положительные изменения. В процессе эксперимента выявлено 0,2 заболеваний на 1 ребенка, что 3 раза меньше, чем за аналогичный период до эксперимента. Средняя продолжительность заболеваний уменьшилась и в экспериментальной группе на 39 % с 6,4 до 3,9 дней. Таким образом, анализ частоты заболеваемости детей КГ и ЭГ подтвердил эффективность разработанной методики, направленной на улучшения физического развития, функционального состояния и физической подготовленности ЧДБД включающей такие средства лечебной физической культуры как лечебную гимнастику¸ дыхательные упражнения, массаж спины, утреннюю гимнастику.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.018 с.)