ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод математической статистики.



Полученные результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики, применяемых для проверки и обоснования выдвинутых гипотез: определение среднего арифметического, среднеквадратического отклонения (стандартного отклонения), стандартной ошибки среднего арифметического, проверка статистической достоверности.

1. Среднее арифметическое определяется как сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений. Среднее арифметическое определялось по формуле 2.1:

 
 
(2.1)


Xср. = ∑ Xi / n,

 

где Xi = ∑ xi =x1+x2+x3+…хn;

n – количество испытуемых;

Xср. – среднее арифметическое.

 

2. Среднеквадратическое отклонение (стандартное отклонение), характеризует рассеивание, разбросанность рассматриваемой совокупности. Среднеквадратическое отклонение определялось по формуле 2.2:

 

(2.2)
σ = √ ∑(Xi–X)2/n–1,

 

где σ – среднеквадратическое отклонение;

n – количество испытуемых,

X – элемент выборки.

 

3. Стандартная ошибка среднего арифметического (Sx), характеризует разброс средних арифметических значений выборок относительно среднего генерального совокупностей. Чем ниже Sx, тем выше точность.
Sx определялось по формуле 2.3:

 
 
(2.3)


Sx = σ/√n,

 

где Sx – стандартная ошибка среднего арифметического;

σ – среднеквадратическое отклонение;

n – количество испытуемых.

 

4. Проверка статистической достоверности осуществляется с помощью выдвижения статистической гипотезы. Так выдвигаются две гипотезы противоречащих друг другу. Одна из них называется нулевая гипотеза – Н0, другая альтернативная (конкурирующая) – Н1, противоречащая первой. Для проверки выдвинутых гипотез применяют статистические критерии. Значение критерия, вычисленное по данным выборки, называют наблюдаемым значением (tнабл). Найденное значение критерия сравнивается с критическим (граничащим) значением критерия, взятым из таблиц (tкрит). Результаты сравнивают и делают вывод в пользу одной из гипотез. Совокупность значений критерия, при которых отвергают нулевую гипотезу, называют критической областью. Совокупность значений критерия, при которых нулевую гипотезу принимают, называют областью принятия гипотезы.

Таким образом, если наблюдаемое значение критерия принадлежит критической области, нулевую гипотезу отвергают и принимают конкурирующую; если еж оно принадлежит области принятия гипотезы – нулевую гипотезу принимают и отвергают конкурирующую.

Не маловажен здесь и уровень значимости (Р) – вероятность попадания критерия в критическую область, если принимается нулевая гипотеза. Она служит для определения по таблице критических значений критерия, образующих критическую область. Уровень значимости выбирается исследователем. Часто Р = 0,05, это значит, что вероятность ошибочно принять гипотезу Н1 при справедливости гипотезы Н0 равна 5 %.

В нашем случае сравнение характеристик будет по критерию Стьюдента для малых независимых выборок (формула 2.4):

 
 
(2.4)


t = (Х1 – Х2) / (√S2X1 + S2X2),

 

где t – критерия Стъюдента;

X1 – среднее арифметическое результата первого исследования;

Х2 – среднее арифметическое результата второго исследования;

S2x1 – стандартная ошибка первого среднего арифметического;

S2x2 – стандартная ошибка второго среднего арифметического;

tкрит. = 2,18 при уровне значимости (Р) = 0,05.

Таким образом, Н0 – tнабл. ≥ tкрит; Н1 – tнабл. < tкрит.

5. Для оценки прироста результатов в процентном соотношении использовалась формула 2.5:

 
 
(2.5)


∆ (%) = полученный результат – исходный результат х 100 %,

где ∆ – процентное соотношение полученного результата.

Организация исследования

Исследование проводилось с 2 сентября по 30 ноября 2015 года и было организовано на базе Государственного учреждения образования «Начальной школы № 29 г. Минска» Республики Беларусь.

Под наблюдением находилось 20 ЧДБД младшего школьного возраста (7–8 лет), которые были разделены на 2 группы: экспериментальную (ЭГ) (10 мальчиков) и контрольную (КГ) (10 мальчиков).

Дети контрольной группы занимались в соответствии с учебной программой начальной школы № 29 г. Минска которая включала:

1. Физкультминутки (5 раз в неделю по 10 мин).

 

 

Задачи:

1) снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;

2) заинтересовать детей занятиями физическими упражнениями;

2. Уроки физической культуры и здоровья (3 раза в неделю по 45 мин).

Подготовительная часть урока.

Цель: подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия.

Применяются строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, комплекс ОРУ (общие развивающие упражнения), без предметов, с предметами. Общая продолжительность подготовительной части составляет 10–13 мин от общего времени.

Основная часть урока.

Цель: решить наиболее значимые оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, предусмотренные учебной программой.

Задачи:

1) разучить новые двигательные действия или их элементы;

2) закрепить и совершенствовать усвоенные ранее двигательные навыки;

3) развивать физические качества.

Общая продолжительность основной части составляет 25–27 мин от общего времени.

Заключительная часть урока.

Цель: постепенно снизить функциональную активность организма занимающихся и привести его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

1) снизить физиологическое возбуждение и излишнее напряжение отдельных групп мышц;

2) регулировать психоэмоциональное состояние.

Дети ЭГ занималась как дети КГ согласно учебной программе, а также дополнительно по разработанной нам программе восстановления, которая включала:

1. Утреннюю гимнастику – 5 раз в неделю по 10 мин

Цель: обеспечить постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. Использовались общеразвивающие, дыхательные, а также упражнения на формирование правильной осанки (Приложение А).

2. Дополнительные занятия – 3 раза в неделю по 30 мин.

Цель: повысить основные процессы жизнедеятельности. Применяли дыхательные упражнения статического и динамического характера, подвижные игры направленные на укрепление дыхательных мышц («Совушка-сова», «Донеси, не урони», «Шарик лопнул»).

3. Классический массаж спины и грудной клетки. Сеанспроводился 2 раза в неделю по 20 мин.

Цель: повысить работоспособность иммунной системы.

Классический массаж спины и грудной клетки был направлен на улучшение трофических процессов в легких, расслабление дыхательной мускулатуры.

И.п. ребенка при массаже спины было следующее: тело располагалось горизонтально, руки немного согнуты в локтях и протянуты вдоль туловища, под ноги в районе голеностопа был подложен специальный валик. Массаж начинали с поглаживания. Выполняли ладонью с постоянным давлением невысокой интенсивности, а движения рук были направлены в сторону ближайших крупных лимфатических узлов. Основная цель поглаживания – разогревание кожи и подкожных структур, подготовка их к более интенсивным методам воздействия. Следом за поглаживанием выполняли растирание – с помощью ладони, фалангами согнутых пальцев, большими пальцами рук или ребром ладони. Растирание выполнялось с ощутимым давлением на кожу ребенка на уровне порога болевой чувствительности. Цель – воздействие на кожу и глубокие ткани. Существует множество вариантов выполнения этого приема – поверхностное и глубокое, щипцеобразное и спиралевидное, гребнеобразное и с давлением двумя руками. Выжимание во многом повторяет цели и технику растирания. После растирания мы приступали к разминанию. Захватывали и разминали руками глубоко расположенные мышцы и ткани, увеличивали их подвижность, улучшали отток венозной крови и лимфодренаж. Разминание проводили на расслабленных мышцах. Вибрация – последний прием основной фазы массажа. Этот прием выполняли для стимуляции нервно-мышечного аппарата и глубоких рецепторов, усиления процессов кровоснабжения тканей.

Массаж грудной клетки благотворно влияет прежде всего на деятельность бронхов, легких и сердца. И.п. ребенка при массаже грудной клетки было лежа на спине, руки вдоль туловища. Массаж начинали с поглаживания.

 

Массажист стоит сзади или сбоку от пациента в зависимости от применяемого приема.

Приемы, используемые при предвестниках одышки или удушья, надо выполнять немедленно в следующей последовательности:

— поглаживание продольно от плеч к бедрам и от бедер к плечам.

Поглаживание

Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук продольно от плеч к бедрам и от бедер к плечам тыльной стороной кисти, достаточно нежно, легко, в темпе до 200 движений в обоих направлениях в 1 мин. Продолжительность упражнения — до 30 с. При поглаживании массируемый обязательно почувствует прилив тепла, кожа спины у него может порозоветь;

— поглаживание плеч, лопаток, шеи.

Поглаживание плеч, лопаток, шеи

Поставив пальцы кистей (кроме больших) вместе на переднюю поверхность плеча и шеи, подушечками больших пальцев нежно поглаживают всю заднюю поверхность плеча, лопатки и, постепенно смещаясь к голове, частыми мелкими ласкательными движениями массируют шею. Затем выполняют те же движения в обратном порядке. Упражнение выполняют на правой и левой сторонах в течение 15 с.

Этот прием способствует расслаблению трапециевидной мышцы, и его рекомендуется освоить в совершенстве, так как он весьма эффективен при предвестниках удушья и самом приступе для его купирования;

— постукивание спины.

Постукивание спины

Кисти держат вместе, соединенные пальцы (кроме больших) поставлены подушечками на поясницу, а подушечки больших пальцев, отведенных назад, располагают в 1—2 см от позвоночника с каждой стороны. Движением пальцев (кроме больших) вдоль спины до шеи, мелко-мелко переступая вперед, совершают множество легких постукиваний по спине, а большие пальцы, отставая вначале, лишь у шеи догоняют остальные. Большие пальцы надавливают легко. Руки возвращают в исходное положение, скользя подушечками пальцев по коже спины. Упражнение повторяют 15—20 раз.

При правильно выполненном приеме на коже вдоль позвоночника (там, где работали подушечки больших пальцев) могут появиться пунцовые полосы. После окончания массажа дыхание непроизвольно углубляется, одышка становится менее выраженной;

— разминание.

Разминание

Стоя справа от больного, массируют противоположную сторону тела (грудь, живот, спина). То же с другой стороны. Продолжительность процедуры — 30 с.

Обычно новички справедливо считают разминание болезненным приемом. Действительно, при этом виде массажа часто возникают болевые ощущения, но уже через несколько дней они проходят, и появляется чувство облегчения, так как улучшается дыхание;

— вибрация.

Вибрация

Массажист стоит сзади от пациента или, если он лежит на спине, над ним, жестко ставит пальцы в межреберные промежутки. В этом положении, сохраняя давление, он вибрирует кистями, не смещая пальцев. Вибрацию выполняют на всей протяженности межреберных промежутков. Продолжительность выполнения приема — до 1 мин.

Вибрация всегда вызывает у пациента чувство щекотки, но выполнять этот прием надо обязательно — после массажа открывается необычайно глубокое дыхание;

— выкручивание кожи в межлопаточной области спины.

Выкручивание кожи в межлопаточной облати спины

Массажист, стоя сзади пациента, кладет кисти рук средними фалангами согнутых указательных пальцев на спину строго по линии нижних углов лопаток. Затем крепко захватывают кожу большими и указательными пальцами рук, максимально оттягивают ее в стороны — вверх до образования возможно более высокого валика и поворотом кистей вовнутрь соединяют эти валики.

Валики в этом положении держат 2 с, а затем опускают. Следующие выкручивания — посередине между лопатками и на уровне верхних углов лопаток. Повторяют процедуру 3—4 раза подряд, чередуя с поглаживанием.

Правильно выполненное выкручивание непременно вызовет у пациента сильную боль. Это очень важно, так как болевой синдром мгновенно снимает спазм гладкой мускулатуры бронхов, и отказываться от этого приема не следует.

На все описанные приемы затрачивается 6 мин. При этом массажист должен постараться выяснить у пациента, какие приемы оказывают наибольший эффект для расслабления дыхательной мускулатуры, и отдавать им предпочтение.

При приступах бронхиальной астмы используют те же приемы массажа, что и при появлении предвестников удушья, но уделяют больше внимания и времени приемам постукивания спины, вибрации и выкручивания.

 

 

4. Самостоятельные занятия дома ежедневно по 25 мин (Приложение Г).

Содержание самостоятельных заданий заранее составлено из несложных и знакомых упражнений. Использовалиськорригирующие упражнения на формирование стереотипа правильной осанки, на укрепление и расслабление определенных мышечных групп.


ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.023 с.)