ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ



ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ

ИИ – инфекционный индекс

КГ – контрольная группа

ЛФК – лечебная физическая культура

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ОРЗ – острое респираторное заболевание

ОРИ – острая респираторная инфекция

ЧДБД – часто и длительно болеющие дети

ЭГ – экспериментальная группа

 


ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья подрастающего поколения определяют здоровье общества и будущее нации [14].

Часто болеющие дети – группа детей диспансерного наблюдения с частыми респираторными заболеваниями и обострениями хронических заболеваний дыхательных путей. К этой группе относятся также дети, длительно болеющие инфекционными респираторными заболеваниями. По данным медицинской статистики на сегодняшний день к категории часто болеющих относятся до 18–20 % всех детей в возрасте до 7 лет [31]. В структуре заболеваемости детей 3–8 лет первое место занимают острые респираторные инфекции (ОРИ) [2, 14]. Половина (49,5 %) зарегистрированных заболеваний приходится на долю часто и длительно болеющих детей [12]. В структуре заболеваемости часто и длительно болеющих детей (ЧДБД) ведущее место (75–85 %) принадлежит заболеваниям бронхолегочной системы [14]. Повторные заболевания приводят к нарушениям функционального состояния организма, могут обуславливать срыв адаптации и вызывать развитие хронической патологии [28].

Частые заболевания детей представляют собой не только медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия. Эти частые заболевания могут приводить к социальной дезадаптации ребенка, так как ограничивается возможность его общения со сверстниками из-за частых пропусков учебного учреждения [35]. Частые заболевания у ребенка оказывают влияние на психологический климат в семье. Более 70 % родителей часто и длительно болеющих детей констатируют ухудшение качества жизни [42]. Для того, чтобы дети были здоровыми необходимо выполнять физические упражнения, которые позволяют прийти к оптимальному состоянию ребенка, улучшить его здоровье. Поэтому необходимо разработать программу восстановления для ЧДБД младшего школьного возраста.

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и школе и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей комплексная и многоаспектная [5]. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей объем двигательной активности сокращается. В результате чего, дети болеют чаще. К 2004 году число часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста составило около 70–75%. Несмотря на значительное количество общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий, проведенных в школе, проблемы, связанные со здоровьем часто и длительно болеющими детьми младшего школьного возраста, остаются достаточно актуальными [6]. Это свидетельствует об актуальности разработки программы восстановления физического состояния часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: оценить эффективность разработанной программы восстановления часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить физическое состояние часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

2. Разработать программу восстановления физического состояния для часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

3. Оценить динамику физического состояния часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста после применения разработанной программы восстановления.

Объект исследования:программа восстановления физического состояниячасто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:влияние разработанной программы восстановления физического состояния часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

Личный вклад.В процессе написания дипломной работы была изучена научно-методическая литература по вопросам анатомо-физиологической характеристики детей младшего школьного возраста, изучены средства восстановления часто и длительно болеющих детей, до начала проведения исследования было определено физическое состояние, проводился анализ полученных результатов, на фоне этого была разработана программа восстановления физического состояния часто и длительно болеющих детей. После применения программы восстановления было проведено повторное изучение физического состояния часто и длительно болеющих детей контрольной и экспериментальной групп.

Апробация результатов.Результаты исследования были представлены в виде стендового доклада на студенческой научно-практической конференции кафедры лечебной физической культуры на тему «Физическая культура и здоровье», г. Минск 17.12.2015г.

Опубликованность результатов.Результаты поданы в печать на Международную заочную студенческую научно-практическую конференцию «Здоровье современного человека», г. Донецк 22.04.2016 г.

Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа представлена на 45 страницах компьютерного текста, состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка литературных источников и 4 приложений. Основное содержание дипломной работы изложено на 45 страницах компьютерного текста, включает 3 рисунка, 7 таблиц и библиографический список из 43 источников литературы отечественных и зарубежных авторов.

 


ГЛАВА 1
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧАСТО И ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЫВОДЫ

Организм детей младшего школьного возраста быстро формируется и в результате этого возрастает вероятность частых и длительных заболеваний. Частые заболевания у детей представляют собой не только медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия, так как они могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограничения возможностей его общения со сверстниками и к большим материальным затратам со стороны родителей, что в целом может влиять на ухудшение психологического климата в семье. Заболевания отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом развитии детей младшего школьного возраста, ослабляют их общее здоровье, создают условия для формирования очагов хронической инфекции. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем двигательной деятельности. Для того, чтобы часто и длительно болеющие дети были здоровыми необходимо выполнять физические упражнения, которые позволяют прийти к оптимальному состоянию ребенка. Предпочтения при восстановлении ЧДБД отдается комплексному применению различных средств лечебной физкультуры: лечебной гимнастике, массажу, на фоне рационального режима дня и питания. Поэтому необходимо разработать программу восстановления физического состояния часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.


ГЛАВА 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования

Анализ научно-методической литературы. В процессе подготовки курсовой работы нами было проанализировано 53 литературных источника отечественных авторов. Анализ статей, публикаций, сборников научных трудов, учебных и учебно-методических пособий позволил систематизировать научные исследования и методические положения по вопросу восстановления часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

Организация исследования

Исследование проводилось с 2 сентября по 30 ноября 2015 года и было организовано на базе Государственного учреждения образования «Начальной школы № 29 г. Минска» Республики Беларусь.

Под наблюдением находилось 20 ЧДБД младшего школьного возраста (7–8 лет), которые были разделены на 2 группы: экспериментальную (ЭГ) (10 мальчиков) и контрольную (КГ) (10 мальчиков).

Дети контрольной группы занимались в соответствии с учебной программой начальной школы № 29 г. Минска которая включала:

1. Физкультминутки (5 раз в неделю по 10 мин).

 

 

Задачи:

1) снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;

2) заинтересовать детей занятиями физическими упражнениями;

2. Уроки физической культуры и здоровья (3 раза в неделю по 45 мин).

Подготовительная часть урока.

Цель: подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия.

Применяются строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, комплекс ОРУ (общие развивающие упражнения), без предметов, с предметами. Общая продолжительность подготовительной части составляет 10–13 мин от общего времени.

Основная часть урока.

Цель: решить наиболее значимые оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, предусмотренные учебной программой.

Задачи:

1) разучить новые двигательные действия или их элементы;

2) закрепить и совершенствовать усвоенные ранее двигательные навыки;

3) развивать физические качества.

Общая продолжительность основной части составляет 25–27 мин от общего времени.

Заключительная часть урока.

Цель: постепенно снизить функциональную активность организма занимающихся и привести его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

1) снизить физиологическое возбуждение и излишнее напряжение отдельных групп мышц;

2) регулировать психоэмоциональное состояние.

Дети ЭГ занималась как дети КГ согласно учебной программе, а также дополнительно по разработанной нам программе восстановления, которая включала:

1. Утреннюю гимнастику – 5 раз в неделю по 10 мин

Цель: обеспечить постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. Использовались общеразвивающие, дыхательные, а также упражнения на формирование правильной осанки (Приложение А).

2. Дополнительные занятия – 3 раза в неделю по 30 мин.

Цель: повысить основные процессы жизнедеятельности. Применяли дыхательные упражнения статического и динамического характера, подвижные игры направленные на укрепление дыхательных мышц («Совушка-сова», «Донеси, не урони», «Шарик лопнул»).

3. Классический массаж спины и грудной клетки. Сеанспроводился 2 раза в неделю по 20 мин.

Цель: повысить работоспособность иммунной системы.

Классический массаж спины и грудной клетки был направлен на улучшение трофических процессов в легких, расслабление дыхательной мускулатуры.

И.п. ребенка при массаже спины было следующее: тело располагалось горизонтально, руки немного согнуты в локтях и протянуты вдоль туловища, под ноги в районе голеностопа был подложен специальный валик. Массаж начинали с поглаживания. Выполняли ладонью с постоянным давлением невысокой интенсивности, а движения рук были направлены в сторону ближайших крупных лимфатических узлов. Основная цель поглаживания – разогревание кожи и подкожных структур, подготовка их к более интенсивным методам воздействия. Следом за поглаживанием выполняли растирание – с помощью ладони, фалангами согнутых пальцев, большими пальцами рук или ребром ладони. Растирание выполнялось с ощутимым давлением на кожу ребенка на уровне порога болевой чувствительности. Цель – воздействие на кожу и глубокие ткани. Существует множество вариантов выполнения этого приема – поверхностное и глубокое, щипцеобразное и спиралевидное, гребнеобразное и с давлением двумя руками. Выжимание во многом повторяет цели и технику растирания. После растирания мы приступали к разминанию. Захватывали и разминали руками глубоко расположенные мышцы и ткани, увеличивали их подвижность, улучшали отток венозной крови и лимфодренаж. Разминание проводили на расслабленных мышцах. Вибрация – последний прием основной фазы массажа. Этот прием выполняли для стимуляции нервно-мышечного аппарата и глубоких рецепторов, усиления процессов кровоснабжения тканей.

Массаж грудной клетки благотворно влияет прежде всего на деятельность бронхов, легких и сердца. И.п. ребенка при массаже грудной клетки было лежа на спине, руки вдоль туловища. Массаж начинали с поглаживания.

 

Массажист стоит сзади или сбоку от пациента в зависимости от применяемого приема.

Приемы, используемые при предвестниках одышки или удушья, надо выполнять немедленно в следующей последовательности:

— поглаживание продольно от плеч к бедрам и от бедер к плечам.

Поглаживание

Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук продольно от плеч к бедрам и от бедер к плечам тыльной стороной кисти, достаточно нежно, легко, в темпе до 200 движений в обоих направлениях в 1 мин. Продолжительность упражнения — до 30 с. При поглаживании массируемый обязательно почувствует прилив тепла, кожа спины у него может порозоветь;

— поглаживание плеч, лопаток, шеи.

Поглаживание плеч, лопаток, шеи

Поставив пальцы кистей (кроме больших) вместе на переднюю поверхность плеча и шеи, подушечками больших пальцев нежно поглаживают всю заднюю поверхность плеча, лопатки и, постепенно смещаясь к голове, частыми мелкими ласкательными движениями массируют шею. Затем выполняют те же движения в обратном порядке. Упражнение выполняют на правой и левой сторонах в течение 15 с.

Этот прием способствует расслаблению трапециевидной мышцы, и его рекомендуется освоить в совершенстве, так как он весьма эффективен при предвестниках удушья и самом приступе для его купирования;

— постукивание спины.

Постукивание спины

Кисти держат вместе, соединенные пальцы (кроме больших) поставлены подушечками на поясницу, а подушечки больших пальцев, отведенных назад, располагают в 1—2 см от позвоночника с каждой стороны. Движением пальцев (кроме больших) вдоль спины до шеи, мелко-мелко переступая вперед, совершают множество легких постукиваний по спине, а большие пальцы, отставая вначале, лишь у шеи догоняют остальные. Большие пальцы надавливают легко. Руки возвращают в исходное положение, скользя подушечками пальцев по коже спины. Упражнение повторяют 15—20 раз.

При правильно выполненном приеме на коже вдоль позвоночника (там, где работали подушечки больших пальцев) могут появиться пунцовые полосы. После окончания массажа дыхание непроизвольно углубляется, одышка становится менее выраженной;

— разминание.

Разминание

Стоя справа от больного, массируют противоположную сторону тела (грудь, живот, спина). То же с другой стороны. Продолжительность процедуры — 30 с.

Обычно новички справедливо считают разминание болезненным приемом. Действительно, при этом виде массажа часто возникают болевые ощущения, но уже через несколько дней они проходят, и появляется чувство облегчения, так как улучшается дыхание;

— вибрация.

Вибрация

Массажист стоит сзади от пациента или, если он лежит на спине, над ним, жестко ставит пальцы в межреберные промежутки. В этом положении, сохраняя давление, он вибрирует кистями, не смещая пальцев. Вибрацию выполняют на всей протяженности межреберных промежутков. Продолжительность выполнения приема — до 1 мин.

Вибрация всегда вызывает у пациента чувство щекотки, но выполнять этот прием надо обязательно — после массажа открывается необычайно глубокое дыхание;

— выкручивание кожи в межлопаточной области спины.

Выкручивание кожи в межлопаточной облати спины

Массажист, стоя сзади пациента, кладет кисти рук средними фалангами согнутых указательных пальцев на спину строго по линии нижних углов лопаток. Затем крепко захватывают кожу большими и указательными пальцами рук, максимально оттягивают ее в стороны — вверх до образования возможно более высокого валика и поворотом кистей вовнутрь соединяют эти валики.

Валики в этом положении держат 2 с, а затем опускают. Следующие выкручивания — посередине между лопатками и на уровне верхних углов лопаток. Повторяют процедуру 3—4 раза подряд, чередуя с поглаживанием.

Правильно выполненное выкручивание непременно вызовет у пациента сильную боль. Это очень важно, так как болевой синдром мгновенно снимает спазм гладкой мускулатуры бронхов, и отказываться от этого приема не следует.

На все описанные приемы затрачивается 6 мин. При этом массажист должен постараться выяснить у пациента, какие приемы оказывают наибольший эффект для расслабления дыхательной мускулатуры, и отдавать им предпочтение.

При приступах бронхиальной астмы используют те же приемы массажа, что и при появлении предвестников удушья, но уделяют больше внимания и времени приемам постукивания спины, вибрации и выкручивания.

 

 

4. Самостоятельные занятия дома ежедневно по 25 мин (Приложение Г).

Содержание самостоятельных заданий заранее составлено из несложных и знакомых упражнений. Использовалиськорригирующие упражнения на формирование стереотипа правильной осанки, на укрепление и расслабление определенных мышечных групп.


ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВЫВОДЫ

1. До проведения исследования у часто и длительно болеющих детей было определено состояние физического развития, функционального состояния дыхательной системы и физической подгоотвленности. Анализ первичного обследования детей КГ и ЭГ выявил, что показатели антропометрических показателей соответствуют возрастным нормам, уровень развития физической подготовленности детей КГ и ЭГ не соответствует возрастным нормам; со стороны функции внешнего дыхания отмечалось снижение показателей гипоксических проб и функциональные показатели дыхания не соответствовали возрастным нормам. В результате исследования было вывлено, что показатели физической подготовленности и состояния дыхательной системы детей КГ и ЭГ требуют дополнительнолго развития.

2. Программа восстановления включала следующие средства: утренняя гимнастика (5 раз в неделю по 10 мин), дополнительные занятия (4 раза в неделю по 39 мин); массаж спины (2 раза в неделю по 20 мин); самостоятельные занятия дома (ежедневно по 25 мин).

3. Результаты проведенных экспериментальных исследований выявили, значимые различия у детей ЭГ в показателях контрольно-педагогического тестирования и в показателях функциональных проб Штанге и Генчи. В КГ в показателях контрольно-педагогического тестирования и в показателях функциональных проб Штанге и Генчи заметна положительная динамика, но згначимых различий, при повторном обследовании выявлено не было. Динамика изменений антропометрических показтелей у обследуемых детей КГ составила: рост – 2,25%, вес –12,39%, окружность грудной клетки – 1,25%; у обследуемых детей ЭГ: рост – 2,08%, вес –15,70%, окружность грудной клетки – 1,24%. При оценке физической подготовленности мальчиков экспериментальной группы было выявлено, что показатели силовой выносливости плечевого пояса при выполнении теста бросок значительно повысились (р˂0,05), а у детей контрольной группы силовая выносливость плечевого пояса увеличилась незначительно (р˂0,05). Скоростно-силовая выносливость при выполнении теста прыжок в длину с места выявил повышения у детей 22%, у детей ЭГ на 27% по сравнению с показателями в начале исследования. Показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса при сгибании, разгибании туловища у детей экспериментальной группы по сравнению с показателями до применения программы восстановления значительно улучшились на 22%, а у представителей контрольной группы данные силовой способности повысились не значительно. Скоростных способностей в тесте бег через кирпичики 60 м у детей ЭГ увеличилась на 17%. детей КГ на 9%. Координационные способности при выполнении теста челночный бег у детей ЭГ увеличились на 12%. детей КГ на 9%. Расчет процентного соотношения функциональных показателей дыхательной системы детей КГ и ЭГ до и после проведения исследования выявил улучшения у детей КГ по «пробе Штанге» на 11,95%, у детей ЭГ на 32,04%; по «пробе Генчи» у детей КГ на 22,49%, у детей ЭГ на 37,56%.

Анализ результатов заболеваемости до и после педагогического эксперимента показал, в экспериментальной группе произошли положительные изменения. В процессе эксперимента выявлено 0,2 заболеваний на 1 ребенка, что 3 раза меньше, чем за аналогичный период до эксперимента. Средняя продолжительность заболеваний уменьшилась и в экспериментальной группе на 39 % с 6,4 до 3,9 дней. Таким образом, анализ частоты заболеваемости детей КГ и ЭГ подтвердил эффективность разработанной методики, направленной на улучшения физического развития, функционального состояния и физической подготовленности ЧДБД включающей такие средства лечебной физической культуры как лечебную гимнастику¸ дыхательные упражнения, массаж спины, утреннюю гимнастику.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Анализ научно-методической литературы показал, что на сегодняшний день ЧДБД – это не нозологическая форма заболевания. Однако, частые повторные ОРВИ отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом развитии детей, ослабляют их общее здоровье, создают условия для формирования очагов хронической инфекции, появления сенсибилизации, различных форм аллергии и аутоиммунных процессов. Основополагающими принципами оздоровления ЧДБД быть: индивидуальность – учет особенностей нарушений состояния здоровья каждого конкретного ребенка; комплексность – применение медицинских, психолого-педагогических, логопедических методов восстановления; круглогодичность; этапность и преемственность . Восстановление ЧДБД проводится на всех этапах: в семье, в школе, в поликлинике, в санатории. Предпочтение при восстановлении ЧДБД отдается комплексному применению различных средств лечебной физической культуры: лечебной гимнастике, массажу, на фоне рационального режима дня и питания.

2. Программа восстановления включала следующие средства: утренняя гимнастика (5 раз в неделю по 10 мин), дополнительные занятия (4 раза в неделю по 39 мин); массаж спины (2 раза в неделю по 20 мин); самостоятельные занятия дома (ежедневно по 25 мин).

3. Результаты проведенных экспериментальных исследований выявили, значимые различия у детей ЭГ в показателях контрольно-педагогического тестирования и в показателях функциональных проб Штанге и Генчи. В КГ в показателях контрольно-педагогического тестирования и в показателях функциональных проб Штанге и Генчи заметна положительная динамика, но згначимых различий, при повторном обследовании выявлено не было. Динамика изменений антропометрических показтелей у обследуемых детей КГ составила: рост – 2,25%, вес –12,39%, окружность грудной клетки – 1,25%; у обследуемых детей ЭГ: рост – 2,08%, вес –15,70%, окружность грудной клетки – 1,24%. При оценке физической подготовленности мальчиков экспериментальной группы было выявлено, что показатели силовой выносливости плечевого пояса при выполнении теста бросок значительно повысились (р˂0,05), а у детей контрольной группы силовая выносливость плечевого пояса увеличилась незначительно (р˂0,05). Скоростно-силовая выносливость при выполнении теста прыжок в длину с места выявил повышения у детей 22%, у детей ЭГ на 27% по сравнению с показателями в начале исследования. Показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса при сгибании, разгибании туловища у детей экспериментальной группы по сравнению с показателями до применения программы восстановления значительно улучшились на 22%, а у представителей контрольной группы данные силовой способности повысились не значительно. Скоростных способностей в тесте бег через кирпичики 60 м у детей ЭГ увеличилась на 17%. детей КГ на 9%. Координационные способности при выполнении теста челночный бег у детей ЭГ увеличились на 12%. детей КГ на 9%. Расчет процентного соотношения функциональных показателей дыхательной системы детей КГ и ЭГ до и после проведения исследования выявил улучшения у детей КГ по «пробе Штанге» на 11,95%, у детей ЭГ на 32,04%; по «пробе Генчи» у детей КГ на 22,49%, у детей ЭГ на 37,56%.

Анализ результатов заболеваемости до и после педагогического эксперимента показал, в экспериментальной группе произошли положительные изменения. В процессе эксперимента выявлено 0,2 заболеваний на 1 ребенка, что 3 раза меньше, чем за аналогичный период до эксперимента. Средняя продолжительность заболеваний уменьшилась и в экспериментальной группе на 39 % с 6,4 до 3,9 дней. Таким образом, анализ частоты заболеваемости детей КГ и ЭГ подтвердил эффективность разработанной методики, направленной на улучшения физического развития, функционального состояния и физической подготовленности ЧДБД включающей такие средства лечебной физической культуры как лечебную гимнастику¸ дыхательные упражнения, массаж спины, утреннюю гимнастику.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Примерный комплекс утренней гимнастики у детей экспериментальной группы

Комплекс 1

1. «Летающая птица». И.п.о.с. – 1 развести руки в стороны – вверх, поднять левую ногу, высоко поднимая колено; 2 – вернуться в и. п.; 3–4 – то же, поднимая правую ногу.

2. «Натяни лук». И.п.о.с. – 1– вверх – назад, максимально прогнуться; 2 – и. п.;

3. «Ветряная мельница». И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперёд и назад.

4. «Пружина». И.п.о.с. – 1–2–3– медленно присесть; 4 – быстро вернуться в и.п.

5. «Цирковая лошадка». И.п.о.с. – руки согнуты в локтях, ладони вниз. Бег на месте с высоким подниманием коленей с касанием ладоней рук.

6. «Подпрыгни выше» – подскоки на месте выпрямившись.

7. Ходьба на месте.

Комплекс 2

1. И.п.о.с. – 1–4 – ходьба на месте на носках, руки вверх – вдох, 5–8 – руки вниз, обычная ходьба на месте – выдох. До 40 шагов в спокойном темпе.

2. И.п.о.с. – 1 – руки вверх ладонями вперёд, левую ногу назад на носок, прогнуться в пояснице – вдох, 2 – руки вниз, приставить ногу – выдох, 3–4 – то же с правой ноги. Повторить 6–8 раз.

3. И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – сжимая пальцы в кулаки, дугами через стороны с силой согнуть руки над плечами – вдох, 3–4 – и.п. – выдох, 6–8 раз в медленном темпе.

4. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – поворот туловища влево, хлопок в ладони над головой– вдох, 2 – и.п. – выдох, 3–4 – то же вправо, 6–8 раз в каждую сторону.

5. И.п.о.с. – руки на пояс. 1 – левую ногу в сторону на носок, 2–3 – наклоны туловища влево, 4 – и.п., 5–8 – то же с правой ноги, 4–6 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты к груди, кисти сжаты в кулаки. 1 – поворачивая туловище влево, быстро разогнуть правую руку вперёд (нанести удар), 2 – и.п., 3–4 – то же другой рукой. Наносить удар в одну представляемую точку. Дыхание произвольное.

7. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад в замок. 1–2 – наклон вперёд, руки как можно больше вверх – выдох, 3–4 – и.п. – вдох, 6–8 раз в среднем темпе.

8. И.п.о.с. – 1 – прыжок на обеих ногах, руки в стороны, 2 – то же руки вниз. До 20–30 прыжков, затем перейти на ходьбу на месте, постепенно замедляя темп (15–20 с).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Примерный комплекс упражнений для самостоятельного выполнения в домашних условиях для детей экспериментальной группы

1. «Велосипед». Лежа на спине, делать ногами движение, имитирующее езду на велосипеде вперед и назад.

2. «Колобок». Сидя на полу, обхватить коленки руками и качаться, из положения сидя в положение лежа и так далее.

3. «Корзинка». Лежа на животе, обхватить руками лодыжки обеих ног и приподнимать ноги над полом, образуя «корзинку». Стараться подняться как можно выше и фиксировать положение.

4. «Мост». Лежа на спине, ступни поставить на пол и ноги подтянуть к туловищу так, чтобы коленки «смотрели» в потолок. Таз приподнимать над землей как можно выше, прогибая спину.

5. «Ножницы». Лежа на спине, руки параллельно туловища. Прямые ноги поднять от пола под углом сорок пять градусов и делать махи, при которых ноги, скрещиваясь заходят одна за другую.

6. «Пловец». Лежа на спине, прямыми ногами «плыть», не касаясь пола. Высота поднятия ног – сорок пять градусов.

7. «Складочка наоборот». Лежа на спине, стараться достать прямыми ногами за головой. К данным упражнениям можно добавить небольшую растяжку в положении сидя с наклонами к разведенным или соединенным вместе ногам.

8. «Художник». Лежа на спине, соединить прямые ноги, приподнять их от пола и имитировать рисование ногами разных фигур, букв или любых рисунков.

9. «Шлагбаум». Лежа на спине, ноги соединить вместе. Попеременно поднимать правую и левую ногу до прямого угла относительно пола.

10. Бег на месте с переходом на ходьбу. Продолжительность от 30–40 с до 2–х мин.

11. Звуковые упражнения: а) дует ветер «у-у» (тихо, сильно, слабо); кричит ворона «кар-кар-кар»; лает собака «гав-гав-гав».

12. и вытянутые вперед руки и прямые ноги.

13. Лежа на животе, ноги вытянуты. Приподнять голову и совершать плавательные движения руками типа «брасс». Количество упражнений от 2 до 6.

14. Спокойная ходьба на месте 30 -40 с.

15. Стоя. Надувая мягких резиновых игрушек (мячи, шары, и т.п.). Начиная с 5 выдохов с постепенным их удлинением и увеличением до 10 выдохов. Количество упражнений от 1 до 3 раз.

16. Упражнение «велосипед». Лежа на спине, руки – вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах. Количество упражнений от 2 до 6. Дыхание произвольное.

17. Упражнение «дровосек». Руки над головой сцеплены «в замок», ноги на ширине плеч, глубокий вздох, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением звука «ух». Количество упражнений от 2 до 5.

18. Упражнение «часики». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. При наклоне туловища вправо произносить звук «тик», при наклоне влево – «так». Количество упражнений от 2 до 6. Дыхание произвольное.

19. Ходьба по кругу на носках и пятках с высоким подниманием коленей, подскоки, ходьба «солдатским шагом». Продолжительность от 1 до 3–х мин. Дыхание произвольное.

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ

ИИ – инфекционный индекс

КГ – контрольная группа

ЛФК – лечебная физическая культура

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ОРЗ – острое респираторное заболевание

ОРИ – острая респираторная инфекция

ЧДБД – часто и длительно болеющие дети

ЭГ – экспериментальная группа

 


ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья подрастающего поколения определяют здоровье общества и будущее нации [14].

Часто болеющие дети – группа детей диспансерного наблюдения с частыми респираторными заболеваниями и обострениями хронических заболеваний дыхательных путей. К этой группе относятся также дети, длительно болеющие инфекционными респираторными заболеваниями. По данным медицинской статистики на сегодняшний день к категории часто болеющих относятся до 18–20 % всех детей в возрасте до 7 лет [31]. В структуре заболеваемости детей 3–8 лет первое место занимают острые респираторные инфекции (ОРИ) [2, 14]. Половина (49,5 %) зарегистрированных заболеваний приходится на долю часто и длительно болеющих детей [12]. В структуре заболеваемости часто и длительно болеющих детей (ЧДБД) ведущее место (75–85 %) принадлежит заболеваниям бронхолегочной системы [14]. Повторные заболевания приводят к нарушениям функционального состояния организма, могут обуславливать срыв адаптации и вызывать развитие хронической патологии [28].

Частые заболевания детей представляют собой не только медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия. Эти частые заболевания могут приводить к социальной дезадаптации ребенка, так как ограничивается возможность его общения со сверстниками из-за частых пропусков учебного учреждения [35]. Частые заболевания у ребенка оказывают влияние на психологический климат в семье. Более 70 % родителей часто и длительно болеющих детей констатируют ухудшение качества жизни [42]. Для того, чтобы дети были здоровыми необходимо выполнять физические упражнения, которые позволяют прийти к оптимальному состоянию ребенка, улучшить его здоровье. Поэтому необходимо разработать программу восстановления для ЧДБД младшего школьного возраста.

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и школе и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей комплексная и многоаспектная [5]. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей объем двигательной активности сокращается. В результате чего, дети болеют чаще. К 2004 году число часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста составило около 70–75%. Несмотря на значительное количество общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий, проведенных в школе, проблемы, связанные со здоровьем часто и длительно болеющими детьми младшего школьного возраста, остаются достаточно актуальными [6]. Это свидетельствует об актуальности разработки программы восстановления физического состояния часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: оценить эффективность разработанной программы восстановления часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить физическое состояние часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

2. Разработать программу восстановления физического состояния для часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

3. Оценить динамику физического состояния часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста после применения разработанной программы восстановления.

Объект исследования:программа восстановления физического состояниячасто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:влияние разработанной программы восстановления физического состояния часто и длительно болеющих детей младшего школьного возраста.

Личный вклад.В процессе написания дипломной работы была изучена научно-методическая литература по вопросам анатомо-физиологической характеристики детей младшего школьного возраста, изучены средства восстановления часто и длительно болеющих детей, до начала проведения исследования было определено физическое состояние, проводился анализ полученных результатов, на фоне этого была разработана программа восстановления физического состояния часто и длительно болеющих детей. После применения программы восстановления было проведено повторное изучение физического состояния часто и длительно болеющих детей контрольной и экспериментальной групп.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.068 с.)