Оранжевый цвет – говорить, только если спросит




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оранжевый цвет – говорить, только если спросит



Оранжевый цвет – говорить, только если спросит

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА БЫТОВОГО ПОДРЯДА

 

Основные особенности договора бытового подряда

Договор подряда (ст. 702 ГК РФ) – Одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его

Бытовой подряд (регулируется параграфом 2 главы 37 ГК РФ, статьи 730-739) – по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу

Источники:

-ГК РФ (глава 37, статьи 730-739; статья 426; статьи 503-505)

- Закон РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей»

-

ПРИЗНАКИ:

· Субъектный составГражданин, на стороне заказчика и субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность (организация или ИП) в качестве подрядчика

· Предмет договораРабота, предназначенная удовлетворить бытовые, личные, семейные, домашние и иные нужды заказчика, не связанные с предпринимательской деятельностью

· Данные отношения регулируются Законом РФ «О защитеправ потребителей» -

Часть 3 статьи 730 - К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Постановление Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 года №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителя», пункт 1:

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

· Данный договор является публичнымчасть 2 статьи 730, как следствие правила о публичном договоре применяются к данным категориям соглашений

 

 

Разновидности дел.

В зависимости от субъекта, предъявившего исковое требование:

 

А) Дела по иску заказчика

Дела, связанные с отказом подрядчика заключить договор бытового подряда

Договор бытового подряда является публичным договором (часть 2 ст. 730), следовательно, коммерческая организация не вправе отказаться от заключения договора бытового подряда при наличии возможности выполнить соответствующие работы (часть 3 ст. 426), также не вправе оказывать предпочтению одному лицу перед другим в отношении заключения договора бытового подряда, кроме случаев, предусмотренных законом (2 абзац, часть 1 статьи 426)

Таким образом, если подрядчик уклоняется от заключения договора бытового подряда, заказчик вправе обратиться в суд с требованием заключить такой договор. При этом, если подрядчик необоснованно уклоняется от заключения договора, он обязан возместить заказчику причиненные этим действием убытки (статья 445 ГК РФ)

 

Дела, связанные с непредставлением подрядчиком информации

· Непредставление информации до выполнения работы

1. Подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.

2. Если заказчику не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте заключения договора бытового подряда информацию о работе, указанную в пункте 1 настоящей статьи, он вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора (пункт 4 статьи 445).

Заказчик вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик.

Подрядчик, не предоставивший заказчику информации о работе, указанной в пункте 1 настоящей статьи, несет ответственность и за те недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации (статья 732).

 

· Непредставление информации о результатах выполненных работ

При сдаче работы заказчику подрядчик обязан сообщить ему о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о возможных для самого заказчика и других лиц последствиях несоблюдения соответствующих требований (статья 736).

Также ответственность подрядчика за непредставление достоверной информации устанавливается в статье 12 Закона о защите прав потребителей

Пример. Подрядчик отремонтировал водопроводные трубы. Системой водоснабжения нельзя пользоваться в течение 4 часов после окончания ремонта, но заказчик об этом не был предупрежден. Из-за использования системы водоснабжения до истечения данного срока появились протечки.

 

Дела, связанные с нарушением срока выполнения работы

Если подрядчик не соблюдает сроки выполнения работ (сроки начала и окончания работ, промежуточные сроки, если они установлены), или если во время выполнения работ стало очевидно, что работа не будет выполнена в срок, заказчик по собственному усмотрению вправе:

а) назначить подрядчику новый срок для выполнения работы (подрядчик обязан уплатить неустойку за просрочку исполнения);

б) поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от подрядчика возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения цены за выполнение работы;

г) отказаться от исполнения договора о выполнении работы; при этом подрядчик не вправе требовать возмещения затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за выполненную работу. Подрядчик вправе требовать возмещения затрат и платы за работу только в том случае, если заказчик принял выполненную работу (о приемке работы должен составляться акт).

При этом в любом случае заказчик также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы. Однако для этого он должен доказать их размер.

Нарушив сроки выполнения работы, подрядчик должен уплатить заказчику за каждый день просрочки (или час, если срок определен в часах) неустойку в размере 3 процентов цены выполнения работы (если более высокий размер неустойки не установлен договором).

А если цена выполнения работы договором не определена - в размере 3 процентов общей цены заказа. Правда, сумма неустойки не может превышать цену отдельного вида выполненных работ или общую цену заказа.

 

 

Б) Дела по иску подрядчика

· Несвоевременная или ненадлежащая оплата по договору бытового подряда

 

В) Дела по иску органа государственного надзора, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

Указанные органы вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя) в отношении неопределенного круга потребителей.

В п.6-1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" разъясняется, что при рассмотрении дел данной категории необходимо иметь в виду, что исходя из ст.46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

 

Г) Дела, по иску потерпевших, которым причинен вред вследствие недостатков работы, вне зависимости от того, состояли ли они в договорных отношениях с подрядчиком (п. 2 ст. 14 Защита прав потребителей)

 

А) Споры, возникающие из договорных обязательств

· Дела о возмещении убытков, причиненных невыполнением или ненадлежащим исполнения договора подряда (статья 13 ЗЗП, статья 393 ГК РФ)

· Дела о взыскании причитающейся потребителю законной или договорной неустойки (Статья 13 ЗЗП, ч. 5 статьи 28 ЗЗП, статьи 330-333 ГК РФ)

Б) Споры, возникающие из деликтных обязательств

 

К данной категории споров относятся дела:

 

· О возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу заказчика вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков работы (п. 1 ст.14 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей").

· Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу заказчика в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для выполнения работ, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.(п. 4 ст. 14 ЗПП)

· При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о работе потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя (п. 3 статьи 12 ЗПП)

Моральный вред

 

Дела о защите прав потребителей, вытекающие как из договорных, так и из деликтных обязательств включают в себя дела о компенсации морального вреда причиненного заказчику вследствие нарушения изготовителем (исполнителем) его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (ст.15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", статья 151 ГК РФ, статьи 1099-1101 ГК РФ).

В соответствии с ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. Таким законом в частности является ЗПП, который предоставляет право заказчику по договору бытового подряда требовать и компенсации морального вреда

 

Также можно выделить классификацию в зависимости от предмета иска заказчика:

· о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы;

· об уменьшении цены выполненной работы;

· о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы

· о возмещении понесенных заказчиком расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.

· Об отказе от договора подряда и возмещения убытков

· И так далее

 

 

Бремя доказывания.

В соответствии с общим правилом распределения обязанностей по доказыванию каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).

В связи с этим на истце лежит бремя доказывания всех перечисленных выше фактов, являющихся основанием его иска. Однако если на товар установлен гарантийный срок, то факт, свидетельствующий о причинах и времени возникновения недостатков потребитель по общему правилу доказывать не обязан.

Исполнитель отвечает за обнаруженные недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Бремя доказывания в этом случае лежит на исполнителе.

После принятия работы (услуги) можно предъявить исполнителю свои требования только для скрытых недостатков, т.е. если недостатки невозможно было установить при принятии работы.

Если гарантийный срок на работу (услугу) не установлен, то можно предъявить исполнителю свои требования относительно недостатков работы (услуги) в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия работы (услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

При этом исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

Бремя доказывания в этом случае лежит не на исполнителе, а на потребителе.

Если гарантийный срок на работу (услугу) установлен, но он меньше того срока, который закон устанавливает для случая отсутствия гарантийного срока, т.е. меньше двух лет (а в отношении недвижимости - пяти лет), то по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, если он докажет, что недостатки возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

Бремя доказывания в этом случае также лежит на потребителе.

При обнаружении недостатков по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы можно предъявить претензии исполнителю, если эти недостатки существенные и при этом допущены по вине исполнителя.

Срок службы начинает течь со дня принятия выполненной работы (услуги).

При этом исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

Бремя доказывания в этом случае лежит не на исполнителе, а на потребителе

И истец, и ответчик, вправе (но не обязаны) доказывать отсутствие обстоятельств, на которые ссылается противоположная сторона как на основание своих требований или возражений.

СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ

Оранжевый цвет – говорить, только если спросит





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.01 с.)