Глава 16. Финансовая грамотность для детей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 16. Финансовая грамотность для детей



Возвращаясь к годам своего детства и юности, я затрудняюсь вспомнить, чтобы в моей семье вели разговоры на тему, как правильно распоряжаться деньгами. Так было со мной, так было с моими родителями.

Кто-то, из читающих эти строки скажет: «Ну, и что? Ведь жили же без этой финансовой грамотности и дети наши проживут, ничего не случится».

Оно-то так, но ведь и жили «от зарплаты до зарплаты». И, у большинства, в итоге, ни накоплений, ни машины, ни серьёзных покупок, ни воспоминаний о путешествиях и странствиях.

Вывод: исходя из собственного опыта проб и ошибок, из опыта специалистов по ведению финансовой грамотности, из опыта людей бывалых необходимо с детьми проводить постоянные беседы на тему, что такое деньги, и для чего они нужны.

Специалисты отмечают, что такую работу надо начинать, когда ребёнок начинает осознавать, что окружающий мир – это больше, чем собственная семья. Чаще это понимание приходит к ребёнку, когда ему исполняется пять лет.

До этого момента ему трудно объяснить, откуда берутся игрушки, одежда, еда и прочее. В раннем возрасте, придя с родителями в магазин, и увидев интересную игрушку, он может требовать от вас купить её. Вплоть до плача, воплей и истерик.

В возрасте пяти лет ребёнку уже можно объяснить, что в магазине игрушки просто так не раздают. Чтобы получить вещь, необходимо продавцу, взамен за неё, заплатить определённую денежку.

Деньги папе с мамой просто так не даются, – их нужно заработать. Значит, чтобы сделать покупку, родителям нужно выполнить определённую работу.

И вот здесь очень хорошо работает приём, когда ребёнку предоставляется возможность сделать покупку самому. Достаточно часто на различные праздники и дни рождения бабушки и дедушки делают ребёнку подарок в виде денег. И когда у ребёнка есть свои деньги, то можно отвести его в магазин и рассказать, что можно на эти деньги купить.

Платить деньги в кассу должен сам ребёнок. Скорее всего, он почувствует некоторую жалость от расставания с ними. Но это очень хорошо для понимания того, что «просто так» желаемую вещь мы получить не можем.

Нужно с детства дать ребёнку понять, что для того, чтобы сделать покупку, нужно скопить нужную сумму денег. И вот здесь очень хорошо завести вашему чаду копилку.

Ребёнку нужно объяснить, что если деньги из копилки не брать, то со временем денежек соберётся столько, сколько нужно, чтобы сделать покупку.

А за то, что ребёнок терпеливо ждёт накопления нужной суммы, его необходимо поощрять. Для этого, в его присутствии вы можете добавлять в его копилку некоторые небольшие суммы. Пусть это будет ваш маленький бонус. А ребёнок будет привыкать к мысли, что экономия может принести больше денег.

Как правило, в детском возрасте у ребёнка появляется желание что-либо коллекционировать. Моё детство связано с собиранием марок и спичечных этикеток.

К слову сказать, если бы я сохранил те альбомы с марками и этикетками, которые были у меня пятьдесят лет назад, – это время первых спутников и полёта Гагарина в космос, то на сегодня, это было бы хорошим состоянием.

Так вот, у меня тогда пришло понимание, что для того, чтобы позволить себе ту или иную желаемую вещь, нужно в чём-то себе и отказать.

Это хорошо понимается, если родители, (как я теперь разумею), отказывали мне в приобретении любой, первой понравившейся игрушки.

Теперь я могу сказать, что это нужно делать осознанно. Нужно чётко дать понять ребёнку, что не на все игрушки и вещи в семье есть деньги. Не следует потакать всем капризам своего чадо.

Следующим этапом в финансовом воспитании ребёнка следует прививать мысль, что накопления нужно тратить не только на себя, но и на других.

Например, вы выехали с ребёнком на отдых к морю. Соблазнов очень много. Но вам стоит дать ему (к его накопленным) некоторую сумму на карманные расходы.

Однако, и рассказать ему о том, что было бы очень хорошо, если бы он часть этих денег потратил не на сладости, а на подарок бабушке с дедушкой или младшей сестрёнке.

Конечно, ненавязчиво вы ему компенсируете эти затраты, но важно другое. Пусть ребёнок купит понравившийся гостинец своим близким членам семьи непременно сам, и за свои деньги. Пусть ваши сын или дочь поймут, что не все деньги следует тратить на свои развлечения.

Нужно, чтобы они почувствовали, что делать подарки другим тоже очень приятно. И, иногда, во имя радости близкого человека от полученного сувенира, можно отказаться от какого-то собственного каприза.

И такой поступок можно поощрить. А если, в общем и целом, то я призываю вас к тому, чтобы знакомство с миром денег напоминало некую игру. Т. е. – без лишних зацикливаний на чрезмерной экономии. Но и сами помните, чтобы ваши траты тоже были рациональны и обдуманы.

Вы будете глубоко ошибаться, если посчитаете, что ребёнок не видит вашего каждодневного поведения. Он гораздо быстрее и лучше воспринимает те действия, которым вы совершенного не придаёте никакого осознанного отчёта.

А потому помните: финансовое воспитание нужно начинать с себя. И помнить, что ваши дети должны жить лучше вас. А не считать копейки от зарплаты до зарплаты, и не прозябать в долгах.

И, став взрослыми, могли бы чётко знать, как эти деньги заработать, как сделать определённые накопления, а затем и приумножить их.

Часть II. Финансовая безопасность

Глава 1. Как хранить сбережения

Вы обратили внимание, мой уважаемый читатель, что как только заканчиваются Новогодние праздники, и начинается очередной финансовый год, как все известные (и не очень) экономисты страны начинают делать прогнозы: а как «поведёт» себя рубль в этом году.

Одни экономисты уверенно прогнозируют ослабление рубля, другие, наоборот – его укрепление. Причём цифры, по отношению друг к другу разнятся в весьма значительных пределах.

А ведь ещё есть и официальные министерские расчёты. А они, – эти расчёты, уже опираются на возможные, (повторяю – возможные), изменения, (чаще, снижения), мировых цен на нефть.

То есть, курс рубля по отношению к доллару будет зависеть от конкретной цены на нефть, измеряемой в долларах за баррель. Я умышленно не использую цифры, которыми пестрит экономическая пресса, и в которых, даже толковый экономист может разобраться при одном условии: если примет конкретные сценарные условия с предположительным курсом рубля по отношению к доллару.

А уж, сколько среднегодовой курс доллара составит – 28, 32 или 35 рублей можно увидеть только к декабрю-месяцу. И вот тут этот самый разнобой валютных прогнозов вам обязательно «объяснят» и крайне неопределенным положением американской и китайской экономик, и всё тем же упомянутым снижением мировых цен на нефть и пр., и пр.

И по сути, это правильно. Экономика – это живой механизм, и порой, практически непредсказуемый. Хотя, предлагая самые различные сценарии, кто-то из экономистов обязательно попадёт «в яблочко».

Разумеется, не всё так хаосно, как представляется. Допустим, если бизнесмены собираются за круглым столом на консультации с Центральным Банком (ЦБ), Минфином и Минэкономразвития, то курс доллара в российских обменниках можно и «подправить».

Но такие «корректирующие» действия со стороны ЦБ могут быть только временными. Ибо нет гарантии того, что завтра не начнутся очередные разногласия между американской и китайской экономикой, (и ещё массы других причин), и вновь не случится очередного обвала цен на нефть.

Поэтому слушать уверения главы Минфина о том, что рубль будет стабильным, нужно с определённой долей сомнения. К тому призывают и независимые экономисты.

Как показала практика и скромный опыт среднестатистического российского гражданина, коими мы с вами являемся, если вы располагаете определёнными финансовыми сбережениями, то хранить их, (а равно, как и делать накопления), нужно в трёх валютах: рублях, долларах и евро.

И объяснение тут простое: потери от ослабления одной валюты покроются бонусами от укрепления другой.

Более умного выхода из положения, во всяком случае, за последнее время мне не удалось услышать ни от одного аналитика, работающего в экономическом секторе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.229.51 (0.014 с.)