Физическое воспитание детей школьного возраста рассматривается в нашей стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание детей школьного возраста рассматривается в нашей стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке.



С.

Глава 15. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ-ШКОЛЬНИКОВ

Физическое воспитание детей школьного возраста рассматривается в нашей стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке.

По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук СССР, школьные уроки физкультуры (дважды в неделю по 45 мин.) дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма. Восполнить недостающее и призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом. Кроме физического туристские мероприятия оказывают и огромное воспитательное воздействие. Занятия туризмом вырабатывают у школьников ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонте обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам. В походе получают новое звучание знания, полученные на уроках географии, истории, биологии, астрономии, математики. Знакомясь на туристском маршруте с новостройками, предприятиями, колхозами и совхозами, встречаясь с передовиками производства, ветеранами труда, школьники более осмысленно подходят к выбору профессии. Сталкиваясь с трудностями туристской жизни, они учатся преодолевать их не в одиночку, а коллективом. Туризм привлекает детей своей эмоциональной насыщенностью, романтикой.

На туристском маршруте в работу вовлекаются все основные группы мышц конечностей и туловища. Исключительно благотворно воздействует туризм на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы школьников. Длительное пребывание в условиях похода способствует закаливанию организма, повышает его сопротивляемость внешним воздействиям, различным заболеваниям.

При движении по пересеченной местности работают мышцы рук, ног, туловища, высокие требования предъявляются к деятельности органов кровообращения и дыхания. Только правильно организованная предпоходная тренировка сделает путешествие праздником для детей.

В связи с огромным значением туризма в воспитании подрастающего поколения Министерство просвещения СССР 15 октября 1985 г. издало приказ № 190 "О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентами педагогических институтов". В "Положении об организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы в общеобразовательной школе" определено, что в IV классе ежегодно проводится не менее 2 однодневных походов, в V и VI классах - не менее 2 однодневных и 1 двухдневного похода с ночлегом в полевых условиях, в VII-XI классах-не менее 4 походов, в том числе один продолжительностью не менее 2 дней с ночлегом в полевых условиях.

Определены также задачи учителя физической культуры, который должен: организовывать физическую подготовку юных туристов; обеспечивать прием нормативов по туризму Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО; организовывать и проводить туристские соревнования, походы, путешествия, экскурсии.

В программу туристских слетов школьников входят соревнования по технике туризма, спортивному ориентированию, контрольный комбинированный маршрут (ККМ), конкурсы.

Соревнования по ККМ заключаются в самостоятельном прохождении командой за оптимальное время контрольного маршрута, состоящего из нескольких этапов, разграниченных судейскими контрольно-проверочными пунктами (КПП). На этапах маршрута команда должна использовать различные виды ориентирования на местности, выполнить краеведческие и технические задания, преодолеть намеченные по программе естественные препятствия. Обязательный этап соревнований - привал, на котором команда должна организовать питание и отдых.

Результат команды выражается суммой баллов, полученных за прохождение всех этапов, преодоление естественных препятствий и выполнение заданий. Места команд определяются по наибольшей сумме баллов.

Программа соревнований по ККМ может состоять из следующих этапов:

1. Этапы и задания с ориентированием на местности: ориентирование по открытому маршруту, на маркированной трассе, по обозначенному на карте маршруту с прохождением через КП; ориентирование по "легенде" (с картой, без карты); поиск объекта по заданному азимуту; привязка (определение непредвиденной точки стояния после входа в лист карты).

На этапах с ориентированием могут применяться топографические или спортивные карты.

Этапы с преодолением естественных препятствий: подъемы, спуски по крутым травянистым склонам, осыпным склонам, желобу (узким промоинам); траверс склона; преодоление лесной чащи, лесного завала; переход по болоту; преодоление водной преграды различными способами (вброд, по бревну, по качающемуся бревну, с помощью шеста, на лодках, на плоту, вплавь, по навесной переправе).

3. Краеведческие и технические задания: нанесение на карту отсутствующего ориентира, отсутствующих подробностей ситуации, топографических характеристик (досъемка); составление кроки участка маршрута; составление характеристики растительности, рельефа; составление метеорологической характеристики; описание отдельных объектов - архитектурных, исторических памятников, геологических обнажений; составление полного технического описания этапа маршрута; определение ширины реки, озера, расстояния до ориентира; определение крутизны склона, высоты дерева.

4. Этапы и задания по навыкам походного полевого быта: организация дневного привала и питания; оказание первой доврачебной медицинской помощи; укладка рюкзаков; установка палатки.

В содержание соревнований обязательно входит предстартовая проверка готовности команд к прохождению контрольного туристского маршрута.

Старт команд раздельный. При большом количестве команд-участниц допускается групповой старт (2-3 команды одновременно). При этом первый этап маршрута должен иметь соответствующее количество равноценных вариантов. Не менее чем за сутки до начала соревнований участникам должны быть выданы условия контрольного туристского маршрута (КТМ), где подробно излагаются его программа, последовательность и параметры этапов, содержание и условия выполнения заданий по краеведению, по навыкам полевого быта, приведены шкала баллов и оценочные требования по каждому этапу и заданию.

Соревнования проводятся по "Временным правилам туристских соревнований пионеров и школьников по виду "Контрольный комбинированный маршрут", утвержденным ЦС по туризму и экскурсиям 6 апреля 1979 г. (протокол № 12, п. 10).

Особенности методики подготовки туристов 11-14 лет

Планируя организацию туристской подготовки детей 11-14 лет, следует учитывать анатомо-физиологические и психические особенности учащихся.

Подростковый возраст характеризуется значительным увеличением веса и роста учащихся. Во время периода полового созревания наблюдается стабилизация или даже замедление уровня развития физических качеств: выносливости к работе умеренной интенсивности, силовой выносливости мышц рук и туловища. Быстрое развитие половых желез сопровождается нарушениями координации отдельных функций организма. Претерпевает заметные изменения и психика школьника. Вместе с тем происходит развитие внимания, волевых качеств, появляется умение анализировать движения и целостные действия.

Известно, что в любом виде спорта однообразные тренировки приводят к быстрому физическому и психическому утомлению спортсменов. Туризм благодаря разнообразию мест и районов походов, соревнований, слетов, эстетическому восприятию местности при эмоциональных ощущениях на маршруте служит одной из наиболее увлекательных форм физической культуры. Немало оригинальных упражнений для занятий в помещении и на местности также позволяет отрабатывать технические и тактические приемы, воспитывать физические качества в непринужденной обстановке.

Наиболее распространенный метод воспитания быстроты заключается в повторном, возможно, более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Особенно ценны в этом отношении спортивные и подвижные игры: "Встречная эстафета", "Эстафета с мячом", "Гонка мячей", "Минное поле", "Эстафета ГТО", "Возьми кегли", "Подхвати палку", "Меж двух огней", "Эстафета футболистов", "Эстафета баскетболистов".

"Меж двух огней". Игра проводится на волейбольной площадке (без сетки). Капитаны становятся за лицевыми линиями площадки, а игроки их команд - на противоположной ее половине. Таким образом, каждая команда находится как бы меж двух огней.

По жребию один из капитанов вводит мяч (волейбольный) в игру, передавая его игрокам своей команды. Они должны выбрать удачный момент и осалить мячом игрока команды соперника так, чтобы он не поймал мяч. Игрок, в которого попали мячом, покидает площадку, но продолжает играть рядом со своим капитаном за лицевой линией. Он, как и капитан, имеет право ловить мяч, передавать его, выбивать соперника. Задача владеющих мячом - осалить им игроков команды соперника. Остальные участники должны увернуться от мяча и поймать его, чтобы передать своей команде. Игра продолжается установленное время. Выигрывает команда, осалившая большее число игроков команды соперника.

"Встречная эстафета". Каждая команда поделена на две подгруппы, выстроенные в колонну по одному на расстояние 10-30 м (в зависимости от возраста участников и размеров площадки). В руках у направляющих эстафетная палочка. По сигналу первый участник бежит на противоположную сторону площадки, обегает вторую подгруппу и передает эстафету ее направляющему, после чего становится в конец колонны. То же повторяет второй участник, обегает первую подгруппу и становится на ее левом фланге и т. д. Эстафета считается законченной, когда последний участник лидирующей команды, обежав противоположную колонну, становится уже впереди и поднимает вверх эстафетную палочку.

"Эстафета с мячом". Команды построены в колонну по одному, в руках у направляющих большие мячи (баскетбольные, футбольные, волейбольные). По сигналу участники выполняют поочередно серию заданий, пробегая с мячом указанное расстояние (5-10 м) вперед и обратно. Способы передвижения с мячом: держа мяч на ладони; ударяя им о пол и ловя двумя руками; подбрасывая мяч вверх и ловя (обусловленное количество раз); ведя мяч одной рукой; ведя мяч ногами.

Воспитанию ловкости при подготовке школьников к занятиям туризмом способствуют игры: "Тоннель", "Переправа", "Гонка обручей", "Сквозь обруч", "Через скакалку всей командой", "Живая змейка", "Удержи равновесие", "Вездеход".

"Тоннель". Команды построены в колонну по два, дистанция и интервал между участниками - два шага. Каждая пара держит между собой обруч, который вместе с остальными образует "тоннель". По сигналу участники одной из колонн отпускают обручи и вслед за направляющим быстро пробегают по ".тоннелю" и возвращаются на свои места. Как только игроки этой колонны подхватывают свои обручи, движение начинает вторая колонна, повторяя то же задание. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

"Гонка обручей". Игроки строятся в шеренги в двух шагах друг от друга. У правофлангового каждой команды по 10 обручей. По сигналу участники переправляют их в противоположный конец шеренги. Прежде чем передать соседу обруч, необходимо надеть его на себя (сверху вниз или снизу вверх). Надевать сразу несколько обручей не разрешается. Последний в игре надевает на себя все обручи.

"Удержи равновесие". Играющие становятся на бревно (бум) лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Каждый пытается нарушить равновесие соперника ударом по ладоням или плечу. Проигрывает тот, кто спрыгнет раньше с бревна.

Общая задача воспитания силы - всестороннее развитие ее, обеспечение высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности. Этой задаче способствуют игры: "Эстафета", "Тачка", "Эстафета с лазаньем по канату", "Сильная схватка", "Турнир атлетов", "Бой петухов", "Вытолкни из круга", "Борьба ногами", "Борьба всадников", "Перетягивание каната", "Шнурбол", "Силачи", "Бой на переправе", "Воздушный мост".

"Эстафета "Тачка". Команды построены в колонны по одному, направляющий и второй в исходном положении: первый - в упоре лежа ноги врозь, которые держит второй. По сигналу первая пара быстро передвигается до финишной черты (4-10 м). Пройдя ее, первый остается на противоположной стороне площадки. Второй бежит обратно, принимает положение упора лежа, а его ноги поддерживает третий и т. д.

"Бой петухов". Двое соперников становятся друг против друга - каждый на одной ноге (другую поддерживает рукой за голень сзади). По сигналу они начинают прыгать и толкать друг друга плечом, заставляя стать на обе ноги или выйти из круга. Проигрывает тот, кто коснется пола обеими ногами или окажется за кругом.

"Вытолкни из круга". Поединок проводится в круге диаметром 4-5 м. Двое играющих, стоя в круге, берутся с обеих сторон за трехметровую палку (шест). По сигналу каждый старается вытолкнуть соперника из круга. Проигрывает тот, у кого ноги окажутся за кругом или кто выпустит шест из рук. Играющим нельзя касаться друг друга.

Для обучения умениям и навыкам в ориентировании на местности, пользовании картой и компасом, для воспитания наблюдательности, выносливости, находчивости, инициативности, смелости целесообразны игры: "Компас", "Кто наблюдательнее", "По азимутам", "Определить расстояние", "По карте, следам и приметам", "Изучить след", "Поиск пропавшей группы", "По неизвестному маршруту", "Встречный бой", "Прорыв обороны и бой в глубине", "Обнаружить мины", "Задержать нарушителя", "По грибы", "Запомнить позы", "Орленок", "Зарница". Игры на воспитание наблюдательности и памяти помогают развить глубокое мышление.

"Компас". На земле рисуют круг диаметром 2-3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга пишут, согласно направлению сторон горизонта, буквы С, Ю, 3, В. Играющие становятся спиной к центру круга. По команде руководителя "Север!" все должны повернуться в сторону севера. Тот, кто ошибся, получает штрафной балл. Побеждает набравший наименьшее число баллов.

"Кто наблюдательнее". Ребята получают задание определенный отрезок пути идти молча, внимательно смотреть по сторонам, стараясь все увидеть и запомнить. Побеждает тот, кому удалось запомнить больше всего деталей, подробностей, ориентиров.

"Определить расстояние". Играющим предлагается определить расстояние до видимого ориентира: дерева, дома, столба. Затем расстояние измеряется. Побеждает тот, кто точнее указал величину.

"Поиски пропавшей группы". Игра проводится на лесистой пересеченной местности размером примерно 2Х1,5 км. Играющие делятся на три группы. Участники одной группы заранее прячутся в наиболее удобном месте (скрываясь, маскируясь как на земле, так и на деревьях) на участке не более 100 м2.

В 1,5-2 км от места укрытия выбирается место старта. Руководитель готовит два маршрута по азимуту от места старта к месту укрытия ушедшей группы. Маршруты должны быть разными по характеру, но одинаковыми по протяженности и сложности.

Через 20-30 мин. после ухода первой группы руководитель вручает пакеты с заданиями по поиску "пропавших". Каждая группа, имея компас, маршрут с азимутами и указаниями расстояния в метрах (для каждого направления), отправляется на поиски.

При игровом методе сильное возбуждение зоны двигательных центров коры головного мозга ведет к углублению торможения в утомленных учебной работой участках нервных клеток и более быстрому их восстановлению.

Дозировка нагрузки с учетом подготовленности занимающихся может осуществляться за счет изменения размеров площадки, длительности игры, количества играющих, числа повторений, интервалов отдыха между ними. Как правило, занятия следует проводить на свежем воздухе - в ближайших парках, скверах, лесных массивах, на спортплощадках, стадионах.

В воспитании общей выносливости применяются: длительный бег и кроссы различной интенсивности, спортивные игры, лыжные гонки, плавание, езда на велосипеде. Основные методы - равномерный, игровой, различные варианты переменного, метод круговой тренировки. Следует тщательно дозировать тренировочные нагрузки, связанные с воспитанием выносливости, поэтому инструкцией Министерства просвещения СССР установлены примерные нагрузки для туристских походов с детьми.

В пешем однодневном походе: для детей 11-12 лет протяженность маршрута - 12 км, носимый груз - 3 кг; 13-14 лет - 15 км, груз - 4-5 кг; в двухдневном походе: для детей 11-12 лет протяженность маршрута - 20 км, груз - 3 кг; 13-14 лет - 24 км, груз - 6 кг; в трехдневном походе: для детей 13-14 лет - 12- 15 км в день; в многодневном походе для детей 13-14 лет - 12-15 км в день.

В лыжном походе общая протяженность маршрутов для учащихся V-VI классов - 25 км за 2 дня при дневном переходе не более. 15 км; для учащихся VII-VIII классов-до 8 ходовых дней при дневном переходе до 18 км.

В однодневном горном походе для детей 10-11 лет протяженность маршрута 10 км за 3 часа, груз - 5 кг; 12-13 лет - 12 км за 4 часа, груз - 6-7 кг; 14-15 лет - 15 км за 5 час., груз - 7-8 кг. В двухдневном походе для детей 10-11 лет протяженность маршрута 15 км за 5 час., груз - 3-6 кг; 12-13 лет - 18 км за 6 час., груз - 7 кг; 14-15 лет - 21-24 км за 7-8 час., груз - 7-9 кг. В трехдневный поход могут идти учащиеся начиная с 12-13 лет. Протяженность похода для них 27 км за 9 час., груз - 8 кг; 14-15 лет - 36 км за 12 час., груз - 8-10 кг. В многодневном некатегорийном походе для детей 12-13 лет - 4-5 ходовых дней, груз - 8-10 кг; 14-15 лет - 8-12 ходовых дней, груз - 10-12 кг.

При составлении графика движения следует руководствоваться инструкцией Министерства просвещения СССР (приказ № 38 за 1974 г.), согласно которой продолжительность похода для учащихся VII-VIII классов составляет не более 20 дней, суточные переходы - 14-16 км. После каждых 3-4 дней (ходовых) дается день отдыха.

Многие дети участвуют в походах, иногда в категорийных, с раннего возраста. "Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР" разрешено участие школьников в походах I категории сложности по пешеходному и водному, автомобильному и мотоциклетному туризму. И это им под силу.

Основные задачи на следующем этапе-дальнейшее укрепление здоровья детей на основе воспитания главных физических качеств, закаливания организма, формирования и закрепления гигиенических навыков; воспитание волевых качеств.

Методика контроля предполагает использование целого комплекса методов: физиологических, педагогических, психологических. Она позволяет определить состояние здоровья юного туриста, его антропометрические данные, уровень подготовленности. На основе полученных результатов можно вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс.

Особенности методики подготовки туристов 15-17 лет

В среднем и старшем школьном возрасте продолжается формирование основных двигательных качеств. Упражнения для развития скоростных способностей нужно менять как можно чаще, иначе многократное повторение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа, когда, например, время пробегания дистанции перестает улучшаться.

Лет-наиболее благоприятный возраст формирования силы. Используются парные и групповые игры, упражнения с сопротивлением. Выносливость развивается в тех случаях, когда учащиеся работают до утомления. Предупреждая переутомление, особенно важно опираться на квалифицированный медицинский контроль.

Возрастная картина развития гибкости у детей школьного возраста очень четкая: у младших школьников она умеренно улучшается, в среднем школьном возрасте (к 14-15 годам) становится наилучшей, а затем ухудшается (В. Ф. Ломейко). Однако систематическое выполнение упражнений с большой амплитудой движения дает возможность успешно совершенствовать гибкость и в старшем школьном возрасте.

Выполнять значительную работу при ходьбе с рюкзаком на туристском маршруте невозможно без достаточного развития выносливости. Поэтому многие упражнения тренировочного периода необходимо направлять на воспитание этого качества. Особое место занимают двигательные действия циклического характера: бег в медленном темпе, прыжки со скакалкой, ходьба и бег с грузом, передвижение на лыжах, спортивное ориентирование. Очень важно при регулировании нагрузок учитывать пол, возраст и уровень физической подготовленности занимающихся.

Основные задачи подготовки туристов этой возрастной группы - укрепление здоровья детей, воспитание физических способностей, позволяющих выполнять нормативы комплекса БГТО и ГТО соответствующих ступеней; закрепление рациональной осанки; выполнение норматива значка "Турист СССР"; специализация в выбранном виде туризма; выполнение юношеских разрядов; рост спортивного мастерства на основе участия в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью и в категорийных походах.

 

С.

Глава 15. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ-ШКОЛЬНИКОВ

Физическое воспитание детей школьного возраста рассматривается в нашей стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке.

По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук СССР, школьные уроки физкультуры (дважды в неделю по 45 мин.) дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма. Восполнить недостающее и призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом. Кроме физического туристские мероприятия оказывают и огромное воспитательное воздействие. Занятия туризмом вырабатывают у школьников ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонте обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам. В походе получают новое звучание знания, полученные на уроках географии, истории, биологии, астрономии, математики. Знакомясь на туристском маршруте с новостройками, предприятиями, колхозами и совхозами, встречаясь с передовиками производства, ветеранами труда, школьники более осмысленно подходят к выбору профессии. Сталкиваясь с трудностями туристской жизни, они учатся преодолевать их не в одиночку, а коллективом. Туризм привлекает детей своей эмоциональной насыщенностью, романтикой.

На туристском маршруте в работу вовлекаются все основные группы мышц конечностей и туловища. Исключительно благотворно воздействует туризм на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы школьников. Длительное пребывание в условиях похода способствует закаливанию организма, повышает его сопротивляемость внешним воздействиям, различным заболеваниям.

При движении по пересеченной местности работают мышцы рук, ног, туловища, высокие требования предъявляются к деятельности органов кровообращения и дыхания. Только правильно организованная предпоходная тренировка сделает путешествие праздником для детей.

В связи с огромным значением туризма в воспитании подрастающего поколения Министерство просвещения СССР 15 октября 1985 г. издало приказ № 190 "О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентами педагогических институтов". В "Положении об организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы в общеобразовательной школе" определено, что в IV классе ежегодно проводится не менее 2 однодневных походов, в V и VI классах - не менее 2 однодневных и 1 двухдневного похода с ночлегом в полевых условиях, в VII-XI классах-не менее 4 походов, в том числе один продолжительностью не менее 2 дней с ночлегом в полевых условиях.

Определены также задачи учителя физической культуры, который должен: организовывать физическую подготовку юных туристов; обеспечивать прием нормативов по туризму Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО; организовывать и проводить туристские соревнования, походы, путешествия, экскурсии.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.02 с.)