ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие науки являются базисными для методики?



Какие науки являются базисными для методики?

Педагогика, психология, лингвистика, социология, страноведение (психолингвистика, педагогическая психология, социальная психология, когнитивная психология); (лингвистика текста, риторика, социолингвистика),(лингвострановедение, культуроведение, лингвокультуроведение)

Связь методики и психологии. Основные положения.

Мотивы овладения языком, учёт индивидуальных особенностей учащихся, понятие о процессах овладения речью, стратегиях усвоения языка.

 

6. Методика и языкознание. Основные положения, характеризующие связь этих наук.

Разграничения языка, речи, речевой деятельности (Л.В.Щерба), использование моделей предложения в качестве единиц обучения, значение языковых контактов (контрастивная лингвистика. Гак: русский язык в зеркале французского. Вагнер: Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим…); лингвистика текста, риторика.

 

Что входит в состав содержания обучения иностранному языку? Критерии отбора содержания обучения для разных профилей и этапов обучения.

Под С.О. понимается то, чему преподаватель должен научить, а учащиеся должны научиться

Критерии:соответствие цели обучения, достаточность и доступность/ посильность

Содержание: 1) средства общения ( фонетич., лексич..грамматич., страноведческие); минимумы, 2) знания, как этим пользоваться, 3) навыки (свойства: автоматизированность, гибкость, устойчивость, сознательность) и умения (речевые умения, учебные, компенсаторные умения, в разных видах деятельности , 4) сферы, темы, ситуации (предметно-содержательная сторона) 5) тексты (материальное содержание)

 

8. Коммуникативная компетенция: понятие и его содержание.

К.К. –это способность к выполнению той или иной деятельности на основе приобретённых в ходе обучения знаний, умений и навыков (Совет Европы, Страсбург. 1996 г.) . Для ИЯ: Способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной деятельности. КК базируется на других компетенциях. Это лингвистическая (языковая) компетенция, речевая, дискурсивная, стратегическая (компенсаторная), социальная, социокультурная, предметная, профессиональная компетенция.

Различают компенциюи компетентность. Компетентность – свойство личности, определяющее её способности (не все принимают). Сейчас – реализация компетенции в процессе коммуникации от Хомского: компетенция как способность и performance – реализация.

 

9. Предметное и процессуальное содержание обучения РКИ

Под С.О. понимается то, чему преподаватель должен научить, а учащиеся должны научиться

Содержание: 1) средства общения ( фонетич., лексич..грамматич., страноведческие); минимумы, 2) знания, как этим пользоваться, 3) навыки (свойства: автоматизированность, гибкость, устойчивость, сознательность) и умения (речевые умения, учебные, компенсаторные умения, в разных видах деятельности (Это процессуальное содержание) ,

4) сферы, темы, ситуации (предметно-содержательная сторона) 5) тексты (материальное содержание)

10. Шкала уровней владения языком, содержание входящих в неё уровней.

Уровень – степень сформированности речевых навыков и умений у пользователя языком. Совет Европы, Страсбург, Шкала уровней, Госстандарт.

Уровни: Элементарное владение: уровни: элементарный (вводно-фонетический курс подфака), базовый (первый семестр подфака), Пороговый – 1 сертификат, РКИ 1(подфак)

Свободное владение:

РКИ 2, Промежуточный уровень: бакалавры- нефилологи;

РКИ 3: Продвинутый уровень: бакалавры- филологи

РКИ 4: Сверхпродвинутый, магисты-филологи

РКИ 5:Совершен. владение: Профессиональный уровень, аспиранты

РКИ 6: Совершенный уровень, на уровне носителя

Типовые тесты

 

Содержание базового и порогового уровней владения ИЯ.

Базовый уровень (первый семестр подфака): 1500 слов в бытовой, социокультурной и учебной сферах, чтение простых текстов, написание бытового письма.

Пороговый уровень: позволяет начать учёбу на первом курсе российского вуза: 2 300 слов, основные грамматические средства РЯ.

Аудирование: Объём текста: 800 слов (монолог), 10-12 развёрнутых реплик (диалог); скорость: 220-250 слогов в минуту.

Чтение: Использование разных типов текстов для разных целей. Тексты до 1000 слов. Скорость чтения – 40-50 слов в минуту. Понимание текста с 5-7% новых (не ключевых) слов.

Письмо: Разные типы письма: бытовое, сообшение, описание до 700 слов

Говорение: Самостоятельное создание связных, логичных высказываний монологического и диалогического характера (15-20 фраз) в условиях бытовой, учебной, официально-деловой сфере общения при решении коммуникативных задач.

 

Понятие ЦЕЛЬ обучения. Виды целей обучения. Различие между целями и задами обучения. Содержание понятия “стратегическая цель обучения”.

Практическая (компетенции), общеобразовательная (страноведение), воспитательная (толерантность, уважение, красота мира), развивающая (способности, память, догадка, порядок)

Стратегическая (вторичная языковая личность, Караулов), такой уровень владения языком, который присущ носителям языка с точки зрения возможностей в процессе общения отражать средствами языка окружающую действительность (картину мира) и достигать определённых целей в этом мире.

Цели и задачи. Вторые реализуют цель

 

13. Средства достижения общеобразовательной, воспитательной и развивающей целей в РКИ.

Общеобразовательная цель – приобретение страноведческих и лингвострановедческих знаний: сведения о стране: география, история, искусство… (через тексты, языковые средства с культурным компонентом, фильмы, телепередачи, беседы, экскурсии…)

Воспитательная цель (личное отношение учащегося к стране изучаемого языка): учебно-воспитательная работа преподавателя и используемые им средств: беседы, обсуждения, подбор текстов и под. Развивающая цель: формирование языковой догадки, развитие способностей, памяти, работа со словарём и под.

 

Влияние изучения иностранного языка на развитие логического мышления учащегося и его познание родного языка

Л.В.Щерба: «С философской точки зрения учащиеся при изучении ИЯ получают практическую школу диалектики, так как будет разрушено пред­ставление о незыблемости понятий, которое внушается родным языком… Человеку, не изучавшему языков, очень трудно выйти из довольно огра­ниченного круга понятий, мыслей и вкусов; ему трудно сде­латься человеком с широким кругозором». ИЯ - развитие логического мышления, понимание относительности явлений. Приобретается и лучшее понимание своего родного языка, возникают вопросы, что это такое и почему. «Лучше всех понимают и чувствуют родной язык преподаватели, которые преподают родной язык иностранцам». (Щерба)

Понятие ПРИНЦИП обучения. Основные принципы обучения, их классификация.

Принцип – исходное положение, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим: целям, методам…

Дидактические (сознательность, наглядность доступность, посильность, прочность, активность, межпредметная координация, профкомпетенция); Психологические (мотивация, поэтапное формирование, учёт адаптац. процессов, индивидуализация);

Лингвистические (системность, концентризм, язык-речь, функциональность, стилистическая дифференциация);

Собственно методические (коммуникативность, учёт родного языка, устное опережение, взаимосвязанное обучения видам РД, ситуативно-тематическая организация материала, аппроксимации, профессиональная ориентация, учёт уровня владения языком).

 

Методы преподавания Методы учения

Показ Ознакомление

Объяснение Осмысление

Тренировка Участие в тренировке

Применение Практика

Коррекция Самокоррекция

Оценка Самооценка

 

Частно-дидактическое (отражают специфику конкретного предмета).

Признаки: 1) наличие ведущей идеи, 2)направленность на цель, 3)использование научных концепций лингвистики, психологии…, 4) независимость от условий и места.

 

История и современное состояние интенсивных методов обучения

Какие науки являются базисными для методики?

Педагогика, психология, лингвистика, социология, страноведение (психолингвистика, педагогическая психология, социальная психология, когнитивная психология); (лингвистика текста, риторика, социолингвистика),(лингвострановедение, культуроведение, лингвокультуроведение)





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.007 с.)