Хотите найти тропинку к душе каждого ребенка, 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хотите найти тропинку к душе каждого ребенка,



То эта книга для вас!!!

 

  … Огонек – откровенья святая пора, Это такт, пониманье и друга слова. Разговор по делам, по сердцам, по душам, То, что редко судьба преподносит всем нам.  

 

В педагогической деятельности вожатого главным, определяющим остается работа на последействие. Вожатые планируют свою работу, продумывают, какие результаты должны получить после реализации своей отрядной и лагерной программы, и, конечно, эти результаты – это определенные позитивные изменения личности ребенка.

В организационный период важно заметить положительные качества каждого ребенка и создать ситуации гордости за свои положительные качества. В основной период Цель педагога – заметить даже маленькие успехи ребенка, даже небольшие победы, достижения; показать ему и всему отряду те изменения, которые произошли. В заключительный период – укрепить произошедшие изменения, замотивировать ребенка на дальнейший личностный рост. В соответствии с данными целями в системе отрядной работы необходимо выстроить систему отрядных огоньков.

«Огонек» – уникальная форма отрядной работы. Это - откровенный разговор, коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня; взаимоотношений, складывающихся в коллективе.

Основная цель огонька – это рефлексия совместной деятельности отряда, событий происходящих с отрядом в целом и с каждым в отдельности. Огонек позволяет членам отряда лучше узнать друг друга, привить навыки самоанализа и анализа событий, происходящих в лагере и отряде. Огонек является важным средством в формировании личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим.

При организации вечерних огоньков особенно важно, чтобы ребята с первых дней приняли огонек, не как обязательный отрядный час, а как время для задушевного и искреннего общения. Вожатый должен владеть особым искусством – создавать теплую доброжелательную атмосферу, общаться со своими воспитанниками, как старший понимающий и поддерживающий друг.

Общие правила проведения огоньков:

 

1. Во время подготовки к огоньку вожатый должен определить цель, форму, время, место проведения огонька.

2. При проведении огонька очень важен положительный эмоциональный настрой детей, их готовность к разговору.

3. Важно также расположение детей и взрослых. Все участники садятся в круг на одном уровне так, чтобы каждый участник видел всех остальных. Если в отряде присутствуют двое и более взрослых, то места взрослых должны разбивать круг на равные части. Это важно, чтобы внимание детей не сосредотачивалось только на взрослых, и еще потому, что взрослые задают свой образец общения.

4. В середине круга зажигается свеча или горит костер – как символ теплоты взаимоотношений, света дружбы и взаимопонимания, как искорка заинтересованности всех делами, как отряда, так и каждого члена отряда в отдельности.

5. В кругу нет посторонних разговоров, высказывает свои мысли только тот человек, у которого в руках находится талисман отряда, остальные в это время должны молчать и внимательно слушать рассказчика, не перебивая его, не высказывая своего мнения, даже если с ним не согласны. Талисманом может быть какая-либо игрушка, камешек, ракушка и т.д.; важно, чтобы талисман был красивым, приятным на ощупь, чтобы ребенку приятно было взять его в руки.

6. Не допускается пребывание на огоньке посторонних. Это может нарушить атмосферу доверия и искренности разговора. Любой человек, кто хотел бы посетить огонек, должен согласовать свой приход с ведущим огонька (вожатым). Соответственно, ведущий представляет ребятам гостя на огоньке и объясняет цель его присутствия, чтобы у ребят не сложилось мнения, что кто-то посторонний наблюдает за ними со стороны.

 

Место проведения огонька.

Огонек проводится всегда в полумраке, при горящем огне. Эти фактору способствуют созданию особой атмосферы доверительности и романтики.

Летом огонек может проводиться на отрядном месте или просто в лесу у костра. Костер не должен быть большим, обжигающим жаром; он должен быть маленьким, притягивающим к себе, и, соответственно, притягивающим ребят друг к другу. Ответственным за костер может быть дежурная группа (или костровой). Заранее следует приготовить костровое место, укрепить вокруг костра бревна, заготовить для костра сучья и ветки таким образом, чтобы во время проведения огонька из не рубили и не ломали, так как эти звуки могут мешать проведению огонька и нарушать атмосферу. Также необходимо позаботиться о безопасности ребят около костра, а также о предотвращении случаев возгорания травы и веток ближайших деревьев.

В дождливую погоду или когда на улице достаточно прохладно, огонек можно проводить в помещении. Для его проведения выбирается замкнутое пространство. Важно, чтобы через комнату, или холл никто не ходил и не мешал ходу огонька. Вместо костра – зажигается свеча. О ней также приходится позаботиться заранее, ее свет должен быть достаточно ярким, чтобы видеть лица всех ребят; также свеча должна быть на какой-либо площадке из негорючего материала, либо в подсвечнике.

 

Законы «ОГОНЬКА»

Закон талисмана «Когда талисман в руках у другого, не пророни ни единого слова» «У нас в отряде закон един, слушают все, когда говорит один»
Закон «здесь и теперь» Все, что происходит здесь, только нас касается, Информация «во вне» не распространяется.
Закон свободного микрофона «Как думаешь – так говори, без уступок; не обсуждай человека, а лишь поступок»
Закон доверия «Абсолютно товарищу верю я, без всяких проверок – доверие «Всё говорим на огоньке, а не в темном уголке»

 

Каждый этап развития временного коллектива имеет свои особенности и предполагает разнообразие форм проведения огоньков.

Виды огоньков:

§ Огонек знакомств

§ Тематический огонек

§ Огонек – анализ (дня, дела, конфликтной ситуации)

§ Огонек – откровенный разговор

§ Прощальный огонек

Схема проведения огонька:

§ Настрой (Песня «Вечерняя»)

§ Вступительное слово ведущего (о целях и традициях огонька, либо о той проблеме, которая будет в центре обсуждения на огоньке)

§ Рассказы детей, передача символа огонька (талисмана)

§ Паузы (песни, стихи, легенды, упражнения)

§ Заключительное слово ведущего (подведение итогов, настрой на оптимистическое продолжение смены)

§ Заключительная песня

§ Прощальный ритуал

 

Советы ведущему огонька

 

Вести огонек – очень и очень сложно, в этом заключается особое мастерство вожатого. Огонек – это общение взрослого с ребятами, когда прямо или косвенно происходит передача социального опыта от взрослого детям. Если у вожатого существует потребность к осмыслению жизни, осмыслению своих поступков, к рефлексии; если он сам умеет это делать, то, скорее всего, он сможет научить этому и ребят. Научит ребят размышлять, анализировать происходящие события и взаимоотношения.

Перед проведением огонька ведущий должен ответить для себя на целый ряд вопросов:

Ø Что я хочу от сегодняшнего огонька? Его цель?

Ø В чем заключается основная его идея?

Ø Чему он может научить моих ребят?

Ø Какие я буду задавать вопросы?

Ø Какова моя позиция по отношению к данной проблеме, теме или предстоящему разговору, к взаимоотношениям между ребятами в отряде, …..

Ø Какие могут быть выводы из разговора на огоньке?

Ведущий должен словом и взглядом поддерживать любого ребенка. Каждый ребенок должен быть уверен, что его слова, его мнение будут услышаны, что его мысли не будут отвергнуты

Что не должно быть на огоньке:

· Нарушения законов огонька

· Крика, очень бурного выражения эмоций, аплодисментов

· Беспричинного ускорения или замедления темпа ведения разговора на огоньке

· Нельзя подменять огонек организационным сбором отряда (решать бытовые или организационные проблемы), пением песен или рассказом стихов, чаепитием и т.д., нельзя превращать его в собрание (с голосованием), в назидательное воспитательное выступление вожатых, либо просто в формальный разговор (в стиле: «День прошел нормально. Настроение моё хорошее»)

· Не должно быть пессимизма, монотонности, любого проявления недоброжелательности

 

ОГОНЬКИ ОРГПЕРИОДА

 

Характер адаптационного периода во многом зависит от того, как профессионально будут организованы и проведены “Огоньки знакомств”.

Цель огоньков оргпериода – знакомство детей и вожатых друг с другом, формирование у подростков потребности в общении, в рефлексии совместной деятельности; организация процесса самопознания.

«ПЕРВЫЙ ОГОНЕК»

Значение первого отрядного «огонька» очень велико. Первый огонек – это подарок ребятам от вожатых «традиции вечернего огонька».

Цель первого огонька: познакомить ребят с правилами и законами огонька; сформировать представление ребенка об отряде, создание положительного эмоционального настроя.

При проведении первого огонька важно создать необычную атмосферу, например: вести ребят на огонек особой тропой, полной неожиданностей и опасностей, при этом все должны идти с закрытыми глазами, и держа друг друга за руки.

На огоньке вожатый рассказывает свои ребятам легенду об огоньке, правилах поведения и законах огонька, задает схему его проведения. На первом огоньке вожатый рассказывает о талисмане, можно предложить ребятам загадать желание, когда первый раз к ним попадает талисман их отряда.

«РАССКАЖИ МНЕ О СЕБЕ»

Цель огонька – углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение ребят друг к другу. Эта форма более приемлема для детей среднего и старшего школьного возраста, так как предполагает умение рассказать о себе, в какой-то мере оценить себя, свои качества.

Данный вид огонька целесообразно проводить на 3-5 день смены, после того, как у подростков сформировалась потребность в «вечернем общении». Ребята заранее должны знать, о чем предстоит разговор, чтобы подготовить свой рассказ.

При его проведении можно использовать не талисман отряда, а, например, клубок цветных ниток. Первый участник берет клубок в руки, рассказывает о себе, затем, разматывая нить, передает клубок любому другому человеку и так далее, пока весь отряд не будет связывать прочная цветная паутина – как символ связи и единства всего отряда.

«МОЯ ИГРУШКА»

Цель огонька – знакомство ребят друг с другом. Этот огонек рекомендуется проводить с ребятами младшего и среднего школьного возраста.

Материалы: разнообразные игрушки, которые располагаются внутри круга, возле свечки.

На огоньке ребятам предлагается выбрать из расставленных в кругу игрушек ту, которая, по их мнению, чем-то похожа на них или просто понравилась с первого взгляда. Затем каждый ребенок по очереди берет понравившуюся игрушку и рассказывает о том, чем она ему понравилась, или что у него общего с выбранной игрушкой. Игрушка в данном случае помогает ребенку раскрыть свои качества.

 

«МОЙ ИДЕАЛ»

Каждый ребенок рассказывает о своем идеале. Это может быть герой фильма, или реальное лицо (учитель, отец, друг и т.д.) Ребятам предлагается рассказать о том, какие поступки, переживания, нравственные устои, личностные качества привлекают их в герое. Затем вожатый предлагает ребятам высказать мнение о том, какие качества ценит выступающий в людях, что можно сказать о нем, судя по его герою.

«МУЗЕЙ ЛЮБИМЫХ ВЕЩЕЙ»

Цель огонька – развитие абстрактно-образного мышления, дать возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.

Материалы: каждый ребенок приносит на огонек свою любимую вещь

Ведущий предлагает ребятам рассказать не о себе, а о своем любимом предмете. Какие чувства он вызывает? Какие ассоциации? Почему он нравится хозяину?

«СЛАДКИЙ МЕШОЧЕК»

Цель: знакомство с ценностными установками каждого ребенка

Материалы: мешочек с конфетами и пустой мешочек

Ведущий предлагает каждому ребенку достать из мешочка конфету. Когда ребенок разворачивает фантик, он должен сказать, что в жизни он любит больше всего. После съедения конфеты, он говорит, что больше всего он не любит и кладет фантик в пустой мешочек. После того, как высказались все дети, фантики из пустого мешочка уничтожаются (выбрасываются или сжигаются). Ведущий говорит о том, что, таким образом, мы избавляемся от того, что нам не нравится, и оставляем в своей жизни только то, что любим.

ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА

 

Цель: рефлексия деятельности отряда, взаимоотношений в отряде; фиксация и поддержка положительных изменений в каждом члене отряда. Обычная продолжительность – не более 1 часа. В ситуации кризиса или конфликта в отряде огонек может быть более продолжительным. Главное, создавать атмосферу непринужденного общения, а не превращать огонек в стандартную и формализованную форму.

 

«ОГОНЕК – АНАЛИЗ ДЕЛА»

Цель: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности, самоанализа.

Схема анализа:

§ Высказывание отношения к делу (фиксация эмоций)

§ Обсуждение целей и задач дела, степени их достижения;

§ Качество подготовки к делу;

§ Удачные моменты (что особенно удалось при организации дела)

§ Не очень удачные моменты (что можно исправить, предложения, как это сделать)

§ Благодарность отличившихся ребят

«ФОНАРЩИК»

Цель: выявление симпатий в отряде, микрогрупп

Материалы: подсвечник в форме фонарика (можно сделать из плотной бумаги)

В начале огонька ведущий рассказывает легенду о маленьком фонарщике. Затем предлагает детям обсудить ее содержание, передавая при этом свой «Фонарик» тому человеку, чье мнение он ценит.

«ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОГОНЕК»

Цель: организация разговора по актуальной для отряда теме. Такой огонек способствует самопознанию личности, ее духовному развитию.

Для проведения этого огонька вожатый должен заранее выяснить, какая проблема больше всего волнует ребят из его от ряда (об этом можно узнать из анкет или опроса, проведенного в отряде), подготовить проблемные вопросы по выбранной теме, необходимые для того, чтобы активизировать разговор.

Тематический огонек – это философский разговор, во время его проведения могут находиться точки соприкосновения, и обнаруживаться полярные взгляды. Это разговор с элементами диспута. И этот разговор должен быть серьезным, глубоким, многогранным, он должен быть связан с жизнью самих ребят, быть действительно для них значимым, актуальным.

При его проведении важно соблюдать золотую середину: не превращать его в формальный разговор «скажу так, как хочет услышать от меня вожатый», и не допускать превращения его в яростный спор, столкновение противоположных мнений.

Возможные темы для разговора:

· «Белая ворона» (Огонек с элементами диспута). Быть как все, или «смешаться с толпой»? Как вести себя, если ты не похож на других людей, которые тебя окружают? Разговор об отверженных, изгоях в коллективе, о том, как может чувствовать себя человек, когда он не похож на других.

· «Дружба» (о том, какого человека можно назвать другом, какими качествами должен обладать друг, обсудить проблемные ситуации)

· «Любовь» (о том, что такое любовь, бывает ли «любовь с первого взгляда», чем отличается любовь от влюбленности и т.п.)

· Обсуждение какого – либо фильма, спектакля, современного искусства

· «Встреча с Ассоль» (На огоньке звучит тема «Алых парусов» в стихах, песнях, и в нашей жизни. Нужно ли верить в мечту? Надо ли ждать, когда мечта сама исполнится или уверенно идти ей навстречу?)

«ОГОНЕК – ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР»

«Откровенный разговор» - один из труднейших огоньков, как для детей, так и для вожатого. Для детей – потому что, у большинства из них не было опыта такого разговора, и ребятам бывает трудно оценить поступки другого человека, свои поступки и рассказать о том, что ты действительно думаешь о своем товарище и узнать правду о себе.

Вожатому трудно при откровенном разговоре создать такой настрой, такую атмосферу, чтобы разговор проходил в доброжелательном ключе и не превратился в место сведения счетов и взаимных обвинений. Здесь как никогда важно соблюдение «Закона свободного микрофона» - говорить откровенно, без обид воспринимать критику, и обсуждать не личность человека, а только его поступки; говорить о своих чувствах по отношению к его поступкам.

Но всегда, обсуждая плохой поступок товарища, важно дать понять, что он все равно остается членом отрядного коллектива, выразить уверенность, что проступок его случаен; дать возможность реабилитировать себя в дальнейшем.

 

"ШЛЯПА"

Цель: обсуждение проблемных ситуаций в отряде

На листах бумаги можно написать вопросы к отряду, к детям, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших. Ведущий предлагает ребятам вытащить вопрос из шляпы. Каждый ребенок вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к данной проблеме.

 

«ОГОНЕК ОДИНОЧЕСТВА»

Цель: дать ребятам возможность понять и прочувствовать состояние одиночества, остаться наедине со своими мыслями и чувствами, понять значимость и ценность общения

Человек – существо социальное, поэтому один из страхов каждого человека – страх перед одиночеством. В начале огонька вожатый рассказывает легенду об одиночестве. Затем ребята зажигают от большого костра или общей отрядной свечки свои маленькие личные свечки (или при возможности свои маленькие заранее приготовленные костерки). Им предлагается провести личный «огонек», подумать в одиночестве о себе, об окружающих людях, о своем отношении к миру. Таким образом, весь отряд расходится на личные «огоньки». При этом вожатый не отторгает всех от «большого огня», каждый может вернуться к общему огню, как только ему станет невыносимо одиноко. Когда ребята возвратятся, проводится анализ, каждый из вернувшихся, может поделится своими мыслями и чувствами.

 


«ЗЕРКАЛО»

Цель: формирование адекватной самооценки у детей, дать возможность узнать, что думают о тебе другие люди.

Перед началом огонька каждый ребенок заготавливает себе рамку «зеркала». Для этого берется лист бумаги и делится на две части. В левой части ребенок составляет список своих положительных и отрицательных качеств. Затем эта половинка закрывается. Листы подписываются и развешиваются или кладутся на горизонтальные поверхности по кругу. Затем всем ребятам предлагается ходить по кругу от одного «зеркала» к другому и вписывает на вторую половину листа те качества, какими, по его мнению, обладает хозяин «зеркала». Вернувшись к своему «зеркалу» ребенок может сравнить свою самооценку с той оценкой, которую дают ему его товарищи.

«ВОПРОС – ОТВЕТ»

Цель огонька – дать возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.

Материалы: листочки (лучше необычной яркой формы, из цветной бумаги или картона) с вопросами

Вожатый перед огоньком подготавливает листочки бумаги с вопросами, при ответе на которые можно лучше узнать другого человека, лучше понять его.

Примерные вопросы:

· что мне нравится в себе

· что мне не нравится в себе

· чтобы я сделал, если бы выиграл в лотерею 1 000 000 рублей

· чего я боюсь

· самое смешное событие в моей жизни

· мой самый трудный жизненный выбор

· как я помог другу

· как я помог себе

· что я терпеть не могу в людях

· самая серьезная неприятность, которая случалась в моей жизни

………………….. и.т.д.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.019 с.)