РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО



БИОЛОГИИ 2009 г. (Минск)

 

ЗАДАНИЯ

9 и 9` классы

Уважаемые участники олимпиады!

Вам предлагаются задания, включающие две части (А и Б).

Часть А включает 40 заданий на утверждение правильности суждения, 100 тестовых заданий, на каждое из которых предлагается 3–6 ответов (A, B, C, D, E, F). Выбрав правильный ответ, вы заштриховываете ячейку, соответствующую выбранной букве в контрольном листе ответов для части А (см. следующую страницу). Если при самоконтроле Вы обнаружили ошибку, первый ответ зачеркните, новый ответ заштрихуйте и дополнительно обведите кружком.

Заполняйте только контрольный лист ответов!

Пример:

 
A © £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ © £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ © £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

На все тесты части А вы даете только один правильный ответ!

 

Часть Б включает 8 заданий, требующих более детального рассмотрения вопросов.

 

Выполнение задания рассчитано на 4 часа.

 

Будьте внимательны! Желаем успеха!

 

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

Г. (Минск)

9 и 9` классы

Фамилия, имя, отчество_________________________________________________

Область (город), номер школы_________________________________________________

Контрольный лист ответов (часть А)

 

 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

 

 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

 

 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

 

 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

Задания на определение правильности суждения.

Верное утверждение отметьте знаком «+», а ошибочное – знаком «-».

Номер Суждения Ответ
1. Шишка – это плод сосны.    
2. У шиповника плод – ягода.    
3. Из споры папоротника развивается спорофит.    
4. У сосны яйцеклетки оплодотворяются спермиями.    
5. Семена с эндоспермом имеются только у растений из класса однодольных.  
6. Ситовидные трубки, проводящие растворы органических веществ, образованы мертвыми клетками.  
7. У насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.    
8. У всех летающих насекомых имеется две пары крыльев.    
9. У человека стенки вен рук толще, чем стенки вен ног.    
10. Рефлекторные дуги могут замыкаться не в головном или спинном мозге, а в ганглиях вегетативной нервной системы.  
11. Чем толще нервное волокно, тем медленнее проводит оно нервные импульсы.  
12. В печени синтезируются многие белки крови.    
13. Первыми наземными растениями были риниофиты.    
14. У бактерий есть рибосомы.    
15. Первыми среди членистоногих освоили удаленные от водоемов территории насекомые.  
16. Спиртовое брожение может проходить как в анаэробных, так и в аэробных условиях, хотя и с различной скоростью.  
17. В онтогенезе у многих видов земноводных имеется стадия свободноживущей личинки.  
18. Постоянная температура тела у высших позвоночных поддерживается за счет высокого уровня метаболизма.  
19. Все папоротники – равноспоровые растения.  
20. Бактерии размножаются спорами.    
21. Гемоглобин – это белок, который приносит кислород ко всем органам и тканям, а гемоцианин – белок, который выводит из организма углекислый газ.  
22. Нервная система позвоночных животных формируется из того же зародышевого листка, что и эпидермис.  
23. Для всех представителей класса пресмыкающихся характерно трехкамерное сердце.  
24. У морских одноклеточных организмов выделительная вакуоль сокращается чаще, чем у их родственников, обитающих в пресной воде.  
25. На поверхности эпителия всегда имеется слой ороговевших клеток.  
26. Чем меньше зверек, тем больше у него частота сокращений сердца.  
27. Косточка абрикоса – семя.    
28. Процесс пищеварения в тонком кишечнике состоит из трех последовательных этапов: полостного пищеварения, пристеночного пищеварения и всасывания.  
29. В состав центральной нервной системы входят головной мозг и нервы.  
30. Продукты расщепления жиров всасываются непосредственно в кровь.  
31. В клетках всех животных и растений вблизи ядра находится органоид, называемый клеточным центром.  
32. В клетках прокариот генетический материал представлен, как правило, в виде кольцевой хромосомы.  
33. Хромопласты не могут превращаться в хлоропласты.  
34. Эволюция всегда приводит к усложнению организации живых существ.  
35. Родиной лошадиных являются открытые пространства Евразии.  
36. Скорость бега животных возрастает с уменьшением площади опоры и, соответственно, с уменьшением числа пальцев на ногах.  
37. Ядрышко служит местом синтеза рибосомальных белков.  
38. Печеночные мхи – не являются растениями.  
39. В протерозойскую эру существовали только одноклеточные организмы.  
40. Стенки левого желудочка сердца толще, чем правого, потому что левый желудочек в единицу времени выбрасывает значительно большее количество крови, чем правый.  

Часть А

1. Эритроциты, помещенные в гипертонический раствор:


A. Лопаются, освобождая содержимое в окружающую среду.
B. Уменьшаются в объеме и сморщиваются. +
C. Сохраняют дисковидную форму за счет активации систем переноса электролитов.
D. Слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.

2. Ионы магния входят в состав:

A. Гемоглобина. C. Хлорофилла.
B. Инсулина. D. Тироксина.

+3. В скелетных мышцах появление кальция в цитоплазме обусловлено:


A. Активацией кальциевых насосов.
B. Активацией натрий-кальциевого обменника.
C. Закрытием потенциал-чувствительных каналов в мембране эндоплазматического ретикулума.
D. Открытием кальциевых каналов в мембране эндоплазматического ретикулума.

 

4. Как крахмал, так целлюлоза состоят из глюкозидных остатков, связанных друг с другом. В организме человека крахмал гидролизуется в ходе ферментативных процессов. Этого не происходит с целлюлозой по следующей причине:

A. Оптимальный рН для гидролиза целлюлозы значительно выше, чем оптимальный рН для гидролиза крахмала.

B. Оптимальная температура для гидролиза целлюлозы выше температуры гидролиза крахмала.

C. При образовании целлюлозы молекулы глюкозы соединяются другим образом, чем в крахмале.

D. Длина пищеварительной системы человека недостаточна.

5. Во время фазы наполнения:

A. Створчатые клапаны открыты, полулунные клапаны открыты.

B. Створчатые клапаны открыты, полулунные клапаны закрыты.

C. Створчатые клапаны закрыты, полулунные клапаны открыты.

D. Створчатые клапаны закрыты, полулунные клапаны закрыты.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.007 с.)