Оргкомитета заключительного этапа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оргкомитета заключительного этапа



Заместитель председателя

Оргкомитета заключительного этапа

Республиканской олимпиады,

заместитель Министра образования

Республики Беларусь

 

   
К.С. Фарино

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО

БИОЛОГИИ 2009 г. (Минск)

 

ЗАДАНИЯ

9 и 9` классы

Уважаемые участники олимпиады!

Вам предлагаются задания, включающие две части (А и Б).

Часть А включает 40 заданий на утверждение правильности суждения, 100 тестовых заданий, на каждое из которых предлагается 3–6 ответов (A, B, C, D, E, F). Выбрав правильный ответ, вы заштриховываете ячейку, соответствующую выбранной букве в контрольном листе ответов для части А (см. следующую страницу). Если при самоконтроле Вы обнаружили ошибку, первый ответ зачеркните, новый ответ заштрихуйте и дополнительно обведите кружком.

Заполняйте только контрольный лист ответов!

Пример:

                                         
A © £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ © £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ © £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

На все тесты части А вы даете только один правильный ответ!

 

Часть Б включает 8 заданий, требующих более детального рассмотрения вопросов.

 

Выполнение задания рассчитано на 4 часа.

 

Будьте внимательны! Желаем успеха!

 

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

Г. (Минск)

9 и 9` классы

Фамилия, имя, отчество _________________________________________________

Область (город), номер школы_________________________________________________

Контрольный лист ответов (часть А)

 

                                         
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
                                         
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

 

                                         
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

 

                                         
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

 

                                         
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

Задания на определение правильности суждения.

Верное утверждение отметьте знаком «+», а ошибочное – знаком «-».

Номер Суждения Ответ
1. Шишка – это плод сосны.    
2. У шиповника плод – ягода.    
3. Из споры папоротника развивается спорофит.    
4. У сосны яйцеклетки оплодотворяются спермиями.    
5. Семена с эндоспермом имеются только у растений из класса однодольных.  
6. Ситовидные трубки, проводящие растворы органических веществ, образованы мертвыми клетками.  
7. У насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.    
8. У всех летающих насекомых имеется две пары крыльев.    
9. У человека стенки вен рук толще, чем стенки вен ног.    
10. Рефлекторные дуги могут замыкаться не в головном или спинном мозге, а в ганглиях вегетативной нервной системы.  
11. Чем толще нервное волокно, тем медленнее проводит оно нервные импульсы.  
12. В печени синтезируются многие белки крови.    
13. Первыми наземными растениями были риниофиты.    
14. У бактерий есть рибосомы.    
15. Первыми среди членистоногих освоили удаленные от водоемов территории насекомые.  
16. Спиртовое брожение может проходить как в анаэробных, так и в аэробных условиях, хотя и с различной скоростью.  
17. В онтогенезе у многих видов земноводных имеется стадия свободноживущей личинки.  
18. Постоянная температура тела у высших позвоночных поддерживается за счет высокого уровня метаболизма.  
19. Все папоротники – равноспоровые растения.  
20. Бактерии размножаются спорами.    
21. Гемоглобин – это белок, который приносит кислород ко всем органам и тканям, а гемоцианин – белок, который выводит из организма углекислый газ.  
22. Нервная система позвоночных животных формируется из того же зародышевого листка, что и эпидермис.  
23. Для всех представителей класса пресмыкающихся характерно трехкамерное сердце.  
24. У морских одноклеточных организмов выделительная вакуоль сокращается чаще, чем у их родственников, обитающих в пресной воде.  
25. На поверхности эпителия всегда имеется слой ороговевших клеток.  
26. Чем меньше зверек, тем больше у него частота сокращений сердца.  
27. Косточка абрикоса – семя.    
28. Процесс пищеварения в тонком кишечнике состоит из трех последовательных этапов: полостного пищеварения, пристеночного пищеварения и всасывания.  
29. В состав центральной нервной системы входят головной мозг и нервы.  
30. Продукты расщепления жиров всасываются непосредственно в кровь.  
31. В клетках всех животных и растений вблизи ядра находится органоид, называемый клеточным центром.  
32. В клетках прокариот генетический материал представлен, как правило, в виде кольцевой хромосомы.  
33. Хромопласты не могут превращаться в хлоропласты.  
34. Эволюция всегда приводит к усложнению организации живых существ.  
35. Родиной лошадиных являются открытые пространства Евразии.  
36. Скорость бега животных возрастает с уменьшением площади опоры и, соответственно, с уменьшением числа пальцев на ногах.  
37. Ядрышко служит местом синтеза рибосомальных белков.  
38. Печеночные мхи – не являются растениями.  
39. В протерозойскую эру существовали только одноклеточные организмы.  
40. Стенки левого желудочка сердца толще, чем правого, потому что левый желудочек в единицу времени выбрасывает значительно большее количество крови, чем правый.  

Часть А

1. Эритроциты, помещенные в гипертонический раствор:


A. Лопаются, освобождая содержимое в окружающую среду.
B. Уменьшаются в объеме и сморщиваются. +
C. Сохраняют дисковидную форму за счет активации систем переноса электролитов.
D. Слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.

2. Ионы магния входят в состав:

A. Гемоглобина. C. Хлорофилла.
B. Инсулина. D. Тироксина.

+ 3. В скелетных мышцах появление кальция в цитоплазме обусловлено:


A. Активацией кальциевых насосов.
B. Активацией натрий-кальциевого обменника.
C. Закрытием потенциал-чувствительных каналов в мембране эндоплазматического ретикулума.
D. Открытием кальциевых каналов в мембране эндоплазматического ретикулума.

 

4. Как крахмал, так целлюлоза состоят из глюкозидных остатков, связанных друг с другом. В организме человека крахмал гидролизуется в ходе ферментативных процессов. Этого не происходит с целлюлозой по следующей причине:

A. Оптимальный рН для гидролиза целлюлозы значительно выше, чем оптимальный рН для гидролиза крахмала.

B. Оптимальная температура для гидролиза целлюлозы выше температуры гидролиза крахмала.

C. При образовании целлюлозы молекулы глюкозы соединяются другим образом, чем в крахмале.

D. Длина пищеварительной системы человека недостаточна.

5. Во время фазы наполнения:

A. Створчатые клапаны открыты, полулунные клапаны открыты.

B. Створчатые клапаны открыты, полулунные клапаны закрыты.

C. Створчатые клапаны закрыты, полулунные клапаны открыты.

D. Створчатые клапаны закрыты, полулунные клапаны закрыты.

Что используют в качестве эффективного противоядия при попадании солей тяжелых металлов в желудочно-кишечный тракт, до того, как они успеют всосаться в кровь (колонка I)? Каков механизм обезвреживающего действия (колонка II)? Подберите верную пару.

I.

1– Крепкий чай.

2 – Молоко.

3 – 1 % раствор NaHCO3.

4 – Крахмальный клейстер.

II.

а – При взаимодействии белка с солями тяжелых металлов образуется нерастворимый осадок, обусловленный денатурацией белка.

б – Комплексы танинов с солями тяжелых металлов не всасываются.

в – Амилопектин образует с солями тяжелых металлов прочные комплексы.

г – Питьевая сода всегда эффективно очищает желудочно-кишечный тракт от ксенобиотиков, так как нейтрализует HCl желудочного сока.

 

А. 1-б. C. 3-г.
B. 2-а. D. 4-в.

На рисунке дана схема строения человеческого глаза. Если свет попадает в глаз, возникает сигнал и срабатывает безусловный зрачковый рефлекс. Через какие части глаза (1, 2, 3 или 4) проходит сигнал к центральной нервной системе (ЦНС) и из ЦНС при осуществлении зрачкового рефлекса?

А. Из 1 к ЦНС и из ЦНС к 2;

В. Из 3 к ЦНС и из ЦНС к 3;

С. Из 4 к ЦНС и из ЦНС к 2;

D. Из 4 к ЦНС и из ЦНС к 3.

23. Стенки желудка не перевариваются пищеварительным соком, потому что:

А. Его внутреннюю поверхность покрывает слой слизи.

В. В желудочном соке отсутствуют протеолитические ферменты.

С. Пищеварительные ферменты не способны гидролизировать белки, которые синтезируются самим организмом.

D. Пищеварительные ферменты желудка активны только в кислой среде.

24. Эритроциты перенесли в три раствора соли с концентрациями I, II и III. Результаты показаны схематически. Соотношение концентраций растворов составляет:

А. I > II > III;

B. II > I > III;

C. I < II < III;

D. II < I > III;

E. I < III < II.

 

25. Все пальцы кисти образованы тремя фалангами, кроме:

A. Мизинца.

B. Указательного.

C. Безымянного.

D. Большого.

26. Примером непрерывных хрящевых соединений костей может быть соединение между:

A. Локтевой и лучевой костями.

B. Тазовыми костями и крестцом.

C. Ребрами и грудиной.

D. Лобной и теменной костями.

 

27. Защитную функцию в наибольшей степени выполняют мышцы:

A. Живота.

B. Груди.

C. Головы.

D. Спины.

 

28. Искусственное дыхание целесообразно применять при остановке дыхания, произошедшей вследствие:

A. Появления фиброзных пленок при дифтерии.

B. Отравления ядами, вызывающими судороги.

C. Механических нарушений проводимости дыхательных путей.

D. Попадания воды в дыхательные пути при утоплении.

29. Структурно-функциональной единицей почки является:

A. Нейрон.

B. Гепатоцит.

C. Нефрон.

D. Почечная долька.

 

30. Автоматизм сердца объясняется тем, что:

A. Его работа не регулируется головным мозгом.

B. Оно самостоятельно сокращается благодаря наличию собственной проводящей системы.

C. Его камеры сокращаются не одномоментно, а последовательно.

D. На частоту сокращений не влияет уровень гормонов в крови.

 

31. Лучевая симметрия у взрослых особей и двусторонняя у личинок характерна для большинства представителей типа:

 

A. Кишечнополостные.

B. Кольчатые черви.

C. Моллюски.

D. Иглокожие.

 

32. В филогенезе мезодерма впервые появляется у:

A. Кишечнополостных.

B. Плоских червей.

C. Насекомых.

D. Кольчатых червей.

 

33. Являются эндопаразитами не только животных, но и растений представители типа:

A. Плоские черви.

B. Круглые черви.

C. Кольчатые черви.

D. Моллюски.

34. Мозг земноводных снабжается кислородом лучше, чем остальные органы и ткани, так как:

A. Сама мозговая ткань за счет имеющихся в ней ферментов активно поглощает из крови кислород.

B. В мозг ведут кровеносные сосуды, берущие начало от желудочка сердца, которые несут богатую кислородом кровь.

C. Поступающая в мозг кровь попадает в особую капиллярную систему, которая облегчает извлечение кислорода из крови.

D. Стенки сосудов мозга (за счет имеющихся в них мышечных волокон) пульсируют, увеличивая скорость кровотока, что способствует более эффективному поступлению кислорода в мозговую ткань.

 

35. Дифференцированные зубы, лежащие в альвеолах, развиты у представителей класса:

А. Пресмыкающиеся.

B. Птицы.

C. Земноводные.

D. Млекопитающие.

36. В некоторых случаях животные, проявляющие агрессивность, вдруг неожиданно меняют ее на другую форму поведения. Например, дерущиеся петухи прекращают бой и начинают разрывать землю в поисках пищи. Как называется такая форма поведения (утверждения I–IV) и на чем она основана (утверждения V–VIII)?

I. Пищевое поведение.

II. Ритуальное поведение.

III. Вытесняющая (замещающая) активность.

IV. Агрессивное поведение.

V. Недостаток пищи или чувство голода.

VI. Взаимное ингибирование двух противостоящих поведенческих тенденций.

VII. Раздражение нерва.

VIII.Смещение начального стимула с одного нерва на другой.

 

A. I и V.

B. II и VII.

C. III и VII.

D. III и VI.

E. IV и VI.

37. Мимикрия – подражательное сходство особей одного вида (обычно по окраске и форме тела) с особями другого вида. Обычно особи вида, которым подражают:

A. Родственны представителям вида с мимикрией.
B. Ядовиты или несъедобны.
C. Незащищены, а у вида с мимикрией – ядовиты.

38. Рисунок иллюстрирует структуру нефронов рыб — пресноводной (1) и морской (2). Какое из приведенных ниже утверждений является правильным?

A. Морская рыба теряет больше воды с мочой, чем пресноводная;

B. Отсутствие клубочка в нефроне помогает морской рыбе избавляться от избытка воды;

C. Реабсорбция солей происходит более интенсивно в извитых канальцах нефрона морской рыбы;

D. Клубочковая фильтрация помогает пресноводной рыбе избавляться от избытка воды.

39. Из нижеследующих групп животных радиально симметричными вторичноротыми являются:

A. Иглокожие.
B. Членистоногие.
C. Моллюски.
D. Кишечнополостные.
E. Никто из указанных выше.

40. Если птенцов утки вскармливать из рук с момента вылупления из яйца, то они воспринимают того, кто их кормил, как родителя. Эта форма поведения называется:

A. Обучение. C. Адаптивное поведение.
B. Импринтинг. D. Тропизм.

41. Из предложенных ниже вариантов, правильно отражает эволюцию нервной системы у животных:

A.Лестничная – узловая – диффузная.

B. Диффузная – лестничная – узловая.

C. Узловая – лестничная – диффузная.

D. Лестничная – диффузная – узловая.

 

42. Отсутствие клыков, острые и крупные резцы, растущие в течение всей жизни животного, характерны для представителей отряда:

A. зайцеобразные. C. грызуны.
B. парнокопытные. D. непарнокопытные.

43. Концентрация раствора NaCl равна 0,5%. Клетки человека поместили в этот раствор, при этом молекулы воды:

A. Будут перемещаться преимущественно в клетку.

B. Будут перемещаться из клетки.

C. Перемещаться не будут.

D. Будут в равном количестве перемещаться в обе стороны: в клетку и из клетки.

 

44. Правильная последовательность усложнения кровеносной системы в процессе эволюции позвоночных животных:

A. Жаба – кролик – аллигатор – акула.

B. Акула – лягушка – аллигатор – кроли.

C. Акула – крокодил – кролик – лягушка.

D. Аллигатор – собака – акула – жаба.

 

45. Сосущий аппарат (хоботок) и окрашенный чешуйчатый покров крыльев свойственны большинству представителей:

A. Жуков. C. Стрекоз.
B. Птиц колибри. D. Бабочек.

46. Первое животное, одомашненное человеком:

A. Кошка. C. Козел.
B. Собака. D. Свинья.

 

47. Малярия – заболевание, вызываемое мельчайшими одноклеточными животными, которые паразитируют в:

A. Красных кровяных тельцах.

B. Клетках кишечника и желудка.

C. Эпителиальных клетках толстой кишки.

D. Желчном пузыре печени.

48. На рисунке изображен цикл развития:

 

A. Широкого лентеца.

B. Бычьего цепня.

C. Кошачьей двуустки.

D. Печеночного сосальщика.

 

49. Ротовой аппарат грызущего типа у личинок и сосущего типа у взрослого насекомого характерен для представителей отряда:

A. Жесткокрылые.

B. Прямокрылые.

C. Чешуекрылые.

D. Перепончатокрылые.

 

50. Хрящевых и костных рыб объединяет признак:

A. Жаберные щели защищены крышками.

B. Наличие плавательного пузыря.

C. Рот расположен на нижней стороне.

D. Орган осязания – боковая линия.

 

51. Наибольшее видовое разнообразие земноводных характерно для зоны:

A. Средней тайги.

B. Влажных тропических лесов.

C. Пустынь и полупустынь.

D. Тундры.

 

52. Среди пресмыкающихся самыми прогрессивными являются:

A. Черепахи. C. Змеи.
B. Ящерицы. D. Крокодилы.

 

53. Основу поведения птиц составляют:

A. Условные и безусловные рефлексы.

B. Элементарная рассудочная деятельность.

C. Раздражимость, инстинкты.

D. Перелеты.

54. Потовые, сальные и молочные железы развиты в коже:

 

A. Пресмыкающихся.

B. Млекопитающих.

C. Птиц.

D. Земноводных.

 

55. Во время туристского похода в саваннe были обнаружены несколько хорошо сохранившихся скелетов птиц. У всех исследованных скелетов на грудине отсутствовал киль (килевая кость). Наиболее вероятно эти скелеты принадлежат:

 

A. Наземным птицам, способным к коротким мощным полетам.

B. Водным птицам, неспособным к полету.

C. Насекомоядным летающим птицам.

D. Наземным птицам, неспособным к полету.

При изучении некоторых видов лягушек в их естественных условиях ночью во время сезона спаривания вы можете слышать хор самцов лягушек, при этом одни особи активно издают звуки, а другие - молчат. Было установлено, что хранящие молчание лягушки сидят вокруг более крупных особей, издающих звуки.

С целью исследования передвижения по стеблю воды однодольное растение было помещено в воду, окрашенную красными чернилами. Ниже представлены два поперечных среза стеблей. В какой из обозначенных структур, прежде всего вы ожидаете увидеть красный цвет?

A. A. D. D.
B. B. E. E.
C. C.  

 

83. Фикобионтами лишайников могут быть:

 

А. Харовые водоросли. C. Диатомовые водоросли.
B. Зеленые водоросли. D. Красные водоросли.

 

Школьники на уроке биологии приготовили поперечные срезы листьев, собранных у двух различных растений дуба. При рассмотрении поперечных срезов листьев, сорванных с дуба 1 и дуба 2, под микроскопом они с удивлением обнаружили, что листья отличаются друг от друга.

 

Одним из важнейших параметров гемодинамики является объемная скорость кровотока (V). ОСК – это количество жидкости (крови), которое протекает через поперечное сечение сосуда за единицу времени. Предположим, что у нас есть разветвляющийся сосуд, в котором кровь течет слева направо (показано стрелкой). Какие соотношения будут справедливы?

 

A. V1 = V2; V3 = V4

B. V1 = V3 + V4; V3 = V4

C. V1 = V3 + V4; V1 = V2

D. V2 = V3 + V4; V3 < V4

 

Часть Б

Внимание! Ответы на вопросы Части Б вносите только в специальный лист для ответов (см. стр. 35).

Вопрос 1. (3,6 балла, по 0,3 за позицию). Взаимоотношения между представителями разных видов обозначают как межвидовые соотношения. Некоторые из этих взаимоотношений перечислены ниже.

1. Эпифитные растения брамелии (A), растущие на стволах и ветках деревьев (B).

2. Женская особь бабочки (A), являющаяся единственным опылителем, садится на цветок Jucca (B) с комком пыльцы Jucca. Она размещает эту пыльцу на рыльце пестика и затем начинает откладывать яйца в отдельные семяпочки. Личинка бабочки, убивает развивающееся семя.

3. Wolbachia, риккетсия-подобная бактерия (A), заражает некоторых насекомых (B). Инфицированные самцы или погибают или развиваются как самки, вызывая нарушение численного соотношения полов в популяции (преобладающая численность женских особей).

4. Некоторые растения (A) привлекают муравьев (B) находящимися вне цветка нектарниками для отпугивания травоядных животных.

 

Определите, какой из видов (А или В) получает преимущество (отметьте знаком «+»), ему наносится ущерб (отметьте знаком «–»), или вид не подвергаются никакому воздействию (отметьте знаком «0»).

Определите также тип взаимодействия, выбрав из предоставленных ниже вариантов I - VII.

 

Варианты:

I. аменсализм. IV. мутуализм.
II.комменсализм. V. паразитизм.
III. соревнование. VI. хищничество.

Результат внесите в таблицу (таблицы в тексте заданий даны для образца).

Номер A B Тип взаимодействия
       
       
       
       

Вопрос 2. (2 балла). Белоголовая воробьиная овсянка, проживающая в климатических условиях умеренных областей, имеет сложный годовой цикл поведения.

Сопоставьте варианты физиологических изменений (от I до V) этих птиц с соответствующими точками поведенческого цикла (от A до D). Соответствующие цифры внесите в таблицу ниже:

 

Варианты:

I. Линька

II. Регрессия половых желез (тканей)

III. Развитие половых желез (тканей)

IV. Накопление жира

V. Зимовка

 

Точки в поведенческом цикле Физиологические изменения
A  
B  
C  
D  

 

 

Вопрос 3. (2 балла). Дыхательный объем – это объем воздуха, поступающего в легкие при каждом вдохе, который приблизительно равен объему, выдыхаемому из легких при последующем выдохе при нормальном спокойном дыхании. Обмен газов с кровью происходит в альвеолах легких. В проводящих дыхательных путях (например, трахеях), которые также содержат определенный объем воздуха, обмен не происходит. Объем внутри этих дыхательных путей называется мертвым анатомическим объемом. Таким образом, объем свежего воздуха, поступающего к альвеолам при каждом вздохе, равняется дыхательному объему за вычитанием объема воздуха в мертвом анатомическом пространстве. Общий объем свежего воздуха, поступающего к альвеолам в течение минуты, называется альвеолярной вентиляцией и выражается в мл/мин. Его величина изменяется в зависимости от частоты дыхания.

Рассмотрите гипотетический характер дыхания трех индивидуумов A, B и C:

Индивидуум Дыхательный объем (мл/вздох) Частота дыхания (вздохи/мин) Мертвое анатомическое пространство (мл/вздох)
A      
B      
C      

 

Что из следующего поддерживает правильность утверждения об альвеолярной вентиляции у этих трех индивидуумов?

a. B обладает значительно большей альвеолярной вентиляцией, чем С.

b. A обладает значительно большей альвеолярной вентиляцией, чем С.

c. C обладает значительно большей альвеолярной вентиляцией, чем B.

d. A обладает значительно большей альвеолярной вентиляцией, чем B.

Отметьте галочкой (√) правильное/ые утверждение/я в соответствующей клетке таблицы.

 

 

a b c d
       

 

Вопрос 4. (2 балла). Относительная скорость роста четырех органов человеческого тела показана на следующих графиках.

 

Выберите соответствующие графикам органы, внося знак (√) в соответствующую клетку таблицы.

 

  P Q R S
Печень        
Мозг        
Вилочковая железа        
Половые железы        

 

Вопрос 5. (2 балла). Ниже представлены несколько утверждений относительно процессы дыхания у позвоночных:

a. Земноводные используют отрицательное давление для нагнетания воздуха в легкие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.227 с.)