Практическое занятие №9 «Изучение правовых аспектвов управления качеством» (МЕ-8 Правовые аспекты управления качеством) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №9 «Изучение правовых аспектвов управления качеством» (МЕ-8 Правовые аспекты управления качеством)



Задания к практическому занятию

 

На практическом занятии студент представляет презентацию (сообщение), подготовленную в рамках самостоятельной и исследовательской работы. Презентация должна содержать: описание материала; сферы применения и ограничения; аналоги материала, их достоинства и недостатки; состав, свойства и способы получения материала; методы обработки, оборудование и инструмент; перспективные методы получения, обработки и эксплуатации изделий из неметаллических материалов.

Примерные темы докладов (сообщений):

Правовое регулирование качества продукции. Качество и защита прав потребителей. Понятие об аудите качества. Понятие о сертификации. Разви­тие работ по сертификации. Система законодательства о стандартизации и качестве. Ответствен­ность за нарушение стандартов и низкое качество продукции.

 

Краткие сведения из теории

Правовое регулирование качества продукции.

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства.

Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно- технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.

В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг. Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг.

Качество и защита прав потребителей.

Качество – это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять определённые или подразумеваемые потребности. Сложность понятия качества предполагает его многоаспектность, т.е. понятие качества можно рассматривать с философских, социальных, экономических, технических и иных точек зрения. В конкурентной борьбе качество, наряду с нововведениями является единственным, но самым действенным оружием. Именно борьба за потребителя (а в последние десятилетия и вообще за выход на рынок) заставляет производителей соревноваться в улучшении качественных характеристик своей продукции.

Современная система управления качеством включает в себя целый ряд взаимосвязанных подсистем. Это и подсистемы учета и минимизации затрат; подсистемы статистического контроля и подсистема мотивации персонала; подсистемы показателей оценки качества и т.п.

Качество оценивается при помощи систем показателей, которые зафиксированы в нормативно-справочной документации:

1.Показатели назначения (функциональные) характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

3. Эргономические показатели, характеризующие систему «человек-изделие-среда использования» и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека.

4. Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню материальных, топливо-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потребление).

5. Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия, рациональность формы, целостность композиции.

6. Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества.

7. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы.

8. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты патентной частоты технических решений, использованных в изделии, определяющей ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

9. Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия.

10. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека (обслуживающего персонала) и других объектов.

Согласно Федеральному Закону РФ «О защите прав потребителей» от 5 декабря 1995 г. по товарам длительного пользования изготовитель обязан устанавливать срок службы. Этот показатель устанавливает срок, по истечению которого товар представляет опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становится непригодным для использования по назначению.

Явление фальсификации товарной продукции приобрело в последние десятилетия особо крупные масштабы. Волна контрафакта, ощутимо отражается практически на всех отраслях промышленности. Ежегодно поток фальсифицированной продукции продолжает увеличиваться на 10-15%.

При оценке уровня фальсификации называются различные цифры, но только малая их часть основана на реальном анализе. Основной причиной отсутствия точной статистики в этой области является, трудность сбора информации, и - недооценка важности этой информации. Поэтому многие выводы приходится делать на основе экспертных оценок отдельных ассоциаций производителей, ученых, использовать косвенные статистические показатели.

«Пиратское производство» подрывает авторитет оригинального производителя, несущего ответственность за выявленные производственные дефекты изделий, а также снижает его доходы. Ни одна подделка не может обладать свойствами оригинала, следовательно, не удовлетворяет требованиям потребителя и не соответствует заявленному качеству. В тоже время визуально отличить фальсификат от оригинальной продукции достаточно сложно, а иногда и вовсе невозможно. Товаропроизводители и владельцы товарных знаков вынуждены самостоятельно разрабатывать все более сложные методы по борьбе с подделкой их товаров, чтобы воспрепятствовать появлению "пиратской продукции" на рынке, но в связи с отсутствием единой, централизованной программы, эти методы мало эффективны.

Незаконная реализация контрафактной продукции приводит к недополучению бюджетом значительных денежных средств, препятствует формированию цивилизованного рынка в России, в том числе мешает развитию отношений с зарубежными партнерами, ограничивает приток инвестиций.

В решении вопроса борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией заинтересованы и государство, и товаропроизводители, и потребители.

Понятие об аудите качества.

Аудит качества - это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективности их внедрения и соответствие поставленным целям (ИСО 8402).

В стандартах ИСО 9000 аудит качества рассматривается как одна из форм проверки качества. Однако в отечественных нормативных документах и практической деятельности термину "аудит качества" соответствует "проверка качества". По мнению ряда авторов, такая подмена необоснованна, т. к. аудит качества является одним из видов проверки качества.

Одной из целей аудита (в соответствии с ИСО 9000) является оценка необходимости проведения корректирующих и предупреждающих действий. Поэтому применение термина "аудит" дает возможность преодоления психологических барьеров, связанных с представлением о проверке как о деятельности, следствием которой является выявление виновников нарушений установленных требований и определение им мер наказания.

Следует различать деятельность по аудиту от таких видов деятельности как надзор за качеством, контроль качества и инспекция качества, осуществляемые с целью управления процессом или приемки продукции.

Контроль качества - деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной из характеристик (с целью калибровки) объектов и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Надзор за качеством - деятельность по непрерывному наблюдению и аудиту состояния объекта с целью удостоверения того, что установленные требования выполняются.

Инспекция качества - деятельность по надзору за качеством, осуществляемая в рамках определенного задания.

Понятие о сертификации.

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям».

Таким образом, сертификация - основное средство в условиях рыночной экономики, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов, такой инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата. Перед началом рассмотрения системы подтверждения соответствия, созданной в настоящее время в нашей стране, и анализом законодательства в этой области необходимо привести используемые в последующем определения терминов и понятий, введенных различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Сертификация - деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

- содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);

- создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Само появление понятия «подтверждение соответствия» и наполнение его современным смыслом связано с резким обострением в последнее время проблемы качества товаров и услуг; глобализацией международной торговли; большим разнообразием изделий одного и того же функционального назначения, но разного качества; жесткой конкуренцией товаропроизводителей; необходимостью гарантировать безопасность продукции для потребителя.

Развитие работ по сертификации.

Одной из первых стран, учредивших знак соответствия, является Германия. Именно в ней в 1920 г. Институтом стандартов был учрежден знак соответствия стандартом DIN, зарегистрированный в ФРГ на основании Закона «О защите торговых знаков». В этот же период в Германии начинает развиваться и действовать система сертификации VDE (Немецкая электротехническая ассоциация).

В Великобритании процедурами проведения сертификации занимаются несколько национальных систем. Самой значительной системой является Британский институт стандартов. Продукция, сертифицированная в этой системе, удостаивается специального знака «бумажный змей», удостоверяющего в соответствии британским национальным стандартам.

Продукция, прошедшая сертификацию во Франции использует знак NF. Данный знак был разработан национальной системой сертификации. Организацией и руководством национальной системой сертификации занимается французская ассоциация по стандартизации (AFNOR). Наличие на продукции знака указывает на то, что данная продукция полностью соответствует требованиям стандартов, действующих на территории Франции. Продукция, не имеющая знака NF, не пользуется потребительским спросом. В связи с этим во Франции для получения знака NF более 75 % продукции, выпускаемые французскими фирмами, проходят процедуру добровольной сертификации.

В декабре 1989 г. Советом ЕС был принят документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям», основной задачей которой является обеспечение сертификации и аккредитации по единой европейской норме и формирования у потребителя доверительного отношения к европейскому товару.

В 1979 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР принимает постановление «Об улучшении планирования и усилению воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ».

В 1986 г. «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50598–86» устанавливает основные требования и правила по сертификации машиностроительной продукции.

В 1992 г. вводится в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя», являющийся базой сертификации продукции и услуг ГОСТ.

В 1993 г. принимается Федеральный закон «О сертификации продукции и услуг», действующий до принятия в 2002 г Федерального закона «О техническом регулировании».

Понятие «сертификация» было определено и включено в Руководство ИСО (ИСО/МЭК 2) «Общие термины и определения в сфере стандартизации, аккредитации и сертификации испытательных лабораторий».

Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) международной организации (ИСО) по стандартизации в 1982 г. понятие «сертификация» определяется действием, подтверждающим установленным сертификатом или законом соответствия о том, что продукция или услуга отвечает требованиям, определенным стандартам или другим нормативным документам.

Система законодательства о стандартизации и качестве.

Ответственность за нарушение стандартов и низкое качество продукции.

Предпринимательские организации (изготовители, исполнители, продавцы) несут ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг) в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" и другими нормативными актами. Так, федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе наложить штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение его законных предписаний о нарушении прав потребителей до 5000 МРОТ.

Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальные органы) и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:

1. уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их законных предписаний изготовителями (исполнителями, продавцами) - до 5000 МРОТ;

2. причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям, предъявленными к товарам (работам, услугам), -до 5000 МРОТ;

3. продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов, - стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Указанные штрафы взыскиваются с изготовителей (исполнителей, продавцов) в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня получения соответствующих решений о наложении штрафа. В случае уклонения индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафа в установленный срок или при неуплате штрафа в полном размере органы, принявшие решение о наложении штрафа, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о взыскании с индивидуальных предпринимателей соответствующих сумм штрафа, а также пени в размере 1% налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

В соответствии с Административным кодексом продаж товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятиях торговли, а также на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, влечет наложение штрафа от 3 до 25 МРОТ. Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей, влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 25 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой.

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, реализующих товары или оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), совершенные в небольшом размере, влекут наложение штрафа от 1 до 30 МРОТ. Обманом потребителей в небольшом размере является обман, причинивший потребителю ущерб в сумме, не превышающей 1/10 части МРОТ.

Если установлено, что при несоблюдении производителем правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителей. Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Если изготовитель (исполнитель, продавец) представил ненадлежащую, т.е. недостоверную или недостаточно полную, информацию о товаре (работе, услуге), что повлекло за собой приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Другие виды ответственности предпринимателей за производство и реализацию товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, не соответствующих стандартам, техническим условиям, условиям сертификации и знаков соответствия, установлены РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ).

 

9.2 Контрольные вопросы:

1. Какие законы регулируют вопросы в сфере качества?

2. В чем суть сертификации?

3. Что такое аудит системы качества?

4. Какой орган осуществляет регулирование в области качества?

5. Как осуществляется защита прав потребителей?

6. Кто несет ответствен­ность за нарушение стандартов и низкое качество продукции?


10 Практическое занятие №10 «Статистический анализ технологической точности» (МЕ-4 Методы определения количественных показателей качества)

Задания к практическому занятию

– ознакомиться с принципами оценки оборудования на технологическую точность и её связь с технологической дисциплиной и ГОСТ РД 24.022.09-87;

– заполнить бланк отчета;

– провести необходимые расчеты;

– сделать заключение о дальнейшей возможности эксплуатации оборудования.

 

Студенты разбиваются на группы по три человека (или выполняют задание индивидуально). Каждая группа выполняет один вариант заданный преподавателем. Выполнение задания и оформление отчета осуществляется индивидуально. Перед отчетом преподавателю студентами проводится самооценка полученных результатов внутри малой группы.

Краткие сведения из теории

 

На каждом предприятии устанавливается единый порядок проведения проверок технологической оснастки и оборудования на технологическую точность и контроля проведения этих проверок.

Одним из показателей, влияющих на качество выпускаемой продукции, является точность технологических приспособлений и оборудования, на котором изготавливается изделие. Для устранения влияния этого показателя на качество выпускаемой продукции, проводятся систематические проверки.

Основной задачей проверки на технологическую точность оснастки, которая эксплуатируется производственными участками или вновь изготовленной (штампы, приспособления, кондуктора сборки и т.п.), является проверка изготовленной на этой технологической оснастке детали на соответствие конструкторской документации и технологической документации, установление причин несоответствий и их устранение.

Задачей проверки оборудования является контроль соответствия измеряемых параметров точности оборудования параметрам указанным в техническом паспорте проверяемого оборудования.

Проверка технологической оснастки на технологическую точность осуществляется в соответствии с:

- ведомость оснастки, подлежащей проверке на технологическую точность;

- график планово-периодических проверок технологической оснастки на технологическую точность.

Проверка на технологическую точность включает:

- планово-предупредительные ремонт технологической оснастки согласно графика;

- технический осмотр технологической оснастки;

- проверка вновь изготовленных и отремонтированных приспособлений.

Для определения перечня оснастки по производственному участку уполномоченный специалист составляет ведомость технологической оснастки. В ведомости технологической оснастки по каждой позиции определяется периодичность проверки точности.

На основании ведомости составляется график планово-периодической проверки приспособлений. В графике указываются даты проведения планово-периодической проверки технологической оснастки по плану и по факту. Приспособления, не эксплуатируемые со времени последней проверки, проверке на технологическую точность не подлежат и в графике ставится запись "не эксплуатировались".

При проведении планово-периодичесой проверки технологической оснастки на технологическую точность необходимо:

- проверять равномерность зазора между пуансоном и матрицей (соосность) путем установки в штамп спецпуансона и спецматрицы и опускания пуансона в матрицу вручную;

- разделительные штампы испытывать, вырубая на них картон или пергамент, срез должен быть чистым по всему контуру (зазор выполнен правильно); обрыв или затягивание пергамента указывает на: неравномерность зазора, чрезмерную величину зазора или затупление режущих кромок;

- в гибочных, вытяжных штампах проверять правильность сочетания элементов профиля и рельефов, согласованность взаимного расположения верхней и нижней частей штампа и правильность взаимодействия сопрягающихся деталей и узлов; соответствие профиля получаемой детали рабочим чертежам;

- в универсальных линейках, "утюжках" (деталь универсальной линейки для настройки линейных размеров), упорах, фиксаторах проверять правильность получаемых линейных размеров в соответствии с разметкой.

Результаты планово-периодической проверки оснастки записываются в графике. Делается отметка о состоянии проверенной оснастки (удовлетворительное, необходим ремонт, эксплуатации и ремонту не подлежит).

Проверку на технологическую точность крупногабаритной оснастки в случае ее сложного демонтажа, допускается производить путем выборочных проверок деталей, изготовленных на этом приспособлении.

В случае использования технологических приспособлений, не прошедших проверку на технологическую точность или имеющих отклонения от установленных документацией требований, отделу технического контроля предоставляется право прекращения приемки изготовляемой продукции.

Техническому осмотру подлежит вся эксплуатируемая технологическая оснастка, определенная ведомостью. Технический осмотр проводится два раза в месяц, путем внешнего осмотра и замера контролируемых размеров изготавливаемой на приспособлении детали, отдельных параметров технологической оснастки, влияющих на точность изготовления детали.

Технический осмотр приспособлений производится комиссионно. Результаты технического осмотра записываются в журнале записи результатов технического осмотра оснастки.

Технологическая оснастка, точность которой при проверке оказалась ниже допустимой, подлежит ремонту и последующей проверке.

Проверка оборудования на технологическую точность осуществляется в соответствии с:

- ведомостью оборудования, подлежащего проверке на технологическую точность;

- годовой график планово-предупредительных ремонтов;

- технический паспорт оборудования.

Проверка оборудования должна установить, соответствует ли точность взаимодействия отдельных узлов оборудования паспортным техническим данным и не влияет ли его состояние на точность производимых деталей.

Проверка оборудования планируется и производится на основании ведомости оборудования при средних и капитальных ремонтах согласно графика планово-предупредительного ремонта. Проверка оборудования на точность планируется с учетом состояния и важности оборудования. Кроме планируемых проверок предусматривается проведение внеочередных проверок в случае, когда имеются неточности изготовления деталей не по вине оснастки. Виды, методы проверок и нормы точности для каждого оборудования устанавливаются его паспортными данными.

Методика оценки оборудования на технологическую точность

1.1 Перед проведением работ по статистическому анализу точности оборудования проверяется состояние оборудования, инструментальной оснастки и устанавливаются режимы согласно технологической документации.

1.2 Учебный мастер в присутствии преподавателя и студентов должен производить замеры партии последовательно обработанных деталей (от 50 до 200), изготовленных при неизменной наладке оборудования. Детали замеряются на мерительном индикаторном приспособлении, предусмотренным технологическим процессом или универсальным измерительным шкальным инструментом с ценой деления до 10% от допуска в соответствии с ГОСТ 27.202.

Полученные результаты предоставляются студентам для определения показателей технологической точности оборудования и стабильности технологического процесса.

1.3 При законе нормального распределения отклонения таких параметров, как длина, диаметр, межосевое расстояние - имеют положительные и отрицательные значения.

1.3.1 Точность и устойчивость производственного процесса, а также технологическая точность оборудования определяются двумя обобщающимися показателями:

- величиной среднего размера изготовленных деталей;

- величиной рассеяния случайных отклонений размеров.

 

1.3.2 Поле рассеяния контролируемого параметра по закону нормального распределения определяется в соответствии с таблицей 1;

 

1.3.3 Изготовление деталей в пределах заданного допуска будет обеспечено тогда, когда поле рассеяния отклонений контролируемого параметра будет меньше или равно полю допуска, а середина поля рассеяния близка или равна середине поля допуска. Если поле рассеяния отклонений будет равно полю допуска, а середина поля рассеяния окажется смещенной от середины поля допуска, то это может вызвать появление брака.

 

Таблица 1

Графическое изображение Поле рассеяния размера Условия, при которых наблюдается данный закон
Центры рассеяния параметров во времени не смещаются.

 

1.4 Все измеренные значения разбиваются на ряд интервалов и располагаются в порядке возрастания.

1.4.1 При объеме выборки n≤100 количество интервалов определяется по формуле:

, (1)

Где M – количество интервалов.

При объеме выборки n>100 количество интервалов определяться по формуле:

М = 5 Ign, (2)

где n - количество деталей в выборке.

1.4.2 Количество интервалов зависит от объема выборки, размаха и требуемой точности исследования. При малом количестве интервалов расчет может оказаться не точным, большое количество интервалов увеличивает объем работ. Как малое число интервалов, так и большое, искажает внешний вид кривой опытного распределения. Рекомендуется количество интервалов брать не менее 6 и не более 20.

1.4.3 Размах в выборке определяется по формуле:

, (3)

 

Где R – размах;

– наибольшее и наименьшее значение в выборке.

1.4.4 По размаху и принятому количеству интервалов определяется длина интервала:

(4)

где С — длина интервала

Окончательно количество интервалов определяется по формуле:

. (5)

1.4.5 Минимальное и максимальное значения интервалов определяется по формулам:

 

-для первого интервала , (6)

, (7)

где = - наименьшее значение в выборке;

 

-для второго интервала , (8)

и т.д. (9)

1.4.6 Среднее значение границ интервалов определяется по формуле:

(10)

где - среднее значение границ интервалов.

Для первого интервала и т.д.

1.5 Составляется таблица 2 сгруппированных данных.

1.5.1 В графу 1 заносятся номера интервалов.

1.5.2 В графу 2 заносятся границы интервалов.

1.5.3 В графу 3 заносятся средние значения интервалов.

1.5.4 В графу 4 заносятся вертикальными штрихами все значения частот ni - количество деталей, входящих в выборку, размеры которых попали в данный интервал.

1.5.5 В графу 5 - частота для каждого интервала.

1.5.6 В графу 6 - суммарное значение частот .

1.6 Для расчета среднего арифметического Х и среднего квадратического S составляется расчетная таблица согласно данных таблицы 2.

1.7 Вычисляются статистические характеристики для закона распределения.

1.7.1 Среднее арифметическое значение определяется по формуле:

 

, (11)

где: - среднее арифметическое значение интервалов;

- среднее значение интервалов;

b - средняя величина длины интервала, значение которой рассчитывается по формуле:

. (12)

1.7.2 Среднее квадратическое отклонение при n≤20 определяется в зависимости от объема выборки по формуле:

, (13)

где: S - среднее квадратическое отклонение;

- значения параметра (размеры);

n - объем выборки.

Для определения среднего квадратического отклонения при n>20 используются данные в соответствии с таблицей A3 (приложение А):

. (14)

1.7.3 Поле рассеяния определяется по формуле:

, (15)

где - поле рассеивания,

I- коэффициент, зависящий от закона распределения.

При нормальном законе распределения I= 6, при законе распределения Максвелла I=5,25.

1.7.4 Коэффициент точности определяется по формуле:

, (16)

где - коэффициент точности,

- величина поля допуска.

1.7.1 Смещение уровня настройки определяется по формуле:

, (17)

где Е - смещение уровня настройки,

величина середины поля допуска, которая определяется по формуле:

, (18)

где Тв - верхний предел допуска;

Тн - нижний предел допуска.

1.7.2 Коэффициент настройки фактический определяется по формуле:

, (19)

где - коэффициент настройки фактический.

1.7.3 Коэффициент настройки допустимый определяется по формуле:

, (20)

где КНД - коэффициент настройки допустимый.

 

1.8 Процент брака определяется по формуле:

, (21)

где q - процент брака,

Ф(t) - часть площади под кривой распределения, выраженная в долях, соответствующая отношению:

, (22)

где - половина допуска,

Значение функции Ф(t) определяется согласно приложения В. Для закона Максвелла величину площади под кривой в долях находим по формуле:

, (23)

Значение функции Ф(t) определяется согласно приложения Г.

Процент брака определяется по формуле:

. (24)

1.8.1 Если среднее арифметическое значение не совпадает с серединой поля допуска X≠0, имеется смещение настройки Е≠0, то процент брака определяется в отдельности для каждой половины кривой распределения по формулам:

, (25)

. (26)

Брак для каждой половины кривой распределения определяется по формулам:

 

, (27)

. (28)

1.8.2 Общий брак (в процентах) будет равен:

(29)

Отклонения, допуски формы и расположения: круглости, параллельности, перпендикулярности, биения и другие, имеющие только положительные значения, подчиняются закону распределения существенно положительных величин (Максвелла) в соответствии с таблицей 2. При исследовании технологического процесса, показатель качества которого распределяется по закону Максвелла, замеры исследуемого параметра производятся в одном сечении во взаимно перпендикулярных направлениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.179 с.)