Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что ещё мне запомнилось из 1935 года и особо - о семье тиммов, у которых мы с мамой жили на квартире.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Летом этого года брат Герман подарил нам годовалого телёнка и сказал: «Вырастите его, и у вас будет своя корова». Это был красивый телёнок, с белым пятнышком на лбу и с белыми носочками на трёх ногах. Назвали мы его Красоткой. Через два года Красотка, с любовью нами выращенная, превратилась во взрослую корову, и у нас появилось своё молоко. А с сеном помог брат Ваня, который тогда в колхозе работал бригадиром. Кроме того, Ваня выхлопотал для нас у председателя Милина разрешение сажать картошку на том месте, где раньше стояла наша разобранная колхозом рига, и мы получили участок земли в 10-15 соток.
Ваню колхозники уважали за его справедливость, старание и умение ладить с людьми. Все его называли Иваном Ивановичем. Только Ваня наш тогда много курил, и у него была связанная с курением характерная привычка: приклеит самокрутку к нижней губе и всюду так ходит; даже с людьми разговаривал с папироской в зубах. Он часто ездил на велосипеде, когда ему, как бригадиру, надо было на ближние поля. А на поля дальние или в ненастную погоду он выезжал верхом на лошади, и тогда велосипед мог оседлать я. Это был, наверное, первый велосипед в деревне. Назывался он «Пенза». Какой я был счастливый и гордый, когда катил по деревне на глазах у своих сверстников. Детвора бегала за мной по дороге наперегонки, каждый готов был выполнить любое моё желание, лишь бы я разрешил хотя бы потрогать велосипед рукой или погладить его. Незаметно подошла осень. Пришла пора учиться. Я пошёл в пятый класс. Теперь в школе для меня многое было в диковину. Если раньше нас постоянно учила одна учительница, всеми уважаемая Элла Мартыновна, и все уроки велись на немецком языке, то с пятого класса по каждому предмету был у нас отдельный учитель, и всё преподавание шло на русском языке, а немецкий нам стали давать как иностранный. Моими любимыми предметами были история, литература, алгебра, пение, военное дело и спорт. Я любил кататься на коньках и ходить на лыжах. В нашей школе имелись настоящие фабричные лыжи, нам их выдавали на уроки физкультуры и на соревнования. Но мне всегда приходилось завидовать тем, кто щеголял в настоящих блестящих коньках, - папиным сынкам, которым могли что-то такое купить. А я рос без отца, покупки дорогие были недоступны, и пришлось самому себе смастерить самодельные коньки. Тогда такие были ещё у многих ребят. Делали мы их из старых гнутых венских стульев, а снизу «подковывали» проволокой. Но и на таких кустарных коньках, если они были на умелых ногах, можно было очень даже свободно выйти победителем на школьных соревнованиях. С пятого класса у нас в школе ввели экзамены. Это меня пугало. Предстояло сдавать экзамены по всем основным предметам, иначе нельзя было перейти в очередной класс. Я старался, зубрил многое наизусть, повторял пройденное. Очень мне не хотелось остаться на второй год и ходить неучем. У меня был наглядный пример того, как худо быть неграмотным. Я имею в виду тётю Полину - мать моего друга Бернгарда Тимма, хозяйку дома, где мы жили. Тётя Полина была неутомимая труженица, целыми днями возилась по дому и по хозяйству, но совершенно не умела читать, писать и считала только до десяти на пальцах. А ведь ей приходилось иметь дело с деньгами и делать хозяйственные расходы. Хозяин дома, дядя Герман, давал тёте Полине небольшие деньги, но и с теми они не умела обойтись, потому что не отличала трёшку от пятёрки или от рубля: они ведь были все одного размера. И кое-кто этим пользовался. Расскажу один случай по этому поводу. Однажды мы с Бернгардом встретились во дворе, поговорили о том, о сём, и вдруг он меня спросил: -Бернгард, хочешь конфет? -Конечно хочу! А у тебя есть? -Пока нет, но будут, если принесёшь рубль. -Так за рубль я сам себе куплю конфет, без тебя. -Нет, ты принеси рубль, я тебе фокус покажу, будешь доволен. Я сбегал к маме, принёс, что требовалось. И тогда Бернгард повёл меня на свою кухню. Сперва он проверил, где его мать, - а она как раз уборку делала в комнатах, - затем открыл сервант, достал из чашки пять рублей, а взамен положил мой рубль. После этого мы помчались покупать себе конфеты. Со сдачи я получил свой рубль, а ещё рубль с мелочью Бернгард положил себе в карман. Эти злополучные деньги оба мы потом сбыли старьевщику. Приезжали старьевщики - китайцы или татары - к нам в деревню раз в месяц довольно регулярно. Принимали они по весу всякое старьё: поношенную одежду, негодную посуду, кастрюли...А рассчитывались всякой всячиной по твоему желанию: разноцветными шёлковыми лентами, нитками, иголками, серебряными брошками, сладкими леденцами на палочке в виде петушков и собачек, детскими игрушками, в том числе глиняными свистульками, куклами, лошадками...Но старьевщик мог и продавать свой товар. Например, за куриные яйца (дети их ему приносили прямо из гнёзд, иногда ещё тёпленькими) или за деньги. Вот за деньги и мы с Бернгардом купили себе чего-то. Но уже не помню, чего.
Дяде Герману и тёте Полине их дети доставляли много огорчений. Было у них семеро сыновей и трое дочерей. Воспитанием занимался в основном дядя Герман. Это стоило ему много трудов и здоровья. Он сумел сделать сыновей хорошими мастерами, но не сумел им внушить страх Божий. И как только родители уходили по воскресеньям в молитвенный дом на богослужение (а они были глубоко верующими), сыночки Тимма гуляли по деревне, хулиганили и водку пили. Дяде Герману было стыдно за них перед другими верующими, перед общиной. Помню, как в критические моменты дядя Герман ходил в свою ригу, что стояла в отдалении от его дома, там громко плакал и молился, просил у Господа прощения за свой родительский грех. К сожалению, дети его остепенились уже только после смерти отца. Я старших сыновей знал плохо. Знал, что Герман, самый старший, был хорошим часовым мастером. Якова, Асова и Давида не запомнил. А с младшими - Вильгельмом, Фридрихом и Бернгардом - я вместе рос и знал их хорошо. Эти ребята имели умелые руки и сообразительный ум - пошли по отцу, который сам был замечательный умелец и талантливый изобретатель. Помню, в начале 30-х годов они сделали себе дрезину с ручным управлением на четырёх колёсах. Двигалась она не так быстро, как им хотелось, и они эти дрезину переделали на трёхколёсный велосипед с ножным управлением. Они любили возиться с железками, с техникой. Когда колхоз купил первые грузовые автомашины, Фридрих и Вильгельм отправились на шофёрские курсы, стали шофёрами. Они помогали отцу претворять в жизнь его изобретения. Тот сконструировал собственный двигатель внутреннего сгорания: он работал на керосине и имел мощность около 10-12 лошадиных сил. Так сыновья вместе с ним изготовили все детали этого двигателя. В общем, мастера они были хорошие. Но и хулиганы известные. Вот про дочерей мне сказать почти нечего. Имена их я знаю: Сузанна, Лидия и Табея. Но две из них умерли ещё детьми. А третья, Табея, была в юности закадычной подружкой моей сестры Марии. Зато о самом дяде Германе мне рассказать есть много чего. Он был отличным музыкантом, руководил в баптистской общине небольшим струнным оркестром. Но, главное, - он был мастер на все руки и лучший в деревне специалист по технике, то есть как бы механик, а также столяр, слесарь, колесник, бондарь, кузнец, токарь... Он умел всё делать сам. И все свои изобретения тоже создавал собственными руками. У него имелись при доме столярная и слесарная мастерские. В одной из мастерских находилась небольшая кузница с горном и наковальней. В столярке стояли три верстака, тиски, два токарных станка: для работы с деревом и с металлом. В слесарке были у него сверлильные, шлифовальные, точильные станки, станок для сборки колёс к бричкам. Все эти станки раньше приводились в движение ногами (примерно как на ножных швейных машинах), а дядя Герман их усовершенствовал. Он собственноручно приготовил трансмиссию, привода к станкам, - и станки стали вращаться механической силой, а не ручной. (Это делалось года за три до того, как колхоз построил электростанцию). Раньше, до колхоза, он делал всякую мебель. В колхозе стал делать только брички и колёса к ним. Эта работа требовала большого умения. Особенно сложно было сработать ступицы. Да и обода со спицами сделать тоже мог не каждый. Но дядя Герман не зря слыл большим мастером. Его колёса славились по всему району. Были они из дуба и отличались большой прочностью. И вообще так крепко были сработаны, что на ходу звенели, а люди по звону узнавали тиммовские колёса.
Глава Х111.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.82 (0.009 с.) |