А один раз собравшись, они вознесутся вверх, к месту покоя, вовеки веков». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А один раз собравшись, они вознесутся вверх, к месту покоя, вовеки веков».



 

В принципе, что тут комментировать? Всё понятно: свет - огню, ответ - к призыву, Христос к Аполлону, Аполлон - к Богу.

 

https://youtu.be/zuxNXtxvSOA

 

О порванных одеждах


И ещё, когда Апостол сидел в собрании учеников, он сказал ученикам: "Что за слово написано в Писаниях, где возглашено имя великих одежд, и что такое эти великие одежды или то, что вы иногда зовете «обрывками»: что это за «обрывки», или «лохмотья», или «остатки», и что такое «образы и одеяния рваные», и что за название «элементы Света», и что такое Крест света, что и почему называется «Воля жизни»; и что такое «Душа убитая, казнённая, поглощённая и умерщвлённая во враге»? Что всё это за названия, почему они записаны и запечатлены для памяти во многих писаниях? Вот, ныне я спрашиваю вас, скажите мне: что это такое, как они стали различаться по всем этим именам и устроены все по различным подобиям?"


Сказали ему ученики: «Ты, наш отче, – корень всех премудростей; поэтому просим тебя поведать нам обо всём этом; научи нас этим мудростям, ибо ты – источник [всех] премудростей».

Тогда сказал им Апостол: "Вот что вам надлежит знать. Одежды, названные «великими Одеждами», это пять Умных, которые [завершили] тело Колонны славы, Человека совершенного, и очищены приходом Посланника.

А те, что названы «обрывком», – это «обрывки», сила светлая, поглощённая, смешанная и закреплённая в теле мира, в верхних архонтах, что пребывают во всех небесах; а её мерцание загорается и является в звёздах Узла и движущихся силах.
Они же, обрывки, закреплены в трёх нижних землях над головой Атланта, [тех, что] на земле, над Атлантом. Это и названо «обрывками», ибо [они рассеяны в] горь[ком Узле].

А великие Одежды, разорванные и разодранные, о которых мы рассказали, – это сила живая, закреплённая, сжатая, срезанная, поглощённая и схваченная пятью материальными мирами, которые ползают и бродят повсюду.

Те, которые называются «образами» и великими трудящимися живыми Одеждами – это три великих Одежды, ветра, огня и воды, которыми Дух живой одел своё тело и с чьей помощью установил вещи в мирах; с их же помощью он спустил Переправы, вымел их и снял с себя Одежды перед Атлантом в основании всего сущего.

А то, что мы назвали именем «элементы», – это сила, которая установлена во всём нижнем и восходит [из] чрева всех земель, собираясь и изливаясь на всё сущее.

А Крест [света, который называется] «силой светлой», связанной и [смешанной, – это] все [пять элементов] на земле, в Сухом и Влажном.

А то, что называется «Волей жизни», – это Призыв и Ответ, движущиеся во всех силах, о которых мы рассказали: он пробуждает их, даёт им освобождение и подаёт знак идти.

Та, которая называется «Душа убитая, убиенная, поглощённая и умерщвлённая», – это сила плодов, огурцов и зерна, которые срезают, собирают, молотят и подают в пищу материальным мирам; также дерево, когда высохнет, и одежда, когда обветшает и износится, – часть Души убитой, убиенной, потому что всю эту её часть тоже убивают [и разделяют].

Ибо все эти имена, [о которых я рассказал,] были сперва [сущностью] единой, [чистой,] светлой, но разделились на все эти части в первой битве и предстали во всех этих разных подобиях и многих именах. И тем не менее, когда они снимут с себя все эти [оболочки,] снимут все эти обличья и отделятся от всех этих имён, то соберутся и станут единым обликом, единым именем, неизменным, вовек не преходящим, в стране своей первой сущности, откуда были посланы на врага".


"В Писаниях" - очевидно, в манихейских писаниях, которые до нас почти не дошли. Одно писание, впрочем, найдено, но его до сих пор не переводят (Великое Евангелие). Из Шабурагана и Великанов дошли отрывки. Псалмов довольно много всяких дошло, но при свободе гимнотворчества у манихеев там непонятно, это из писаний или собственное местное сочинение. "Кефалайя" - не писания, а хадисы: беседы с Мани, которые к тем писаниям прилагаются.

 

Текст, в принципе, повторяет разными словами одну и ту же концепцию, которая обычно называется Крест света - о распятом во всем мире Боге.

 

Попы, чтобы деньги с людей вытягивать, обычно делят на сакральные зоны и профанные. Сакральная зона, например, храм, как бы больше относится к Богу, чем не сакральная, она принадлежит попам, и за ее посещение в той или иной форме тянут деньги.

 

Доброе учение рассказывает нечто совсем противоположное - а именно, что весь мир бесконечно сакрален, и, в то же время, бесконечно проклят. Бог распят во всем мире с его основания, распятие и страдание Бога явилось причиной не искупления мира, а его создания. То есть Христос на кресте - это не на картинке нарисовано, а это все эти растения, животные, люди и даже камни: весь этот мир - это натуральный распятый и адски страдающий Бог. Это страшное переживание того, что все смертно - оно и лежит в основе доброго учения.

 

Все, что существует, содержит в себе часть Бога, иначе бы оно не существовало, но все оно умирает. И потому страдает, от этого противоречия, от причастности, и вечности, и невечности одновременно. Это - сама суть существования, поэтому Крест света - основная концепция доброго учения, наряду с дуализмом. Есть два начала, и доброе распято в злом и потому страдает: в этой фразе кратко пересказана вся доктрина, а все прочее и все эти многочисленные тома, что пророки написали, из этой фразы следуют.

 

Поскольку каждый атом содержит в себе и жизнь и смерть, Бог распят в каждом атоме. Доброе учение повторяет также, что это не будет вечно, и что крест света когда-нибудь соберется, разденется от одежды смерти и будет голый и красивый Свет. Призыв, то есть совесть, она же и воля к жизни, к этому и призывает - она зовет убиваемого ежесекундно Бога освободиться, и она может быть разложена на три силы:

 

1. Которая побуждает, то есть Митра - негативная мотивация, угроза смерти и продолжения страдания.

 

2. Которая дает освобождение, то есть Иисус-Сияние и все подчиненные ему апостолы света от Заратуштры и дальше. Они излагают учение освобождения.

 

3. И которая дает знак идти, то есть Дева Света - позитивная мотивация, обещает, что есть освобождение, и что зло можно победить.


Понятно, что Митра тут - вера, София - надежда, а Сияние - любовь. Вот стоят они у постели умирающего Бога и призывают:

 

https://youtu.be/hKv7c4CLUpA

 

 


О зависти материи

 

И ещё сказал Апостол ученикам: «Вся зависть – это первая природа, возникшая в мирах Тьмы; этой завистью [она позавидовала] Первочеловеку, [излила] свой яд [и] злобу на его живые одежды, в которые он был одет, рассекла их, потянула и [разорвала.]

[А второй раз] она позавидовала первому образу Посланника, явившемуся ей в высоте, вверху, в своём обличье, посмотрела на него, построила печать и материальный образ и положила черты того образа в мясе, которое она породила.

А в третий раз она позавидовала Адаму, первому человеку, похитила у него силу и родилась в [мясном потомстве] Адама.

[А] в четвёртый раз [она] позавидовала всем Первородным и первым отцам блаженного Христа, он же отец всех [Апостолов;] и ему она позавидовала – его [терпению] на крестном дереве; позавидовала и от[цам] праведности; она усердствовала [в своей злобе, ненавидя] все [их] собрания, любовь которых во Христе; по своей злой воле она [гневалась на] них.

Так и со мной: ныне я послан в это последнее поколение, а она позавидовала мне и захотела ныне, в конце, сама стать богом в своей старой земле. После того как она мне позавидовала и взрастила зависть в сердце своём, она позавидовала и всей моей праведности, и всей моей Церкви, и всему собранию моих слушателей; ибо она не желает видеть никого разумным, правдивым, прямым, сильным делами своими, но завидует вам в своей зависти и злобе – каждому, великий это или ученик, мужчина это или женщина, слушатель это либо слушательница, пребывающие в истине, совершенные верой.

Грех не удовольствовался <...> избранное в один день; он укрепился [в людях, в общине,] в которой они пребывают, но восстал [против них и будет] говорить с ними, чтобы совершить в них свою волю – снаружи либо внутри; и внутри он в зависти своей поражает их болезнями, болями и телесными страданиями, а снаружи – лжесвидетельствами и ложными обвинениями, которые распространяет против них молвой, делая их ненавистными и мерзостными в глазах людей всё более и более.

Он встаёт против учителя и избранника праведного, который проповедует и раскрывает тайну в откровении [веры, желая] спасти от него своих ягнят [и избавить их от] его рук. Всё больше и больше она завидует [ему день ото дня] и говорит против него злобные слова. А те, что малы силой, [нестойки своим разумом,] небрежны в вере, нетверды [духом,] отпадают от веры; такова воля Материи, воли к смерти.

Это её злобная зависть, которую она мечет на весь род жизни – от первоначального времени до моего, от меня до моей Церкви. Поэтому подобает мудрецу быть стойким и крепким, пребывать в своей истине и надежде, не отступать, не дрожать и не падать духом перед завистью и ненавистью тёмной Материи, но быть сильным [и стойким] в Боге, крепиться, быть постоянным в своей надежде и своей [вере] и пребывать в [Отце,] пред очи Которого явится тот, кто облечётся в меня».


Материя по своей сути - это смерть, а ее активность, направленная на доброе - это зависть, так как все доброе она хочет убить. В этом плане она действует на всех уровнях:

 

1. Космологически разрывает мир как темная материя, это ее действие в последнее время пытаются уже физически зафиксировать.

 

2. Исторически пытается уничтожить всех посланников света. Чтобы не углубляться в историю, Мани тут упоминает Христа, как главного из всех посланников, а также манихеев, как наиболее актуальное сообщество для его слушателей, поскольку они в нем и состояли.

 

3. Психологически, так как и относительно каждого конкретного последователя добра тьма не хочет, чтобы он был сильным, разумным, правдивым, и для этого изобретает во множестве ложные доктрины и образы. Клевета, поэтому, тьмой распространяется как коллективно, против манихейской церкви как таковой, так и лично, против каждого слушателя или монаха.

 

Глава стоит в самом начале аскетического раздела, наряду с общими представлениями о теле, в котором восемь с половиной миллионов дьяволов, о мире как разорванной одежде Христа и собирании добрых частиц. Потому что аскеза - это как раз борьба против зависти тьмы, и основное, что тьма пытается сделать - это опорочить наши добрые намерения, она постоянно клевещет и внутри, и снаружи. Поэтому Мани Хайя с самого начала сообщает главное - она это делает, потому что хуже нас. Основная позиция, с которой тьма клевещет - это позиция судьи, что и предполагает ситуация "клеветы", так как клевета - это осуждение. В то же время, материя, как нечто многократно более низкое, чем души добрых, никак судить нас не может, но, наоборот, мы будем судить этот мир и проговорим все силы тьмы к смерти. И в этой ситуации постоянной ее злобы против нас суд уже идет - вот она нас преследует несправедливо, и тем сама против себя на суде свидетельствует, что она неправедна. Таким образом, тьма и все ее дети, думая, что они пытаются погубить и осудить праведных, сами себя осуждают и губят, да не выйдут они из шара потом никогда, и останутся в нем навеки.


Материя - хотя и смертоносная, но неживая, она как машина, поэтому про машину смерти у Арии в точку:

 

https://youtu.be/CPxMJLvGfzg

 


О живом огне

 

И ещё сказал Апостол: «Живой [святой] Огонь есть и пребывает в восьми местах.
Первое место, где он есть, – это страна [Света; он есть,] положен и установлен внизу [её, во] всём [мире] вне всего сущего; он – основание [и] подножие той великой страны, она же Суждение и лежит ниже всех.

Второе место, где он есть, – это Отец, Бог истины, ибо Отец строится на Своём великом сильном Суждении; [он скрыт] в Отце; и из сил, вышедших от Него и явившихся через Него, он также вышел и явился.

Третье [место, где он есть, – ] Первочеловек, который [взял его как] оружие. Этот Огонь [принадлежит Одеждам, надетым] на тело Человека совершенного.
Четвёртое – [это Огонь], очищенный от всех сил [Тьмы, пребывающий] во внешней стене на Корабле дня.

[Пятое – это] Огонь, лежащий в Светиле ночи, [и тот,] что внутри воды.
Шестое – это Огонь, очищенный от всего; [Дух] живой надел его на своё тело, поверх Призыва и Ответа, установил с помощью его многие вещи, снизошёл и снял его перед Атлантом.

Седьмое – это живой Огонь, лежащий в новой земле, она же Суждение; ибо он – первое основание в новой земле, строящееся на новом [месте, он же] первый ряд, то есть корона всей земли, то, что находится под всем сущим, во всей земле Тьмы <...> в нём, во всём [основании новой земли.]

Восьмое – огонь, который бывает на этой [земле, он питает] человека, и он обозначает страх и войну; он же [есть,] является и открывает свой знак и <...> в этих двух Кораблях света.

Вот как живой святой Огонь пребывает в этих [восьми местах».]


Про разные виды огней – это еще праиндоевропейская тема, имеется она и в Ведах, где Агни вообще один из самых популярных богов, а вовсе не Шива с Кришной. В позднем зороастризме она развита на уровне закона - за повреждение или некормление разных видов огней были различные наказания. Мани тут дает более духовное толкование всем этим представлениям.

 

Во-первых, Огонь - это основа страны Света, то есть там он действительно Вечный. Вот эти все материальные "вечные огни", что большевики построили, могут также интерпретироваться как зороастрийские или манихейские святилища - смотришь на огонь и вспоминаешь о вечности. Вечность - это не мертвое состояние "без времени", как там Августин дуру гонит, а именно вечное движение и изменение, она - не как лед, а как огонь.

 

Также и, собственно, Бог – это, по сути своей, Огонь, потому что Он - творческий и все преобразует.

 

Наконец, Первочеловек – это, с одной стороны, Христос, который во всем мире распялся (это грустная часть), но и, с другой стороны, Прометей, который принес миру огонь знания (и это часть радостная).

 

Далее перечисляются огни, которые горят на кораблях спасения, огонь, которым живой Дух творил мир, огонь нового мира, который уже зажгли в раю, потому что рай уже построен; а также материальный огонь, который в этом мире принимает зачастую негативные смыслы, может обозначать страх и войну (как и хотели большевики, ставя эти памятники). Но дети света, когда смотрят на огонь, вспоминают о кораблях света, то есть о наших идеалах.

 

И будет еще девятый огонь, в котором этот мир сгорит к херам собачьим, а те, кто пройдет по мосту к огню новой жизни, - они живыми останутся.

 

https://youtu.be/JqVlmryqTmc

 

 

О Послании


[И ещё говорил он с] учениками, проповедуя слово жизни, и сказал им также о Призыве и Ответе: «Посмотри на Призыв, посланный вначале от живого Духа; Он послал его [к Перво]человеку, это – Послание мира и привета, которое он написал и послал своему брату; там записаны все новости и всё, что случится, чтобы установить их в том Призыве.

Из того Призыва Первочеловек [узнал, чему] предстоит случиться. Ответ, посланный от Первочеловека, вознёсся ввысь, [к живому Духу.] Это тоже Послание, [посланное от] Первочеловека к живому Духу; все [новости] записаны в нём, [все войны] и битвы, которые он совершил; оно [известило об этом. И] в Ответе, который Первочеловек [послал, было сказано обо] всём, что случилось и [что случится,] обо всём, что он сделал и должен сделать, чтобы живой Дух узнал обо всех войнах, опасностях и битвах, в которые архонты вовлекли Первочеловека.

И Разум света, вышедший от возлюбленного Христа, пославшего его к Святой Церкви, тоже есть Послание мира, в котором все откровения и мудрость записаны, [и] всё [знание] в Свете, и всё, что случилось [и случится.] Он был прежде всех людей, и всё, что [будет,] совершится в конце через него, и Святая Церковь знает обо всём из него. И то порождение, светлый род, который рождается из Святой Церкви и пойдёт к [своему Отцу,] – тоже [Послание,] ибо все добрые дела, которые Святая Церковь делает, записаны в нём, и всё, что она попросит у своего Отца; [ибо будет ей радость и] освобождение в мире, и в конце [её частицы обретут] покой у Него; и они пребывают в этой [надежде. Также] посты, молитвы и добрые дела, которые [будут] как [свидетели,] восходят и являются перед радостным Христом; Он отвечает ей <...> её, может совершить ей освобождение от [всей грязи.]

Поэтому я говорю вам: [творите] любой [призыв] и молитву, ибо [всё, о чём вы] попросите, всякую вещь, о которой спросите, [вы обретёте,] она будет дана вам, если [будете праведниками] совершенными».


У Смагиной манихейские боги покаяния - "Зов и Слух". Может, это так лингвистически правильно, но я предпочитаю переводить, исходя из смысла этих эонов. Первый призывает к следованию свету, а второй инициирует само действие. Можно в принципе "бога Ответа" также описывать как совесть, но значение эмоциональной компоненты явно ниже.

 

Покаяние предполагает рациональное понимание и реальное действие, а не истерику. А в понятие "совесть" входят некие "муки совести", которые, в принципе, сами по себе являются грехом. "Мучаться" не надо, надо действовать правильно, согласно тому, к чему призывает Призыв.

 

И здесь читаем, что Призыв был даже к Первочеловеку, причем, помимо инструкций что делать, Призыв содержит также и информацию - в принципе, это аналог арийского Гермеса, который осуществляет коммуникацию между Богом и его частицами. Призыв может моментально наладить связь между Богом и любой его частицей и передать как информацию, так и пожелания, что надо делать.

 

Что касается слов "все, что случится" - они, конечно, не предполагают, что Бог управляет тьмой. То есть только все, что случится по воле Божией. Это ясно из наличия двух начал и того, что призыв от Бога, а не от тьмы. Тьма непредсказуема для нас, а если бы было иначе, мы бы давно ее победили. Просто Бог сообщил Первочеловеку свои планы - как он собирается бороться с тьмой, какие будут вселенские структуры, учения всех пророков на всех бесчисленных планетах, судьбы избранных для сражения и все такое прочее.

 

Также видим, что Ответ - не просто "слушаю и повинуюсь", а он содержит информацию также от нас. Это очень важно, потому что частицы Света - не автоматы. Не только Бог нам что-то говорит, но и мы Богу рассказываем. Как тут Первочеловек рассказывает о том, как он сражался, сколько пережил опасностей и что планирует сделать. И, таким образом, вся наша жизнь, даже и в смешанном мире - это вечное письмо Богу, и весь этот блог «Сибирска вольгота», в принципе, тоже. Вот сидим во тьме и пишем письмо вечности о том, как мы сражаемся. Еще основатель этого мира, Первочеловек, так и жил.

 

Об этом Мани и пишет в следующем абзаце, что вся церковь - это послание. У Павла есть более физический образ, потому что он пишет психикам, которые фиксированы на теле - Церковь как тело Христа, в которой есть разные органы. Мы, пневматики, предпочитаем текстуальные образы - Церковь как огромный роман, который все мы пишем для Христа, а мы в нем - главы, и наши дела - страницы.

 

И в последнем абзаце дается обещание, что дети света вообще получат всякую вещь, которую просят, если только будут совершенными праведниками. Потому что свет, конечно, создает все только для другого света, а не создает для тьмы. Итак, если какой-то из восьми с половиной миллионов чертей, которые обитают в теле, что-то через нас просит, Бог не будет это выполнять, потому что он воюет с чертом. А если просит какой-то из находящихся в нас немногочисленных ангелов, или сама наша душа, как частица Бога – то, рано или поздно, Свет это сотворит. Наши просьбы – тоже, в общем, творчество и письмо, это как бы наши предложения к Богу, что бы еще сотворить. Поскольку творение бесконечно, когда-либо все они осуществятся - если будем совершенными праведниками, как тут написано.

 

https://youtu.be/fEp4fLHfKzM

 


О странствиях Мани Хайя

 

Ещё случилось однажды: когда Мани Хайа, наш господин и светлый светильник, сидел в городе Ктесифоне, царь Шапур спросил о нём и велел позвать его к себе; наш господин встал и пошёл к царю Шапуру. Потом он вернулся и пришёл к своей Церкви. Ещё раз, вскоре, после того как он некоторое время пробыл там, царь Шапур снова спросил о нём и послал за ним. Он снова возвратился к [царю] Шапуру, [говорил] с ним, возвестил ему слово Божье и ещё раз вернулся к своей Церкви. И в третий раз царь Шапур спросил о нём, позвал его, и Мани Хайа опять вернулся к нему.

По этому поводу один из его учеников по имени Аурадес, сын Капелоса, сказал нашему светильнику: «О если бы, господин наш [Мани Хайа,] ты дал нам двух Мани Хайа, подобных тебе, чтобы они были возвышенны, как ты, добры, безмятежны, милосердны [и наставляли] учеников в праведности, как ты; [и один] Мани Хайа остался бы при нас, как ты, [а другой пошёл бы к] царю Шапуру, чтобы исполнить его [желание и говорить] с ним».

Когда наш Светильник услышал такие слова от ученика, то покачал головой и сказал ему: «Вот, я, Мани Хайа единственный, пришёл в мир, чтобы проповедовать слово Божье и исполнить здесь Его добрую волю, которая мне дана.

[И] вот – мне, единственному Мани Хайа, не позволили свободно говорить в мире, чтобы [проповедовать,] обрести освобождение и исполнить добрую [волю,] данную мне; но я исполнил волю [Тайны,] которую проповедовал в живой истине.
Ибо мир любит Тьму [и ненавидит] Свет, потому что дела его злы; [а я пришёл,] чтобы исполнить волю Света и распространить истину повсюду, как заповедано мне. И вот – мир притесняет меня в [своей ненависти, клевещет] на меня в своих лжеучениях, мне не дают места в нём, [чтобы говорить,] хотя я – единственный Мани Хайа. Я пришёл в этот мир, и не позволили мне проповедовать по своей воле, не приняли меня.

Если бы я стал [двумя Мани Хайа,] как ты сказал [нам,] – что бы мы делали? Как бы [мы проповедовали и вознеслись ] вверх?

Но [вот о] чём [я поведаю] тебе и вот что расскажу: когда я уплыл по морю на корабле, то пошёл [в страну Индию, ибо] счёл необходимым [проповедовать в той стране истину] жизни, которой обладаю в мире. [И проповедуя] ту [истину,] я взбудоражил всю землю Индию, [пришли в волнение] все люди, живущие в ней, [и творили] мне всякое [зло; и так ] два раза, а на третий они [захотели, чтобы я удалился из] их земли по их воле; [и все князья, вожди, знать, каждый вельможа] и мудрец [восстали против меня.] Они изгнали [меня из] своей [страны, преследовали] и восстали против меня. С тех пор я больше не находил света и перестал свободно говорить голосом истины, которая пребывает со мной.


Со стороны учеников это, очевидно, шутка, по поводу того, что надо бы нам двух Мани. То есть нравы в общине были свободные, никакого поклонения как божеству незаметно. Самосознание самого Мани известно - он говорил, что является апостолом Иисуса Христа, то есть даже не основал какую-то свою доктрину, а просто интерпретировал христианство. К достоинствам он относил только то, что сам написал все книги, то есть доктрину можно было получить от него непосредственно, неискаженной. Однако теперь книги почти уничтожены, и мы, опять же, через Кефалайю и другие пересказы учеников, в основном, всё это читаем.

 

Он довольно много пишет про себя просто потому, что ученики наблюдают его непосредственно, просто про Мани им актуальнее. Это не потому, что он себя считает главнее кого-то там, просто, ну, вот Мани присутствует при разговоре, потому более значимо и говорить про Мани как про наличный живой пример.

 

Ситуация "не позволили свободно говорить в мире" продолжается и до сих пор, до сих пор преследуется. Самую грязную клевету распространяют Гумилев, многие православные авторы средних веков и современные "исследователи", просто что попало там несут и называют это манихейством. Эта клевета активно тиражируется, а мнение современных учеников обо всем этом никто не знает, вот по блогам и интернетам что-то там обсуждаем и распространяем. Это ли не преследование? Свободно говорить могут и в теперешнем мире только те, кто ругает Мани Хайя, а те, кто ему следует, не могут говорить свободно, так, чтобы все их слышали, а только вот так, по углам, да и то в ЖЖ выносили как-то весь контент манихейских блогов без возможности восстановления, и эта опасность сохраняется и до сих пор, на любом сайте, где есть доброе учение.

 

"Ибо мир любит Тьму [и ненавидит] Свет, потому что дела его злы" - пересказ послания апостола Иоанна; таким образом, Мани известны не только евангелия, но и послания апостолов. Во введении к Кефалайе упоминается также и Павел.

 

Дальше рассказ про путешествие в Индию, правда, дан он в черных тонах, потому что про гонения. Из других источников известно, что не все его плохо в Индии принимали, со многими джайнскими мудрецами он спокойно беседовал и даже многому от них научился, один из правителей опознал в нем аскета, равного Будде. То есть пребывание в Индии было, на самом деле, благотворным. Вообще интересно, почему он туда отправился, дорога по тем временам опасная, и почему, например, не в Римскую империю или на родной Кавказ, а намеренно Мани решил плыть именно в Индию, видимо, желая изучить истоки арийского дискурса не только в зороастрийских, но и в индийских формах (прежде всего, джайнизма и буддизма, Веды как авторитетный источник манихейством, конечно, отвергаются).

 

Но, так или иначе, финал там был такой же, как и везде, в Индии его тоже преследовали, и он вернулся в Персидскую империю.


Кстати, "в долине Тигра и Евфрата" - как раз там, где Мани Хайя родился; автор текста песни, вполне вероятно, скрытый манихей, всё сходится же:

 

https://youtu.be/ciMtB6O4aWM?list=PL6kjtWpuE03Jfu9f5S13flVSVMct2f0Sn

 


Смотри же: [хоть и много людей] в Индии, она оборачивает против меня свой [гнев; она носит и] принимает князей, советников, сатрапов и вождей, пребывающих в ней, [а меня не приняла – я оказался] тяжёл для неё. Она не колебалась [и не сотряслась под ними,] ибо они принадлежат ей, [а я пришёл, отделил праведников] от всех грешников [в этой стране – и она не снесла] меня, я оказался для неё тяжелее их [всех]; [не смогла] принять меня, укрепилась [против истины и не приняла ] её, ибо мир любит Тьму [и ненавидит] Свет, потому что его дела [злы.

Я переплыл] море ещё раз, [покинул страну] Индию, отправился в землю Персию; снова я [удалился от] моря, пошёл [проповедовать в] землю Персию и в её города, [возглашал слова] по той живой истине, которая пребывает со [мной, и нёс] свет [истины. Я] проповедовал, [и вожди,] начала, власти, [которые правят страной Персией, и все князья, сатрапы] и властители увидели светильник [моей истины; я взбудоражил] страну Персию, [так что её] тело [сотряслось] из-за той истины, которую я проповедовал среди них; [они возвещали её] друг другу. Итак, смотри: [я проповедовал слово истины живой людям Персии] в их земле <...> мне силы, Отец [истины] живой [давал мне силу,] когда бы я [ни попросил ] Его; если бы Отец не [помогал мне с] первого [дня Своей волей] могучей [и] мудрой, [я бы и дня не продержался в стране Персии.]

[Смотри же, сколько] в земле [Персии людей, и она носит всех; сколь велика она и] сколь могуча: носит царей, принимает сатрапов и вождей, которые есть в ней, и [не] дрогнула под ними, не расступилась перед ними; [а когда я пришёл к ней,] она не смогла принять [истину, которую я] проповедовал в ней, и не [могла держать меня.
Тогда я у]шёл [из] земли Персии и пошёл в город Месену, что [на реке Тигр; я учил] истине, которая у меня в [душе,] проповедовал это знание, отделил [Свет от Тьмы,] разделил жизнь и смерть, добро [и] зло, праведника и грешника, [проповедовал] путь жизни и заповеди [праведности.]

Услышав голос [истины и жизни,] архонтство и собрание демонов [ополчилось и восстало против меня,] и род человеческий [восстал против меня и преследовал] злом и ненавистью; они [вышли и поднялись] против [меня. Они не] позволили мне [и] не допустили спокойно проповедовать истину, как она есть. Смотри: [эти страны и города так велики,] что несут царей, принимают [князей,] кесарей, сатрапов и [вождей,] которые есть в них; а истину, что я проповедовал там, они не приняли и [не снесли,] не вняли гласу жизни, которым я взывал среди [них.]

А оттуда я пришёл в землю Вавилона, города ассирийцев, ходил по [нему], приходил в [другие] города, высказывал истину [живую, которая у] меня, и проповедовал там слово [истины и] жизни; голосом проповеди я от[делил] там [Свет от] Тьмы, добро от [зла – и прогневал своими словами] силы, господствующие [над миром; они посеяли] свою зависть в сердце царей и вождей, пребывающих в нём; вместе с лжеучениями той страны они восстали против меня. Как вы сами видите, они затеяли великие войны против меня; судьи беззаконные [заметили] меня и следили за мной. Они, а также их правители и вожди приняли меня в своей стране; если бы так [не спасала] меня защита Отца, [Который не] помогает [беззаконным,] а мне помогает постоянно, [и никто не устоит] против Него, – они не оставили бы меня ни дня в Вавилоне ходить по их земле.

Итак, смотри: сколь велика земля ассирийцев, она может носить царей, принимать правителей, полководцев, кесарей, вождей, [которые есть] в ней, не дрогнула и не расступилась при [их приходе,] а при мне сотряслась, [когда я пришёл,] и затеяла со мной бои. [Поэтому я] оставил ассирийцев, пошёл в землю мидян и парфян, играл там на арфе мудрости [и] высказывал истину живую, сущую у меня. Вся земля мидян и парфян дрогнула, поколебалась [и не смогла] принять надежду жизни, которую [я возгласил.] Вот, смотри: сколь велика земля мидян и парфян; много городов в ней, она смогла принять царей и вождей, которые есть в ней, но не смогла принять силу моей истины, дрогнула и поколебалась [всевозможным] образом».
И сказал Апостол тому ученику: «Когда я, единственный Мани Хайа, пришёл в мир, все города мира двинулись и дрогнули; он не захотел бы принять меня, если бы я не смирил его агрессивность по [воле моего От]ца, не подчинил его силы и не [смирил] всё [архонтство,] которое есть в нём; я насадил в нём [сад истины,] посеял посев жизни и избрал тех, кто одни из всего множества. [Итак, если я,] единственный Мани Хайа, пришёл в мир, и [вот,] все силы мира дрогнули и сотрясение произошло из-за меня, – так если бы два Мани Хайа [пришли] в мир, где смогла бы земля держать их и [какая страна смогла] бы принять их?

Я, единственный Мани Хайа, пришёл и осторожно ставлю стопы, [и ни страны, ни] места нет в ней для меня, чтобы стоять совершенно [твёрдо] на ногах, [ходить по] земле, как любой человек, и совершить на [ней волю Отца моего. И вы, братья и возлюбленные мои, молитесь Богу, чтобы Он [укрепил] в совершенстве [стопы] единственного Мани Хайа, который сейчас с вами, чтобы он стал [крепок, ходил и] исполнял волю живых [в] Святой Церкви. А вы будьте благословенны, укрепляясь в истине, которую я дал вам, чтобы [утвердиться] с ней в жизни, которая придет навсегда».

И тогда, услышав это, ученик сказал Апостолу: «Благословен, мой господин, [я] и все прочие мои братья, которые слышат эти великие слова от тебя. Мы знаем, что все пребываем в Живом, и жили, чтобы ты пришёл к нам. Мы обрели истину более, чем кто бы то ни было в мире. Кто из нас сможет сполна воздать тебе за благо, которое ты сделал нам, наш отче, если не Отец, пославший тебя? Он способен сполна воздать за это страдание; ибо воздаяние, которое ты желаешь от Бога, пославшего тебя, таково: о чём бы ты ни попросил у Отца, Он даст тебе то, о чём ты просишь и молишь».


Ну, это и сейчас продолжается - мир готов вынести и оправдать любого Сталина и Гитлера, любых путинских воров, гундяевских мошенников и кого угодно, а если хоть кто-то начнет настоящую правду говорить, то он в глазах мира сразу и окажется и сволочью, и гадом, и вруном, и невыносимо злобным человеконенавистником. Тому в истории мы тьму примеров слышим, повторять их нет смысла. Злые и отвратительные в этом мире прославляются, а добрые и правдивые, наоборот, ругаются. Из этого, впрочем, мы можем видеть, что если что-то в мире ругается, то это, наверное, хорошее; а если что-то везде распространено, как, например, официальное христопродавство, так это, наверное, плохое. Потому что в плохом мире хорошие вещи могут быть только гонимы и малоизвестны.

 

Еще тут интересное, что он просит молитв своих учеников. Это к вопросу, что нас обвиняют, якобы Мани нами обожествляется. Однако по всему тексту очевидно, что он считает себя принципиально равным остальным, только чуть больше знающим. Практически нереально, чтобы какой-то восточный гуру просил молитв своих учеников за него, а Мани просил, и Христос просил молитв апостолов и мыл им ноги. В этом плане Мани Хайя, конечно, пошел путем Христа - и в отношении гонений, и в отношении скромности. И по времени даже больше, потому что Иисус странствовал три года, а Мани - более чем тридцать три. Хотя, конечно, руководитель его подвига - Христос, а Мани - его учитель; хороший учитель прошел все учение на деле, вот и Мани прошел, вплоть до смерти за правду.

 

https://youtu.be/Ogh3GjpS07k

 


О четырех царствах

 

И ещё сказал Апостол: "Четыре [великих царства] есть в мире.
[Первое – это царство] страны Вавилона и персидское.
Второе – царство ромеев.
Третье – царство аксумитов.
Четвёртое – царство китайское.
Четыре великих царства есть в мире; нет ничего, что бы их превосходило.

А я истинно говорю вам: тот, кто даст хлеб и чашу воды одному из моих учеников во [имя] Божье, во имя истины, которую я открыл, тот больше перед Богом, превосходит эти четыре великих царства, такие большие, и более велик, чем их воинства; ибо они не вняли истине Божьей и не пришли на помощь праведности. Не только этот человек, но и тот, который даст хлеб и чашу воды слушателю [истинному] во имя Божье и во имя истины, близок истине; его кончина будет обращена к вечному покою – [по слову], которое возгласил добрый Спаситель: «Тот, [кто даст хлеб и чашу воды] одному из этих малых [верующих,] которые веруют в Меня, во имя ученика, не [потеряет награды своей».] И Спаситель называет этих святых «малый верующий».

А я вот что поведал слушателям: тот, кто будет общаться со слушателями, пребывающими в знании, и помогать им, превосходит те царства, которые я вам перечислил, ибо ни одно из этих царств не знает истины Божьей: они погрязли в мирской страсти и суетных заботах. И поэтому я сказал вам об этих двух людях, о которых говорил, – слушателе верующем и Праведнике [верующем,] в которых живёт Дух Святой: [если человек] видит [кого-нибудь] из [них,] ради этого пусть подаёт им милостыню и общается с ними: он подаёт Духу Святому, обитающему в них. А Святой Дух воздаст ему перед лицом Своего Отца истинного, а Отец истинный сполна вознаградит его в последний день; ибо Святой Дух обитает в этих святых.

Вот сколь велика эта истина, которую я открыл и дал вам; поэтому я сказал вам: "Благословенны, кто услышит и уверует [в неё и] доверится ей всем сердцем: она [– сад] неиско[ренимый"".]


Тогда именно такие четыре империи и были.

 

У Христа действительно употребляются и слушатели (как прямо "слушателями", так и "малые верующие", как тут), так и избранные ("много званных, но мало избранных"), а также проводится различие между теми, кто хочет быть совершенным и принимает монашество, и теми, кто просто слушает, это разделение евангельское, вот Мани тут и ссылается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.119 с.)