ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изъяснение Божественной Литургии



Изъяснение Божественной Литургии

Приготовление к Литургии

 

Дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь через священнодействия сопряженные с молитвами, псалмопением, чтением из священных книг, которые подготавливают и помогают приобрести внутреннее состояние, настроение необходимое для принятия Таинств, которые являются средством к освящению верующих – оставлению грехов, наследованию Царствия небесного и подобному.

Дары – святыня, подаваемая нам Богом даром, единственное требование – способность «принять и сохранить», в чем является помощью молитвы, псалмы, пение.

 

Почему честные дары не с самого начала полагаются на престоле

Тело Христово это и Дары предлагаемые Богу и Священная Жертва, до предложения – Дары (т.е. посвящение Богу), а затем бескровная Жертва (искупительный Агнец).

 

О том, что дары предлагаются Богу как начатки человеческой жизни

 

Пища поддерживает жизнь и служит признаком жизни. Хлеб и вино характерны только для человека, поэтому Святые Дары приносятся именно под таким видом, как начало человеческой жизни.

 

Почему нужно было, чтобы дары служили начатками человеческой жизни

 

Хлеб и вино – дары Богу, за которые Он воздает «хлеб и вино жизни», т.е. мы совершаем приношение в виде того чем поддерживается жизнь, как бы жизнь за жизнь, вечную за временную, чтобы благодать имела вид воздаяния, безмерная милость свою «меру правды».

 

Почему полагается не весь хлеб, но вырезается особая часть

 

Сын Божий вочеловечившись стал одним из людей, но в то же время Он был «особым Человеком» (был Чист и Свят), выделяющимся из общества, только Он мог принести себя в Дар Богу и стать Жертвой за мир, поэтому хлеб для преложения отделяется от однородных хлебов.


 

Почему над хлебом священник изображает страдания Христовы

Крест и смерть – древние прообразы данные нашим предкам, их представляют над хлебом до перенесения на престол и принесения в жертву, с ними сообразуется изображение страданий в знак того, что они исполнились, т.е. это повествование, проповедь действиями, а также еще из соображений, что это будущий «Хлеб Жизни» (Тело Христово), который будет распят и принесен в жертву, поэтому над ним совершаются действия подобные страданиям.

 

В чем состоит воспоминание Господа

 

Воспоминание совершается о Кресте, страдании, смерти – «причинах нашего спасения» по повелению Господа, ведь без них невозможно было бы воскресение.

 

О том, что совершается над хлебом

 

Так как центром, фокусом воспоминания являются Крестные страдания, искупительная смерть, Подвиг и Жертва Господа, то добавляется все что выражает мысль об этом. При извлечении хлеба приводится древнее пророчество: «яко овча на заколение ведеся…», и далее словом и делом насколько возможно полно повествование о его исполнении. Раздробление хлеба – отшествие Господа из мира и возвращение к Отцу путем смерти (каждому кусочка соотносят слова пророчества), затем над хлебом на священном блюде совершается изображение смерти Господа (жертвоприношение) – крест на хлебе, потом хлеб «прободается» справа и вливается в священную чашу вино и вода в воспоминание прободения ребра Господа.

 

Для чего Господь повелел творить это в Его воспоминание

Воспоминание творится для благодарения и памяти о принесенной Жертве Господа и Подвиге, которыми мы были спасены и освобождены от греха, и «живая память» этому Тело Христово.

 

10. О том, что говорится при приношении даров после воспоминания (Господа); также о том, что это приношение есть вместе и благодарственное, и просительное

 

Далее отделение частей от остальных принесенных хлебов (следующих за Агничной просфорой) производится во славу Пресвятой Матери, в честь святых, в оставление грехов живых и мертвых, совершается это в благодарность за преподанные блага в лице Божией Матери и святых, и для просьбы о тех, кто еще не в Небесном Царствии, о помощи им в этом, т.е. это и благодарение за полученные блага (за тех, кто наследовал «Жизнь Вечную» и «Небо»), и просьба о них для других членов Церкви.

 

Для чего дары покрываются и что при этом говорится

 

Господь до своего общественного служения не творил чудес и тем самым как бы был «под покровом» неизвестности, ведь будучи Человеком видимо не отличался от других людей (Он не проявлял Божественную силу), но достойные узнавали Его и чтили как Бога различая «покров» это и изображается покрыванием Даров.

 

О начальном славословии

 

Молитва к Богу обыкновенно состоит в благодарении, в славословии, в исповедании, в прошении.

 

Что значит постоянное моление о милости

 

Иерей произносит различные прошения, стоящие же в храме в лице хора постоянно прошения о милости («Господи помилуй», «Подай Господи» и прочее), это и благодарение за этот «дар» и исповедание веры в милосердие Божие и просьба о Царствии Небесном («главной милости»).

 

О предании (себя Богу)

 

Призыв иерея предать себя Богу выражается возгласом: «Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь наш живот Христу Богу предадим»

Предание себя Богу предполагает не только выражение этого словами, но еще и согласие Бога на принятие человека под свое попечение, для чего непременно нужна открытость, «смелость», которая возможна только с чистой совестью, когда наше попечение направлено только о касающемся Бога, что весьма трудно, поэтому сначала призывается на помощь Богородица и святые (см. возглас), а уже потом молим о «предании» в общем единодушии и непоколебимости и всеобщего характера.

 

Об антифонах и произносимых в продолжение их молитвах

 

«Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение» начинает хвалебное пение, общее славословие продолжающее частное (молитву) иерея, в котором он просит о милость и благодати «ради Его Славы». Затем священное псалмопение (начинаемое иереем продолжаемое всеми(от лица всех выступает хор)) с изречениями пророков. «Благо есть исповедатися…» (т.е. восхвалять, настраивающее на предстоящее моление), потом моление иерея о всей Церкви и об украшающих, старающихся явить светолепным дом Божий, и как причину удовлетворения просьбы приводит: «Яко Твоя держава и Твое есть царство», затем общее аминь – участие всех в славословии, следом иерей начинает псалмопение, которое завершают общественно. Снова иерей совершает моление о исполнении прошения каждого, если оно полезно и о жизни вечной, в качестве причины – Человеколюбие Божие и Его благодать. За ним следует псалмопение (с выносом Евангелия), до окончания которого иерей перед Царскими вратами молит о вхождении в алтарь вместе с ним святых и Ангелов для общего славословия Богу, причина – «Всякая слава, честь и поклонение» (от всех имеющих возможность славит).

 

Знаменование священнодействия в общем очертании

Предшествующие «Жертве» священнодействия указывают на события перед смертью - пришествие, явление, явление и выход на общественное служение делу спасения, сама «Жертва» - смерть, воскресение, вознесение Господа, а последующее за жертвой – обетование о сошествии Святого Духа. Всё священнодействие носит образ Спасителевого домостроения.

 

Изъяснение первого антифона

 

Он начинается «Благо есть…», выражающим цель антифона – «восхваление» Отца и Сына через возвещение дел Сына (которыми славится Отец) совершенных «во плоти», страдания, то что великой милостью Господь ради отступивших от него людей (в раю и вообще) становится причастником наших страданий и даже смерти, великий Бог «истощается» и принимает нищету, дарую нам Царство Небесное и величайшие блага, что говорит о Его безмерной любви. Этот «псалом» о милости и истине, он называет их домостроительством Божием (истиной, потому что «древнее» было его «тенью», прообразом).

«Клятся Господь Давиду истиною» - обещание Господа о вочеловечении и Спасительном пришествии (истина – «суд и правда», ).

«От плода чрева твоего, посажу на престоле твоем» указание на Спасителя - «потомка» Давида.

«Яко прав Господь Бог наш и несть неправды в Нем» - изречение о справедливости Божией и о «суде», .

«Благо есть возвещати заутра милость твою и истину Твою на всяку нощь» - призыв пророка о постоянном восхвалении Бога.

 

О ходатайстве Христа

 

Христос наш ходатай через Которого нам дарованы все блага (всегда даруются). Он соединяет с Самим Собой и через Себя сообщает Свою благодать каждому по его «достоинству и по мере чистоты». Душам без Него невозможно иметь полноценную («истинную») жизнь и быть мирными, ведь только Он примиряет с Богом посредством чего можно участвовать в благах Божиих. Кто не соединился с Христом или не пребывает с ним в единении - тот враг Бога. Христос примирил человека с Богом – Бог Отец увидел Своего Возлюбленного Сына человеком, и так Он примиряется с каждым, кто облекается в образ Христа, «носит Тело Его» и един с Ним по духу, что возможно посредством Святой Трапезы.

 

Проскомидия

 

Происходящее на жертвеннике над принесенным хлебом – наглядное изображение Страстей Христовых и совершается в воспоминание о том, как Он пострадал за нас и умер. Иерей совершает это и через слова и через действия.

 

Чтение и пение

 

Пение и чтение перед Входом Честных Даров приготовляет нас к принятию святыни Причастия, и воспоминает Господа и Его домостроительство. Книги Ветхого Завета предвозвещают Грядущего, книги Нового Завета – уже Воплощенного и рассказывает о Нем.

 

Вход с Евангелием

 

Вход происходит из-за необходимости перенесения Евангелия (оно сопровождает дориношение) из сосудохранилища для чтения в храм; символически обозначает начало проповеди, которая из тайной становится явной для всех (выход на проповедь Христа).

 

Вход с Честными Дарами

 

Вход с Честными Дарами происходит по необходимости, так как они обычно лежат в сосудохранилище (ранее проскомидия совершалась там), а затем их торжественно переносились на Престол, поклонение в это время Дарам (как на Литургии Преждеосвященных) как Телу и Крови не верно, они становятся ими только после пресуществления.

 

Покровение Даров

 

Дары в этот момент символизирует Христа, пришедшего из «сокровенного» и нераздельного в явное для человеческого восприятия, чтобы даровать нам Себя и Свое блаженство.

 

Умовение рук

 

Оно «учит» иерея о том, что он должен очистить себя «перед взором Божиим»

 

Положение омофора

 

Епископ, совершающий священнодействие, откладывает омофор, таким образом, омофор является знаком начала евхаристии, когда архиерей совершает рукоположение или причащает Святынь, он снова одевает омофор как пастырь, творящий дело рукоположения и освящения.

 

Престол

 

Престол – «истинная трапеза» «благодаря» лежащим на ней Дарам, еще он представляет собой истинный жертвенник «благодаря» Жертве на нем совершаемой, он также становится жертвенником через помазание всесвятым миром.

 

Теплота в момент причастия

 

Теплая вода (которая была «причастена» огню - нагрета им) является символом Святого Духа (Который подобен огню и назван водою). Вливаемая после совершения Таинства и освящения Честных Даров теплота символизирует схождение на Церковь Святого Духа, Который сошел после заклания, воскресения и исполнения домостроительства Христова, также Он сходит после совершения Жертвы. Но теплота не символизирует схождение святого Духа на Дары, так как они во время освящения приняли благодать, она является образом того как Церковь стала причастна, и вновь, и вновь становится причастной Святому Духу.

 

Евхаристия и Церковь

 

Церковь – Тело Христа. Через плоть Христа мы причащаемся Святому Духу.

Изъяснение Божественной Литургии

Приготовление к Литургии

 

Дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь через священнодействия сопряженные с молитвами, псалмопением, чтением из священных книг, которые подготавливают и помогают приобрести внутреннее состояние, настроение необходимое для принятия Таинств, которые являются средством к освящению верующих – оставлению грехов, наследованию Царствия небесного и подобному.

Дары – святыня, подаваемая нам Богом даром, единственное требование – способность «принять и сохранить», в чем является помощью молитвы, псалмы, пение.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.01 с.)