Однако подобные утверждения являются не- состоятельными и с точки зрения шариата, и с точки зрения постигаемого с помощью чувств и с точки зрения разума.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Однако подобные утверждения являются не- состоятельными и с точки зрения шариата, и с точки зрения постигаемого с помощью чувств и с точки зрения разума.



Что касается шариата, то ранее мы уже приво- дили соответствующие аяты Корана и хадисы, указы- вающие на то, что в могилах людей ожидают либо мучения, либо блаженство30, что имеет отношение к вере в Последний день.

В одном из хадисов, передаваемых со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обои- ми, сообщается, что он рассказал следующее:

“Однажды пророк, , вышедший за пределы Медины, услышал голоса двух человек, подвергав- шихся мучениям в своих могилах”.

 

 


 

 

Далее в этом хадисе сообщается, что пророк,

, сказал:

- Поистине, один из них не защищался от (попа- дания) собственной мочи (на тело и одежду), другой же распространял клевету. Аль-Бухари.

Что касается постигаемого с помощью чувств, то в качестве примера можно указать на то, что во сне че- ловек может увидеть, что он находится в каком-нибудь просторном и красивом месте, пребывание в котором доставляет ему удовольствие, или же ему может при- сниться, что он оказался в каком-нибудь тесном месте, пребывание в котором заставляет его страдать. Однако проснувшись, он видит, что, как и прежде, находится в своей комнате и лежит на своей постели. Но сон явля- ется братом смерти, и поэтому Аллах Всевышний на- звал сон “кончиной” (вафат) и Аллах Всевышний сказал:

 

[Аллах забирает души, когда (люди) умирают, и забирает души тех, кто не умирает, во сне, за- держивая ту, которой суждено умереть, и отпус- кая другую до известного срока.]

“Толпы”, 42.

 


 

 

Что касается разума, то можно указать на то, что в своих снах спящий может увидеть то, что полно- стью соответствует действительности. Так, например, он может увидеть пророка, , таким, каким он был, а увидевший его в подобном виде увидел его на самом деле, и вместе с тем спящий на своей постели остаётся далёким от того, что он видит. Однако если подобное возможно в мире этом, то почему же это невозможно в мире ином?!

Что же касается их доводов относительно того, что после вскрытия могилы мы обнаружим покойно- го в том же положении, в котором мы оставили его, а сама могила останется неизменной по своим разме- рам, то на это можно привести целый ряд контрдо- водов, например:

1 – Недопустимо оспаривать доводы Корана и сунны, выдвигая подобные сомнительные аргументы, так как если выдвигающий их хорошо поразмыслит над ними, то и сам поймёт их несостоятельность, как сказал об этом поэт:

Сколь много порицающих верные слова,

беда которых состоит в неправильном понимании!

2 – Всё, что будет происходить в период между смертью человека и Днём воскресения, относится к миру сокровенного и не может быть познано чувст- вами, а если бы это можно было познать посредством чувств, то от веры в скрытое и неведомое не было бы никакой пользы, и верующие в подобное сравнялись бы с отрицающими это.


 

 

3 – Что касается мучений и блаженства могилы, а также её размеров , то обо всём этом известно только покойному и никому иному. Это можно сравнить с положением спящего, так как если посмот- реть на него со стороны, то внешне положение его не изменяется, что бы он ни увидел, - нечто просторное и прекрасное или же нечто тесное и безлюдное, так как в любом случае он будет оставаться в той же комнате и на той же постели. Так, например, бывали случаи, ко- гда откровения ниспосылались пророку, , в то время, когда он находился среди своих сподвижников. При этом пророк, , слышал слова откровений, а сподвижники не слышали их, а иногда перед ним представал ангел в образе человека, говоривший ему нечто, но сподвижники не видели этого ангела и не слышали его слов.

4 – Поистине, способность людей к восприятию ограничена теми возможностями, которыми наделил их Аллах Всевышний, и поэтому они не могут по- стичь всего сущего. Так, например, известно, что семь небес и земля вместе с теми, кто там обитает, а также и всё остальное, прославляют Аллаха, но ус- лышать эти прославления Аллах Всевышний лишь иногда позволяет тем, кому пожелает, и они остаются скрытыми от нас, о чём Аллах Всевышний говорит так:

 


 

 

 

[Прославляют Его семь небес, земля и те, кто там обитает, и нет ничего, что не прославляло бы Его, воздавая Ему хвалу, но вы не понимаете их прославления.]“Ночное путешествие”, 44.

То же самое касается шайтанов и джиннов, сную- щих по земле в разных направлениях. Известно, что джинны являлись к посланнику Аллаха, , и слушали как он читает Коран, а потом возвращались к своим соплеменникам и увещевали их, но вместе с тем они остаются скрытыми от нас, о чём Аллах Все- вышний сказал так:

 

[О сыны Адама, да не искусит вас шайтан по- добно тому, как извёл он из рая ваших прароди- телей, лишив их одежд, чтобы показать им их срамные части. Поистине, шайтан и племя его видят вас, тогда как вы их не видите, и, поисти-

 


 

 

не, сделали Мы шайтанов покровителями неве- рующих!]“Преграды”, 27.

Однако если люди не в состоянии воспринимать всё сущее, то недопустимо отрицать то, что относит- ся к миру сокровенного и чему есть свои подтвер- ждения, хотя они и не в состоянии ощутить этого.

 

 


 

ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ.

 

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ:предопределением (аль- кадар) является определение Аллахом Всевышним судьбы всех живых существ, основывающееся на Его изначальном знании и сообразующееся с Его замыс- лами.

Вера в предопределение включает в себя четы- ре составных части:

ПЕРВАЯ: вера в то, что Аллах Всевышний знал обо всём в целом и в деталяхещё в предвечности независимо от того, идёт ли речь о Его собственных делах или же о делах Его рабов.

ВТОРАЯ: вера в то, что Аллах записал всё это на Сохраняемой Скрижали, и об этих двух вещах Аллах Всевышний говорит так:

 

[Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо о том, что на небе и на земле?! Поистине, это есть в Книге31 и, поистине, это для Аллаха легко!]

“Хаджж”, 70.

 


 

 

А в “Сахихе” Муслима приводится хадис, переда- ваемый со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором сообща- ется, что он сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал:

 

Аллах записал судьбы всего сотворённого за пятьдесят тысяч лет до того, как сотворил Он небо и землю.”

ТРЕТЬЯ: вера в то, что всё сущее подчиняется воле Аллаха Всевышнегонезависимо от того, идёт ли речь о деяниях Всевышнего или же о делах людей. О том, что касается Его деяний, Аллах Всевышний сказал так:

 

[И Господь твой создаёт, что пожелает, и из- бирает…]“Рассказ”, 68.

Аллах Всевышний также сказал:

 

[Аллах вершит, что пожелает.]“Ибрахим”, 27.

Аллах Всевышний также сказал:

 


 

 

 

[Он – Тот, кто придаёт вам форму в утробах, как пожелает.]“Семейство Имрана”, 6.

Что же касается дел, совершаемых людьми, то об этом Аллах Всевышний сказал так:

 

[А если бы Аллах пожелал, Он, конечно, дал бы им над вами власть, и они сражались бы с ва- ми.]“Женщины”, 90.

Аллах Всевышний также сказал:

 

[А если бы Аллах пожелал, то они не делали бы этого. Оставь же их и то, что они измышля- ют.]“Скот”, 137.

ЧЕТВЁРТАЯ: вера в то, что сущность, атрибуты и действия всего сущего сотворены Аллахом Всевыш- ним.

Аллах Всевышний сказал:

 

[Аллах – Творец всего и Он – Покровитель всего.]“Толпы” , 62.


 

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

[И Он сотворил всё и определил всему меру.]

“Различение”, 2.

И Он сообщил, что пророк Аллаха Ибрахим, бла- гословение и мир ему, сказал своим соплеменникам:

[И Аллах сотворил вас и то, что вы делае- те.]“Стоящие в ряд”, 96.

Однако вера в предопределение в том виде, как мы её описали, не противоречит тому, что раб может об- ладать волей к совершению действий по собственно- му выбору и способностью совершать эти действия, поскольку на это указывают, с одной стороны, Коран и сунна, а с другой – реальная дйствительность.

Если обратиться к положениям шариата, то мы увидим, что о воле Аллах Всевышний сказал так:

 

[…и кто пожелает, выберет возвращение к своему Господу.]“Весть”, 39.

Аллах Всевышний также сказал:

 

 

 


 

 

[Ваши жёны – ваша пашня, приходите же на вашу пашню, как пожелаете.]“Корова”, 223.

Что же касается возможностей человека в этом от- ношении, то о них Он сказал так:

 

[Так бойтесь же Аллаха насколько можете, слушайте и повинуйтесь…]“Взаимныйобман”, 16.

И Он сказал также:

 

[Не вменяет Аллах человеку в обязанность ничего, кроме возможного для него. За него то, что он приобрёл, и против него то, что он приоб- рел.]“Корова”, 286.

Что же касается реальной действительности, то каждому человеку известно, что он обладает во- лей и определёнными возможностями, в силу чего он может сделать нечто или не делать этого. При этом он понимает разницу между тем, что происхо- дит по его собственной воле, например, если речь идёт о таком действии как ходьба, и тем, что от его воли не зависит, например, дрожью, однако в любом случае и воля раба, и его возможности существуют

 

 


 

 

только по воле Аллаха Всевышнего и в силу Его мо- гущества.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

[...для тех из вас, кто захочет встать на прямой путь, но вы этого не пожелаете, если не пожелает того Аллах, Господь миров.]

“Скручивание”, 28 – 29.

 

Объясняется же это тем, что всё сущее принадле- жит Аллаху Всевышнему, и не происходит во владе- ниях Его ничего такого, о чём бы Он не знал и чего бы не желал.

Вместе с тем вера в предопределение в том виде, как мы её описали, не может служить для рабов до- водом, на основании которого они могли бы отказы- ваться от выполнения своих обязанностей или со- вершать прегрешения, а выдвижение рабом Аллаха подобных аргументов является несостоятельным в силу нижеуказанных причин:

1 – Аллах Всевышний сказал:

 

 


 

 

 

 

[Будут говорить многобожники: ”Если бы по- желал Аллах, то ни мы, ни наши отцы не покло- нялись бы другим богам и не запрещали бы ни- чего!”32Точно также объявляли ложью 33и те, которые жили до них, пока не вкусили они На- шего наказания. Скажи:” Если обладаете вы ка- ким-либо знанием, так явите его нам! Следуете

вы только своим догадкам и предположениям!”]

“Скот”, 148.

Таким образом, ясно, что если бы предопределе- ние могло служить для них оправданием, то Аллах не подверг бы их мучительному наказанию.

2 – Аллах Всевышний сказал:

 

 


 

 

[…посланников благовествующих и увещаю- щих, чтобы не было у людей довода против Ал- лаха после посланников. Поистине, Аллах – Всемогущий, Мудрый!]“Женщины”, 165.

Следовательно, если бы предопределение могло служить оправдательным доводом для непокорных, то этот довод не опровергался бы фактом направле- ния к людям посланников, так как речь идёт о том, что проявление непокорности после направления по- сланников имеет место в силу предопределения Ал- лаха и, поэтому, после того, как они были направле- ны, люди уже не должны говорить, что их неподчи- нение предопределено Аллахом Всевышним.

3 – В одном из хадисов, приводимом аль-Бухари и Муслимом и передаваемом со слов Али бин Абу Та- либа, да будет доволен им Аллах, сообщается:

 

“Однажды пророк, , сказал: ”Нет среди вас такого, за кем не было бы уже записано место его в


 

 

аду или в раю”. Один из присутствовавших спросил: ”Так не положиться ли нам на это, о посланник Ал- лаха?”34Он сказал: ”Нет, действуйте, ибо каждому будет облегчено!”35-, после чего прочитал: [Что ка- сается того, кто отдавал36и был богобоязненным и признавал наилучшее37, то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему38. А тому, кто скупился39, и обходился40и считал ложью наилучшее, Мы об- легчим (путь) к тягчайшему41.](“Ночь”,5-11.)”

(Текст хадиса приведён в версии аль-Бухари)

 

Что же касается Муслима, то в его “Сахихе” ука- зывается, что посланник Аллаха, , сказал:

…ибо каждому будет облегчено достижение того, для чего он был сотворён”.

Таким образом, пророк, , повелел действо- вать и запретил полагаться на предопределение.

4 – Поистине, Аллах Всевышний нечто повелел Своему рабу и нечто запретил ему, вменив ему в обя- занность лишь то, что в его силах.

Аллах Всевышний сказал:

[Так бойтесь же Аллаха, насколько можете…]

“Взаимный обман”, 16.

Аллах Всевышний также сказал:

 

 


 

 

 

[Не вменяет Аллах человеку в обязанность ничего, кроме возможного для него…]

“ Корова”, 286.

Из этого следует, что если бы раб принуждался к тем или иным действиям, то ему вменялось бы в обя- занность и нечто такое, от чего он не имел бы возмож- ности отказаться, однако это неверно, и поэтому если он совершит прегрешение по невежеству, забывчивости или по принуждению, то на нём не будет греха, так как у него есть оправдание.

5 – Поистине, предопределение Аллаха Всевыш- него является тайной и остаётся неведомым никому до тех пор, пока предопределённое не свершается. При этом воля раба к совершению чего-либо предше- ствует его действию и не основывается на знании о предопределении Аллаха, что указывает на несостоя- тельность возможных ссылок раба на предопределе- ние, поскольку человек не может ссылаться на то, что было для него неизвестным.

6 – Поистине, мы видим, что человек стремится к тем мирским делам, которые ему подходят, до тех пор, пока не добивается своего, и он не отступает от этого, обращаясь к тому, что является для него не- подходящим, и обосновывая свои действия ссылками на предопределение, так почему же люди отступают от того, что приносит им пользу в делах их религии, и

 


 

 

склоняются к тому, что им вредит, а потом ссылают- ся на предопределение?! Разве не подобны друг другу два этих случая?

Приведём пример, который может пояснить эту мысль. Если перед человеком окажутся две дороги, одна из которых ведёт в страну, где получили распро- странение безвластие, убийства, грабежи, насилие, страх и голод, а другая - в страну, где царят порядок и безопасность и где он может безбедно жить, не опаса- ясь за свою жизнь, честь и имущество, то какой доро- гой он пойдёт?

Конечно же, он выберет для себя вторую дорогу, ведущую в страну порядка и безопасности, поскольку невозможно себе представить, что здравомыслящий человек может пойти по той дороге, которая приведёт его в страну анархии и страха, ссылаясь при этом на предопределение. Так почему же когда дело касается мира иного, люди выбирают путь, ведущий их в огонь, а не в рай, аргументируя свой выбор предопределени- ем?!

Можно привести и другой пример. Мы знаем о том, что когда больному прописывают лекарство, он прини- мает его, хотя душа его может и противиться этому, а если ему запрещают употреблять в пищу то, что может принести вред, то он отказывается от этого, несмотря на желание своей души. Больной поступает так, желая излечиться и стать здоровым, и трудно себе предста- вить, что он станет отказываться от приёма лекарств или же есть то, что принесёт ему вред, ссылаясь на пре-

 


 

 

допределение, так почему же человек позволяет себе не выполнять веления Аллаха и Его посланника или де- лать то, что было запрещено Аллахом и Его посланни- ком, а потом ссылаться на предопределение?!

7 – Поистине, если на человека, обосновывающего предопределением невыполнение им своих обязанно- стей или совершение прегрешений, нападёт другой человек, который отнимет у него деньги или оскор- бит его, а потом станет ссылаться на предопределе- ние и скажет: ”Не упрекай меня, так как всё, что я сделал, было предопределено Аллахом”-, то постра- давший, естественно, не примет подобных оправда- ний. Но почему же он не принимает ссылок на пре- допределение, когда кто-то нападает на него, тем са- мым нарушая его права, и в то же время сам прибега- ет к использованию подобных аргументов, когда на- рушает права Аллаха Всевышнего?!

Сообщается, что однажды к повелителю право- верных Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, привели вора, заслуживавшего отсечения ру- ки, и когда он повелел сделать это, тот воскликнул: ”Не спеши, о повелитель правоверных, ибо, поистине, я украл по предопределению Аллаха!” -, на что Умар сказал: ”Поистине, и мы отсечём тебе руку только по предопределению Аллаха!”

Вера в предопределение приносит много важ- ных плодов, в том числе:

 

 


 

 

1 – Человек, верующий в предопределение, пола- гается на Аллаха в том, что касается результатов дей- ствия разных причин, не полагаясь на сами эти при- чины, так как считает, что всё предопределено Алла- хом Всевышним.

2 – Достигая желаемого, человек, который верит в предопределение, не восхищается самим собой, по- скольку достижение чего бы то ни было является не чем иным как милостью Аллаха Всевышнего, предо- пределившего, что нечто должно стать причиной бла- га и успеха, в то время как самолюбование заставляет человека забывать о благодарности Аллаху за эту ми- лость.

3 – Спокойствие души человека, которое не нару- шается, когда свершается нечто предопределённое Аллахом Всевышним. Человек, верующий в предо- пределение, не волнуется в тех случаях, когда он упускает нечто желанное или когда происходит нечто неприятное для него, так как знает, что всё это случа- ется в силу предопределения Аллаха, которому при- надлежит власть над небом и землёй, и избежать это- го невозможно, о чём Аллах Всевышний говорит так:

 

 


 

 

 

[Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже есть в Книге прежде чем Мы со- творим это. Поистине, это для Аллаха легко! —

,чтобы не печалились вы о том, что прошло мимо вас, и не радовались тому, что к вам пришло. Не любит Аллах гордеца и хвастливого!]“Железо”,22–

23.

Пророк же, , сказал:

 

“Достойно удивления положение верующего, ибо, поистине, всё в его положении является благом, и никому, кроме верующего, это недоступно!Если слу- чается нечто радостное, он благодарит, и это идёт ему во благо, а если постигает его несчастье, он

 


 

 

проявляет терпение, и это тоже становится для него благом”. “Муслим”.

Две группы людей впали в заблуждение относи- тельно того, что связано с предопределением.

Первую из них составляли собой “джабариты”, считавшие, что раб принуждается к своим действи- ям, а сам он не обладает ни способностью к их со- вершению, ни собственной волей.

Ко второй группе относились “кадариты”, ут- верждавшие, что рабу предоставлена полная свобода действий и возможность их совершения, тогда как воля и могущество Аллаха Всевышнего не имеют к этому никакого отношения.

Воззрения джабаритов опровергаются как шариа- том, так и фактами реальной действительности.

Если обратиться к шариату, то мы увидим, что Ал- лах Всевышний подтверждает факт обладания рабом собственной волей, желанием и способностью к дейст- вию, так как Аллах Всевышний сказал:

 

[Есть среди вас те, кто желает мира этого, и есть среди вас те, кто желает мира иного.]

“Семейство Имрана”, 152.

Аллах Всевышний также сказал:

 


[И скажи: ”Истина – от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не веру- ет”. Мы уготовали для несправедливых огонь, который окружит их подобно шатру.]

“Пещера”, 29.

Аллах Всевышний также сказал:

 

[Сотворивший благое сделал это для себя, а сотворивший дурное сделал это во вред себе,

Господь же твой не притесняет рабов.]

“Разъяснены”, 46.

Если же говорить о фактах реальной действи- тельности, то можно указать на то, что каждый че- ловек знает о разнице между теми действиями, ко- торые он совершает по своей собственной воле, ко- гда ест, пьёт, продаёт или покупает что-нибудь, и тем, что происходит с ним помимо его воли, приме- ром чего может служить дрожь, вызываемая лихо- радкой, или случайное падение с крыши. В первом случае он совершает то или иное действие по своей собственной воле и без всякого принуждения, во

 

 


 

 

втором же он лишён возможности выбора и не же- лает делать этого.

Воззрения кадаритов также опровергаются и ша- риатом, и умозрительными доводами.

Если обратиться к шариату, то можно указать на то, что Аллах Всевышний является Творцом все- го, и поэтому всё сущее возникает по воле Его. В Своей Книге Аллах Всевышний разъяснил, что дей- ствия рабов совершаются по Его воле.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

[Если бы Аллах пожелал, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них42, после то- го, как пришли к людям ясные доказательства. Однако они разошлись во мнениях, и оказались среди них такие, кто уверовал, и такие, кто не уверовал, а если бы пожелал Аллах, то не сража-

лись бы они, но Аллах творит, что пожелает.]“Ко-

рова”, 253.

Аллах Всевышний также сказал:

 

 


[Если бы Мы пожелали, то наставили бы на путь истинный каждого человека, однако истин- но слово Моё: ”Непременно наполню Я ад и джиннами, и людьми!”]“Земнойпоклон”, 13.

Если же прибегнуть к доводам разума, то можно указать на то обстоятельство, что вся Вселенная при- надллежит Аллаху Всевышнему, но поскольку чело- век является частью Вселенной, то и он принадлежит Ему, а тот, кто сам является собственностью, не мо- жет распоряжаться имуществом Властителя без Его соизволения и желания.

 

 


 

ЦЕЛИ ИСЛАМСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ.

 

Слово “цель” является многозначным и среди прочего может означать “мишень, которую уста- навливают для стрельбы по ней”, а также “ис- комое”.

Целями догматов ислама являются их благород- ные устремления, являющиеся следствием привер- женности им. Эти цели многочисленны и многооб- разны, и среди них можно выделить нижеследующие: 1 – Искренность намерений и поклонения од- ному лишь Аллаху Всевышнему, являющемуся Творцом, у которого нет сотоварища, чем и объясня- ется то, что все стремления и поклонение должны

быть связаны только с Ним.

2 – Освобождение разума и мыслей от беспоря- дочного блуждания, являющегося следствием отсут- ствия в сердце твёрдой убеждённости, поскольку тот, у кого нет подобной убежденности, либо не придер- живается никаких религиозных воззрений вообще и поклоняется только материальному, либо блуждает в путанице всевозможных вероучений и суеверий.

3 – Спокойствие души и разумаи отсутствие разброда в мыслях, поскольку эти догматы служат связующим звеном между верующим и его Творцом, позволяя человеку оставаться довольным Им как Господом, который управляет, и Правителем, кото-

 


 

 

рый устанавливает законы, благодаря чему его сердце не волнуется, сталкиваясь с тем, что было предопре- делено Им, а сам он радуется исламу и не ищет ему замены.

4 – Отсутствие отклонений в устремлениях и действиях, имеющих отношение к поклонению Аллаху Всевышнему или взаимоотношениям с людьми, так как одной из основ этих догматов явля- ется вера в посланников, а одной из составных частей такой веры является следование их пути, который ха- рактеризовался правильностью устремлений и дейст- вий.

5 – Осмотрительность и серьёзность в делах, смысл чего состоит в том, чтобы не упускать ни од- ной возможности совершить благое дело в надежде на награду Аллаха и удаляться от любой возможно- сти совершения греха из страха перед Его наказани- ем, поскольку одной из основ этих догматов является вера в воскресение и воздаяние за дела, ведь Аллах Всевышний сказал:

 

[И для каждого – степени43соответственно тому, что они делали, а Господь твой не оставля- ет без внимания то, что они делают.]

“Скот”, 132.

 

 


 

 

Что же касается пророка, , то он побуждал людей стремиться к этой цели, так как он сказал:

 

Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесёт те- бе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори:” Если бы сделал я тот-то и то-то!”-, но говори:” Это предо- пределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал” -, ибо эти “если” открывают шайтану путь к делам его!”

“Муслим.”

6 – Создание сильной общины, которая ничего не жалеет ради упрочения своей религии и укреп- ления её основи не придаёт значения ничему из то- го, что может постигнуть её на этом пути, о чём Ал- лах Всевышний говорит так:

 

 


 

 

[Верующими являются только те, кто уверо- вал в Аллаха и Его посланника, а потом не испы- тывал сомнений, не жалея своего имущества и самой жизни на пути Аллаха. Они-то и есть ис- кренние.]“Комнаты”, 15.

 

7 – Достижение счастья в мире этом и в мире вечном путём совершенствования отдельных лю- дей и целых сообществ, а также получение награды, о чём Аллах Всевышний говорит так:

 

[А верующих, которые творили благое, будь то мужчины или женщины, Мы непременно вер- нём к жизни прекрасной и воздадим им награ- дой более хорошей, чем то, что они делали.]“Пчё-

лы”, 97.

 

 

Таковы некоторые из целей догматов ислама, и мы просим Аллаха, чтобы Он осуществил их для нас и для всех мусульман.

 

 


 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 - Имеется в виду, что Коран содержит в себе всё ис- тинное, что было в прежних Писаниях.

2 - Справедливость проявляется в приравнивании друг

К другу подобных вещей и разделении того, что отли- чается друг от друга, но не имеет ничего общего с уравниваванием всего и вся, к чему призывают неко- торые люди, заявляя о том, что исламская религия яв- ляется религией равенства. На самом деле приравни- вание друг к другу разных вещей является проявлени- ем несправедливости, а ислам не имеет с этим ничего общего и не одобряет действий тех, кто допускает не- справедливость.

3 Духа — период времени, начинающийся с того мо-





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.039 с.)