Состояние преступности, связанной с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов с организации, в 1997-2005 гг.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние преступности, связанной с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов с организации, в 1997-2005 гг.



 

┌──────────┬──────────────┬──────────────────┬────────────┬──────────────────┬───────────────────┬───────────┐

│ Годы │ Количество │ В % ко всем │ В % к │ Количество │ В % ко всем │ В % к │

│ │ преступлений │зарегистрированным│ 1997 г. │ привлеченных к │ привлеченным к │ 1997 г. │

│ │ │посягательствам в │ │ ответственности │ответственности за │ │

│ │ │ сфере │ │ │ преступления в │ │

│ │ │ экономической │ │ │сфере экономической│ │

│ │ │ деятельности │ │ │ деятельности │ │

├──────────┼──────────────┼──────────────────┼────────────┼──────────────────┼───────────────────┼───────────┤

│ 1997 │ 2001 │ 3,24 │ - │ 1185 │ 2,83 │ - │

├──────────┼──────────────┼──────────────────┼────────────┼──────────────────┼───────────────────┼───────────┤

│ 1998 │ 2645 │ 3,09 │ 132,2 │ 2068 │ 3,37 │ 174,5 │

├──────────┼──────────────┼──────────────────┼────────────┼──────────────────┼───────────────────┼───────────┤

│ 1999 │ 7899 │ 6,71 │ 394,8 │ 5763 │ 6,43 │ 486,3 │

├──────────┼──────────────┼──────────────────┼────────────┼──────────────────┼───────────────────┼───────────┤

│ 2000 │ 15346 │ 9,57 │ 766,9 │ 14294 │ 11,43 │ 1206,2 │

├──────────┼──────────────┼──────────────────┼────────────┼──────────────────┼───────────────────┼───────────┤

│ 2001 │ 16527 │ 9,96 │ 825,9 │ 16507 │ 12,44 │ 1393,0 │

├──────────┼──────────────┼──────────────────┼────────────┼──────────────────┼───────────────────┼───────────┤

│ 2002 │ 7866 │ 5,50 │ 393,1 │ 8465 │ 8,17 │ 714,3 │

├──────────┼──────────────┼──────────────────┼────────────┼──────────────────┼───────────────────┼───────────┤

│ 2003 │ 2042 │ 1,70 │ 102,0 │ 2149 │ 2,58 │ 181,4 │

├──────────┼──────────────┼──────────────────┼────────────┼──────────────────┼───────────────────┼───────────┤

│ 2004 │ 3629 │ 6,18 │ 1735 │ 1735 │ 11,09 │ 146,4 │

├──────────┼──────────────┼──────────────────┼────────────┼──────────────────┼───────────────────┼───────────┤

│ 2005 │ 4916 │ 5,69 │ 245,7 │ 2743 │ 13,82 │ 231,5 │

└──────────┴──────────────┴──────────────────┴────────────┴──────────────────┴───────────────────┴───────────┘

 

"Диаграмма 45. Динамика преступности и привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, в 1997-2005 гг."

 

2. Объект преступления - общественные экономические отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности, и конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

3. Нормативной базой к статье служат документы, указанные в анализе ст. 198 УК РФ, и др.

4. Предметом преступления выступают

1) налоги;

2) сборы.

И те, и другие подлежат уплате организациями.

5. К организациям относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г.).

Налоговое законодательство таким образом определяет понятие организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (ст. 11 НК РФ).

6. Общее понятие налога дано в комментарии к ст. 198 УК РФ.

7. В ст. 199 УК РФ имеются в виду федеральные, региональные и местные налоги, которые уплачиваются организациями: федеральные налоги - налог на добавленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход; региональные налоги - транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций; местные налоги - земельный налог.

В комментарии к ст. 198 УК РФ основные данные по большинству из названных налогов уже приводились.

8. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ (ст. 246 НК РФ).

Объектом налогообложения здесь выступает прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ).

Налоговые декларации по этому виду налога представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, который равен календарному году (ст. 289 НК РФ).

9. Налог на имущество организаций уплачивается в соответствии с гл. 30 НК РФ.

Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (ст. 374 НК РФ).

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, который равен календарному году (ст. 386 НК РФ).

10. Понятие сбора комментировалось в ст. 198 УК РФ.

11. Объективную сторону преступления составляет уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере.

12. Понятие уклонения выше комментировалось.

13. Уголовно наказуемыми способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов закон альтернативно называет:

1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;

2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Все понятия анализировались выше.

14. Ложные сведения могут содержаться в налоговых декларациях, которые подаются организациями, например, по налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, бухгалтерских и иных документах.

15. Уклонение от уплаты налогов с организации наказуемо, если совершено в крупном размере, если:

1) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или

2) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает пятьсот тысяч рублей. В этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

16. По смыслу закона уклонение от уплаты налогов и (или) с организации может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога является крупной по какомулибо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма - результат неуплаты нескольких различных налогов и (или) сборов.

17. Момент окончания преступления связывается с фактической неуплатой налогов и (или) сборов в определенный срок, установленный налоговым законодательством.

Для разных видов налогов он разный.

18. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Действия предпринимаются виновным с целью неуплаты налогов.

19. Субъект преступления - специальный. К уголовной ответственности, как указано в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г., могут быть привлечены руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие их обязанности, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.

20. Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. лица, организовавшие преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением, либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иных служащих этой организации, либо содействовавшие совершенному преступлению советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ.

21. О квалификации действий должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налогов и (или) сборов, см. комментарий к ст. 198 УК РФ.

22. В ч. 2 ст. 199 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих совершение деяния признака:

а) совершение группой лиц по предварительному сговору;

б) совершение в особо крупном размере.

23. Специфика группы лиц, действовавших по предварительному сговору, здесь связана с тем, что в группу должно входить как минимум два лица, наделенных признаками специального субъекта.

24. Уклонение от уплаты налогов с организации признается совершенным в особо крупном размере, если:

1) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 7 млн 500 тыс. рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или

2) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает два миллиона пятьсот тысяч рублей. В этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

25. Современное законодательство не предусматривает специального вида освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления.

 

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента *(376)

 

1. Преступление введено в уголовный закон в декабре 2003 г. Законодатель произвел криминализацию общественно опасного деяния, ранее не считавшегося преступным, о необходимости которой давно говорили и практики, и теоретики. Налоговые агенты были до введения в действие этой нормы практически неуязвимы для уголовного закона; в настоящее время их отклоняющееся поведение в сфере исчисления, удержания или перечисления налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), наказуемо, если имеются признаки ст. 199.1 УК РФ.

2. Поскольку норма является очень молодой, постольку практика ее применения еще только нарабатывается.

 

Таблица 51

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.011 с.)