Состояние преступности, связанной с незаконным оборотом драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, в 1997-2005 гг.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние преступности, связанной с незаконным оборотом драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, в 1997-2005 гг.



 

┌──────────┬──────────────┬───────────────────┬───────────┬───────────────────┬───────────────────┬──────────┐

│ Годы │ Количество │ В % ко всем │ В % к │ Количество │ В % ко всем │ В % к │

│ │ преступлений │зарегистрированным │ 1997 г. │ привлеченных к │ привлеченным к │ 1997 г. │

│ │ │ посягательствам в │ │ ответственности │ответственности за │ │

│ │ │сфере экономической│ │ │ преступления в │ │

│ │ │ деятельности │ │ │сфере экономической│ │

│ │ │ │ │ │ деятельности │ │

├──────────┼──────────────┼───────────────────┼───────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────┤

│ 1997 │ 1785 │ 2,89 │ - │ 1165 │ 2,78 │ - │

├──────────┼──────────────┼───────────────────┼───────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────┤

│ 1998 │ 1645 │ 1,92 │ 92,2 │ 1099 │ 1,79 │ 94,3 │

├──────────┼──────────────┼───────────────────┼───────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────┤

│ 1999 │ 1730 │ 1,47 │ 96,9 │ 1351 │ 1,51 │ 116,0 │

├──────────┼──────────────┼───────────────────┼───────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────┤

│ 2000 │ 2095 │ 1,31 │ 117,4 │ 1514 │ 1,21 │ 130,0 │

├──────────┼──────────────┼───────────────────┼───────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────┤

│ 2001 │ 2284 │ 1,38 │ 128,0 │ 1415 │ 1,07 │ 121,5 │

├──────────┼──────────────┼───────────────────┼───────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────┤

│ 2002 │ 2204 │ 1,54 │ 123,5 │ 1387 │ 1,34 │ 119,1 │

├──────────┼──────────────┼───────────────────┼───────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────┤

│ 2003 │ 1856 │ 1,54 │ 104,0 │ 1231 │ 1,48 │ 105,7 │

├──────────┼──────────────┼───────────────────┼───────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────┤

│ 2004 │ 1754 │ 2,99 │ 98,3 │ 1098 │ 7,02 │ 94,2 │

├──────────┼──────────────┼───────────────────┼───────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────┤

│ 2005 │ 1696 │ 1,96 │ 95,0 │ 1026 │ 5,17 │ 88,1 │

└──────────┴──────────────┴───────────────────┴───────────┴───────────────────┴───────────────────┴──────────┘

 

"Диаграмма 37. Динамика преступности и привлечения к ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в 1997-2005 гг."

 

Как видим, изменения в анализируемой преступности не слишком значительные, если судить по абсолютным цифрам, но с 2001 г. наблюдается некоторое снижение и количества ежегодно выявляемых преступлений, и количества лиц, привлеченных к ответственности.

2. Объект преступления - общественные экономические отношения, основанные на таком принципе осуществления экономической деятельности, как законность.

Общественную опасность преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, составляет незаконный характер сделок с драгоценными камнями, жемчугом, металлами. Анализируемое преступление нарушает принципы государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; часто сопутствует другим преступлениям, предметом которых выступают драгоценные металлы и природные драгоценные камни или жемчуг, в частности - хищениям, должностным и иным посягательствам.

3. Нормативный материал к статье включает Закон о драгоценных металлах, Закон о валютном контроле; постановления Правительства РФ: от 28 сентября 2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" *(343) (далее - Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2000 г.), от 5 апреля 1999 г. N 372 "О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них" *(344); Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 *(345); Правила осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 371 *(346); приказ Роскомдрагмета от 30 октября 1996 г. N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным" (далее - приказ Роскомдрагмета от 30 октября 1996 г.); письмо Минфина РФ от 6 августа 2003 г. N 230204/752 "Об отнесении изделий к ювелирным" *(347) (далее - письмо Минфина РФ от 6 августа 2003 г.) и др.

4. Предмет преступления:

1) драгоценные металлы;

2) природные драгоценные камни;

3) жемчуг.

Из всех видов предмета исключены ювелирные и бытовые изделия и лом таких изделий.

5. Под драгоценными металлами понимают золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в самородном или аффинированном виде, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах и отходах, химических соединениях и т.д. (ст. 1 Закона о драгоценных металлах).

Драгоценные металлы могут быть представлены стандартными и мерными слитками, самородками, пластинами, шлихом, минеральным и вторичным сырьем, содержащим драгоценные металлы; изделиями, не относящимися к ювелирным и иным бытовым, - предметами производственно-технического назначения (контакты, лабораторная посуда, проволока, приборы и детали и т.п.); монетами, не находящимися в обращении на территории России или других государств; полуфабрикатами, используемыми для изготовления любых изделий, в том числе ювелирных и других бытовых; отходами промышленного производства (золотая и серебряная стружка, опилки, сколы и др.).

6. Два следующих предмета преступления, предусмотренных ст. 191 УК РФ, - природные драгоценные камни и жемчуг - Закон о драгоценных металлах объединяет в одном понятии - драгоценные камни.

Оно включает природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 1 Закона о драгоценных металлах).

Исходя из этого понятия следует заметить, что употребленный в уголовном праве качественный признак "природные" по отношению к драгоценным камням является лишним. Само понятие драгоценных камней исключает распространение этого термина на камни, не являющиеся природными.

Природные драгоценные камни могут находиться в сыром необработанном виде, в том числе после их классификации или аттестации; в обработанном виде - в виде ограненных вставок для ювелирных изделий, которые еще не сертифицированы; в виде полуфабрикатов и изделий технического назначения; в рекуперированном (извлеченном из инструмента) виде и т.д.

Ограненные природные драгоценные камни, прошедшие сертификацию, к предмету преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, не относятся.

7. Ювелирными изделиями, которые исключены из понятия предмета преступления, являются украшения различных видов и предназначения (кольца, серьги, браслеты, цепи, броши, колье и т.п.).

Бытовые предметы, также не выступающие по составу предметом, это - предметы, предназначенные для сервировки стола, украшения помещений (курительные, парфюмерные и бритвенные принадлежности), денежные знаки, находящиеся в обращении на территории России или других стран, часы, зубные протезы и диски для зубопротезирования; предметы культа, юбилейные и иные знаки и медали и т.п.

Приказ Роскомдрагмета от 30 октября 1996 г. относит к ювелирным изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и (или) для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с Законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации, и памятных монет, прошедших эмиссию.

Почти так же определяются ювелирные изделия в письме Минфина РФ от 6 августа 2003 г.: к ювелирным относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и (или) для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с Законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации, и памятных монет, прошедших эмиссию.

Таким образом, ведомственные акты, в отличие от уголовного законодательства, не проводят разницу между ювелирными и бытовыми изделиями, включая бытовые изделия в понятие ювелирных.

8. В названном выше письме содержится и еще одно очень важное для квалификации разъяснение: "В связи с тем, что ограненные камни не являются законченными изделиями, а используются лишь в качестве вставок (полуфабрикатов) в ювелирных изделиях и не подпадают под указанное понятие, они (ограненные камни, в том числе и бриллианты) ювелирными изделиями не являются".

Соответственно, ограненные камни могут выступать предметом преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ.

9. Под ломом ювелирных и бытовых изделий понимают непригодные в силу каких-либо дефектов для использования по прямому назначению подобные изделия.

10. Объективная сторона заключается в незаконном обороте драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Оборот признается незаконным, если нарушает законодательно установленный порядок владения, пользования и распоряжения указанными ценностями и противоречит установленному порядку их хранения, перевозки или пересылки.

11. Преступление может выражаться в следующих формах:

1) в совершении сделки, связанной с предметами преступления;

2) в незаконном хранении;

3) в незаконной перевозке;

4) в незаконной пересылке.

Для наличия состава преступления достаточно одной из форм.

Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом

12. Понятие сделки дано в ст. 153 ГК РФ: сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделками являются купля-продажа, мена, дарение, заем, аренда и т.п.; очевидно, что так же трактуется понятие сделок и с драгоценными металлами или драгоценными камнями.

13. Исходя из общего понимания сделки, исключим то, что к сделке отношения не имеет.

Добыча драгоценных металлов или драгоценных камней не подпадает под понятие сделки. Добыча драгоценных металлов понимается Законом о драгоценных металлах как извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Добыча драгоценных камней - это извлечение драгоценных камней из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней (ст. 1).

Нельзя относить к сделке и сортировку и первичную классификацию драгоценных камней, их первичную оценку, производство драгоценных металлов и их аффинаж, рекуперацию драгоценных камней (все эти понятия раскрываются в ст. 1 Закона о драгоценных металлах). Не подпадает под понятие сделки и использование драгоценных металлов и драгоценных камней.

Закон о драгоценных металлах, не употребляя понятие "сделки", раскрывает понятие "операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями", к которым относит:

- действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

- изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании;

- перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировку драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

- ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них, на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации (ст. 1).

Исходя из изложенного под понятие сделки может подпадать только первая из перечисленных операций - действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога.

14. Рассмотрим теперь, какие сделки могут быть преступными по ст. 191 УК РФ. Закон говорит, что они совершаются "в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации". Преступление в этой форме, таким образом, нарушает законный порядок сделок, который состоит в следующем.

Сделки возможны только в отношении драгоценных камней и драгоценных металлов, добытых или произведенных законным путем. Добыча указанных предметов может осуществляться исключительно организациями, получившими в законном порядке специальные разрешения (лицензии). Законом разрешена и старательская добыча драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением алмазов), под которой понимается способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца. Старательской добычей могут заниматься все организации, независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артели старателей, также после получения лицензии на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 4, 15 Закона о драгоценных металлах).

15. Соответственно, сделки с драгоценными металлами или драгоценными камнями, добытыми или произведенными физическим лицом, все-гда незаконны. Так же решается вопрос о сделках, совершенных юридическими лицами, не имеющими лицензии на эти действия. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация (ст. 2 Закона о драгоценных металлах).

В ст. 2 Закона о драгоценных металлах специально оговаривается: добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

16. Законные сделки могут совершаться только в отношении стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; полуфабрикатов и монет, содержащих драгоценные металлы (ст. 3 Закона о драгоценных металлах).

Соответственно, все сделки с драгоценными металлами или драгоценными камнями, находящимися в другом виде, преступны (при наличии других признаков состава). Имеются в виду сделки с сырьем, содержащим драгоценные камни или металлы; с драгоценными металлами, не прошедшими аффинаж, с необработанными несортированными драгоценными камнями и т.д. В п. 13 Правил осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 371 специально подчеркивается: совершение сделок с несортированными необработанными природными драгоценными камнями не допускается. В п. 4 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756, говорится: совершение сделок с минеральным сырьем, содержащим золото и серебро, не допускается, кроме случаев, установленных этим Положением. Пункт 7 этого же Положения гласит: продажа (поставка) предприятиямизаготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья другим субъектам, кроме Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, не допускается.

17. Сделки, разрешенные с указанными выше видами выражения драгоценных камней или драгоценных металлов, осуществляются, в основном, через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 3 Закона о драгоценных металлах). Поэтому осуществление сделок помимо биржевой торговли незаконно (за исключением специально оговоренных в законе случаев).

18. Федеральное законодательство устанавливает приоритетный порядок пополнения государственных фондов драгоценных камней и драгоценных металлов Российской Федерации и ее субъектов: аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде предлагаются в первую очередь специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти или уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых были добыты эти драгоценные камни или драгоценные металлы (п. 5 ст. 2 Закона о драгоценных металлах). Такой же порядок установлен для продажи уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, и уникальных драгоценных камней (п. 4 ст. 20 Закона о драгоценных металлах).

Если сделки совершены в нарушение указанного порядка, возможно привлечение виновных лиц к ответственности по анализируемой статье.

19. Здесь же следует рассмотреть вопрос об ответственности лиц, нелегально изготавливающих из приобретенных в слитках и ином виде драгоценных металлов ювелирные и другие бытовые изделия.

Переработка драгметаллов к сделкам отнесена быть не может и поэтому не наказуема.

Изготовленные ювелирные и другие бытовые предметы, несмотря на незаконный характер изготовления, уже не являются предметами преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ. Соответственно, не наказуема их продажа, обмен и другие сделки с ними.

Таким образом, в действиях приобретателя подобных изделий нет состава преступления даже в том случае, если ему известно о преступном приобретении драгметаллов продавцом-изготовителем (разумеется, если им не выполнялась какая-либо роль в этом приобретении). Изготовитель ювелирных и других бытовых изделий может быть привлечен к ответственности, при наличии необходимых признаков, по ст. 171 УК РФ - за незаконное предпринимательство.

20. На практике встречаются ситуации, когда под видом бриллиантов продаются полудрагоценные искусственные фианиты и цирконы или чешское свинцовое стекло, а под видом драгоценного металла - медь и т.п. Поскольку продавец сознает обманный характер своих действий и понимает, что продаваемые им под видом драгоценных камни или металлы не являются таковыми, он привлекается к уголовной ответственности за мошенничество. Покупатель несет ответственность по правилам о фактической ошибке; его действия квалифицируются по ст. 30 и ст. 191 УК РФ.

21. Преступление в этой форме окончено с момента совершения незаконной сделки.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.011 с.)