Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно



28. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

29. Осуществление предпринимательства без лицензии имеет место, когда:

1) лицо (индивидуальный предприниматель, учредитель, собственник, руководитель коммерческой или иной организации) занимается предпринимательской деятельностью, требующей лицензирования, не обращаясь в лицензирующие органы за соответствующей лицензией;

2) деятельность осуществляется после подачи заявления о предоставлении лицензии, но до принятия решения о нем. Согласно Закону о лицензировании лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (ст. 9);

3) деятельность ведется после получения решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии. В последнем случае соискатель лицензии имеет право обжаловать принятое решение в порядке, установленном законом (ст. 9 Закона о лицензировании), однако право заниматься лицензируемым видом предпринимательской деятельности у него отсутствует;

4) деятельность осуществляется после приостановления лицензирующим органом действия лицензии. Это возможно, если лицензирующими органами выявлены неоднократные нарушения или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Действие лицензии максимально может быть приостановлено на срок до шести месяцев (п. 1 ст. 13 Закона о лицензировании). Ведение предпринимательской деятельности в этот период, если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - преступно;

5) деятельность осуществляется после аннулирования лицензии лицензирующим органом. Лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии (п. 3 ст. 13 Закона о лицензировании). Представляется, однако, что ведение предпринимательской деятельности в течение указанных трех месяцев без уплаты государственной пошлины не подпадает под преступное незаконное предпринимательство, поскольку решение о выдаче лицензии принято в соответствии с законом. В том же случае, если предпринимательская деятельность осуществляется уже после принятия решения об аннулировании лицензии, при наличии других признаков состава, возможна уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ;

6) деятельность осуществляется после аннулирования лицензии решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Аннулирование производится в законном порядке в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и (или) в случае неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий (п. 4 ст. 13 Закона о лицензировании);

7) предпринимательская деятельность осуществляется по истечении срока действия лицензии. Он устанавливается на срок не менее пяти лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено и бессрочное действие лицензии (ст. 8 Закона о лицензировании). В последнем случае, разумеется, указанный вид преступного незаконного предпринимательства невозможен. В описанных же выше ситуациях преступление налицо, если предпринимательство имеет место после окончания срока действия лицензии, заблаговременно не продленного;

8) осуществляется сразу несколько видов предпринимательской деятельности, при том, что лицензия имеется только на один из видов деятельности. Например: перевозки морским транспортом пассажиров и грузов требуют наличие двух лицензий; туроператорская и турагентская деятельность - двух лицензий; негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность - двух лицензий и т.д. (п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании). Если лицо или организация осуществляют все указанные или другие виды деятельности, фактически имея разрешение (лицензию) на один из этих видов, при наличии других признаков состава ст. 171 УК РФ, следует говорить о незаконном предпринимательстве в форме осуществления деятельности без лицензии. Подобная ситуация противоречит положениям, предусмотренным в п. 1 ст. 7 Закона о лицензировании: "На каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия". Об этом говорится и в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.: "Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно";

9) лицензионная деятельность осуществляется по лицензии, принадлежащей другому лицу или организации. В Законе о лицензировании подчеркивается: "Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" (ст. 7). Соответственно, лицо, которое само лицензию не получало, считается лицом, ее не имеющим, и должно привлекаться к уголовной ответственности, если имеют место все необходимые признаки состава. Здесь же должен быть решен вопрос о квалификации действий лиц, которые получили лицензию и передали ее другим лицам. Они являются пособниками в незаконном предпринимательстве;

10) лицензионная деятельность осуществляется после утраты лицензией юридической силы, что происходит при ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, или при прекращении действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании).

30. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил также, что, если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

Следует заметить, что приведенное решение не бесспорно и не безупречно, поскольку, помимо вины лица, безусловно, осуществляющего свою деятельность в нарушение положений закона - без лицензии, имеется и вина федеральных органов, - государства, которые были обязаны нормативно регламентировать условия лицензирования и не сделали этого. Верховный же Суд РФ возлагает всю вину целиком и полностью на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.

31. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. содержится и еще одно положение, которое имеет отношение к анализируемой форме незаконного предпринимательства: "Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный статьей 171 УК РФ" (п. 17).

32. Кроме рассмотренных, возникают вопросы правовой оценки и других ситуаций, предусмотренных Законом о лицензировании.

Так, следует решить вопрос о том, есть ли состав преступления (при наличии всех необходимых признаков), если лицо, получившее лицензию на осуществление какой-либо деятельности от органа исполнительной власти конкретного субъекта Федерации (например, находящегося в Саратовской области), ведет эту деятельность и на территориях других субъектов Федерации (в Воронежской, Тамбовской или Пензенской области, например). Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о лицензировании деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации *(180), может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соответственно, в описанной выше ситуации лицо нарушает закон, если не уведомило лицензирующие органы других областей. Однако уголовная ответственность здесь вряд ли возможна, поскольку закон не требует нового лицензирования, признавая легитимность уже имеющегося. Речь может идти о других видах юридической ответственности.

33. Статья 11 Закона о лицензировании указывает на обязанность лицензиата не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места нахождения или изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. Если эта норма закона умышленно нарушается лицензиатом, и он осуществляет предпринимательскую деятельность без переоформления лицензии, его действия не подпадают под состав незаконного предпринимательства. Деятельность в данном случае законно пролицензирована, а нарушение порядка пользования лицензией может быть наказано как административное или иное правонарушение.

 

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий

34. Для уяснения сущности этой формы незаконного предпринимательства принципиально важны положения Закона о лицензировании, касающиеся лицензионных требований и условий, т.е. совокупности установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Закона о лицензировании). Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности является одним из основных принципов осуществления лицензирования (ст. 3 Закона о лицензировании). В самом законе, таким образом, о конкретных лицензионных требованиях и условиях ничего не говорится.

35. Содержание лицензионных требований и условий диктуется критериями определения лицензируемых видов деятельности. К ним базовый Федеральный закон относит существующие при осуществлении отдельных видов деятельности возможности нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России (ст. 4 Закона о лицензировании). Для предотвращения этого возможного вреда и вводится лицензирование, с помощью которого производится регулирование потенциально опасных видов деятельности.

36. К лицензионным требованиям и условиям относятся:

1) квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности - к работникам юридического лица или индивидуальному предпринимателю. Они выдвигаются в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний;

2) требования о соответствии объекта, в котором или с помощью которого осуществляется вид деятельности (здание, сооружение, оборудование и иные технические средства), специальным условиям его осуществления;

3) иные требования и условия, предусмотренные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

37. Некоторые примеры лицензионных требований и условий.

Так, лицензионными требованиями к деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов являются:

а) соблюдение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения;

б) обеспечение контроля радиационной безопасности и взрывобезопасности лома черных металлов;

в) наличие на каждом объекте у лицензиата в собственности или на ином законном основании земельного участка, помещений и другого имущества, используемого в качестве средств производства;

г) наличие не менее чем на одном объекте лицензиата в пределах территории субъекта РФ пресса для пакетирования лома черных металлов, либо пресс-ножниц, либо установки для дробления и сортировки легковесного лома, оборудования для сортировки и измельчения стружки;

д) соответствие производственных помещений, технологического и другого оборудования техническим нормам и требованиям;

е) наличие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для работы с используемым оборудованием;

ж) наличие на каждом объекте лицензиата дубликата лицензии с указанием места нахождения объекта *(181).

В отношении деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов предусмотрены следующие лицензионные требования и условия:

а) соблюдение требований нормативных правовых актов и документов нормативнотехнического характера, регламентирующих лицензируемую деятельность;

б) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, а также приборов и систем контроля за производственными процессами;

в) обеспечение проведения в установленный срок диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на пожароопасном производственном объекте;

г) содержание в соответствии с нормативными требованиями (строительными нормами и правилами, нормами и правилами пожарной безопасности) противопожарных разрывов и проездов между зданиями и сооружениями, а также путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий (помещений);

д) наличие плана эвакуации людей и действий персонала в случае возникновения пожароопасной ситуации или пожара;

е) наличие договора на обслуживание, заключаемого с формированием пожарной охраны, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, наличие собственного формирования пожарной охраны, а также нештатного формирования пожарной охраны из числа работников юридического лица;

ж) наличие договора на обслуживание, заключаемого с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, наличие собственной аварийно-спасательной службы (формирования), а также нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников юридического лица - для юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект;

з) наличие фонда нормативных правовых актов и документов нормативно-технического характера, регламентирующих ведение работ на пожароопасном производственном объекте;

и) обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством России в области промышленной безопасности, - для юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект;

к) наличие договора страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде при эксплуатации опасного производственного объекта в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

л) организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований пожарной и промышленной безопасности на пожароопасном производственном объекте;

м) ведение учета и анализ причин аварий и инцидентов на пожароопасном производственном объекте - для юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект;

н) повышение не реже одного раза в пять лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица в области пожарной и промышленной безопасности;

о) обеспечение проведения подготовки и аттестации работников юридического лица и индивидуального предпринимателя в области пожарной и промышленной безопасности;

п) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений и технических устройств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности *(182).

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) должна соответствовать следующим лицензионным требованиям и условиям:

а) наличие в штате юридического лица специалистов, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области реставрации объектов культурного наследия и стаж работы в этой области не менее пяти лет; наличие у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования в области реставрации объектов культурного наследия и стажа работы в этой области не менее пяти лет;

б) осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензируемой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими документами, устанавливающими требования к проведению работ по реставрации объектов культурного наследия *(183).

Негосударственная (частная) охранная деятельность осуществляется в соответствии со следующими лицензионными требованиями и условиями:

а) наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность;

б) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" *(184) (далее - Закон о детективной деятельности) и подтвержденной удостоверениями охранника;

в) соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих охранную деятельность, а также оборот оружия и специальных средств *(185).

В отношении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, действуют следующие лицензионные требования и условия:

а) наличие в штате у лицензиата работников, имеющих профессиональное образование, стаж работы в области трудоустройства за границей или содействия занятости населения в РФ не менее одного года, а также наличие у руководителя лицензиата (руководителя структурного подразделения, осуществляющего деятельность по трудоустройству за границей) высшего или среднего специального образования и стажа работы в области трудоустройства за границей не менее двух лет;

б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании помещений и оборудования, используемых для осуществления деятельности по трудоустройству за границей;

в) наличие у лицензиата договора с иностранным работодателем или иностранной посреднической организацией, осуществляющей деятельность по трудоустройству иностранцев, о трудоустройстве граждан России за границей с приложением нотариально заверенных копий документов, подтверждающих правовой статус иностранного работодателя или иностранной посреднической организации и наличие у нее разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по трудоустройству иностранных граждан, - в случае, если такое разрешение (лицензия) требуется в соответствии с законодательством государства, где эта организация осуществляет свою деятельность. Указанные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; письменного запроса иностранного работодателя или иностранной посреднической организации в адрес лицензиата, содержащего сведения о численности требуемых российских работников, их специальности, квалификации, условиях и оплате труда, а также о сроке действия запроса. В случае, если эти документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык;

г) оказание услуг по трудоустройству за границей на основании заключенного лицензиатом с гражданином письменного договора, соответствующего требованиям законодательства РФ, к существенным условиям которого относятся: обязательства лицензиата по оказанию гражданину услуг, связанных с получением рабочей визы или иного разрешения на работу в иностранном государстве, - в случае, если их получение требуется в соответствии с законодательством иностранного государства и гражданин выражает желание, чтобы эти услуги были ему оказаны; предоставлению гражданину до его отъезда за границу заверенной руководителем лицензиата письменной информации об иностранном работодателе, месте работы гражданина в иностранном государстве, порядке его встречи за границей и проезда к месту работы и проживания, о дипломатическом представительстве и консульских учреждениях Российской Федерации в соответствующем иностранном государстве - в случае, если гражданину подобрана лицензиатом работа у иностранного работодателя; цена и порядок оплаты услуг, предоставляемых лицензиатом гражданину, - в случае, если эти услуги оказываются на возмездной основе; срок действия договора об оказании услуг по трудоустройству, условия его изменения и расторжения, ответственность сторон за нарушение условий договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

д) наличие в помещениях, используемых лицензиатом для осуществления деятельности по трудоустройству за границей, в доступном для ознакомления месте достоверной информации о содержании, цене и порядке оказания услуг по трудоустройству за границей, о режиме работы и месте нахождения лицензиата (его обособленных подразделений), фамилии, имени и отчестве руководителя лицензиата, а также копий лицензии и настоящего Положения;

е) предоставление лицензиатом в установленном порядке в лицензирующий орган сведений о численности и составе граждан, трудоустроенных за границей при содействии лицензиата, и о месте их трудоустройства и проживания *(186).

38. Нарушение хотя бы одного из названных лицензионных требований и условий, при наличии других признаков состава, подпадает под ст. 171 УК РФ. В некоторых случаях необходима дополнительная квалификация содеянного по другим статьям УК РФ, например, по ст. 219, 236, 246, 247 УК РФ и др.

39. На практике возникают ситуации, когда субъект Российской Федерации принял нормативный правовой акт по вопросам, вытекающим из отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности, в нарушение своей компетенции либо с нарушением федерального закона или когда такое правовое регулирование относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ). Если в этом случае лицо, осуществляющее свою деятельность без лицензии или получившее лицензию в соответствии с указанным нормативным актом, но допускающее отступления от ее условий и (или) требований, не может быть привлечено к ответственности по ст. 171 УК РФ. В соответствии с Конституцией РФ в данной ситуации применяется Федеральный закон (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

40. Момент окончания незаконного предпринимательства зависит от строения состава.

Если состав отнесен законодателем к числу материальных, преступление окончено в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Крупный ущерб может быть причинен одному потерпевшему и может складываться из ущерба различным категориям потерпевших, даже если в отношении каждого из них он крупным не является. В указанном случае должно приниматься во внимание суммарное выражение всего причиненного ущерба.

Если состав незаконного предпринимательства является формальным, преступление окончено с момента извлечения виновным дохода в крупном размере.

Понятие и крупного ущерба, и дохода в крупном размере дано в примечании к ст. 169 УК РФ; он превышает 250 тыс. рублей.

41. Понятие дохода в незаконном предпринимательстве сформулировано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. В п. 12 Постановления говорится: "Под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности".

Признавая, что приведенная позиция Пленума Верховного Суда РФ значительно облегчает правоприменительную деятельность, поскольку избавляет правоохранительные органы от доказательства понесенных лицом в незаконном предпринимательстве расходов, замечу в то же время, что она расходится с конституционным и уголовно-правовым принципом справедливости. Кроме того, подобное решение Пленума Верховного Суда РФ искусственно и значительно расширяет пределы криминализации в экономических отношениях, увеличивая и без того существенную разницу между минимальным порогом ответственности за налоговые преступления и минимальным порогом ответственности за предпринимательские преступления (логичнее было бы установление для налогового преступления более высоких по сравнению с незаконным предпринимательством границ преступного и наказуемого, а не наоборот, что имеет место в настоящее время).

Прежде и сам Верховный Суд РФ трактовал понятие дохода в незаконном предпринимательстве иначе - как разницу между всем полученным от предпринимательской деятельности и понесенными предпринимателем затратами (например, на закупку сырья, на оплату аренды транспорта или помещения, на оплату труда наемных работников и т.п.), т.е. как чистую прибыль, полученную виновным. Так, в Определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 1998 г. указывалось: "...исключению подлежат документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, связанные с реализацией имущества" *(187).

42. В настоящее время последствия незаконного предпринимательства, в соответствии с законом, могут носить только материальный характер. В то же время на практике возможны и последствия иного вида, например, в виде причинения вреда жизни или здоровью человека.

Пленум Верховного Суда РФ попробовал решить проблему квалификации незаконного предпринимательства в этих случаях применительно к конкретной ситуации. В п. 5 Постановления от 18 ноября 2004 г. указано: "Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 235 УК РФ. В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи 171 УК РФ".

43. Правда, к сожалению, в постановлении не оговорена квалификация ситуаций, когда в результате осуществления частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) наступили сразу последствия двух видов, например, и крупный ущерб, и смерть человека. Напрашивается решение: квалифицировать содеянное по совокупности ст. 171 и 235 УК РФ. Однако при этом будет дважды подвергнуто оценке одно единое деяние - осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии), поскольку оно (деяние) составляет обязательный признак обоих деяний, что нарушает принцип справедливости (ст. 6 УК РФ). Поэтому более верной, хотя тоже небезупречной, видится другая квалификация - ст. 171 УК РФ и конкретное преступление против жизни или здоровья (ст. 109, 118 УК РФ).

44. Субъективная сторона незаконного предпринимательства характеризуется в основном умышленной формой вины, хотя в некоторых ситуациях возможна и вина неосторожная. Подробно этот вопрос был рассмотрен во вводных положениях к гл. 22 УК РФ.

Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, может быть совершено с прямым или косвенным умыслом, в некоторых случаях - по неосторожности.

Незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, совершается только с прямым умыслом.

45. Субъект - лицо, достигшее 16 лет.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. при осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по ст. 171 УК РФ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации.

46. Важным и правильным представляется разъяснение, которое дал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 18 ноября 2004 г. в отношении ответственности лиц, находящихся в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, занимающихся незаконным предпринимательством. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ (п. 11 указанного постановления). В действиях указанных лиц нет признаков предпринимательской деятельности, которые названы в гражданском законодательстве.

47. Квалифицирующими признаками незаконного предпринимательства (ч. 2 ст. 171 УК РФ) являются:

а) организованная группа;

б) извлечение дохода в особо крупном размере.

48. Понятие организованной группы дано в ч. 3 ст. 35 УК РФ.

Ее признаками признаются следующие:

1) группу образуют два и более человек, каждый из которых достиг 16-летнего возраста. Несовершеннолетние от 14 до 16 лет или вообще не привлекаются к уголовной ответственности, либо несут ее по другим статьям УК РФ за те преступления против личности и собственности, по которым возможно привлечение к ответственности с 14 лет (например, по ст. 111, 112, ч. 2 ст. 167 УК РФ и др.);

2) группа лиц характеризуется устойчивостью. Об устойчивости группы лиц могут свидетельствовать, например, стабильность состава группы и ее организационных структур (выделение постоянных подразделений, руководства группы), тесная взаимосвязь между членами группы, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности. Об устойчивости, кроме того, можно судить, например, по длительности существования группы, количеству совершенных ею преступлений, по наличию внутригрупповой дисциплины, по конспиративным мерам, предпринимаемым руководством группы и всеми ее членами, по планированию преступной деятельности и т.п. Вопрос о том, обладала ли группа признаком устойчивости, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела;

3) группа лиц должна заранее объединиться для совершения одного (редко) или нескольких (чаще) преступлений. Члены группы должны осознавать, что объединение их усилий перерастает ранг простой группы лиц, предварительно договорившихся о совершении преступлений. Умыслом членов группы должен охватываться признак устойчивости группы;

4) организованная группа может специализироваться на совершении однотипных преступлений (незаконного предпринимательства), а может совершать разнородные преступления (например, незаконное предпринимательство, принуждение к совершению сделки, вымогательство, преступления против личности).

Участники организованной группы могут выполнять различные роли; на квалификацию это не влияет, но должно учитываться при назначении наказания.

Совершение преступления организованной группой влечет, согласно ч. 7 ст. 35 УК РФ, более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных уголовным кодексом.

49. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, судам следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

50. Понятие дохода в особо крупном размере дается в примечании к статье 169 УК РФ; он должен превышать один миллион рублей.

В том случае, когда незаконная предпринимательская деятельность, осуществленная организованной группой лиц, была сопряжена с извлечением дохода в особо крупном размере, действия этих лиц подлежат квалификации по п. "а" и "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ с приведением в описательно-мотивировочной части приговора мотивов принятого решения (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

51. Незаконное предпринимательство, предусмотренное ст. 171 УК РФ, следует разграничивать с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), которое является административным правонарушением (ст. 14.1 КоАП). Административная ответственность за подобные деяния наступает, если нет признаков преступления, а именно, если не причинен крупный ущерб и не извлечен доход в крупном размере.

Обращает на себя внимание, что, призн



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.018 с.)