Кафедра компьютерной графики и дизайна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра компьютерной графики и дизайна



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

Кафедра компьютерной графики и дизайна

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Дисциплина: История отечественного искусства и культуры

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIII-XIV ВЕКОВ

Выполнила: студент 1курса 238 гр.

ФГОС ВПО 071002 Графика,

квалификации – художник анимации

и компьютерной графики

Малай Анастасия Алексеевна

Научный руководитель:

К.п.н., доцент Матвеева Н.А.

Санкт-Петербург

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУЫ НОВГОРОДА XIII-XIVВЕКОВ

1.1 Церковь Николы на Липне…………………………………………….4

1.2 Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле…….5

1.3 Церковь Фёдора Стратилата на Ручью………………………….……7

1.4 Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице.…………………....9

1.5 Церковь Петра и Павла в Кожевниках……………………………...10

ГЛАВА II. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ НОВГОРОДА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ

2.1 Церковь Николы на Липне…………………………………………..12

2.2 Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле...…12

2.3 Церковь Фёдора Стратилата на Ручью……………………………...14

2.4 Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице…………………...14

2.5 Церковь Петра и Павла в Кожевниках……………………………....15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….16

БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………16

 

ВВЕДЕНИЕ

В XIII-XIV веках, в связи с татаро-монгольским нашествием, зодчество Древней Руси практически везде затухает, кроме Новгорода и Пскова Развитие древнерусского искусства было нарушено в первой половине XIII века монгольским нашествием, варварским разрушением многих городов - блестящих художественных центров, уничтожением огромного числа невероятных памятников архитектуры и изобразительного искусства.

Раньше всего новый подъем художественной культуры начался в Новгороде, одном из немногих русских городов, не подвергшихся монгольскому нашествию. Пока остальная Русь принимала на себя беспощадный удар с востока, Новгород противостоял шведам и немецким «псам-рыцарям» (ливонский орден). Значение Новгорода особенно возросло после того, как он сумел в XIII в. дать отпор немцам и шведам, которые воспользовались великим бедствием, постигшим Русь, и двинулись на нее с Запада. Новгород сохранил до наших дней множество замечательных памятников древнерусской письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства. Однако и он платил дань татаро-монголам и общая беда, разорение и варварство отразились и на нем. Это сковало творческие силы Новгорода, но непосредственно с конца XIII в. наблюдается некоторое оживление и новый расцвет новгородского зодчества. И до наших дней сохранились эти великолепные памятники архитектуры Господина Великого Новгорода, созданные русскими мастерами.

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение зодчества XIII-XIV веков позволяет осмыслить значение культурного наследия, процессы развития культуры и общества в целом.

Целью данной графической работы является краткое рассмотрение истории русской архитектуры XIII-XIV веков: истории ее возникновения, развития и национального своеобразия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

· выбрать наиболее значимые объекты архитектуры данного периода

· дать описание каждого из них, определив особенности и общие черты архитектурного и художественного оформления

· сделать вывод о художественно-исторической роли новгородской архитектуры

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУЫ НОВГОРОДА XIII-XIV ВЕКОВ

Церковь Николы на Липне

Православный храм конца XIII века, памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в 9 км к югу от Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Николая Чудотворца, придел во имя святого Климента.

Церковь Николы на Липне. XIII век.

Строительство храма началось в 1292 году по заказу новгородского архиепископа Климента. Церковь была заложена в восьми километрах к югу от Великого Новгорода, на острове Липно, на берегу реки Плотница в дельте Мсты. По преданию, там в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. Вероятно, в ознаменование этого события, там вскоре после 1113 года был основан монастырь и выстроена деревянная церковь (точных данных об этом нет, в летописях сообщается лишь, что церковь была построена в монастыре).

Каменный храм, заложенный в 1292 году, а завершённый, скорее всего в 1294, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после монгольского нашествия на Русь, он стал исходной точкой развития новгородской храмовой архитектуры 14—15 столетий. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей — церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий (10х10 м). Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Первоначально фасады не были оштукатурены, стены были сложены из плитняка и ракушечника разных размеров и оттенков. Арки над окнами были выложены из брускового кирпича тёмного цвета (это была одна из инноваций — раньше строили из плинфы из известняка). Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых, по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными). Церковь была расписана фресками в 1293-1294 годах. При расчистке от позднейших масляных записей в 1930 году были обнаружены несколько хорошо сохранившихся фресок. На восточных столбах располагалось композиция «Благовещение», над входом в диаконник сюжет «Три отрока в пещи огненной». В 1764 году монастырь был упразднён, впоследствии трапезная и церковь Святой Троицы были разобраны для ремонта Сковородского монастыря. В XIX веке Церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко.

После октябрьской революции храм был закрыт и сильно обветшал. Тогда же была снесена двухярусная колокольня.

Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт и он был подвергнут обстрелу, в результате чего храм потерпел значительные утраты, сохранились только 65 % кладки.

В 1945 году реставраторы провели работу над фресками, а в 1954—56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид.

Церковь Николы на Липне

В годы войны храм пострадал, сохранилось лишь 65% кладки. В данном случае его видное и относительно возвышенное положение его подвело, сделав удобной мишенью для фашистских орудий. Кроме того, там был советский наблюдательный пункт, поэтому солдаты испанской «Голубой дивизии», засевшие в Юрьевом монастыре, били по храму со знаменитой тамошней колокольни с особой жестокостью.

 

Церковь Николы на Липне

В 1930-м году церковь Николы на Липне была исследована искусствоведами. В 1945 г. были воссозданы фрески, а в 1954-56 годах и весь храм. Руководила работами по восстановлению церкви архитектор-реставратор Л. М. Шуляк.

Правда, в последние несколько десятилетий из-за недостатка финансирования, краска облезла, а крест покосился на сторону. Однако это не умаляет общего впечатления от этой чудесной постройки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древнее зодчество Господина Великого Новгорода являет собой самобытную страницу русской культуры. Характерная для него художественная индивидуальность сочетает в себе простоту с глубокой выразительностью. Основы архитектуры данного периода стали фундаментом для дальнейшего развития зодчества Руси. А сохранившиеся до наших дней шедевры, навсегда останутся яркой характеристикой великого искусства Новгорода и ценнейшим наследием.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века- М.: Просвещение, 2009.-256 с.
  2. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков. -М.: 2008.- 256 с.

3. Антонов Н.А., Вахрушев Н.И., Вязинин И.Н. Достопримечательности Новгорода.- Лениздат, 1982

4. Афонькин С.Ю. Древнерусская архитектура- Кристалл, 2002

5. Рождественская Л.А. Новгородский кремль – Лениздат, 1980

6. Каргер М.К. Новгород Великий. - Л-М.: ГИ "Искусство", 1961

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

Кафедра компьютерной графики и дизайна

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Дисциплина: История отечественного искусства и культуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.02 с.)