Технологические цепочки по вторичной профилактике киберкоммуникативной зависимости у старших подростков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологические цепочки по вторичной профилактике киберкоммуникативной зависимости у старших подростков



С целью изучения практического опыта решения данной проблемы в МАОУ СОШ №178 было проведено интервью с заместителем директора по воспитательной работе, так как без воспитательной работы вторичная профилактика киберкоммуникативной зависимости будет затруднена или вообще не выполнима. (Приложение 1)

Целью воспитательной деятельности является развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала.

Задачи воспитательной деятельности:

1. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

2.Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

3.Развивать познавательную активность учащихся.

4.Содействовать формированию гражданской позиции учеников,

самосознания, активной жизненной позиции через самоуправление.

5. Усилить профориентационную работу в 8-11 классах, с помощью студентов.

6.Совершенствовать систему работы, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни.

7.Привлекать родителей к школьным и классным делам, участию в праздниках и повседневной жизни.

Субъекты воспитательной системы являются: учащиеся, родители, педагогический коллектив.

Основные направления развития воспитания:

1. Перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в традиционные предметы человеческого материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

2. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ.

3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

4. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, способного самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.

5. Эстетизация школьной жизни. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности.

6. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.

7. Воспитание детей в духе свободы, демократии, личного достоинства. С этой целью способствовать развитию школьного самоуправления, сообществ по интересам.

8. Формирование и укрепление школьных традиций.

9. Укрепление сотрудничества детей и взрослых.

10.Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.

11. Создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста.

Особенности воспитательного процесса в учреждении: воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных "пространств", каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:

- корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;

- изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;

- ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «труд», «Отечество», «мир», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, образуют основу воспитания;

- создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.

Таким образом, воспитательная работа ориентированная на всех участников образовательного процесса, что безусловно отражается на профилактике зависимостей. В рамках технологии по вторичной профилактике киберкоммуникативной зависимости среди старших подростков, воспитательная часть имеет место быть, как одна из направляющих по уменьшению числа школьников с данной проблемой.

С целью изучения практического опыта решения данной проблемы, было проведено интервью с педагогом-психологом (Приложение 2).

По словам педагога-психолога, работа с зависимой категорией подростков в МАОУ СОШ №178 имеет следующее содержание:

1. Психологическое просвещение – приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям по проблемам профилактики зависимостей.

2. Психопрофилактика – психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

3. Психоконсультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.

4. Психодиагностика – проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.

5. Психокоррекция (проводится в редких случаях) – устранение отклонений.

Основная идея педагога-психолога – идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития школьников.

Главный принцип организации работы педагога-психолога – системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически т.е. составить рабочий план по разрешению данной проблемы.

Однако заместитель директора по воспитательной работе и педагог-психолог МАОУ СОШ №178 признают актуальность изучения и необходимость комплексного решения проблемы вторичной профилактики киберкоммуникативной зависимости с привлечением таких специалистов как социальный педагог, который объединил бы, работу всех специалистов по разработке и решению вторичной профилактики киберкоммуникативной зависимости.

С целью изучения отношения самих подростков к профилактике киберкоммуникативной зависимости и определения уровня информированности по проблемам Интернет-зависимости в целом, на базе МАОУ СОШ №178 было проведено эмпирическое исследование.

Для проведения эмпирического исследования был выбран опросный метод сбора информации – анкетирование. Анкетирование – это вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкета – это опросный лист, предназначенный для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет.

На основе анализа теоретической литературы была разработана анкета, состоящая из 13 вопросов «Анкета на выявление уровня киберкоммуникативной зависимости». Первые два вопроса анкеты являются вводными, далее следуют вопросы определяющие умение контролировать свое время. Следующая часть вопросов содержит отношение к друзьям и родителям. Десятый и одиннадцатый вопросы относятся к учебному процессу. Последние два вопроса ориентированы на эмоциональное состояние испытуемого. Эта анкета поможет определить, есть ли зависимость от виртуальных социальных сетей и на каком уровне находится данная зависимость у старшего подростка (Приложение 3).

По всей диагностике и из интерпретации ответов можно сказать, что у некоторых подростков, явно выраженная киберкоммуникативная зависимость и она находится на высоком уровне у тех ребят которые больше всего отмечали вариант ответа «часто». Необходимо дальнейшее изучение проблемы с помощью методик, направленных на выявление причин кибьеркоммуникативной зависимости.

В рамках изучения данной темы было проведено эмпирическое исследование с целью определения уровня стресса с помощью теста «Скрытый стресс», который позволяет выявить скрытый, накопившийся стресс и вовремя оказать ребенку профессиональную помощь или постараться изменить что-то в отношениях с человеком, подверженным киберкоммуникативной зависимости. Подростку предлагаются 9 ситуаций, из которых он должен выбрать те ситуации, которые больше всего нервируют. (Приложение 4).

Рис.1 Результаты диагностики по методике Тест «Скрытый стресс»

Таким образом, из анализа данных приведенных выше и на рисунке 1 позволяет подтвердить, что у большинства испытуемых присутствует скрытый стресс, можно предположить, что даже бытовые проблемы оказывают на психику ребенка сильное негативное влияние. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на стиль жизни. У меньшинства испытуемых не выявился скрытый стресс можно предположить, что бытовые проблемы не влияют на психику и поведение ребенка.

 

 


4.7. Разработка одного из вариантов основного задания по комплексной практике


Оценочный лист

Уважаемый коллега!

Благодарим Вас за организацию учебной практики студентов Института социального образования УрГПУ по специальности «Социальная педагогика».

Просим заполнить лист, который послужит основанием для коррекции программы профессионального роста студентов-практиков, а также для совершенствования подготовки специалистов по социальной педагогике.

Практика студентов предполагала их активное включение в деятельность Вашего учреждения.

 

Критерии Оценка
Мотивация на результат комплексной практики +      
Планирование социально-педагогической деятельности +      
Толерантность +      
Использование технологий, методов и приемов +      
Коммуникативность +      
Оформление и ведение документации +      
Самостоятельность +      
Ответственность +      
Профессиональная адаптация +      

 

Ваши предложения и пожелания ИСОбр УрГПУ по организации практики:

 

Отправляйте студентов на практику в школу два раза за учебный год, что бы студенты могли отследить результативность деятельности школы, практическую деятельность, воспитательную и психологическую работу специалистов, а так же уровень учащихся с начала и в конце учебного года.

 

Руководитель практики студента______________

(расшифровка подписи)

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Черкасовой Ольги Владимировны_________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Оцените уровень овладения компетенциями, используя следующую шкалу:

0 баллов – не овладел; 1балл – овладел в минимальной степени; 2 балла – в средней степени; 3 балла – овладел полностью.

Компетенции Само-оценка студента Оценка руководи-теля
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
Готов к разработке социально-педагогических технологий, учитывающих особенности различных категорий населения (возрастные, индивидуальные и т.п.)
Способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные методики и технологии социальной педагогики
Способен определять практическую ценность решаемых исследовательских задач в области социальной педагогики
Способен к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб
Способен осуществлять оценку качества социально-педагогических услуг на основе национальных стандартов по социальному обслуживанию населения
Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в социальной сфере
Способен к работе с персоналом и клиентами учреждений социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной педагогики
Способен анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности социально-педагогической деятельности
Готов к разработке инновационных социальных проектов, программ и плана мероприятия в рамках учреждения социальной сферы

 

Ваши предложения и пожелания Институту социального образования по организации практики:

Отправляйте студентов на практику в школу два раза за учебный год, что бы студенты могли отследить результативность деятельности школы, практическую деятельность, воспитательную и психологическую работу специалистов, а так же уровень учащихся с начала и в конце учебного года.

«___» ____________ 2013 г

 

Руководитель практики учреждения_________________ М.П.

Характеристика на студента практиканта

Черкасову Ольгу Владимировну_________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Вид практики: комплексная

Сроки прохождения практики с 24 января по 6 марта 2011 года

 

Критерии Оценка
Уровень организационной дисциплины (приход, уход из учреждения) Своевременно, отдельные нарушения, систематические нарушения (нужное подчеркнуть)
Уровень исполнительской дисциплины (качество выполнения поручений, заданий) 5, 4, 3, 2 (нужное подчеркнуть)
Уровень коммуникативной культуры (умение грамотно общаться и строить профессиональные взаимоотношения с сотрудниками и клиентами) Высокий, средний, низкий (нужное подчеркнуть)
Степень сформированности понятийно-терминологического аппарата (знание, понимание и правильное применение в речи профессиональной терминологии) 5, 4, 3, 2 (нужное подчеркнуть)
Владение знаниями о нормативно-правовой базе социально-педагогической деятельности 5, 4, 3, 2 (нужное подчеркнуть)
Уровень сформированности культуры делопроизводства (систематичность и системность в ведении профессиональной документации) 5, 4, 3, 2 (нужное подчеркнуть)

Мнение руководителя об индивидуальной профессиональной деятельности практиканта: ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выражаем благодарность_____________________________________ за ______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Администрация __________________________________________________ предлагает

(название учреждения)

__________________________________ продолжить сотрудничество с учреждением (ФИО студента)

в качестве _________________________________________________________________

 

Рекомендуемая оценка «______________»

 

Руководитель учреждения ___________________ Григорьева Людмила Анатольевна,

директор

(подпись) ___________________________

(ФИО полностью, должность)

«___» _______________ 2011 г. М.П.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.012 с.)