Понятие, сущность и функции Н.ов и сборов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и функции Н.ов и сборов



Понятие, сущность и функции Н.ов и сборов

Н. связан: 1) с гос-вом

2) СОП(сов-ый общ-ный прод)=ст-сть+з/пл+ приб

з/пл + прибыль = нац-ый доход, который вкл-ет в себя чист.доход и чист.прибыль

Сущность Н.ов опр-ся тем положением, кот-ые они занимают в сис-ме произв-ых отн-ний. Источник нал-ов: нац-ый доход, кот-ый приобр-ет специфич-ие формы в виде з/пл, прибыли, ренты,%. Это первичное распр-ие допол-ся с перерасп-ем, где фигурируют Н.и. Принудит-ое частич изъятие этих доходов позволяет сформть бюджетный фонд страны. Значит-ная часть уплаченных Н.ов возвращ-ся субъектам в форме субсидий, пенсий, пособий, з/пл бюджетникам, прямых финых влож-ий в произ-во.

Нац-ый доход накладывает ограничения: нельзя вовлечь в перераспр-ние больше того, что создано общ-вом за опред-ый период времени. Т.о. Н.и пред-ют собой фин.форму реал-ции гос-вом своего права на получение части созданного в общ-ве чистого дохода.

Н. – это обяз-ый индивид-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в форме ден-ых сред-в в целях финн-го обеспеч-я деят-ти гос-ва и муницип-ых образований.

Сбор – обяз-ый взнос, взимаемый с п/п и ФЛ, уплата кот-го явл-ся условием совершения юридически значимых действий гос-ми органами, органами местного самоупр-ния и их должностными лицами (тамож.пошлина; акцизы).

Признаки Н.а и сбора (сходные):

1) законность

2) обяз-сть уплаты – устный договор м/у гос-ом и общ-вом (в Конституции РФ)

3) форма взимания и способ оплаты

Признаки Н.а и сбора(различные):

1) у Н.а – безвозм-сть, у сбора – возмездность

2)регул-ые платежи–Н.,разовые платежи– сбор

3) цели: финн обеспечение гос-ва – Н., покрыть зат-ты - сбор

Элементы Н.а и сбора

Н. – это обяз-ый индивид-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в форме ден-ых сред-в в целях финн-го обеспеч-я деят-ти гос-ва и муницип-ых образований.

Сбор – обяз-ый взнос, взимаемый с п/п и ФЛ, уплата кот-го явл-ся условием совершения юридически значимых действий гос-ми органами, органами местного самоупр-ния и их должн-ми лицами (тамож.пошлина; акцизы).

Основные эл-ты:

1. н/пл – 1) ЮЛ и 2) ФЛ, на кот-ых возложена обяз-сть уплачивать нал и сб; 3) индивид-ые предп-ли

Нал-ый агент–п/п, к-ые удерж-ют нал. своих раб

2. Объект н/о – предмет или основание для н/о-я

Виды объектов н/о:

1) имущ-ые права (право собств-сти на квартиру,машину)

2) рез-ты деят-сти (приб,доход,расх)

3) действие н/пл (хоз-ые операции – н-р продажа(НДС,акциза) импорт тов-ов(НДС)).

Один и тот же объект м/ облагаться Н.ом одного вида

3. Н.овая база – стоимостная, колич-ная или физич-кая харак-ка объектов н/о. НБ уже, чем объект н/о. НБ опр-ся ЮЛ самост-но на основе данных БУ и НУ; для ФЛ – Н.-ми органами на основании поступивших сведений.

4. Нал.период – календ.год или иной период времени,по истеч-ю кот-го платятся авансовые платежи по Н.у.

5.Нал.ставка–размер нал. на ед-цу измерения НБ

1) %-ные (адвалорные)

2) твердые (специфич-кие)

6. Порядок исчисления Н.а: Н = НБ * НС

(Н–Л1)=(НБ–Л2)*(НС – Л3), где Л1,2,3 – льготы

7. Порядок и сроки уплаты – у каждого Н.а есть свой установленный срок уплаты

Факультативные эл-ты:

1) нал.льгота – преимущ-ва одних н/пл перед др.

2) порядок возмещ-я Н.ов (возврат или зачет)

Допол-ые эл-ты: 1) масштаб нал; 2) ед-ца нал; 3) носитель Н.а; 4)предмет Н.а; 5) нал-ый оклад

3 Принципы определения Цы для целей н/о

Для целей Н/о принимается Ц. ТРУ, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполаг-ся, что эта Ц. соответствует уровню рыночных Ц.

Н. органы при осуществ-и контроля за полнотой исчисления Н.ов вправе проверять прав-сть прим-я Ц по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня Ц, применяемых н/плом по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Рыночная Ц. опред-сяс У.ом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи Нк. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к Це или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

- сезонными и иными колебаниями потребит-ого спроса на ТРУ

- потерей товарами качества или иных потре-х свойств;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реал-ции товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аН.ов, а также при продвижении ТРУ на новые рынки;

- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Рыночной Цой ТРУ признается Ц., сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых эконом-х (коммер-х) условиях.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физ-е характ-ки, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде м/ не учитываться.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении рыночных Ц товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не явл-ся взаимозав-ми. Сделки между взаимоза-ми лицами м/ приним-ся во внимание только в тех случаях, когда взаимозав-сть этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении и признании рын-Цы ТРУ используются официальные источники инфоии о рыночных Ц.х на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Н.овая пол-ка гос-ва

Н.овая пол-ка - сов-ть правовых, эк-их, финых мер гос-ва по формированию нал. системы в целях обеспечения финн. потребностей гос-ва, различных соц-ых групп и развития эк-ки.

Концепция НП – принцип-е решение относительно схемы реформир-я Н.. системы.

Н.овая стратегия – направлена на реализацию и решение долгоср-й задачи связанные с реформир-ем Н.. системы в пределах выработанной концепции. Стратегия НП опред-ся президентом РФ, фед. собранием и правительством РФ.

Тактика НП – направлена на реализацию текущих задач, связанных с управлением Н.. системы и трансформацией ее отд-ых элементов. Опред-ся Правит-ом РФ и Минфином. При анализе НП необх-мо различать субъекты НП, принципы формир-ия, цели, методы и инструменты.

Цели НП:

1) участие гос-ва в регулир-нии эк-ки направлена на стимулирование или ограничение хоз. деят-ти.

2) обеспечение потребностей всех уровней власти в фин. ресурсах.

3) обеспечение гос. политики регулир-ия доходов.

Практич-ая деят-ть гос-ва в области НП основана на след принципах:

1) единообразие н/о

2) применение различных льгот

3) применение прогрессивной или пропорциональной Н.. ставок

4) непрерывность н/о

5) исп-ие системы вычетов и скидок

6) исп-ие разных методов формир-ия НБ

7) наличие прямых и косвен. Н.ов

В соврем. мировой практике распространены след. методы:

1) изменение Н.. нагрузки на н/пл.

2) замена одних способ н/о другими

3) измнение сферы распростр-ия тех или иных Н.ов

4) введение или отмена Н.. льгот

5) введение дифференцированной системы Н.. ставки

В сфере н/о исп-ся также методы управления Н..системой:

1)управ-ие (МинФин, ФНС)

2) пропаганда (информирование)

3) воспитание

4) консультирование

5) контроль

Осн. методы НП:

1) либерально-ограниченная модель

2) социально-нагруженная модель

Либерально-огранич. характерна для стран осн. цель кот-х яв-ся наращивание пр-ва товаров, выход на внешние рынки и рост доходов населения. Социально-нагруж. исп-ся в странах, где поддерживается высокие стандарты соц-х гарантий и высокие конкурентные позиции на мир. рынке.

Типы НП:

1)политика макс. Н.ов хар-ся высоким уровнем Н..нагрузки (ч/з отмену Н..льгот, повышение НС). Исп-ся в усл-ях кризиса и войны.

2) политика эк-ого развития – снижение Н.. нагрузки на предпринимателей, сокращение соц-х программ, предоставление льгот для инвестиционной и инновац-ой активности бизнеса.

3) политика разумных Н.ов высокая нагрузка на граждан, высокий уровень соц-ой гарантии и большое кол-во соц-ых программ.

Т.о. НП зависит от данного этапа соц.-эк-ого развития страны и осущ-ся ч/з Н.. механизм, которому придается правовая форма.

Осн. направления (методы) НП:

1) совершенствование Н..контроля за исп-ие трансфертных Ц

2) создание института консолидированной отчетности по Н.у на прибыль

3) совершенствование порядка У.а в Н..органах

4) внесение изменений по отд. Н.ам и сборам в Н.овом кодексе

Классификация Н.ов и сборов

Н. – это обяз-ый индивид-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в форме ден-ых сред-в в целях финн-го обеспеч-я деят-ти гос-ва и муницип-ых образований.

Сбор – обяз-ый взнос, взимаемый с п/п и ФЛ, уплата кот-го явл-ся условием совершения юрид-ки значимых действий гос-ми органами, органами местного самоупр-ния и их должностными лицами (тамож.пошлина; акцизы).

А По уровню установления и введения Н.ов:

1. Федеральные Н.и

1) НДС; 2) акцизы; 3)НДФЛ; 4) Н. на приб п/п; 5)водный Н.; 6)НДПИ; 7) гос.пошлина; 8)сбор за право польз-я объектами животного мира и водных биологич.рес-сов.

2. Региональные Н.и

1) Н. на имущ-во п/п; 2) транспортный Н.; 3) Н. на игорный бизнес;

Отличие: федер-ые уст-ся в НК РФ, а регион-ые – в НК РФ и регион-ом управлении

3. Местный Н.

1) земельн.Н.; 2)Н. на имущ-во ФЛ

4. Спец-ые Н.-ые режимы

1) УСН, 2) ЕСХН, 3)ЕНВД, 4)соглашение о разделе продукции

Б. По предмету облож-я

1. Прямые – облагают доход:

- реальные – зависят от средней суммы, не зависят от вклада

- личные – зависит от рез-та человека

2. Косвенные – в Цу продукции:

- индивид-ые – на опред-ый вид товара

-личные – это НДС

В. По назначению

1. Общие

2. Целевые (гос.пошлина)

Г. По источникам возмещения:

Выручка = с/сть + Прибыль

1. Выручка – НДС, акцизы. Дт90 Кт68

2. с/сть – трансп;Н. на имущ-во; гос.пошлина; водный; земельный. Дт20, 25,26,29,91 Кт 68

3. Прибыль – Н. на приб, ЕСХН, ЕНВД. Дт 99 Кт 68

Д. По уровню закрепления в бюджетной сис-ме:

1. Закрепленные (на пост-ой основе за опред-ым видом бюджета)

2. Регулирующие (т.е. отчисляются в разн.бюджеты. Н-р ч/з ставку или ч/з ссуду)

Права и обязанности н/пл-ов

Обязанности по уплате Н. прекращается:

1) с уплатой Н. или сбора.

2) в связи со смертью физ.лица.

3)в связи с ликвидацией орг-ции

Обязанности по уплате Н.а считается исполненной:

1)с момента предъявления в банк платежного поручения в банк при наличии свободного денежного остатка на р/с.

2)со дня внесения наличных ден.средств.

3)со дня удержания Н.а

4) со дня вынесения решения о зачете сумм Н.ов.

Обязанность по уплате Н. не признается исполненной в след.случаях:

1)в случае отзыва н/плат-ком или возврата банком плат.поручения.

2) в случае возврата наличных денег физ.лицу. и др.

Осн.права н/плат-ков:

1) право на инфоию (инф-ция об изменениях в законодательстве о формах Н..декларации, письмен.разъяснения от финн.органов)

2) право на льготы (исп-ть льготы, получать отсрочку, зачет или возврат Н.ов)

3) права связанные с проведением Н.ового контроля (присутствовать при выездной нал.проверке,получать копии актов и решений нал.органов, требовать от нал.органов соблюдения закон-ва и Н..тайны, обжаловать действия и бездействия нал.инспекторов)

Обязанности н/плат-ков:

1)встать на У. в нал.органах

2)вести У. доходов, расходов и объектов обложения.

3) письменно сообщать в нал.органах об открытии или закрытии счетов, о созданных обособленных подраздениях, о случаях участия в др.орг-циях о реорг-ции или ликвидации

4) уплачивать Н.и

5)представлять нал.декларацию

6) в течении 4-х лет хранить док-ты связанные с исчислением и уплатой Н.а.

7) выполнять закон.требования нал.органов.

Срок уплаты Н.а м.б. изменен:

При Отсрочке, рассрочке:

Основание:

1. причинение ущерба в рез-те стих.бедствий.

2.задержка финансирования из бюджета.

3. угроза банкротства

4. тяжелое имуществ.положение физ.лица

5. деят-ть носит сезонный хар-р

6. при перемещении товаров ч/з там.границу

Срок: до 1 года, по фед.Н.ам до 3 лет

Оформление: заявление, подтверждающие док-ты

ПроЦты: по пунктам 3,4,5 начисл-ся ½ ставка рефинанансирования

Обеспечение: залог имущества и поручительство

Решение: принимается по согласованию с финн.органами в теч.1 мес.

При Инвестиционных Н.овых кредитов:

Основание: 1.Проведенеи НИОКР

2. Осуществление инновационной деятельности

3. выполнение особо важного заказа.

Срок: от 1-5 лет

Оформление: заявление, подтверждающие док-ты

ПроЦты: ½ - 1/3 ставки рефин-ия

Обеспечение: нет

Решение: принимается по согласованию с финн.органами в теч.1 мес.

Н.овая декларация

НД – письменное заявление н/пл-ка об объектах н/о, о полученных доходах, о произв-х расходах, о Н.овых льготах, о начисленной сумме Н.а, и сумме Н.а подлежащей уплате.

Состав НД:

1.титульный лист (данные о н/пл и о нал.органе)

2.обязательные разделы:

-расчет НБ

-расчет Н.а

3.приложение

Способы предоставления НД:

1Бумажный – если ср.числ-ть работающих на п/п не превышает 100чел.

2В электронном виде (диск, дискета, флешка)

3По телекоммуникационным каналам связи (инет)

При предоставлении в электр.виде бумажный вид обязательно сдается. НД пред-ся лично или ч/з представителя, у которого д.б. доверенность, или по почте (заказное письмо с описью вложения).

При обнаружении н/пл-ком в поданной декларации ошибок, необходимо внести изменения и подать уточненную НД. При этом Н/пл освобождается от ответст-ти, если уточнения внесены:

1)до окончания срока подачи НД

2)после оконч-я срока подачи НД, но до окончания срока уплаты Н.а (не по всем Н.ам действует)

3)после всех перечисленных сроков, но до выездной проверки.

Постановка на У. н/плов

Постановка на У. орг-ции по местонахождению ее обособленного подразделения осущ-ся на основании заявления. При подаче заявления о постановке на У. орг-ции по местонахождению ее обособленного подразделения орг-ция одновременно с заявлением о постановке на У. представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на У. в Н. органе орг-ции по ее местонахождению, доков, подтв-щих создание обособленного подразделения.

Постановка на У., снятие с У.а орг-ций и физ-х лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 НК РФ, осущ-ся в порядке, установленном Минфин РФ.

При постановке на У. физих лиц в состав сведений об указанных лицах вкл-ся также их персональные данные:

- фамилия, имя, отчество;

- дата и место рождения;

- место жительства;

- данные паспорта или иного удостоверяющего личность н/пла документа;

- данные о гражданстве.

Н. орган обязан осуществить постановку на У. физого лица на основании заявления этого физого лица в течение 5 дней со дня получения указанного заявления Н. органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на У. в Н. органе.

Н. орган обязан осуществить постановку на У. орг-ции по местонахождению обособленного подразделения, а также постановку на У. (снятие с У.а) орг-ций и физих лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 Н.ового кодекса РФ, в течение 5 дней со дня представления ими всех необходимых доков и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на У. (уведомления о снятии с У.а) в Н.овом органе. Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области Н.ов и сборов.

Каждому н/плу присваивается единый по всем видам Н.ов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный № н/пла.

Камерые Н.овые проверки

Камера – от лат. помещение, где хранились гос.казна.

Место проведения – Н.Органы или Н.Инспекция

срок проведения проверки не более 3мес

Объект проверки: Нал и бух отчетность.

Период проведения – отчетный или Н.овый период.

Используемые методы:

-все кроме фактических

-если выявлены нарушения, составляется акт камерой проверки (в теч. 10дней)

Кам Н. проверка проводится по месту нахождения Н.ового органа на основе Н.овых деклараций (расчетов) и доков, представленных н/плом, а также других доков о деятельности н/пла, имеющихся у Н.ового органа.

Кам Н. проверка проводится уполн-ми должн-ми лицами Н. органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя Н. органа в течение трех месяцев со дня представления н/плом Н.овой декларации (расчета) и док-ов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к Н декларации (расчету), если законод-вом о Н.ах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если камерой Н. проверкой выявлены ошибки в Н.овой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных н/плом, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у Н.ового органа, и полученным им в ходе Н.ового контроля, об этом сообщается н/плу с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Плательщик Н.а, представляющий в Н. орган пояснения относительно выявленных ошибок в Н. декларации или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в Н. орган выписки из регистров Н.ового и (или) бухого У.а и (или) иные доки, подтверждающие достоверность данных, внесенных в Н.овую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камерую Н. проверку, обязано рассмотреть представленные н/плом пояснения и доки. Если после рассмотрения представленных пояснений и доков либо при отсутствии пояснений н/пла Н. орган установит факт совершения Н. правонарушения или иного нарушения законодательства о Н.ах и сборах, должностные лица Н. органа обязаны составить акт проверки.

При проведении КНП Н. органы вправе также истребовать в установленном порядке у н/плов, использующих Н.овые льготы, доки, подтверждающие право этих н/плов на эти Н. льготы.

При проведении КНП Н. орган не вправе истребовать у н/пла доп сведения и доки, если иное не предусмотрено НК РФ.

При подаче Н.овой декларации по Н.у на добавленную ст-сть, в которой заявлено право на возмещение Н.а, камерая Н.овая проверка проводится с У.ом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе Н.овых деклараций и доков, представленных н/плом.

Н.овый орган вправе истребовать у н/пла доки, подтверждающие правомерность применения Н.овых вычетов.

При проведении камерой Н.овой проверки по Н.ам, связанным с использованием природных ресурсов, Н.овые органы вправе истребовать у н/пла иные доки, явл-ся основанием для исчисления и уплаты таких Н.ов.

Выездные Н.овые проверки

ВНП прояв-ся на основании решения рук-ля нал.инспекции.

Место проведения ВНП – территория н/пл (в инспекции, если у н/пл-ка нет офиса)

Срок провед-я – не более 2х мес. в исключит-х случаях продлевается до 4-6 мес.

Объект проверки: первичные док-ты, У.ные регистры, бух и нал. отчетность.

Проверяемый период – 3 года, предшествующих году проверки

Используемые методы:

- инвентаризация

- предъявить служебное удостоверение и основание.

- по окончании проверки сост-ся справка.

- в теч. 2х мес по окончании, сост-ся акт проверки.

Ф.З. от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 89 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Выездная н. проверка (ВНП) проводится на тер.-и (в помещении) налогопл-ка на основ.реш.рук-ля н. органа.

Решение о проведении ВНП орг-ции, отнесенной к категории крупнейших налогопл-в, выносит н. орган, осуществивший постановку этой орг-и на У. в качестве крупнейшего н/пл-ка.

Решение о проведении ВНП должно содержать след. сведения:полное и сокращенное наим. либо ФИО налогопл-ка; предмет проверки, то есть н., правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников н. органа, кот-м поручается проведение проверки.

Предметом ВНП- правильность исчисл.и своевремен. уплаты н.

В рамках ВНП м/быть проверен период, не прев-щий 3 календ-х лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Н. органы не вправе проводить в отношении одного н/пл-ка более 2 ВНП в теч.календарного года. ВНП не м/ продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок м/быть продлен до 4 мес/в, а в исключ-х случаях - до 6 месяцев.

Срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Рук-ль налогового органа вправе приостановить проведение ВНП для:

1) истребования доков (инфо);

2) получения инфо от иност-х гос органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

Повторная ВНП н/пл-ка м/проводиться:

1) вышестоящим н. органом - в порядке контроля за д-ю н. органа, проводившего проверку;

2) н.органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руков-ля (зам/руков-ля) - в случае представления н/пл/м уточненной н. декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной ВНП проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

 

Н.овые санкции

Н.овая санкция — мера ответственности за совершение Н.ового правонарушения (ст. 114 НК). Н.овые санкции уст-тся и прим-тся в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение Н.ового правонарушения.

При совершении Н.ового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аН.ичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%.

При совершении одним лицом двух и более Н.овых правонарушений Н.овые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного н/плу, плательщику сборов или Н.овому агенту за нарушение законодательства о Н.ах и сборах, повлекшее задолженность по Н.у или сбору, подлежит перечислению со счетов н/пла, плательщика сборов или Н.ового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Н. санкции взыскиваются с н/плов только в судебном порядке.

Н. органы м/ обратиться в суд с иском о взыскании Н. санкции не позднее 6 мес. со дня обнаружения Н. правонарушения и составления соотв-щего акта (срок давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии Н. правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения Н. органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

После вынесения решения о привлечении н/пла (иного лица) к ответственности за совершение Н. правонарушения соотв-щий Н.о орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение Н. правонарушения, Н. санкции, установленной НК. До обращения в суд Н. орган обязан предложить н/плу (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму Н. санкции. В случае, если н/пл (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму Н. санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, Н.орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица Н.овой санкции, установленной НК, за совершение данного Н.ового правонарушения.

Указанные правила прим-ся также в случае привлечения н/пла к ответственности за нарушение законодательства о Н.ах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Дела о взыскании Н.овых санкций по иску Н.овых органов к орг-циям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законод-вом РФ. Дела о взыскании Н.овых санкций по иску Н.овых органов к физ. лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законод-вом РФ. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании Н.овых санкций производится в порядке, установленном законод-вом об исполнительном производстве РФ.

Понятие, сущность и функции Н.ов и сборов

Н. связан: 1) с гос-вом

2) СОП(сов-ый общ-ный прод)=ст-сть+з/пл+ приб

з/пл + прибыль = нац-ый доход, который вкл-ет в себя чист.доход и чист.прибыль

Сущность Н.ов опр-ся тем положением, кот-ые они занимают в сис-ме произв-ых отн-ний. Источник нал-ов: нац-ый доход, кот-ый приобр-ет специфич-ие формы в виде з/пл, прибыли, ренты,%. Это первичное распр-ие допол-ся с перерасп-ем, где фигурируют Н.и. Принудит-ое частич изъятие этих доходов позволяет сформть бюджетный фонд страны. Значит-ная часть уплаченных Н.ов возвращ-ся субъектам в форме субсидий, пенсий, пособий, з/пл бюджетникам, прямых финых влож-ий в произ-во.

Нац-ый доход накладывает ограничения: нельзя вовлечь в перераспр-ние больше того, что создано общ-вом за опред-ый период времени. Т.о. Н.и пред-ют собой фин.форму реал-ции гос-вом своего права на получение части созданного в общ-ве чистого дохода.

Н. – это обяз-ый индивид-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в форме ден-ых сред-в в целях финн-го обеспеч-я деят-ти гос-ва и муницип-ых образований.

Сбор – обяз-ый взнос, взимаемый с п/п и ФЛ, уплата кот-го явл-ся условием совершения юридически значимых действий гос-ми органами, органами местного самоупр-ния и их должностными лицами (тамож.пошлина; акцизы).

Признаки Н.а и сбора (сходные):

1) законность

2) обяз-сть уплаты – устный договор м/у гос-ом и общ-вом (в Конституции РФ)

3) форма взимания и способ оплаты

Признаки Н.а и сбора(различные):

1) у Н.а – безвозм-сть, у сбора – возмездность

2)регул-ые платежи–Н.,разовые платежи– сбор

3) цели: финн обеспечение гос-ва – Н., покрыть зат-ты - сбор

Элементы Н.а и сбора

Н. – это обяз-ый индивид-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в форме ден-ых сред-в в целях финн-го обеспеч-я деят-ти гос-ва и муницип-ых образований.

Сбор – обяз-ый взнос, взимаемый с п/п и ФЛ, уплата кот-го явл-ся условием совершения юридически значимых действий гос-ми органами, органами местного самоупр-ния и их должн-ми лицами (тамож.пошлина; акцизы).

Основные эл-ты:

1. н/пл – 1) ЮЛ и 2) ФЛ, на кот-ых возложена обяз-сть уплачивать нал и сб; 3) индивид-ые предп-ли

Нал-ый агент–п/п, к-ые удерж-ют нал. своих раб

2. Объект н/о – предмет или основание для н/о-я

Виды объектов н/о:

1) имущ-ые права (право собств-сти на квартиру,машину)

2) рез-ты деят-сти (приб,доход,расх)

3) действие н/пл (хоз-ые операции – н-р продажа(НДС,акциза) импорт тов-ов(НДС)).

Один и тот же объект м/ облагаться Н.ом одного вида

3. Н.овая база – стоимостная, колич-ная или физич-кая харак-ка объектов н/о. НБ уже, чем объект н/о. НБ опр-ся ЮЛ самост-но на основе данных БУ и НУ; для ФЛ – Н.-ми органами на основании поступивших сведений.

4. Нал.период – календ.год или иной период времени,по истеч-ю кот-го платятся авансовые платежи по Н.у.

5.Нал.ставка–размер нал. на ед-цу измерения НБ

1) %-ные (адвалорные)

2) твердые (специфич-кие)

6. Порядок исчисления Н.а: Н = НБ * НС

(Н–Л1)=(НБ–Л2)*(НС – Л3), где Л1,2,3 – льготы

7. Порядок и сроки уплаты – у каждого Н.а есть свой установленный срок уплаты

Факультативные эл-ты:

1) нал.льгота – преимущ-ва одних н/пл перед др.

2) порядок возмещ-я Н.ов (возврат или зачет)

Допол-ые эл-ты: 1) масштаб нал; 2) ед-ца нал; 3) носитель Н.а; 4)предмет Н.а; 5) нал-ый оклад

3 Принципы определения Цы для целей н/о

Для целей Н/о принимается Ц. ТРУ, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполаг-ся, что эта Ц. соответствует уровню рыночных Ц.

Н. органы при осуществ-и контроля за полнотой исчисления Н.ов вправе проверять прав-сть прим-я Ц по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня Ц, применяемых н/плом по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Рыночная Ц. опред-сяс У.ом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи Нк. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к Це или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

- сезонными и иными колебаниями потребит-ого спроса на ТРУ

- потерей товарами качества или иных потре-х свойств;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реал-ции товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аН.ов, а также при продвижении ТРУ на новые рынки;

- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Рыночной Цой ТРУ признается Ц., сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых эконом-х (коммер-х) условиях.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физ-е характ-ки, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде м/ не учитываться.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении рыночных Ц товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не явл-ся взаимозав-ми. Сделки между взаимоза-ми лицами м/ приним-ся во внимание только в тех случаях, когда взаимозав-сть этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении и признании рын-Цы ТРУ используются официальные источники инфоии о рыночных Ц.х на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Н.овая пол-ка гос-ва

Н.овая пол-ка - сов-ть правовых, эк-их, финых мер гос-ва по формированию нал. системы в целях обеспечения финн. потребностей гос-ва, различных соц-ых групп и развития эк-ки.

Концепция НП – принцип-е решение относительно схемы реформир-я Н.. системы.

Н.овая стратегия – направлена на реализацию и решение долгоср-й задачи связанные с реформир-ем Н.. системы в пределах выработанной концепции. Стратегия НП опред-ся президентом РФ, фед. собранием и правительством РФ.

Тактика НП – направлена на реализацию текущих задач, связанных с управлением Н.. системы и трансформацией ее отд-ых элементов. Опред-ся Правит-ом РФ и Минфином. При анализе НП необх-мо различать субъекты НП, принципы формир-ия, цели, методы и инструменты.

Цели НП:

1) участие гос-ва в регулир-нии эк-ки направлена на стимулирование или ограничение хоз. деят-ти.

2) обеспечение потребностей всех уровней власти в фин. ресурсах.

3) обеспечение гос. политики регулир-ия доходов.

Практич-ая деят-ть гос-ва в области НП основана на след принципах:

1) единообразие н/о

2) применение различных льгот

3) применение прогрессивной или пропорциональной Н.. ставок

4) непрерывность н/о

5) исп-ие системы вычетов и скидок

6) исп-ие разных методов формир-ия НБ

7) наличие прямых и косвен. Н.ов

В соврем. мировой практике распространены след. методы:

1) изменение Н.. нагрузки на н/пл.

2) замена одних способ н/о другими

3) измнение сферы распростр-ия тех или иных Н.ов

4) введение или отмена Н.. льгот

5) введение дифференцированной системы Н.. ставки

В сфере н/о исп-ся также методы управления Н..системой:

1)управ-ие (МинФин, ФНС)

2) пропаганда (информирование)

3) воспитание

4) консультирование

5) контроль

Осн. методы НП:

1) либерально-ограниченная модель

2) социально-нагруженная модель

Либерально-огранич. характерна для стран осн. цель кот-х яв-ся наращивание пр-ва товаров, выход на внешние рынки и рост доходов населения. Социально-нагруж. исп-ся в странах, где поддерживается высокие стандарты соц-х гарантий и высокие конкурентные позиции на мир. рынке.

Типы НП:

1)политика макс. Н.ов хар-ся высоким уровнем Н..нагрузки (ч/з отмену Н..льгот, повышение НС). Исп-ся в усл-ях кризиса и войны.

2) политика эк-ого развития – снижение Н.. нагрузки на предпринимателей, сокращение соц-х программ, предоставление льгот для инвестиционной и инновац-ой активности бизнеса.

3) политика разумных Н.ов высокая нагрузка на граждан, высокий уровень соц-ой гарантии и большое кол-во соц-ых программ.

Т.о. НП зависит от данного этапа соц.-эк-ого развития страны и осущ-ся ч/з Н.. механизм, которому придается правовая форма.

Осн. направления (методы) НП:

1) совершенствование Н..контроля за исп-ие трансфертных Ц

2) создание института консолидированной отчетности по Н.у на прибыль

3) совершенствование порядка У.а в Н..органах

4) внесение изменений по отд. Н.ам и сборам в Н.овом кодексе

Классификация Н.ов и сборов

Н. – это обяз-ый индивид-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в форме ден-ых сред-в в целях финн-го обеспеч-я деят-ти гос-ва и муницип-ых образований.

Сбор – обяз-ый взнос, взимаемый с п/п и ФЛ, уплата кот-го явл-ся условием совершения юрид-ки значимых действий гос-ми органами, органами местного самоупр-ния и их должностными лицами (тамож.пошлина; акцизы).

А По уровню установления и введения Н.ов:

1. Федеральные Н.и

1) НДС; 2) акцизы; 3)НДФЛ; 4) Н. на приб п/п; 5)водный Н.; 6)НДПИ; 7) гос.пошлина; 8)сбор за право польз-я объектами животного мира и водных биологич.рес-сов.

2. Региональные Н.и

1) Н. на имущ-во п/п; 2) транспортный Н.; 3) Н. на игорный бизнес;

Отличие: федер-ые уст-ся в НК РФ, а регион-ые – в НК РФ и регион-ом управлении

3. Местный Н.

1) земельн.Н.; 2)Н. на имущ-во ФЛ

4. Спец-ые Н.-ые режимы

1) УСН, 2) ЕСХН, 3)ЕНВД, 4)соглашение о разделе продукции

Б. По предмету облож-я

1. Прямые – облагают доход:

- реальные – зависят от средней суммы, не зависят от вклада

- личные – зависит от рез-та человека

2. Косвенные – в Цу продукции:

- индивид-ые – на опред-ый вид товара

-личные – это НДС

В. По назначению

1. Общие

2. Целевые (гос.пошлина)

Г. По источникам возмещения:

Выручка = с/сть + Прибыль

1. Выручка – НДС, акцизы. Дт90 Кт68

2. с/сть – трансп;Н. на имущ-во; гос.пошлина; водный; земельный. Дт20, 25,26,29,91 Кт 68

3. Прибыль – Н. на приб, ЕСХН, ЕНВД. Дт 99 Кт 68

Д. По уровню закрепления в бюджетной сис-ме:

1. Закрепленные (на пост-ой основе за опред-ым видом бюджета)

2. Регулирующие (т.е. отчисляются в разн.бюджеты. Н-р ч/з ставку или ч/з ссуду)

Пра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.255.225 (0.237 с.)