Возрастная динамика функциональных показателей и развития физический качеств у детей младшего школьного возраста



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная динамика функциональных показателей и развития физический качеств у детей младшего школьного возраста



Показатели 4 года 7 лет 11 лет
Количество крови (% от массы тела)
Количество эритроцитов (10|2/л) 4.7 4.8 4.9
Содержание гемоглобина (г/л)
Количество лейкоцитов (109/л) 11.0 10.0 8.2
Частота сердцебиений (уд./мин)
Минутный объем крови (л/мин) 2.8 3.0 3.1
Артериальное давл., макс, (мм рт. ст.)
Артериальное давл., мин. (мм рт. ст.)
Частота дыхания (вд./мин)
Жизненная емкость легких (л) 1.1 1.9 2.1
Дыхательный объем (мл)
Минутный объем дыхания (л/мин) 3.4 3.8 6.8
Макс, вентиляция легких (л/мин) -
Макс, потребление кислорода (л/мин) - 1.8 2.1
Задержка дыхания на вдохе (с) -
Задержка дыхания на выдохе (с) -
Суточный расход энергии (ккал)
Становая сила (кг)
Время реакции на звук (мс)
Теппинг-тест (дв./10с)
PWC(I(кгм/мин)
Гибкость, наклон вперед (см) +4 +5 + 11

Минутный объем крови у 4-11 -летних детей примерно в 2раза мень­ше, чему взрослых. Небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы определяют малый систолический (ударный) объем крови (20-30 мл), а в сочетании с высокой эластичностью и широким просве­том сосудов — низкий уровень артериального давления (см. табл. 19).

Выраженное в этом возрастном периоде преобладание симпати­ческих влияний на сердце обусловливает высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Величина ЧСС очень лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, раз­личных эмоциях, физических и умственных нагрузках и пр.). Ве­личина ЧСС у новорожденных достигает 120-150 уд./мин, у дош­кольников — порядка 100 уд./мин, в младшем школьном возрасте — около 90 уд./мин. Противоположные влияния парасимпатического (блуждающего) нерва на сердце постепенно нарастают в первые годы жизни и заметно усиливаются к младшему школьному возрасту, вы­зывая дальнейшее снижение ЧСС в состоянии покоя.

Увеличивается длина шага при ходьбе на 7-8 см., при беге до 20 см., темп бега падает, но скорость увеличивается, длина и высота прыжка у мальчиков становится больше чем у девочек, дальность броска, точность попадания в цель.

В этот же период повышается сила всех групп мышц. Повышается статическая выносливость мышц кисти рук, увеличивается особенно у мальчиков, время удержания статических поз тела «вис» и «упор». Ученики способны осваивать навыки плавания, катание на коньках, лыжах, велосипеде и т.д.

Все это свидетельствует об интенсивности развития моторики в дошкольном возрасте.

В развитие опорно-двигательного аппарата обучающий испытывает большие нагрузки, когда (в период учёбы) приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу, сразу становится ясно, почему учащемуся так трудно сидеть неподвижно. Понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. У детей 7-8 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.д.

В этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.

Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность совершения движений по сигналу.

При выполнении графических движений у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им провести даже несколько параллельных линий, ещё труднее на глаз определить наклон, величину букв. Поэтому легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.

В этот период ещё не завершены процессы развития и преобразования систем дыхания и эндокринной системы, то есть организм ребёнка растёт, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в этом возрасте, а другие процессы и системы сформируются несколько позже.

Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. Кроме того, наиболее тяжёлыми для растущего организма являются неблагоприятные макросоциальные условия воспитания: конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека.

 

Психологические особенности

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения. Развивается звуковая сторона речи. Младшие школьники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растёт словарный запас. Здесь важны индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребёнок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д. Владение связной монологической речью - сначала устной, затем письменной - особенно важно в процессе овладения учебной деятельностью. Связная монологическая речь - это не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений. Это - текст в широком понимании (независимо от того, записано высказывание или только произнесено), поэтому монологическая речь строится по законам литературного, а не разговорного языка. Развернутое монологическое высказывание требует от ребёнка большей произвольности, осознанности, нежели диалог. Для детей наиболее простой формой монолога является пересказ сюжетного рассказа.

 

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Большое влияние на развитие восприятия в это время оказывает речь. Ребёнок начинает активно использовать название качеств. Он способен называть и выделять для себя качества и свойства предметов и явлений, отделять их друг от друга и понимать реальные отношения между ними. К концу младшего школьного возраста восприятие становится синтезирующим. Это создаёт возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития многих морально-волевых качеств. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с одноклассниками. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм, а также какие морально-волевые качества как смелость и решительность.

Формирование морально-волевых качеств положительно влияют такие свойства личности, как развитое чувство долга, ясность жизненных целей и страстное желание их достичь. Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации возраста занимающих намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности[3]. Для того, чтобы учащиеся смогли проявить нравственные и волевые качества. А именно: смелость, решительность, настойчивость, терпеливость и упорство. Ведь в дальнейшем дети становятся вырастают заканчивают школу, ВУЗ идут во взрослую жизнь, где смелость и решительность становится неотъемлемой частью нравственных качеств, чтоб преодолеть различные жизненные преграды. Рассмотрим некоторые понятия.

Смелость - определяется как бесстрашие, неустрашимость, отвага, храбрость, лихость, удаль, доблесть – это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением. Бесстрашие имеет три формы: смелость, храбрость и отвага. Смелый человек выполняет поступки, задания, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием возбуждения, упоением опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества.

Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, бунтарства, нигилизма и авантюризма. Противоположна смелости трусость — отрицательное моральное качество, которое выражается через проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Страх как защитная биологическая реакция организма возникает при оценке человеком ситуации как опасной для жизни, здоровья или престижа и является естественным желанием избежать опасности.

Решительность - это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к не желаемому результату.

Настойчивость и упорство – проявление воли, характеризующая неуклонным активным достижением поставленной цели, стабильным контролем своего поведения, преодолением значительных (в том числе и неожиданно возникающих) трудностей, несмотря на временные неудачи. Настойчивый человек способен к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонному движению к намеченной цели.

Нравственное, морально-волевое воспитание подрастающего поколения было и остаётся острейшей проблемой любого общества. В настоящее время, когда страна находится в сложной морально-нравственной, социально-экономической, политической ситуации, когда растёт количество наркоманов, алкоголиков, правонарушителей, значительно сложнее стало решать проблемы воспитания молодёжи, особенно школьников. Это обязывает специалистов усилить внимание к формированию морально-волевых качеств, чувств, убеждений, поведения[4].

Итак, смелость и решительность – это проявление воли, характеризующиеся способностью быстро, взвешенно и без раздумья принимать обоснованные ответы в ответственные моменты деятельности, активно действовать в условиях риска и опасности для достижения цели. Решительному и смелому человеку свойственны критичность ума, смелости мысли, стабильность в решениях, постоянство в действиях, направленных на достижение цели.

Глава 1

1.1. Морфофункциональные особенности (про детей 7-8 лет) Солодков + 1.1.1 психологические особенности, 1.1.2. Физическая подготовленность (Солодков ) , картинки 1.2 Смелость и решительность 1.3. Средства и методы формирования смелости и решительности .

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.012 с.)