Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона.



 

Теория Э. Эриксона возникла на практике психоанализа. Он создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества. В основе этой концепции два важных понятия: «групповая идентичность» и «эго-идентичность».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущих данной группе мироощущений.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития, формирование эго=идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

На каждой стадии ребенок приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Стадии жизненного пути личности, по Э. Эриксону.

1 ст. (младенческий возраст) ребенок выделяет себя как отдельного индивида.
Базисное доверие против недоверия
При хорошем уходе за ребенком, наличии материнской любви, нежности и заботе о малыше формируются три дополняющих друг друга процесса: Биологический (кормление, сон, уход) Психологический (организация индивидуального опыта) Общественный (культурная организация взаимосвязанных людей - этнос) Отсутствие заботы, непоследовательное отношение, запреты и ограничения оставляют у ребенка чувство отверженности и создают основу для недоверия к окружающему миру.
2 ст. (ранний возраст) формируются и отстаиваются ребенком автономия и независимость.
Автономность против Стыда и сомнений
Начинается с навыков ходьбы, самообслуживания. Обретает чувство уверенности в себе. Стремление действовать независимо от родителей. Формируется автономность. Борьба за опрятность против неряшливости, связанная с неудачами, создает основу чувства стыда и сомнения.
3 ст. (возраст игры) появляется интерес к своим гениталиям. Происходит осознание своей половой принадлежности, познается окружающий мир в игре через воображаемые и моделируемые ситуации.
Инициативность против Чувства вины.
Исследовательская активность переноситься за пределы собственного тела. В игре формируется: активная предприимчивость, инициативность. Агрессивное поведение ребенка ограничивается, критикуется, наказывается. С ограничением чувства вины и тревожности. Привыкает быть виновным.
4 ст. (школьный возраст) происходит обучение техническим и социальным основам трудовой деятельности.
Трудолюбие против Неполноценности
При росте компетентности в разных областях развиваются навыки и умения. Активно учатся тем типам техники, которые значимы в данном обществе. Трудолюбие оценивается. Эго-идентичность достигает реальной силы Постоянный неуспех сдерживает активность ребенка. Он переживает свою неумелость и видит себя обреченным на неуспех. При сравнении негативном оценивании ребенка возникает чувство неполноценности.
5 ст. (подростковый возраст) происходит формирование первой цельной эго-идентичности.
Идентичность против Диффузной идентичности.
Трудности развития идентичности связаны с кризисом развития: физический рост и половое созревание; озабоченность тем «как я выгляжу», «что я собой представляю»; необходимость найти свое призвание, отвечающая способностям и требованиям общества; необходимость решать старые задачи: доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоение умений, которые создадут новую ценность личности При неудачах возникает смешение ролей (диффузная идентичность). Происходит задержка в развитии. Синдром патологии идентичности, отсрочка обретения взрослого статуса, смутное состояние тревоги, пребывание в состоянии ожидания чего-то лучшего, страх перед общением, неспособность эмоционального воздействия на лиц другого пола. Может быть поиск негативной идентичности, «стремление стать ничем как способ самоутверждения»
6 ст. (молодость) ведется поиск спутника жизни. Желание тесного сотрудничества с другими.
Интимность против Изоляции
Основой для сближения с окружающими служит полное овладение своим поведением. Готовность к проявлению зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой де5ятельности Избегание контактов, требующих близости, ведет к одиночеству, к «проблемам характера»,, к психопатологии. Может быть стремление не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир.
7 ст. (зрелость) происходит развитие личности. Дети подтверждают субъективные ощущения своей нужности другим.
Творчество против Застоя.
Заботы о воспитании нового поколения, труд и творчество. Во все вкладывается частица своего Я, и это приводит к личностному обогащению. При плохой ситуации развития проявляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению.
8 ст. (старость) происходит достижение новой завершающей формы эго-идентичности.
Интеграция против Разочарования в жизни.
Созревает плод всех 7 стадий – целостность личности: личностная уверенность в порядке и осмысленности, свой жизненный путь принимается как единственно верный, привязанность к принципам прошлых времен. Отсутствие личностной интеграции вызывает страх смерти, Возникает отчаяние, т.к. мало времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, для достижения целостной личности.
     

Теория психоанализа З. Фрейда.

Метод психоанализа позволил З. Фрейду создать структурную теорию личности. в основе которой лежит конфликт межу инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества

 

Стадии психосексуального развития, по З. Фрейду.

Стадии развития Эрогенные зоны Тип сексуального проявления (удовольствие) Психические образования Формирующиеся черты личности.
1. Оральная (0-1г.) Слизистая губ и рта. Сосание, укус. В отсутствие пищи – собственный палец, предмет. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым. Первые ограничения, кроме бессознательного, инстинктивного начала личности «оно», развивается вторая инстанция Я. Ненасытность, жадность, требовательность. Оптимизм и пессимизм.
2. Анальная (1-3 г.) Слизистая кишечника. Либидо вокруг ануса. Функции дефекации, выделения. Идет приучение к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего формируется третья инстанция Я как воплощение социальных норм, внутренней цензуры, совести. Опрятность, аккуратность, пунктуальность; упрямство, агрессивность, скрытность; накопительство.
3. Фалическая (3-5 л.) Высшая ступень сексуальности. Эрогенная зона: гениталии Раньше сексуальность бала направлена на себя, сейчас – на других. Секс, привязанность к взрослым: у мальчиков – «Эдипов комплекс», у девочек «комплекс Электры». Время наиболее строгих запретов и инстинктивного формирования Сверх-Я. Все три инстанции сформированы и входят в конфликт друг с другом. Формируются главные структуры личности: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, агрессивность (мужская)
4.Латентная (5-12 л.) Снижение полового интереса. Общение со сверстниками. Школьное обучение и др. Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: общением, играми, физическими упражнениями. Общительность, трудолюбие.
5. Генитальная (12-18 л.) Происходит собственно половое развитие. Объединяются все эрогенные зоны. Проявляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало оно усиливает свою активность. Подростку приходиться бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты: аскетизм (внутренние запреты), интеллектуализацией (освобождением от навязчивых желаний) Качества личности, выражающие отношение к себе и окружающим людям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.79 (0.019 с.)