Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утверждено цкумс гоу впо согма росздраваСтр 1 из 2Следующая ⇒
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ВЛАДИКАВКАЗ 2010 Составители: · к.м.н., доцент Е.Г. Цилидас; · ассистент Ф.К. Худалова Рецензенты: · Ф.У. Козырева – д.м.н., зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией; · И.Ф. Боциев – к.ф/м.н., доцент, зав. кафедрой медицинской и биологической физики Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава «____» _________________2010г., протокол № ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение влияния микроклиматических факторов на организм человека, измерение микроклимата, гигиеническая оценка отдельных показателей и микроклимата в целом. При работе к занятию студенты должны проработать следующие вопросы теории. 1. Химический состав чистого атмосферного воздуха и физиолого-гигиеническое значение его компонентов. 2. Погода, климат, микроклимат. 3. Комплексное влияние метеорологических факторов окружающей среды на организм, его оценка. Теплообмен организма с окружающей средой. 4. Гигиенические нормативы микроклимата помещений различного назначения. 5. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение. После освоения темы студент должен · знать: - методику определения и оценку микроклимата помещений; - определение и оценку комплексного влияния метеорологических факторов окружающей среды на организм работающих; - методику проведения отбора проб воздуха, их анализ, определение степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений. · уметь: - оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам; - оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам; - использовать основные нормативные документы и информационные источники справочного характера для организации контроля за содержанием вредных веществ в воздухе. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Основная литература: Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб. лит. для студентов мед.вузов) Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена: Учебное пособие. – М., 2009 (Руководство к лабораторным занятиям)
Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 2001г. Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М., 2000 «Не каждый врач может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач) может и должен усвоить гигиенический способ мышления». Ф.Ф. Эрисман Гигиена (от греч. – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни. Гигиена атмосферного воздуха Человек живет на дне огромного воздушного океана, окружающего планету со всех сторон в виде оболочки, называемой атмосферой, размером в четверть земного радиуса, которая абсолютно необходима для существования живых организмов. Атмосфера имеет многослойную структуру и состоит из тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы, ионосферы, экзосферы и магнитосферы. К земной поверхности прилегает тропосфера — наиболее плотный слой воздуха размером 7—10 км на полюсах и 16— 18 км — над экватором. Тропосфера отличается неустойчивостью физических свойств (колебаний температуры, влажности, атмосферного давления), наличием водяных паров, большого количества пыли, сажи, разнообразных токсических веществ, газов, микроорганизмов. В ней постоянно происходит перемещение воздушных масс в разных направлениях. Над тропосферой находится стратосфера — слой воздуха размером до 40-60 км, характеризующийся разреженностью воздуха. Под влиянием космического и коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца в результате ионизации молекул газов воздуха, особенно кислорода, в стратосфере образуются молекулы озона, составляющие озоновый слой атмосферы. Озоновый слой задерживает коротковолновое УФ-излучение, которое, достигая поверхности Земли, может вызвать разнообразные негативные эффекты в биосфере, а в популяции человечества повысить уровень онкологической заболеваемости. Над стратосферой простирается еще более разреженный слой воздуха размером до 80 км — мезосфера, выше следует термосфера — слой атмосферы высотой до 300 км, температура в котором достигает 1500 °С. За ней располагается ионосфера — слой ионизированного воздуха, размеры которого в зависимости от времени года и суток составляют 500-1000 км. Еще выше последовательно размещаются экзосфера (до 3000 км), плотность которой почти не отличается от плотности безвоздушного космического пространства, и верхняя граница атмосферы Земли - магнитосфера (от 3000 до 50000 км), в состав которой входят пояса радиации. Развитие космонавтики, успешно начатое человечеством в середине прошлого столетия, потребовало изучения влияния свойств и очень удаленных слоев атмосферы на состояние здоровья космонавтов для возможности их жизнеобеспечения в таких экстремальных условиях.
Известно, что человек может обходиться без воздуха в среднем только 5 мин, после чего организм неизбежно погибает. Это свидетельствует о том, что воздух — жизненно важный фактор среды его обитания. Воздух необходим для: • поддержания процессов дыхания, снабжения организма кислородом; • теплообмена, обеспечивая отдачу тепла различными путями; • пропускания к поверхности Земли оптической части солнечного спектра (видимых, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей); • ориентировки в окружающем пространстве с помощью восприятия органами чувств зрительных и слуховых сигналов окружающей среды. Состояние воздушной среды влияет на самочувствие человека, его настроение, работоспособность и здоровье. Медицина широко пользуется воздушной средой как профилактическим и лечебным фактором (закаливание, климатотерапия). Влияние воздуха на организм может быть не только положительным, но и отрицательным. Изменение состава и физических свойств воздуха может привести к различным заболеваниям как в результате непосредственного, так и опосредованного влияния через одежду, почву, жилище. В состав атмосферного воздуха входит 21% кислорода, 78,0% азота, 0,03% углекислого газа, водяные пары, озон, водород, гелий, аргон, неон, криптон, ксенон, радон и другие инертные газы (в сумме 1 %). Кислород – самый важный для жизнедеятельности газ воздуха. Он расходуется в организме на окислительные процессы, поступая через легкие в кровь, и доставляется тканям и клеткам организма в составе оксигемоглобина. Диоксид углерода, или углекислый газ, поступает в воздух в процессе дыхания. Он участвует в обменных процессах организма, являясь физиологическим возбудителем дыхательного центра. Азот по количественному содержанию является наиболее существенной частью атмосферного воздуха, разбавляя другие газы, в первую очередь кислород. Физические факторы воздушной среды При гигиенической оценке воздуха необходимо учитывать его физические свойства (температуру, влажность, скорость движения, барометрическое давление, напряжение солнечной радиации, радиоактивность, электрическое состояние), а также химический состав, механические примеси (пыль, дымы), микроорганизмы. Физические свойства атмосферного воздуха связаны с климатическими особенностями региона. В жилых и общественных зданиях физические свойства воздуха более стабильны, т.к. в них поддерживается микроклимат за счет вентиляции и отопления. На промышленных предприятиях на свойства воздушной среды влияет технологический процесс. В некоторых случаях физические свойства воздуха приобретают самостоятельное значение вредного профессионального фактора, связанного с источником тепла.
Контрольно-обучающие тесты 1. Углекислый газ атмосферного воздуха участвует в: а) возбуждение дыхательного центра; б) теплообмене; в) пищеварении; г) энергетическом обмене; д) разбавлении кислорода.
2. Погода – это: а) совокупность метеофакторов; б) режим климата в данной местности; в) физическое состояние атмосферы; г) состояние атмосферы в данном месте в определенный момент; д) физическое и химическое состояние атмосферного воздуха.
3. Климатообразующими факторами являются: а) географическая широта и долгота; б) рельеф местности; в) ионный состав местности; г) атмосферная циркуляция; д) характер земной поверхности в данной местности; е) электрическое состояние атмосферы; ж) деятельность человека.
4. Возникновение метеотропных реакций у человека связано с изменениями: а) погодных условий; б) климата; в) микроклимата помещений.
5. Факторами, определяющими микроклимат, являются: а) освещенность; б) температура воздуха; в) влажность воздуха; г) скорость движения воздуха; д) барометрическое давление.
6. Высокая температура воздуха переносится легче: а) при высокой влажности; б) при низкой влажности.
7. Гипотермии организма способствуют: а) низкая температура воздуха; б) низкая подвижность воздуха; в) высокая подвижность воздуха; г) низкая влажность воздуха; д) высокая влажность воздуха.
8. Гипертермии организма способствует: а) высокая температура; б) низкая подвижность воздуха; в) высокая подвижность воздуха; г) низкая влажность; д) высокая влажность.
9. Понятие об относительной влажности воздуха: а) отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в %; б) разность между максимальной и абсолютной влажностью; в) упругость водяных паров, находящихся в данный момент в воздухе.
10. Биологическое действие инфракрасной части солнечного спектра: а) вызывает нагревание кожи; б) повышает температуру тела; в) расширяет кожные сосуды; г) обладает бактерицидным действием. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ВЛАДИКАВКАЗ 2010 Составители: · к.м.н., доцент Е.Г. Цилидас; · ассистент Ф.К. Худалова Рецензенты: · Ф.У. Козырева – д.м.н., зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией; · И.Ф. Боциев – к.ф/м.н., доцент, зав. кафедрой медицинской и биологической физики Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава «____» _________________2010г., протокол № ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение влияния микроклиматических факторов на организм человека, измерение микроклимата, гигиеническая оценка отдельных показателей и микроклимата в целом. При работе к занятию студенты должны проработать следующие вопросы теории. 1. Химический состав чистого атмосферного воздуха и физиолого-гигиеническое значение его компонентов. 2. Погода, климат, микроклимат. 3. Комплексное влияние метеорологических факторов окружающей среды на организм, его оценка. Теплообмен организма с окружающей средой. 4. Гигиенические нормативы микроклимата помещений различного назначения. 5. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение. После освоения темы студент должен · знать: - методику определения и оценку микроклимата помещений; - определение и оценку комплексного влияния метеорологических факторов окружающей среды на организм работающих; - методику проведения отбора проб воздуха, их анализ, определение степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений. · уметь: - оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам; - оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам; - использовать основные нормативные документы и информационные источники справочного характера для организации контроля за содержанием вредных веществ в воздухе. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Основная литература: Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб. лит. для студентов мед.вузов) Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена: Учебное пособие. – М., 2009 (Руководство к лабораторным занятиям) Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 2001г. Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М., 2000 «Не каждый врач может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач) может и должен усвоить гигиенический способ мышления». Ф.Ф. Эрисман Гигиена (от греч. – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.063 с.) |