Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава



Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

ВЛАДИКАВКАЗ 2010

Составители:

· к.м.н., доцент Е.Г. Цилидас;

· ассистент Ф.К. Худалова

Рецензенты:

· Ф.У. Козырева – д.м.н., зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией;

· И.Ф. Боциев – к.ф/м.н., доцент, зав. кафедрой медицинской и биологической физики

Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава

«____» _________________2010г., протокол №

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение влияния микроклиматических факторов на организм человека, измерение микроклимата, гигиеническая оценка отдельных показателей и микроклимата в целом.

При работе к занятию студенты должны проработать следующие вопросы теории.

1. Химический состав чистого атмосферного воздуха и физиолого-гигиеническое значение его компонентов.

2. Погода, климат, микроклимат.

3. Комплексное влияние метеорологических факторов окружающей среды на организм, его оценка. Теплообмен организма с окружающей средой.

4. Гигиенические нормативы микроклимата помещений различного назначения.

5. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение.

После освоения темы студент должен

· знать:

- методику определения и оценку микроклимата помещений;

- определение и оценку комплексного влияния метеорологических факторов окружающей среды на организм работающих;

- методику проведения отбора проб воздуха, их анализ, определение степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений.

· уметь:

- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;

- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;

- использовать основные нормативные документы и информационные источники справочного характера для организации контроля за содержанием вредных веществ в воздухе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб. лит. для студентов мед.вузов)

Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена: Учебное пособие. – М., 2009 (Руководство к лабораторным занятиям)

Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 2001г.

Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М., 2000

«Не каждый врач может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач) может и должен усвоить гигиенический способ мышления».

Ф.Ф. Эрисман

Гигиена (от греч. – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни.

Гигиена атмосферного воздуха

Человек живет на дне огромного воздушного океана, ок­ружающего планету со всех сторон в виде оболочки, называемой атмосферой, размером в четверть земного радиуса, которая абсолютно необходима для существования живых ор­ганизмов. Атмосфера имеет многослойную структуру и состоит из тро­посферы, стратосферы, мезосферы, термосферы, ионосферы, экзосферы и магнитосферы.

К земной поверх­ности прилегает тропосфера — наиболее плотный слой воздуха размером 7—10 км на полюсах и 16— 18 км — над экватором. Тропосфера отличает­ся неустойчивостью физических свойств (колебаний температуры, влажности, атмосферного давления), наличием водяных паров, боль­шого количества пыли, сажи, разнообразных токсических веществ, газов, микроорганизмов. В ней постоянно происходит перемещение воздушных масс в разных направлениях. Над тропосферой находит­ся стратосфера — слой воздуха размером до 40-60 км, характери­зующийся разреженностью воздуха. Под влиянием космического и коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца в резуль­тате ионизации молекул газов воздуха, особенно кислорода, в стра­тосфере образуются молекулы озона, составляющие озоновый слой атмосферы. Озоновый слой задерживает коротковолновое УФ-излучение, которое, достигая поверхности Земли, может вызвать разнооб­разные негативные эффекты в биосфере, а в популяции человечества повысить уровень онкологической заболеваемости. Над стратосфе­рой простирается еще более разреженный слой воздуха размером до 80 км — мезосфера, выше следует термосфера — слой атмосферы высотой до 300 км, температура в котором достигает 1500 °С. За ней располагается ионосфера — слой ионизированного воздуха, размеры которого в зависимости от времени года и суток составляют 500-1000 км. Еще выше последовательно размещаются экзосфера (до 3000 км), плотность которой почти не отличается от плотности безвоздушного космического пространства, и верхняя граница атмосферы Земли - магнитосфера (от 3000 до 50000 км), в состав которой входят пояса радиации. Развитие космонавтики, успешно начатое человечеством в середине прошлого столетия, потребовало изучения влияния свойств и очень удаленных слоев атмосферы на состояние здо­ровья космонавтов для возможности их жизнеобеспечения в та­ких экстремальных условиях.

Известно, что человек может обходиться без воздуха в сред­нем только 5 мин, после чего организм неизбежно погибает. Это свидетельствует о том, что воздух — жизненно важный фак­тор среды его обитания.

Воздух необходим для:

• поддержания процессов дыхания, снабжения организма кислородом;

• теплообмена, обеспечивая отдачу тепла различными пу­тями;

• пропускания к поверхности Земли оптической части сол­нечного спектра (видимых, ультрафиолетовых и инфра­красных лучей);

• ориентировки в окружающем пространстве с помощью восприятия органами чувств зрительных и слуховых сиг­налов окружающей среды.

Состояние воздушной среды влияет на самочувствие человека, его настроение, работоспособность и здоровье. Медицина широко пользуется воздушной средой как профилактическим и лечебным фактором (закаливание, климатотерапия). Влияние воздуха на организм может быть не только положительным, но и отрицательным. Изменение состава и физических свойств воздуха может привести к различным заболеваниям как в результате непосредственного, так и опосредованного влияния через одежду, почву, жилище.

В состав атмосферного воздуха входит 21% кислорода, 78,0% азота, 0,03% углекислого газа, водяные пары, озон, водород, гелий, аргон, неон, криптон, ксенон, радон и другие инертные газы (в сумме 1 %).

Кислород – самый важный для жизнедеятельности газ воздуха. Он расходуется в организме на окислительные процессы, поступая через легкие в кровь, и доставляется тканям и клеткам организма в составе оксигемоглобина.

Диоксид углерода, или углекислый газ, поступает в воздух в процессе дыхания. Он участвует в обменных процессах организма, являясь физиологическим возбудителем дыхательного центра.

Азот по количественному содержанию является наиболее существенной частью атмосферного воздуха, разбавляя другие газы, в первую очередь кислород.

Физические факторы воздушной среды

При гигиенической оценке воздуха необходимо учитывать его физические свойства (температуру, влажность, скорость движения, барометрическое давление, напряжение солнечной радиации, радиоактивность, электрическое состояние), а также химический состав, механические примеси (пыль, дымы), микроорганизмы. Физические свойства атмосферного воздуха связаны с климатическими особенностями региона. В жилых и общественных зданиях физические свойства воздуха более стабильны, т.к. в них поддерживается микроклимат за счет вентиляции и отопления. На промышленных предприятиях на свойства воздушной среды влияет технологический процесс. В некоторых случаях физические свойства воздуха приобретают самостоятельное значение вредного профессионального фактора, связанного с источником тепла.

Контрольно-обучающие тесты

1. Углекислый газ атмосферного воздуха участвует в:

а) возбуждение дыхательного центра;

б) теплообмене;

в) пищеварении;

г) энергетическом обмене;

д) разбавлении кислорода.

 

2. Погода – это:

а) совокупность метеофакторов;

б) режим климата в данной местности;

в) физическое состояние атмосферы;

г) состояние атмосферы в данном месте в определенный момент;

д) физическое и химическое состояние атмосферного воздуха.

 

3. Климатообразующими факторами являются:

а) географическая широта и долгота;

б) рельеф местности;

в) ионный состав местности;

г) атмосферная циркуляция;

д) характер земной поверхности в данной местности;

е) электрическое состояние атмосферы;

ж) деятельность человека.

 

4. Возникновение метеотропных реакций у человека связано с изменениями:

а) погодных условий;

б) климата;

в) микроклимата помещений.

 

5. Факторами, определяющими микроклимат, являются:

а) освещенность;

б) температура воздуха;

в) влажность воздуха;

г) скорость движения воздуха;

д) барометрическое давление.

 

6. Высокая температура воздуха переносится легче:

а) при высокой влажности;

б) при низкой влажности.

 

7. Гипотермии организма способствуют:

а) низкая температура воздуха;

б) низкая подвижность воздуха;

в) высокая подвижность воздуха;

г) низкая влажность воздуха;

д) высокая влажность воздуха.

 

8. Гипертермии организма способствует:

а) высокая температура;

б) низкая подвижность воздуха;

в) высокая подвижность воздуха;

г) низкая влажность;

д) высокая влажность.

 

9. Понятие об относительной влажности воздуха:

а) отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в %;

б) разность между максимальной и абсолютной влажностью;

в) упругость водяных паров, находящихся в данный момент в воздухе.

 

10. Биологическое действие инфракрасной части солнечного спектра:

а) вызывает нагревание кожи;

б) повышает температуру тела;

в) расширяет кожные сосуды;

г) обладает бактерицидным действием.

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

ВЛАДИКАВКАЗ 2010

Составители:

· к.м.н., доцент Е.Г. Цилидас;

· ассистент Ф.К. Худалова

Рецензенты:

· Ф.У. Козырева – д.м.н., зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией;

· И.Ф. Боциев – к.ф/м.н., доцент, зав. кафедрой медицинской и биологической физики

Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава

«____» _________________2010г., протокол №

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение влияния микроклиматических факторов на организм человека, измерение микроклимата, гигиеническая оценка отдельных показателей и микроклимата в целом.

При работе к занятию студенты должны проработать следующие вопросы теории.

1. Химический состав чистого атмосферного воздуха и физиолого-гигиеническое значение его компонентов.

2. Погода, климат, микроклимат.

3. Комплексное влияние метеорологических факторов окружающей среды на организм, его оценка. Теплообмен организма с окружающей средой.

4. Гигиенические нормативы микроклимата помещений различного назначения.

5. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение.

После освоения темы студент должен

· знать:

- методику определения и оценку микроклимата помещений;

- определение и оценку комплексного влияния метеорологических факторов окружающей среды на организм работающих;

- методику проведения отбора проб воздуха, их анализ, определение степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений.

· уметь:

- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;

- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;

- использовать основные нормативные документы и информационные источники справочного характера для организации контроля за содержанием вредных веществ в воздухе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб. лит. для студентов мед.вузов)

Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена: Учебное пособие. – М., 2009 (Руководство к лабораторным занятиям)

Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 2001г.

Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М., 2000

«Не каждый врач может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач) может и должен усвоить гигиенический способ мышления».

Ф.Ф. Эрисман

Гигиена (от греч. – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.013 с.)