ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему Махапрабху принимал прасад Шивы



 

Ступая походкой сильного молодого льва, Господь Чайтанья прибыл в деревню Экамрака (Экамра-канана), где вечно обитают Шива и Парвати.

Подходя к городу, Гауранга издали увидел купола храма Шивы и бросился бежать в этом направлении, переполняемый страстным желанием увидеть храмовое божество. Над куполам храма развевался флаг; перед тем, как войти в город, Махапрабху распростерся на земле. Кроме основного лингама – Вишвешвары, в городе было десять миллионов других лингамов, божеств Шивы.

Богобоязненный человек страшится, как бы не совершить оскорбление в городе, где каждый камень может оказаться лингамом.

Земля Экамраки подобна сандешу. В местном озере Бинду Сароваре обитают воды всех святых мест. Следует понимать, что здесь же находятся все святые места.

Господь Гауранга поклонился божествам Шивы и Парвати. Видя Шиву и Парвати, все преданные забыли о своей усталости. Гауранга оцепенел и стал шататься их стороны в сторону в экстазе, когда Он смотрел на Махеша. Махапрабху непрерывно произносил молитвы, Его губы дрожали, слезы хлынули их глаз, а тело покрылось испариной.

В это время преданные, спутники Махапрабху, тоже произносили молитвы Господу Шиве. Пуджари Шивы вышел и с почтением предложил Господу Гауранге прасад Шивы – благовония. Сандаловую пасту и благоухающую цветочную гирлянду.

Затем Господь отправился в дом местного преданного. Там Он принял немного риса и лег отдохнуть. Следующим утром Гауранга принял омовение в водах Бинду-Саровары, поклонился божеству Махадевы и продолжил Свой путь в Нилачалу.

Теперь, пожалуйста, выслушайте историю в этой связи. Однажды Дамодара Пандит спросил Мурари Гупту: «Мурари, скажи мен, почему Господь Чайтанья принял нирмалью (прасад) Шивы? Ведь известно, что в результате проклятия Бхригу Муни прасад Шивы стал нечистым и потому неприемлемым для шуддха-брахманов.** Махапрабху – Господь всех брахманов – почему же Он нарушил это предписание?»

Мурари Гупта отвечал: «Мой дорогой друг, Дамодара Пандит! Кто я такой, чтобы знать ум Махапрабху?! Я отвечу тебе в соответствии с моим пониманием. Если ты посчитаешь, что мой ответ будет верным, помести его в сердце.

Если кто-то проводит различие между Господом Хари (Кришной) и Господом Харой (Шивой) и по этой причине отказывается принимать прасад Шивы, совершает оскорбление Шивы, и на него распространяется проклятие Бхригу Муни. Почему это так? Потому что его сознание осквернено. Он не осознает славы Господа Шивы. Но тот, кто видит Кришну и Шиву равными друг другу, и с верой принимает прасад Шивы, становится очень дорог как Кришне, так и Шиве. Тот, кто подносит пищу Шиве, видя в нем величайшего вайшнава, вкушая остатки этой пищи, освобождается от всех своих грехов. В действительности, когда Господь Шива увидел Шри Чайтанью Махапрабху, он с радостью принял Господа как своего дорогого гостя. Проклятие Бхригу Муни распространяется только на материалистов, лишенных сознания Кришны. Если же кто-то поклоняется Шиве в дружеском расположении духа, он несомненно обретает любовь к Шри Кришне. Шри Чайтанья Махапрабху пришел в мир для того, чтобы учить людей этому пути, ведущему к совершенству». Так Мурари Гупта отвечал на вопрос Дамодары Пандита.

Дамодар Пандит сказал: «О Мурари, спасибо тебе. Ты развеял мои сомнения. Этим ты доставил радость мне и всем остальным».

Посетив храм Капотешвары (Шивы), Махапрабху склонился перед Махадевом и, приняв омовение в чистых водах реки Бхаргави, направился в Джаганнатха Пури. Так Лочана дас Тхакур описывает трансцендентные деяния Шри Гаурахари.

__________

* Лочана дас Тхакур, «Чайтанья-мангала» (Мадхья-кханда, глав 16).

** Во время скандального жертвоприношения Дакши, Бхригу Муни в ответ на проклятия Нандишвары произнес такие слова: «Те, кто дает какой-нибудь обет ради того, чтобы умилостивить Господа Шиву, и те, кто следует примеру Господа Шивы, станут атеистами и будут нарушать трансцендентные предписания шастр. Те, кто дал обет поклоняться Господу Шиве, настолько глупы, что попытаются подражать ему, отращивая длинные волосы. Они начнут пить вино и употреблять в пищу мясо. Путь, указанный в Ведах, - это чистый и высший путь, которым идут святые люди, и, понося ведические предписания, приверженцы Бхутапати (Шивы), несомненно, опустятся до атеистических представлений». («Шримад-Бхагаватам», 4.2.28, 29, 32).

__________

 

Шива-таттва – особая таттва*

 

Дхараишйати те вегам

рудрас тв атма шариринам

йасминн отам идам протам

вишвам шатива тантушу

«Подобно хлопчатобумажной ткани, состоящей из продольных и поперечных нитей, эта вселенная, в длину и ширину покоится на энергиях Верховной Личности Бога. Господь Шива является воплощением Господа Вишну и поэтому неотличен от Сверхдуши, пребывающей в сердце каждой воплощенной души. Он сможет сдержать твои воды».**

Комментарий Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады:Воды Ганги покоятся на голове Господа Шивы. Господь Шива является воплощением Верховной Личности Бога, который поддерживает вселенную посредством Своих многообразных энергий. «Брахма-самхита» (5.45) говорит о Шиве так:

 

Кширам йатха дадхи викара-вишеша-йогат

санджайате на хи татах притхаг асти хетох

йах шамбхутам апи татха самупайти карйад

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

«Молоко, смешанное с кислотой, превращается в простоквашу. Тем не менее, простокваша – это то же самое молоко, если мы рассмотрим элементы, из которых она состоит. Подобно этому, Говинда, Верховная Личность Бога, принимает образ Господа Шивы для целей материального творения. Я смиренно склоняюсь к стопам этого Господа Говинды».

Господа Шиву можно назвать Верховным Господом точно так же, как простоквашу можно назвать молоком. Простокваша – это молоко и не молоко в одно и то же время. Для целей материального творения, поддержания и разрушения существуют три образа – Брахма, Вишну и Шива. Господь Шива – это Вишну, который принимает образ, позволяющий Ему соприкасаться с гуной невежества. Гуна невежества является основной гуной, поддерживающей материальный мир. Поэтому в данном стихе Господа Шиву сравнивают с продольной и поперечной нитями, составляющими ткань.

Объяснение Шрилы Гоур Говинды Махараджа:Здесь обсуждается вопрос Шива-таттвы. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Шива – воплощение Господа Вишну, и как Сверхдуша он находится в сердцах всех живых существ. Шива-таттва – это особая таттва. Эта тема обсуждается во многих местах «Шримад-Бхагаватам». В двенадцатой песни (12.13.15) мы находим такое объяснение:

 

Нимана-ганам йатха ганга

деванам ачйуто йатха

вайшнаванам йатха шумбхух

пурананам идам татха

«Подобно тому, как Ганга – величайшая из рек, Господь Ачьюта – высший из всех божеств, а Шамбху (Шива) – лучший из вайшнавов, - «Шримад-Бхагаватам» есть главная из Пуран». Итак, Шива – кришна-бхакта, преданный Кришны. В Ади-лиле (глава 6, стих 79) «Чайтанья-чаритамриты» мы встречаем такое объяснение:

 

ананта брахманде рудра – садашивера амша

гунаватара тенхо, сарва-дева-аватамса

«Рудра – экспансия Сада-Шивы, появляется в бесчисленных вселенных. Он также и гунаватара (воплощение Господа, ответственное за поддержание функций одной из материальных гун, в данном случае – тамо-гуны) и предводитель всех полубогов в бесчисленных вселенных». В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Существует одиннадцать экспансий Рудры или Господа Шивы. Их имена: Аджайкапат, Ахибрадхна, Вирупакша, Райвата, Хара, Бахурупа, Девашрештха Трйамбака, Савитра, Джаянта, Пинаки и Апараджита. Помимо этих экспансий существует восемь форм Рудры, а именно: земля, вода, воздух, солнце, луна и сома-яджи. Все эти Рудры имеют пять лиц, три глаза и десять рук. Иногда мы встречаем описания, в которых Рудру сравнивают с Брахмой и называют дживой. Но если Рудру называют частичной экспансией Верховной Личности Бога, его сравнивают с Шешой. Поэтому Господь Шива является воплощением Вишну, и, одновременно с этим, в своей способности уничтожать материальное проявление, - одной из джив. Как экспансия Вишну он известен под именем Хара; Хара трансцендентен к материальным гунам. Но, приходя в соприкосновение с гуной невежества, он кажется оскверненным влиянием материи. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам» и в «Брахма-самхите». В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь Рудра соприкасается с материальной природой. Когда она находится в нейтральном, непроявленном состоянии. Когда же материальная природа приходит в активное состояние, и гуны начинают взаимодействовать друг с другом, Рудра общается с этой энергией, находясь на некотором расстоянии от нее. В «Брахма-самхите» отношения Вишну и Шивы сравниваются с отношениями молока и простокваши. Молоко превращается в простоквашу путем добавления в него какого-либо кислого вещества, и хотя молоко и простокваша состоят из одних и тех же элементов, они различаются по некоторым свойствам. Подобно этому, хотя Шива неотличен от Вишну, в результате своего участия в процессе разрушения мира, он считается также подвергающимся изменениям. В Пуранах мы находим описание того, что иногда Дурга появляется из голов Брахмы. И иногда – из голов Вишну. Рудра-разрушитель появляется из гнева Господа Санкаршаны, как огонь, призванный уничтожать творение. В «Ваю-Пуране» мы находим описание Садашивы, обитающего на одной из планет Вайкунтхи. Этот Садашива является непосредственной экспансией Кришны. Говорится, что Садашива, известный также, как Шамбху, является экспансией изначального Садашивы (Вишну) с Вайкунтхи, а его супруга, Махамайя является экспансией Рама-деви (Лакшми). Махамайя является матерью материальной природы».

В «Шримад-Бхагаватам» мы находим молитву, которую Маркандея Муни возносит Господу Шиве: «О Шанкара, ты – пурна, совершенный! Ты исполняешь все желания Твоих преданных, поэтому я молю тебя – исполни и мое желание: даруй мне преданность Кришне и преданность тебе, тому, кто полностью предался Кришне!» В «Шримад-Бхагаватам» (4.30.38) Прачеты молятся Шиве так:

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.009 с.)