Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции: их сущность, разновидности и условия применения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции: их сущность, разновидности и условия применения.



Методика группировки и списания затрат на пр-во предусм-ет разделение затрат на переменные расходы (размер к-х изменяется вместе с изменениями объема пр-ва: сырье и материалы, основная з/п производ-х рабочих и др.)., условно-переменные (расходы зависят от объема производства, эта зависимость не прямо пропорциональна (расходы по эксплуатации оборуд-я, по внутризаводскому перемещению грузов и др.). и постоянные(расходы практически не зависят от объема произв-ва (расходы на содер-е управл-го персонала, хоз.обслуживание и др.) и исчисление неполной (сокращенной, частичной) производств. с/с прод-и. Прямые переменные расходы учит-т на калькуляц. сч20, 23, 29. Косвенные переменные расходы предварительно учит-т на сч25, а затем списывают с этого счета на сч20 и 23. Постоянные расходы в части производ-х затрат учит-т на сч26, а в части коммер-х — на сч44 «Расходы на продажу». В конце отч периода постоянные расходы спис-т со сч26 и 44 в Дт90 «Продажи». Объектом кальк-и явл-ся издержки, связанные с производ-м конкретного вида прод-и. Под методом учета з-т на производство и калькул-е с/c прод-и понимают совок-ть приемов документирования и отражения производ-х з-т, к-е обеспечивают исчисление фак-ой с/c прод-и, а также отнесения издержек на ед.прод-и. Иначе говоря, это совок-ть способов аналит учета затрат на произв-во по калькуляционным объектам и приемов исчисления калькул-х ед-ц.

 

Общепринятая классиф-я методов учета затрат в отеч. практике пока не выработана. Тем не менее, их можно сгруппировать по трем осн признакам по полноте вкл затрат в с/с прод-и, по отнош-ю затрат к технолог-му процессу произв-ва (или по объектам учета затрат), по оперативности учета и контроля затрат.

1.По полноте учета методов затрат: Методы учета полных затрат; Маржинальный метод учета затрат.

2.По объектам учета: Попередельный метод;Позаказный метод;Попроцессный метод.

3.По оперативности учета и контроля: Учет по факт с/с; Учет нормат-х затрат.

Учет полных затрат. Традиционным для отечественного учета является метод учета полных затрат, в соответствии с которым в себестоимость включаются все затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции, независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные

Полная с/с реал прод-ии состоит:

-Прямых материальных затрат

-Прямых трудовых затрат;

-Общепроизводственных расходов;

-Расходов на продажи;

-Общехозяйственных расходов.

Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе распределения.

Учет по маржинальному методу. В связи с этим, в современных условиях преимущество необходимо отдать методу учета затрат по ограниченной себестоимости, или маржинальному методу. Он основан на том, что на продукцию списывают не все издержки организации, а только их часть - переменные затраты

Полная себестоимость реализованной продукции равна:

-Прямые материальные затраты;

-Прямые трудовые затраты;

-Переменная часть:

- Общепроизводственные расходы;

- Коммерческие расходы;

- Общехозяйственные расходы

Позаказный метод: Объектом учета и калькул-я явл-ся отд-й производ-й заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии один-х изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. На сч20 заказы аккумулируются в разрезе партий. Для учета затрат на каждый заказ открывают отд-й аналит-й учет с указанием шифра заказа. Каждому заказу присваивают порядковый номер (шифр заказа). Этот номер отраж-ся на всех док-х по прямым затратам относящимся к данному заказу. Косвенные расходы распред-т м/у отд-ми заказами условно принятым в данном производ-ве способом. С/с заказа опр-ся суммированием затрат со дня открытия заказа до дня выполнения и закрытия, поэтому списание затрат с Кт20 в Дт43 произв-ся в день приемки заказа покупателем. А так все затраты счит-ся незаверш.производ-м вплоть до окончания работ по заказу. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа.. По выполнении заказа фактические затраты по каждой статье калькуляции сравнивают с плановыми, выяв-ют отклонения по ним и выясняют причины и виновников отклон-й для принятия решений по снижению с/с продукции (работ, услуг) в будущем. Главная задача при использовании позаказ-го метода – повышение оперативности контроля за прямыми затратами. Позаказный метод исп-ся в индивидуальных и мелкосерийных производствах. Кроме того, он широко применяется во вспомог-х производствах, особенно на ремонтных работах.

Попроцессный (простой) метод применяется при произв-ве ограниченного числа видов продукта, когда отсутствует незавер.произв-во (добыча угля, производство электроэнергии и т. п.). В данном случае все затраты, собранные на сч20, составляют факт с/с выпущенной прод-и, т.е объекты учета затрат совпадают с объектами калькул-я. Сред. с/с ед-цы прод-и опред-ся делением суммы всех издержек за отч период на кол-во выпущенной в периоде ГП. В конце мес на таких предпр-ях рассчит-ся с/с выпущенной прод-и. По окончании отч периода совокупные затраты по производс-му процессу делят на кол-во ед-ц выпущенной прод-и и исчисляют с/с одной калькуляционной единицы.

В завис-ти от кол-ва наименований выпускаемой прод-и и наличия НЗП применяются 3 варианта начисления с/с ед-цы прод-и: -Применяется в основном произв-ве тех орг-й, где вырабат-ся один вид прод-и и отсутствует НЗП. С/с ед-цы прод-и опред-ся делением суммы затрат по производ-му процессу на кол-во ед-ц выпущенной прод-и. -В тех производ-вах, где вырабатывается неск-ко видов прод-и и отсутствует НЗП – в нефтедобывающей промыш-ти, например – добывают нефть и газ. При одновременной выработке или добыче различных видов прод-и затраты, относящиеся к опред-му виду прод-и, учитывают по этому виду прод-и. Общие для всех видов прод-и расходы распределяют м/у видами прод-и установленными в организации способами. -С НЗП. Остатки НЗП на начало и конец отч периода оценивают установленным в орг-и способом. Затем затраты отч периода корректируют на стоимость НЗП на нач и конец периода и скорректированную сумму затрат делят на кол-во ед-ц выработанной прод-и.

К плюсам данной системы относится то, что она требует меньшего числа хоз. операций. Однако точность полученной с/с отдельного изделия невысока.

Попередельный метод применяется в отраслях с массовым типом проду-и, в к-й обрабатываемое сырье проходит неск-ко отд-х самостоятельных фаз обработки (переделов). Каждый передел за исключ последнего предст.собой законченную обработку сырья, в рез-те к-й образуется полуфабрикат собственного производства. На последнем переделе – ГП. Полуфабрикат может быть использован для последующей обработки или может быть реализован. Главное отличие попередельного от позаказного: использование неск-х счетов для учета осн. произв-ва. Различают бесполуфабр-й и полуфабр-й варианты поперед-го метода учета затрат.

Полуфабрикатный вариант – рассч-ся не только конечный продукт, но и прод-я каждого передела. Учетные записи на счетах сопровождают движение прод-и по стадиям обработки. Учет может вестись с использованием или без использования сч 21. С/с ГП

склад-ся из с/с полуфабрикатов предшествующих стадий обработки и затрат последнего передела, т.е одни и те же затраты повторяются в с/с полуфабрикатов неск-ко раз. Такое наслоение затрат в учете назыв-ся внутризаводским оборотом. Он подлежит исключению при суммировании затрат по предприятию в целом.

Безполуфабрикатный вариант – предпол-т, что затраты в учете отраж-ся по каждому переделу в отдельности. С/с полуфабрикатов не калькулируется. Производственная с/с ГП исчисл-ся на последней стадии, исходя из доли участия каждого цеха в её изготов-и.

Контроль за движением полуфабрикатов внутри цехов осущ-ся бухгалтерией в системе оперативного учета в натур. показателях без записи на счетах.

Нормативный метод учета затрат Предусматривает учет затрат по норме, а также учет отклонения от нормы и изменение нормы. Нормативный метод учета затрат основан на том, что в организации по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т. е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат. Нормативный метод учета затрат позволяет оценить не только затраты, уже понесенные в ходе финансово-хозяйственной деятельности, но и определить, какими они должны быть.

Фактическая себестоимость производственной продукции = Норма ± Отклонения от нормы ± Изменение нормы

Метод учета фактических затрат. Применение метода учета затрат по факт с/с опред-т расчет величины факт затрат отч периода как произведение факт кол-ва использованных ресурсов на их факт цену.

33. Бюджетирование как способ планирования и нормирования затрат. Виды бюджетов, их сущность.

Планир-е - процесс определ-ых действий, к-е д. б. выполнены в будущем. В основе планир-я лежит анализ прошлой фин-й и нефин-й инф-и. Фин-я инф-ция собир-ся и обраб-ся в системе б\у. Планир-е в рамках управл-го учета наз-ся бюджетным планир-ем.Основным методом, исп-еым д\реш-я задачи планир-я, явл-ся бюджетир-е. Бюджетир-е осущ-ся путем детальной разраб-ки (обычно на один год) оперативных планов д/предпр-я в целом и его отд-ых подразд-ий. Бюджет – план или смета – финн-й док-т, прогноз будущих финн-ых операций.Осн-ой бюджет сост. из трех обязат-х финн-х док-ов, кажд. из которых сам по себе явл-ся самост-ым бюджетом: 1)Прогноза отчета приб. и убытк.; 2)Прогноза отчета о движ.ден.ср-в; 3)Прогноза балансового отчета. Весь процесс планир-я м. б. условно разбит на 2 части: 1)Подготовка операц-ого плана (бюджета); 2)Подготовка финн-го плана (бюджета).Состав элем-в осн-го операц-го бюд-та завис.от вида деят-ти орга-ции, различают: 1)Осн-й бюджет торг-й орг-ции; 2)Осн-й бюджет произв-го предпр-я. Операц-ый бюдж.произв-го предпр-я сост.из 9 самост-х бюдж-в: 1)Б. продаж – отр-ет месс-ый или кварт-й объем продаж в натур-х и стоим-х показ-ях. 2)Произв-ый Б. – это план выпуска прод-ции в натур-ых показ-лях. 3)Б. произв-ых запасов – содерж.инф-цию, необх-ую д/подгот-ки прогнозного отчета о приб. и убыт.4)Б. закупок– это план закупок прод-ции из ассортим-го ряда в разрезе видов прод-ции или по осн-м поставщ-м. 5)Б. общепроизв-ых расх-в – отражает объем всех затрат, связ-х с произв-вом прод-ции, за искл-ем затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда. 6)Б. трудовых затрат – учитывает расх. на персонал.7)Б. коммерч-х расх-в – учит-ся все расх. связанные со сбытом, продвиж-ем и хран-ем товара. 8)Б. общих и админ-ых расх-в – показ-т все расходы, не связ-ые с коммерч-ой деят-тью предприятия9)Прогнозный отчет о приб.и убыт. - первый из док-ов осн-го Б., показывающий, какой доход заработало предпр-е за отч. период и какие затраты были понесены. Важнейшими объектами финн.планир-я явл-ся: выр. от реал-ции прод-ции (работ и услуг); прибыль и ее исп-е по соотв-щим направл-ям; фонды спец-го назнач-я и их исп-е; объем платежей в Б. и во внебюдж-е фонды – налог-е планир-е. Цель сост-я фин.плана – опред-е возм-х объемов фин.рес-в, капитала и резер-в на основе прогнозир-я фин.показ-лей. В случ. недост-ка фин.ср-в, рук-во может обр-ся к заем.капиталу. Важным моментом финн.планир-я явл-ся его стратегия, т.е. опред-е центров дох-в (прибыли) и центров расх-в хозяйствующего суб-та. Центр дохода хозяйствующего суб-та - это его подразд-е, которое приносит ему max-ую прибыль. Центр расх-в – подразд-е хозяйствующего суб-та, явл-ся малорентаб-ым или вообще некоммер-м, но играющее важную роль в общем произв-но-торговом процессе.

Гибкие, статические и специальные бюджеты Данное деление бюджетов опред-ся механизмом их использования: 1)стат-й – б-т, рассчитанный на конкретный ур-нь деловой активности орг-ции, когда д-ды и р-ды прогнозируются исходя из определ. ур-ня объема реал-ции. С помощью простого сопоставления статич. б-та с фактич. результатами опред-ется реальный ур-нь деловой активности пр-тия; 2)гибкий – б-т, составленный для опред. диапазона ур-ня деловой активности пр-тия (области релевантности). Он составл-ся т.о., чтобы учитывать возможные изменения затрат в завис-ти от изменения ур-ня реал-ции, т.е. он предст. собой динамическую базу для сравнения достоверных рез-в с запланиров. пок-лями. В целях составления гибк. б-та все затраты орг-ции делятся на переем-е и пост. Затем для перем. затрат опред-тся нормы на ед-цу прод-и, в то время как пост. з-ты планируются в твердой сумме. Т.о., вел-на пост. з-т будет одинак. (неизменной) как для статич., так и для гибк. Б-та; 3)специальные – состав-ся по мере необх-ти в завис-сти от конкретн.зЗадач, стоящих перед управл-м персоналом пр-тия. К ним относят: 1-приростный б-т – составл-ся на основе предыд-го с помощью простой индексации; 2-модифиц-й б-т – сост-ется при планировании объема продаж на необычно высоком ур-не; 3-дополнительный б-т – составл-ся для расчета необход. средств в целях финансиров-я мероприятий, не вкл-х в обычный бюджет; 4-стратег-й б-т – на длительн. перспективу.

Бюджет (смета дох и расх)- это финн план предпр-я на конкр период, согласованный с произв-й деят-ю предпр-я цель к-го представл в показат-х отч-ти в ден выражении во взаимосвязи с обязательствами, те ответств-тью каждого подраздел-я за достижение этих целей. Не следует отождествлять понятие бюджет и бюджет-е. Бюджет-е – это распред-е соглас-го упр-я деят-ю подразделений предпр-я. Ключевыми моментами бюджет-я явл координация, адресность и оценка затрат.

Бюджет-е – это поставленная на постоянную основу система сквозного планир-я контроля и анализ хоз деят-ти предпр-я. Бюджетный процесс реализ-ся через организ-ю структуру и систему управления, существующих на предпр-и. Организац-я струк-ра вкл в себя: 1. кол-во и функции служб аппарата управления в чьи обяз-ти входит разработка, контроли и анализ бюджета предпр-я 2. сов-ть структурных подразделений яв-ся объектом бюджетир-я, т.е. ЦФО которым назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Инф-я от Манчинской: Пред-е может разраб-ть одновременно неск-ко бюджетов, к-е различ-ся по продолж-ти (краткоср-й, долгоср-й, индикативный).В рамках краткосрч. план-я осущест. бюджет-е - это процесс сост-я и реализации данного документа на практике. Орг-я бюджетир-я включает след.основ.группы работ:1)проек-ние и утверждение фин. структуры орг-ции(структ-ция бюджета осущ-ся с целью закрепления статей за бюд-ми и полномочий по их состав-ю за ответствен. менеджерами, а также учет по центрам ответств-ти).2)разработка структура генерал. б-та орг-ции (описание состава б-в, структуры бюд-х статей);3)утверждение бюд-й политики; 4)разработка регламентов бюджет-ия (опред-е периода бюджет-я т.е. срока возможной корректировки б-та; схемы документооборота по составлению конкретного б-та; графика документооборота; формы бюджет. таблицы). Виды бюджетов: 1) Корпоративный – это колич-ое выраж-е централизованно установленных показателей плана пред-я на опред. период времени по компании в целом и в разрезе отд-х подраздел-й и сегментов деят-ти. 2) По назначению: Сводный бюджет – это фин.план деят-ти пред-я на установлен.период времени, выраж-й в ряде целевых показ-ей, охватывающих все сегменты бизнеса: операционного- яв-ся планом д-в (выручки), расх-в (с/с) и конечных фин рез-в (прибыли) на бюд-й период, а также подбюджетов 2-го уровня: б-та продаж, б-та пр-ва, запасов ГП, постоянных расх-в, бюджета закупок. Объектом - является фин.цикл пред-ий от закупки ресурсов до прироста собств.ср-в; инвестиционного- яв-ся планом капит.затрат и долгосрочных фин.вложений пред-я на бюдж-й период, рассмат-т вопросы обновления и выбытия капит.активов; финансового- яв-ся планом ден поступлений и расх-в, а также движения всех ликвидных ресурсов и текущих обяз-в пред-я на бюджет.период. Нек-е б-ы 2-го уровня склад-ся из б-тов 3-его уровня, б-т 3-го уровня могут распадаться на б-ты 4-го уровня и т.д. в завис-ти от масштабов и многообразия хоз.операций пред-я. 3) По срокам составления: Краткоср-ый б-т (1-3 месяца) – обяз-сть исполнения, отсутствие корректировки, глобальный хар-р контролирующей функции б-та, высокая степень детализации бюджет.показ-ей. Долгоср-й б-т (на 1 год.) - обязательность исполнения, возможность корректировки, выборочный хар-р контролирующей функции б-та, меньшая степень детализации бюджетных показ-ей, наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете. Индикативный (скользящий) – его разработка состоит в добавлении б-та на предстоящ.период как только истекает срок предыдущего бюджета. 4) По методам разработки: гибкий -составляется не для опред.уровня деловой актив-ти, а для опред-го его диапазона(т.е.включает несколько вариантов объема произ-ва(реализации)); статический- расчитан на конкретный уровень деловой актив-ти,когда доходы и расходы прогнозируются; специальный- состав-ся по мере необход-ти, в завис-ти от конкретных задач стоящих перед управ.аппаратом.(делится:на приростный – исполн.бюджет*коэф.инфляции; дополн-й– для расчета ср-в финанс. Мероп-ий и операций невключенный в обыч.бюджет; модиф-ный – при планир.объема продаж на необычайно высоком уровне; стретегический – разраб-ся на длительный период для опред-я задач развития пред-я).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.011 с.)