Классификация объектов учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация объектов учета.



Предметом бу я/я хозяйственная деятельность организации. Объектами или составными частями предмета я/я: 1. Имущество организации; 2. Обязательство организации; 3. Хозяйственные операции.

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество подразделяется на 2 группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Состав имущества организации схема 1 в тетради.

Имущество организации:

- внеоборотные активы:

- основные средства;

- нематериальный капитал;

 

Основные средства представляют собой средства труда используемые при производстве либо для управления организацией в течение периода превышающего 12 месяцев. Поскольку основные средства используются длительное время их стоимость переносится на готовую продукцию по частям через механизм амортизация.

Нма это объекты долгосрочного пользования не имеющие материально физической структуры или формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход. Это права на изобретение на программные продукты, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.

Состав капитальных вложений включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования и других объектов ос, прочие капитальные работы и затраты.

К финансовым вложениям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы др. организаций, предоставленные др. организациям займы и т.д.

Финансовые вложения на срок более 12 месяцев – это долгосрочные, а до 12 краткосрочные.

В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо и п/ф, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция на складе и отгруженная покупателем.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе, на расчетных валютных и др. счетах в банках.

Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимается долги др. организаций или лиц данной организации.

Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженности состоит из задолженности покупателей за реализованную продукцию, подотчетных лиц за выданный им под отчет суммы.

17.09

По источникам образования и целевого назначению имущесто организации подразделяется:

Собственный (собственный капитал)

Заемный (созданные за счет обязательств).

Схема:

Источники формирования имущества организации:

- Собственный капитал:

- Уставный капитал

- Добавочный капитал

- Резервный капитал

- Целевое финансирование и поступления

- Нераспределенная прибыль

- Заемный капитал

- Кредиты банков

- Заемные средства

- Кредиторская задолженность

- Обязательства по распределению

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов, т.е. имущества организации, и ее обязательствами.

Собственный капитал может состоять из уставного капитала (счет 80), добавочного (счет 83) и резервного капитала (обязательно у акционерного общества, у общества с иностранными инвестициями) (82 счет), накопленной нераспределенной прибыли (счет 84), целевых финансирований и поступлений.

Обязательствами организации я/я краткосрочный и долгосрочный кредиты банка, займы, кредиторская задолженность и обязательства по распределению.

Критерий срочности 12 мес. Краткосрочный и долгосрочный.

Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации перед др. организациями, которые наз-ся кредиторами. Под кредиторами выступают поставщики в основном и подрядчики.

Обязательства по распределению вкл задолженности рабочим и служащим по з/п, налоговым органам по платежам в бюджет, внебюджетным фондам по уплате страховых взносов. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему эк содержанию существенно отличаются от др. привлеченных средств, т.к. образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

Основными хоз процессами промышленной организации я/я процессы снабжения, производства и реализации продукции. Эти процессы состоят из отдельных хоз операций, содержанием которых я/я движение средств, смена одной формы средств на другую. Например, при реализации продукции ср-ва п/п меняют товарную форму на денежную. У организации могут быть и др. хоз операции, н-р, по ремонту основных средств, по капитальному строительству и т.д. Но основное содержание работы организации составляют именно процессы снабжения, производства и реализации. Хоз операции я/я объектами бу.

Метод БУ и его слагаемые.

Предметом бу я/я хоз деятельность организации. Разработка метода бу получает конкретное выражение совокупности его слагаемых (способов, приемов). Бу учет располагает своими специфическими приемами, которые обусловлены, во-1, сущностью самого предмета и, во-2, поставленными перед ним задачами и требованиями. Составляющими метода бу я/я:

1. документация и инвентаризация;

2. оценка и калькуляция;

3. счета и двойная запись;

4. балансовое обобщение и отчетность.

Технологию формирования и обобщения учетной информации можно рассматривать как последовательность следующих этапов:

1. первичное наблюдение

2. стоимостное измерение

3. текущая группировка

4. итоговое обобщение факто хоз деятельности.

Каждому из этих этапов присущи свои специфические способы:

Этап 1. Первичное наблюдение. На этом этапе на 1 план выступает документация, т.к. в учете наблюдение может быть зафиксировано только в виде документа. Ряд хоз операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Н-р, некоторые товарно-материальные ценности (ТМЦ) в силу своих физико-химических свойств имеют тенденцию к усушке, улетучиванию, бою. Это неизбежная естественная убыль, на нее в установленном порядке утверждаются нормы потерь.

В других случаях потери возникают из-за небрежности материально-ответственных лиц, халатность, наличие преднамеренных или непреднамеренных ошибок, обмана, мошенничества. Выявить и оформить такие факты, установить размер отклонения относительно учета становится возможным только путем проведения инвентаризации, т.е. путем проверки средств в натуре.

Этап 2. Стоимостное измерение. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный, или стоимостной, измеритель применяется способ называемый оценкой. Существуют разные способ оценки. Н-р, в сумме фактических затрат – это наиболее распространенный способ, когда он не годится используется способ по текущей рыночной стоимости, экспертная оценка и т.д.

Др. метод – это калькуляция, когда фактическая с/с объекта бу исчисляется путем соизмерения и обобщения прошлого овеществленного и живого труда.

Этап 3. Текущая группировка. В бу объекты группируются по эк однородности. Эта задача решается с помощью системы счетов бу. Хоз операции на счетах отражаются методом двойной записи.

Этап 4. Итоговое обобщение. Через счета и двойную заись лежит путь к итоговому обобщению хоз деятельности организаций. Эта цель достигается путем составления бух баланса. Итоговое обобщение факторов хоз деятельности находит отражение в бух отчетности. Т.о. взаимосвязь предмета и метода бу можно представить на след схеме:

Предмет бу

- Количественное содержание информации

- Первичное наблюдение

- Документация

- Инвентаризация

Стоимостное измерение

- Оценка

- Калькуляция

Качественное содержание информации

Текущая группировка данных объектов учета

- Счета

- Двойная запись

- Периодическое обобщение хоз процессов

- Балансовое обобщение

- Отчетность

Счета и двойная запись

Понятие о счетах бу

Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хоз операциями и за изменениями в составе имущества и источников его формирования осуществляется с помощью системы счетов бу счета открываются на каждый экономически-однородный вид имущества, источников его формирования и хоз операций в соответствии с классификацией объектов учета.

Н-р, счет 01 основные средства, счет 04 нематериальные активы, счет 50 – касса, счет 51 – расчетные счета, 10 – материалы, 41 – товары, 43 – готовая продукция и т.д.

Уставный капитал – счет 80

Добавочный капитал – 83

Нераспределенная прибыль – 84 и т.д.

Графический счет можно представить в форме двусторонней таблицы с указанием дебит и кредит.

Счет ___________________________

Дебет Кредит
   
   

 

 

Бух счет – э то регистр, предназначенный для учета измерений в состоянии хоз средств, их источников и хоз процессов в результате хоз операций. В соответствии с делением бах баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бу.

Активными наз-ся счета, предназначенные для учета имущества организации, н-р, 01,04,50,51, 40,43.

Пассивные – это счета для учета обязательств организации, т.е. источников формирования имущества организации, н-р, 80, 83 и т.д.

Запись на счетах начинают с указания начального остатка, или начального сальдо.

При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебиту счета, а в пассивных – по кредиту.

Затем на счетах отражают все операции вызывающие изменения начальных остатков, сумму, увеличивающий начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, на противоположенной стороне.

Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебиту счета, а уменьшение по кредиту. В пассивных, наоборот, увеличение по кредиту счету, а уменьшение по дебиту.

Если сложить суммы всех операций записанных на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебиту наз-ся дебетовым, а по кредиту кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.

дебет кредит
   
   
   
Дебет. оборот Кредит. оборот

 

20.09

Конечное сальдо по счету определяют, прибавляют к начальному остатку оборот той же стороны и вычитают из полученного итога оборот противоположенной стороны.

В конечный остаток записывают на той же стороне где и начальный остаток (его может и не быть).

Следовательно, для установления конечного сальдо в активных счетах к начальному сальдо прибавляют оборот по дебиту и отнимают оборот по кредиту. Новый остаток записывают по дебиту счета, возможно, его не будет.

В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начальному остатку прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебиту. Новый остаток отражают по кредиту счета, возможно, его не будет.

Счет 67 – расчет по кредитам и займам

дебет кредит
  100000 начальное сальдо
   
   
   
  1005000 – конечное сальдо

 

Если первоначального остатка не было, то сальдо на конец отчетного периода находит вычитанием из большего оборота меньшего. Записывают его на той стороне, на которой была отражена сумма большего оборота.

Т.о. схему построения активных и пассивных счетов можно представить следующим образом.

Активный счет   Пассивный счет
дебет кредит   дебет кредит
Начальное сальдо       Начальное сальдо
+ (увеличение) - (уменьшение)   - +
         
Конечное сальдо       Конечное сальдо

 

Помимо счетов для учета имущества организации (активных) и источников его формирования (пассивных) в бу существуют счета на которых отражается одновременно и имущество организации и источники его формирования, т.е. активно-пассивные. Активно-пассивные счета бывают 2-х видов: с односторонним сальдо и с двусторонним сальдо. В активно-пассивных счетах с односторонним сальдо остаток м/б либо дебетовым либо кредитовым, а с двусторонним сальдо дебетовым и кредитовым одновременно. Примером активно-пассивного счета с односторонним сальдо я/я счет 99 «Прибыли и убытки».

99 «Прибыль и убытки»
дебет кредит
Нач сальдо (если убыток) Нач сальдо (если прибыль)
   
   
   

 

Если у п/п суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым (прибыль я/я источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса) и наоборот, если сумма доходов меньше, чем сумма расходов, то разница между ними показывает убыток и сальдо по счету будет дебетовым.

К активно-пассивным счетам с двусторонним развернутым сальдо относится, н-р, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сальдо по дебиту этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту кредиторскую задолженность. Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете для того, чтобы не открывать разных счетов для организации и учреждений, которые могут быть в разное время дебиторами и кредиторами. В данном активно-пассивном счете записи по дебиту могут иметь разное значение либо увеличение дебиторской задолженности либо уменьшение кредиторской. Разные значения имеет и запись по кредиту счета: либо увеличение кредиторской либо уменьшение дебиторской задолженности.

ОСВ по счету 62 «Расчет с покупателями и заказчиками»

Наименование организации Начальное сальдо обороты Конечное сальдо
Д К Д К Д К
Орг А            
Орг Б            
Орг В            
итого            

К активно-пассивным с двусторонним сальдо относятся счета 60 расчеты с поставщиками и подрядчиками, 62 расчеты с покупателями и заказчиками, 71 расчеты с подотчетными лицами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.028 с.)