ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место 9. Топливные элементы и аккумуляторы



Устройства, которые еще 10–20 лет назад питались от сети, теперь работают на аккумуляторах. К пылесосам, телефонам, ноутбукам и планшетам, заменившим персональные компьютеры, добавились умные очки и умные часы. Все они и еще десятки аппаратов (в первую очередь электрокары) ждут более мощных, чем готов предложить рынок, аккумуляторов.

Недавний отчет, предоставленный компанией Navigant, показывает, что доход от литий-ионных батарей для электрических транспортных средств вырастет с менее чем 6 млрд долл. США в 2014 году до 26,1 млрд долл. США в 2023-м. Переход на литий-ионные батареи говорит о способности этого химического состава надежно работать в автомобильной сфере. Так, почти все представленные за последние два года на мировом рынке гибридные модели и электрокары используют для хранения энергии литий-ионные батареи. Поэтому топливные элементы – предмет размышлений многих изобретателей.

В России, например, компания Handy Power недавно придумала сменные пластинки для зарядных устройств, работающие на воде и активированном алюминии, и уже получила грант от фонда «Сколково» на выпуск первой опытной партии. В зарядное устройство ставится топливный элемент – сменный одноразовый картридж, внутри которого находится активированный алюминий и вода. Когда картридж помещают в устройство, мембрана между алюминием и водой разрывается. Вещества вступают в реакцию, при которой выделяется водород. Газ, проходя через мембрану, тут же превращается в водяной пар, а в устройстве вырабатывается электрический ток. Одного картриджа хватает, чтобы зарядить iPhone на 50%. Планируется, что зарядное устройство будет стоить 1500–2000 руб., а сменные картриджи – 20–30 руб. за штуку.

В середине 2014 года Роман Абрамович вложил 10 млн долл. США в израильский стартап StoreDot – производство аккумуляторов, в ходе которого планируется заменить токсичные металлы в батареях на органические материалы. На первых порах прибыль обеспечит продажа зарядных устройств, которые могут полностью зарядить смартфон Samsung за 30 секунд.

Место 10. Коммерческая недвижимость в регионах

Найти за пределами Москвы и Санкт-Петербурга качественный офис непросто. Консалтинговые компании, специализирующиеся на изучении коммерческой недвижимости, города с населением меньше 1 млн человек даже не берут в расчет – по причине отсутствия рынка. Местный бизнес обходится старыми зданиями НИИ, которые консультанты за офисы не считают.

Немногим лучше ситуация с торговыми центрами, особенно за пределами европейской части России. Так, компания Accenture называет отсутствие качественных торговых площадок одной из трех основных причин, которые сдерживают развитие крупных розничных сетей в регионах, вместе с логистическими проблемами и относительно низким уровнем платежеспособности населения. Еще пара фактов: среди отечественных городов лишь в пяти (Краснодар, Екатеринбург, Самара, Уфа и Ярославль) площадь торговых площадей превышает 1000 м на 1000 человек. На современные форматы ретейла в России приходится не более 57% всего оборота, в то время как в странах Западной Европы эта доля достигает 90%.

К слову, российский потребитель не так уж и беден, каким он привык себя считать. Его среднемесячная зарплата составляет 31,5 тыс. руб. В половине семей есть автомобиль. Средний потребитель ходит в магазин три раза в неделю, причем за один поход тратит 540 руб. Очень неплохо. В первую очередь торговые сети будут приходить в регионы и города с более высоким уровнем социально-экономического развития (см. рейтинг регионов «Где делать бизнес в 2015 году», который будет опубликован в следующем номере «ГД») и наиболее удобной транспортной доступностью – вблизи крупных транспортных магистралей, например Транссиба, БАМа.

В пользу строительства коммерческой недвижимости играет доступность земельных участков, невысокая конкуренция на рынке и возможность в перспективе заработать на перепродаже качественных объектов крупнейшим российским и международным девелоперам. Против – недостаток профессиональных компаний, занимающихся управлением недвижимостью, и необходимость общения с местными чиновниками.

Место 11. Умные материалы

Умные материалы делятся на потребительские и промышленные.

Потребительские материалы. Сюда относятся ткани с особыми свойствами. Например, суперпрочные материалы для военной формы или рубашки SmartWeave, на которых не видно пятен от пота; по всем остальным характеристикам это обычная хлопчатобумажная ткань.

Промышленные материалы. Новые виды покрытия для техники, инновационные строительные материалы, меняющие свои свойства в зависимости от окружающей среды, а также наноматериалы.

Более быстрого эффекта можно добиться именно от потребительских умных материало (хотя и здесь есть свои тонкости вроде маркетинга и привлекательного дизайна). Опыт проектных компаний «Роснано» показал, что даже успешно прошедшие испытания умные строительные материалы спросом не пользуются. Виной тому не только инерционность мышления заказчиков, но и государственные нормативы.

Летом 2014 года исследователи из Университета Северной Каролины и Университета Восточной Финляндии презентовали умное покрытие, которое обнаруживает трещины в бетоне. На поверхность наносится похожий на краску состав, содержащий проводящие материалы (медь). После того как «краска» высохнет, компьютерная программа начинает систематически пускать через покрытие слабый ток. При появлении трещин в бетоне электропроводимость нарушается. Расположение трещин можно точно вычислить благодаря расположенным по периметру электродам. Теоретически использование такой «краски» позволяет значительно сократить трудозатраты на контроль состояния объектов, например мостов. Но есть методические рекомендации, из которых следует, что примерно на каждые 2,5 тыс. погонных метров длины мостов должен приходиться один специалист. А умного покрытия рекомендации не предусматривают (см. «Отраслевую программу внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в стройкомплексе РФ»).

Место 12. Автокомпоненты

К 2018 году суммарные мощности компаний Ford и General Motors в России превысят 600 тыс. автомобилей в год. Вряд ли они будут слабо загружены – только внутри страны будет продаваться больше 3 млн машин в год. Не китайский рынок, но первое место в Европе наша страна может занять уже в ближайшие два-три года. При этом российское правительство, с которым автоконцерны в 2011 году подписали соглашения о режиме промышленной сборки, требует поддерживать уровень локализации производства в пределах 60%, а 30% автомобилей должны, по его мнению, обеспечиваться сработанными внутри страны двигателями или коробками передач. Под аналогичными условиями также подписались концерны Volkswagen и Renault-Nissan. Мечта инвестора – рынок с прогнозируемым уровнем спроса и объемами продаж, делающим производство автокомпонентов рентабельным.

Увеличение глубины локализации уже происходит. Рядом со своим автозаводом в Калуге Volkswagen Group запланировала создание к 2015 году производства двигателей мощностью 150 тыс. моторов в год. Инвестиции составят 250 млн евро. В компании говорят, что хотели бы локализовать в стране литье блоков цилиндров и выпуск коленвалов, но не уверены в степени готовности местных производителей. Существующие поставщики автокомпонентов, как правило, неконкурентоспособны. Международные автоконцерны и рады бы оставить у них заказы, но не готовы брать на себя риски непредсказуемого качества получаемой продукции.

Производства автокомпонентов, которые можно создавать в России, в первую очередь должны ориентироваться на внутреннее потребление. Но у нас в стране есть три преимущества, позволяющие находить ниши и для экспорта: низкие цены на сырье, недорогая электроэнергия и большое количество высокотехнологичных производств. Например, компания «Металлпродукция» из Санкт-Петербурга, специализирующаяся на поддонах для защиты картера (необходимая для российских дорог деталь), начинала с поставок на отечественный рынок, а недавно расширила свою географию продаж на Европу.

Место 13. Здравоохранение

Осенью 2012 года компания «Мать и дитя», объединявшая тогда 10 клиник и один роддом (теперь их 15 и 2 соответственно), провела первичное размещение акций на Лондонской бирже. Инвесторы оценили медицинский бизнес в 900 млн долл. США. До этого ни одна клиника или сеть не предлагали себя на открытом рынке. После такого успеха (книга заявок была заполнена задолго до финала) у инвестора в медицинский бизнес в России появилась вполне ясная перспектива выхода (помимо продажи стратегу).

Новые возможности несет в себе развитие медицинской науки на основе успехов в области Big Data и расшифровки генома. Так, в 2003 году расшифровка одного генома стоила около 40 млн долл. США, сегодня это можно сделать за несколько дней и, заплатив 1000 долл. США. Вместе со сравнением генетического кода с другими медицинскими показателями (в этом главная сила инструментов Big Data) можно выяснить, как именно связаны наши гены с болезнями. Уже известно, что в зависимости от конфигурации определенных генов и их сочетания человек может иметь предрасположенность к инфаркту, диабету или раку. Даже склонность к депрессиям, биполярному расстройству и другим психическим заболеваниям зависит от генов. Основываясь на анализе огромного количества информации и личном генетическом коде, система может подобрать лечение, необходимое каждому. Так, некоторые современные лекарства от рака стоят несколько тысяч долларов за одну инъекцию. Однако они помогают только тем пациентам, у которых рак вызван определенными мутациями. Потому, прежде чем назначать такое дорогостоящее лечение, врачи проводят ДНК-тестирование. Помимо онкологии, персонализированный подход может быть эффективен в лечении болей, особенно тех, против которых бессильны обычные анальгетики, а также в профилактике и лечении сердечно-сосудистых болезней, иммунных расстройств.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.008 с.)