Место 4. Массовые открытые онлайн-курсы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место 4. Массовые открытые онлайн-курсы



Место 1. Мобильные платежи

Число пользователей смартфонов в мире постоянно растет, что подтверждают разные исследования. Количество пользователей смартфонов в России к 2017 году должна составить 60% от общего числа населения. Один из перспективных рынков здесь – мобильные платежи. Это профильный бизнес для банков, но они постепенно уступают свою монополию под натиском компаний из других отраслей, примерами служат недавно запущенные продукты компаний Google, Apple и PayPal. Американские мегамаркеты анонсировали запуск совместного сервиса Merchant Customer Exchange – «цифровой бумажник». Компания Circle, занимающаяся криптовалютами, обещает вскоре предоставить первый пользовательский продукт, который они называют Skype для платежей.

В России мобильные платежи еще на стартовой позиции, но быстрое распространение смартфонов и мобильного доступа в Интернет открывает широкие возможности. Есть и другие рыночные предпосылки:

  • пока только 1,3% от общего объема электронных платежей осуществляются с помощью мобильных устройств;
  • доля рынка мобильных платежей в общем объеме электронных платежей увеличилась почти вдвое за период с 2008 по 2012 год и сохраняет тенденцию к росту;
  • основные телекоммуникационные компании России уже пробуют свои силы на рынке мобильных платежей;
  • технология NFC (англ., Near Field Communication – коммуникация ближнего поля) только начинает массово внедряться в смартфоны.

Примером бизнеса, который возможен в сфере мобильных платежей, может послужить стартап GoCardless. За три года он достиг оборота в 200 млн долл. США. Выпускники Оксфорда Том Бломфилд, Мэтт Робинсон и Хироки Такеучи изначально ставили перед собой задачу создать механизм, который бы упростил транзакции между небольшими организациями, организовав списание денег напрямую с банковского счета. Сервис быстро стал популярным. К середине 2013 года команда получила почти 5 млн долл. США инвестиций и приобрела известность в международном финансовом сообществе. В январе 2014 года GoCardless закрыла второй раунд инвестиций, получив дополнительно 7 млн долл. США, которые пойдут на расширение бизнеса в Европе.

Место 2. Интернет вещей

В 1990 году один из основателей Интернета – разработчик протокола TCP/IP мистер Ромки подключил к Сети свой тостер. Так произошло эпохальное событие – родился Интернет вещей. Сейчас уже не удивишь подключенным к Интернету телевизором (smart TV), часами, показывающими пробки на дороге от работы к дому, или умными лампами, которые включаются, когда поблизости оказывается Ваш смартфон. В Сингапуре водителям не нужно стоять в очереди на оплату проезда по платной дороге: информация считывается с радиоключа, размещенного в автомобиле, владельцу остается только оплатить счет. А скоро может появиться холодильник, который будет формировать список покупок или заказывать через Интернет недостающие продукты.

Уже сегодня приложение Evrythng позволяет зарегистрировать в Сети любую вещь, например фотокамеру, ключи от машины или велосипед. В профиле вещи можно указать ее параметры, год сборки и поставить напоминание о починке или подзарядке. По мере развития подобных сервисов человек будет принимать все меньшее участие в обслуживании устройств?

Развитие Интернета вещей сильно расширит возможности рекламы. Если сегодня забить в поисковой строке слово «планшет», то на какой бы сайт Вы ни зашли, Вы прежде всего увидите баннеры с информацией о различных планшетах – таргетированнуую, подстроенную под Вас рекламу. Пока она ограничивается браузером в ноутбуке, но когда Интернет вещей наберет обороты, тонко таргетированная реклама начнет преследовать Вас всюду, где только есть возможность Вас идентифицировать.

Место 3. Big Data

По оценкам компании IBM, в 2012 году в мире ежедневно создавалось более 2,5 эксабайта (2,5 млрд гигабайт) новой информации. Если записать ее на стандартные dvd и сложить их в стопку, то она оказалась бы высотой более 500 км. И так каждый день. Записи в соцсетях, данные метеоспутников, датчиков на Большом адронном коллайдере и с телефонных приложений стекаются в огромный информационный океан Big Data (англ., большие данные).

Теоретически в океане Big Data можно увидеть скрытые взаимосвязи и, следовательно, сделать на их основе достоверные прогнозы, проследить динамику хоть рынка акций, хоть социальной напряженности. Однако пока у людей лучше получается фиксировать и хранить данные – с анализом дело обстоит немного хуже. Но ситуация постепенно меняется.

Так, в середине 2014 года компания Intouch запустила в России программу «Умное страхование». Покупатель каско может установить на телефон специальное приложение, анализирующее стиль его езды. Данные отсылаются страховщику, который вознаграждает за безопасное вождение скидкой в размере до 20%. С минимальными расходами компания получает бесценные данные, которые в будущем помогут ей более точно вычислять стоимость каско. Еще один пример демонстрируют власти Лондона. Все совершаемые преступления они заносят в открытую карту, благодаря которой полицейские понимают, какой район требует большего внимания (где выше вероятность уличной кражи, пожара, убийства и пр.).

Консультанты компании Boston Consulting Group определили семь основных бизнес-моделей, в которых Big Data позволяет найти и извлечь скрытую, прежде незаметную ценность.

1. Сборка под заказ. Продукты и услуги, сконфигурированные под запросы пользователя. Например, система анализа транспортных потоков для городских властей, основанная на данных множества GPS-устройств.
2. Пакет услуг в одном предложении. Например, энергетическая компания может изучить статистику использования газа и электричества и с учетом полученных данных предложить клиентам интегрированную услугу – газ, электричество.
3. Единый готовый продукт для всех. Скажем, банк может продавать исследования на основе больших массивов данных о тратах своих клиентов.
4. Оплата по мере использования. Клиент подписывается на целый ряд услуг, но платит за них лишь в том случае, если реально ими пользуется.
5. Комиссионные. Банк анализирует транзакции по пластиковым картам, выбирает подходящие магазины и рестораны и предлагает им скидки, если они согласятся в обмен на это платить некий процент от своих доходов.
6. Обмен ценностями. Опираясь на посредников, компании дают предоставляют клиентам бонусы и дополнительные выгоды. Скажем, покупатель в магазине получает скидку не напрямую, а от банка, который возвращает ему часть затраченных денег. Магазин, в свою очередь, платит банку комиссию.
7. Продажа исследований по подписке. Например, изучение большого банка историй болезни и регулярный выпуск исследований по их мотивам.

Место 5. Онлайн-продажа и доставка продуктов

В США объем рынка онлайн-продаж и доставки продуктов превышает 15 млрд долл. Основные игроки – Amazon и Wal-Mart. В России эта ниша относительно свободна. Завоевать ее можно, организовав интернет-торговлю продуктами питания. Попытки это сделать уже предпринимались, однако пока не слишком удачно. Например, сеть «Утконос» закрыла доставку продуктов в часть районов Подмосковья, сократила число пунктов выдачи и существенно повысила цены. Некоторые игроки и вовсе ушли с рынка: Onovamnadom.ru (Москва), Zakazi24.ru (Санкт-Петербург).

Несмотря на перспективность, онлайн-продажа продуктов питания – очень сложный и рискованный бизнес (например, непросто организовать процесс хранения и доставки продуктов). К тому же рынок очень чувствителен к цене. Еще одна причина возможной неудачи – привычка потребителей покупать продукты в обычных магазинах. Однако мировой опыт говорит о том, что если появится хорошее онлайн-предложение, люди начнут им охотно пользоваться, особенно популярны стандартизированные и нескоропортящиеся продукты: бакалея, напитки, различные консервы.

Место 6. Носимые гаджеты

Спортивными браслетами вроде Nike FitBit или Jawbone, которые неустанно следят за состоянием здоровья и количеством пройденных шагов, обзавелось уже довольно много людей. В будущем к ним добавятся умные часы, умные очки и умные «все-что-угодно». На последней выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе была представлена даже пара образцов нижнего белья с доступом в Интернет. В России в этом направлении работает скандальный стартап Healbe, собравший в совокупности 5,6 млн долл. США на фитнес-браслет GoBe.

Проблема заключается в том, что пользовательский ажиотаж вокруг таких гаджетов несопоставим с реальным уровнем развития рынка. Проще говоря, они пока еще слишком неудобны или чрезмерно дороги, чтобы потребитель решился их приобрести. Так, умные часы Samsung Galaxy Gear в прошлом году провалились на рынке из-за своей «сырости»: узкой базы приложений, непривлекательного дизайна и задранного до 300 долл. США ценника. Однако Gear-2 уже были лучше, а внешний вид Moto-360 можно даже назвать стильным. Когда все проблемы окончательно решатся, мы проснемся и обнаружим, что круглосуточно семь дней в неделю отслеживаем собственную физическую активность: частоту сердцебиения, график сна, пройденную дистанцию, эффект от чистки зубов и ультрафиолетового облучения.

Носимые гаджеты будут востребованы и в работе. Например, продавцы-консультанты, надев очки Google Glass, смогут своевременно получать информацию о покупателях и товарах. Торговая сеть, в свою очередь, сможет сэкономить на дорогостоящем обучении персонала. Представьте, работник приходит в магазин, надевает умные очки и тут же просматривает перечень неотложных дел. Первая задача – обновление товаров на витрине магазина. В процессе ее выполнения продавец на дисплее просматривает рисунки и инструкции с изображениями вещей, которые должны быть на манекенах, и описанием поз манекенов. Когда все готово, работник делает снимок при помощи очков и голосовой командой отправляет фотографию менеджеру.

Другая ситуация. Покупательница в магазине выбрала себе туфли. Продавец быстро находит выбранный товар на складе, приносит их. И пока идет примерка, умные очки показывают консультанту еще одну пару туфель, которые предположительно могут понравиться клиентке с учетом ее прежних покупок и интересов. Через несколько минут довольная покупательница выходит из магазина с двумя парами новых туфель.

Место 7. Трехмерная печать

Большинство вещей, которые нас окружают, сделаны в Азии, а именно в Китае. Но уже в 2015–2025 годах производство, по нашим прогнозам, вернется в страны Европы и Северной Америки. Это произойдет благодаря развитию и усложнению технологий трехмерной печати. С помощью 3D-принтера можно будет «печать» сантехнику, посуду, мебель, игрушки и другие товары из каталога компании.

Традиционное производство преимущественно основано на принципе «убрать все лишнее»: выпиливание, фрезование, сверление. Аддитивное производство (в том числе трехмерная печать) представляет собой технологию формирования объекта из порошка, жидкости или расплава. Под самим термином сейчас подразумевают четыре основные технологии:

  • стереолитография (SLA);
  • послойное наплавление (FDM), предполагающее использование специального пластика;
  • выборочное лазерное спекание (SLS/SLM/EBM) как из пластика, так и из металла;
  • 3D-печать (3DP).

В отличие от традиционных методов, трехмерная печать обеспечивает создание предметов почти любой формы и с контролируемой внутренней структурой без раковин, заусенцев, литейных швов и других микродефектов.

В новой индустрии достаточно быстро произойдет разделение труда между создателями трехмерных моделей и операторами трехмерной печати. Инженеры-проектировщики и дизайнеры будут не столько выполнять дизайн-проекты на заказ, сколько создавать библиотеки шаблонов товаров, позволяющие их почти неограниченную кастомизацию. А операторы станут продавать печатные товары. Конкурировать с традиционным производством они смогут весьма эффективно. Во-первых, предлагая товары на заказ уникальной формы и вида. Во-вторых, выигрывая в себестоимости за счет логистики – доставки и склада.

Место 8. Роботы

Робот может быть креслом с моторчиками и навигационным модулем, которое автоматически занимает положенное место. Или устройством, позволяющим удаленно открывать или закрывать двери. Или персональным дроном, который следит за Вашим ребенком или выгуливает собаку.

Долгое время робототехникой могли заниматься только большие компании с большими деньгами, но за последние пять–десять лет ситуация изменилась. Сегодня можно создать робототехнический стартап с третью–пятью сильными инженерами. Во-первых, благодаря развитию рынка смартфонов в десятки и сотни раз подешевели компоненты, необходимые для создания роботов: миниатюрные батареи, камеры, процессоры, различные сенсоры. Во-вторых, портативные 3D-принтеры стали намного доступнее, как и многочисленные сопутствующие программы. В-третьих, активно развиваются технологии мелкосерийного производства, как в Китае, так и в развитых странах. Можно за считанные недели создать 3D-модель, отправить ее на фабрику и относительно дешево получить готовый продукт, который фактически сразу же можно и растиражировать.

Недавний стартап iRobot представил своего первого робота-пылесоса Roomba еще в 2002 году. Сейчас мы наблюдаем, как Samsung и Philips делают первые шаги в области, где iRobot уже стал серьезным лидером. Развиваться будет не только рынок персональных роботов. Производители вроде Kiva Systems строят ботов для складов Amazon. Российская фирма DodoPizza экспериментировала с доставкой заказов при помощи дронов. Компания Flight Assembled Architecture собрала в Цюрихе шестиметровую модель башни неправильной формы – несколько запрограммированных дронов сложили ее по кирпичику. Роботы-сборщики, используя библиотеки новейших алгоритмов машинного зрения, движения и оптимизации, смогут гибко и почти без участия человека перестраиваться на сборку практически любых устройств, даже самых сложных. Работать почти без людей даже на скважинах научатся нефтегазовые компании. Управление добычей будет осуществляться дистанционно. А на современных НПЗ, которые строятся в западных странах, уже трудятся десятки человек вместо тысяч. Потребительская электроника также войдет в число «печатных товаров».

Дмитрий Гришин, основатель инвестиционной компании Grishin Robotics, видит четыре основных задачи, которые стоят перед создателем любого робототехнического стартапа, стремящегося к успеху. К слову, ни одна из них не связана напрямую с поиском новых технологических решений – все уже есть. Намного важнее: 1) найти правильный рынок (в первую очередь важно понять, за решение какой проблемы готовы платить пользователи); 2) сделать качественного, user-friendly робота; 3) по правильной цене; 4) научиться его эффективно продавать.

Место 11. Умные материалы

Умные материалы делятся на потребительские и промышленные.

Потребительские материалы. Сюда относятся ткани с особыми свойствами. Например, суперпрочные материалы для военной формы или рубашки SmartWeave, на которых не видно пятен от пота; по всем остальным характеристикам это обычная хлопчатобумажная ткань.

Промышленные материалы. Новые виды покрытия для техники, инновационные строительные материалы, меняющие свои свойства в зависимости от окружающей среды, а также наноматериалы.

Более быстрого эффекта можно добиться именно от потребительских умных материало (хотя и здесь есть свои тонкости вроде маркетинга и привлекательного дизайна). Опыт проектных компаний «Роснано» показал, что даже успешно прошедшие испытания умные строительные материалы спросом не пользуются. Виной тому не только инерционность мышления заказчиков, но и государственные нормативы.

Летом 2014 года исследователи из Университета Северной Каролины и Университета Восточной Финляндии презентовали умное покрытие, которое обнаруживает трещины в бетоне. На поверхность наносится похожий на краску состав, содержащий проводящие материалы (медь). После того как «краска» высохнет, компьютерная программа начинает систематически пускать через покрытие слабый ток. При появлении трещин в бетоне электропроводимость нарушается. Расположение трещин можно точно вычислить благодаря расположенным по периметру электродам. Теоретически использование такой «краски» позволяет значительно сократить трудозатраты на контроль состояния объектов, например мостов. Но есть методические рекомендации, из которых следует, что примерно на каждые 2,5 тыс. погонных метров длины мостов должен приходиться один специалист. А умного покрытия рекомендации не предусматривают (см. «Отраслевую программу внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в стройкомплексе РФ»).

Место 12. Автокомпоненты

К 2018 году суммарные мощности компаний Ford и General Motors в России превысят 600 тыс. автомобилей в год. Вряд ли они будут слабо загружены – только внутри страны будет продаваться больше 3 млн машин в год. Не китайский рынок, но первое место в Европе наша страна может занять уже в ближайшие два-три года. При этом российское правительство, с которым автоконцерны в 2011 году подписали соглашения о режиме промышленной сборки, требует поддерживать уровень локализации производства в пределах 60%, а 30% автомобилей должны, по его мнению, обеспечиваться сработанными внутри страны двигателями или коробками передач. Под аналогичными условиями также подписались концерны Volkswagen и Renault-Nissan. Мечта инвестора – рынок с прогнозируемым уровнем спроса и объемами продаж, делающим производство автокомпонентов рентабельным.

Увеличение глубины локализации уже происходит. Рядом со своим автозаводом в Калуге Volkswagen Group запланировала создание к 2015 году производства двигателей мощностью 150 тыс. моторов в год. Инвестиции составят 250 млн евро. В компании говорят, что хотели бы локализовать в стране литье блоков цилиндров и выпуск коленвалов, но не уверены в степени готовности местных производителей. Существующие поставщики автокомпонентов, как правило, неконкурентоспособны. Международные автоконцерны и рады бы оставить у них заказы, но не готовы брать на себя риски непредсказуемого качества получаемой продукции.

Производства автокомпонентов, которые можно создавать в России, в первую очередь должны ориентироваться на внутреннее потребление. Но у нас в стране есть три преимущества, позволяющие находить ниши и для экспорта: низкие цены на сырье, недорогая электроэнергия и большое количество высокотехнологичных производств. Например, компания «Металлпродукция» из Санкт-Петербурга, специализирующаяся на поддонах для защиты картера (необходимая для российских дорог деталь), начинала с поставок на отечественный рынок, а недавно расширила свою географию продаж на Европу.

Место 13. Здравоохранение

Осенью 2012 года компания «Мать и дитя», объединявшая тогда 10 клиник и один роддом (теперь их 15 и 2 соответственно), провела первичное размещение акций на Лондонской бирже. Инвесторы оценили медицинский бизнес в 900 млн долл. США. До этого ни одна клиника или сеть не предлагали себя на открытом рынке. После такого успеха (книга заявок была заполнена задолго до финала) у инвестора в медицинский бизнес в России появилась вполне ясная перспектива выхода (помимо продажи стратегу).

Новые возможности несет в себе развитие медицинской науки на основе успехов в области Big Data и расшифровки генома. Так, в 2003 году расшифровка одного генома стоила около 40 млн долл. США, сегодня это можно сделать за несколько дней и, заплатив 1000 долл. США. Вместе со сравнением генетического кода с другими медицинскими показателями (в этом главная сила инструментов Big Data) можно выяснить, как именно связаны наши гены с болезнями. Уже известно, что в зависимости от конфигурации определенных генов и их сочетания человек может иметь предрасположенность к инфаркту, диабету или раку. Даже склонность к депрессиям, биполярному расстройству и другим психическим заболеваниям зависит от генов. Основываясь на анализе огромного количества информации и личном генетическом коде, система может подобрать лечение, необходимое каждому. Так, некоторые современные лекарства от рака стоят несколько тысяч долларов за одну инъекцию. Однако они помогают только тем пациентам, у которых рак вызван определенными мутациями. Потому, прежде чем назначать такое дорогостоящее лечение, врачи проводят ДНК-тестирование. Помимо онкологии, персонализированный подход может быть эффективен в лечении болей, особенно тех, против которых бессильны обычные анальгетики, а также в профилактике и лечении сердечно-сосудистых болезней, иммунных расстройств.

Место 16. Космос

До сих пор полеты в космос были астрономическими дорогими и невероятно сложными технологически. Так, за возможность «слетать на орбиту» на корабле «Союз» сейчас придется выложить 45 млн долл. США. Однако сегодня мир стоит на пороге первого по-настоящему космического века, когда полеты в космос могут подешеветь в 100 раз. Американская компания SpaceX, которая принадлежит Элону Маску и Джеффу Безосу, решает задачу по многократному использованию ракеты Falcon-9. Советский «Буран» и американский Discovery многоразовыми были только на бумаге: они были неспособны выйти в космос без ракеты-носителя, которая большей частью гибла в результате пуска. При такой расточительности каждый запуск действительно окажется золотым.

В России тоже есть несколько частных компаний, зарабатывающих на космической теме достаточно крупную выручку и прибыль. Одна из них «Даурия Аэроспейс», которая принадлежит бывшему владельцу «Техносилы» Михаилу Кокоричу. В конце 2012 года компания выиграла тендер Роскосмоса на создание двух микроспутников весом до 10 кг, обойдя авторитетное ЦСКБ «Прогресс», и получила контракт на 315 млн руб. Контракт достался частной структуре, потому что в производстве спутников, как и в робототехнике, произошел перелом в компонентной базе – всё дешевеет. «Даурия», в отличие от госкорпораций, может использовать произведенные за рубежом дешевые компоненты, адаптируя их для применения в космосе. Недавно компания получила заказ на разработку спутников от индийской фирмы Aniara. Основным источником заработка «Даурии» должна стать собственная космическая съемка и сервисы на ее основе. В июне 2014 года компания запустила два спутника морской разведки – в рамках начального этапа развертывания группировки «Созвездие Персея». Спутники будут отслеживать и контролировать суда в открытом море в Северном полушарии. Покупателем этой информации выступает российский Минтранс, который до сих пор мог контролировать морское сообщение только на расстоянии до 43 миль от берега.

Место 18. Выгодная франшиза

Преимущества открытия бизнеса по франшизе в том, что компания находится в собственности, а рисков намного меньше благодаря профессиональной поддержке франчайзера. В период перед открытием бизнеса и после есть информация, которая помогает найти подходящее местоположение для предприятия, продумать его дизайн, убедиться в том, что бизнес правильно функционирует, и т. д., основываясь на опыте франчайзера. В совокупности такая поддержка позволяет избежать ошибок, которые обычно делаются при самостоятельном старте. Также франшиза привлекательна тем, что не требует инвестиций в создание продукта, технологии, бренда.

Вот пять самых выгодных франшиз по версии журнала Forbes:
1. Магазины компьютерной и цифровой техники «Позитроника». При стартовых вложениях в 5,8 млн руб. средняя годовая выручка одной точки составляет 60 млн, чистая прибыль – 6 млн руб.
2. Производство покрытий из резиновой крошки «Мастерфайбр» для детских и спортивных площадок. При вложениях в 1,2 млн руб. выручка составляет 10 млн, чистая прибыль – 4 млн руб.
3. Услуги экспресс-доставки корреспонденции, посылок и бандеролей Mail Boxes. Стартовый капитал – 2 млн руб., одна точка приносит 19 млн выручки и 11,8 млн руб. чистой прибыли в год. Ежемесячно нужно платить роялти – 7% от выручки.
4. Салоны мебели Mr.Doors. Для старта потребуется 2 млн руб., средняя годовая выручка достигает 30 млн руб., чистая прибыль –3,9 млн руб. Есть квоты на число партнеров в зависимости от города и региона.
5. Магазины по продаже оптических приборов «Четыре глаза». Начальные вложения составляют 0,9 млн руб., средние выручка и чистая прибыль – 5,1 млн и 2,79 млн руб. соответственно. Покупатель франшизы может взять льготный кредит в Сбербанке.

Место 1. Мобильные платежи

Число пользователей смартфонов в мире постоянно растет, что подтверждают разные исследования. Количество пользователей смартфонов в России к 2017 году должна составить 60% от общего числа населения. Один из перспективных рынков здесь – мобильные платежи. Это профильный бизнес для банков, но они постепенно уступают свою монополию под натиском компаний из других отраслей, примерами служат недавно запущенные продукты компаний Google, Apple и PayPal. Американские мегамаркеты анонсировали запуск совместного сервиса Merchant Customer Exchange – «цифровой бумажник». Компания Circle, занимающаяся криптовалютами, обещает вскоре предоставить первый пользовательский продукт, который они называют Skype для платежей.

В России мобильные платежи еще на стартовой позиции, но быстрое распространение смартфонов и мобильного доступа в Интернет открывает широкие возможности. Есть и другие рыночные предпосылки:

  • пока только 1,3% от общего объема электронных платежей осуществляются с помощью мобильных устройств;
  • доля рынка мобильных платежей в общем объеме электронных платежей увеличилась почти вдвое за период с 2008 по 2012 год и сохраняет тенденцию к росту;
  • основные телекоммуникационные компании России уже пробуют свои силы на рынке мобильных платежей;
  • технология NFC (англ., Near Field Communication – коммуникация ближнего поля) только начинает массово внедряться в смартфоны.

Примером бизнеса, который возможен в сфере мобильных платежей, может послужить стартап GoCardless. За три года он достиг оборота в 200 млн долл. США. Выпускники Оксфорда Том Бломфилд, Мэтт Робинсон и Хироки Такеучи изначально ставили перед собой задачу создать механизм, который бы упростил транзакции между небольшими организациями, организовав списание денег напрямую с банковского счета. Сервис быстро стал популярным. К середине 2013 года команда получила почти 5 млн долл. США инвестиций и приобрела известность в международном финансовом сообществе. В январе 2014 года GoCardless закрыла второй раунд инвестиций, получив дополнительно 7 млн долл. США, которые пойдут на расширение бизнеса в Европе.

Место 2. Интернет вещей

В 1990 году один из основателей Интернета – разработчик протокола TCP/IP мистер Ромки подключил к Сети свой тостер. Так произошло эпохальное событие – родился Интернет вещей. Сейчас уже не удивишь подключенным к Интернету телевизором (smart TV), часами, показывающими пробки на дороге от работы к дому, или умными лампами, которые включаются, когда поблизости оказывается Ваш смартфон. В Сингапуре водителям не нужно стоять в очереди на оплату проезда по платной дороге: информация считывается с радиоключа, размещенного в автомобиле, владельцу остается только оплатить счет. А скоро может появиться холодильник, который будет формировать список покупок или заказывать через Интернет недостающие продукты.

Уже сегодня приложение Evrythng позволяет зарегистрировать в Сети любую вещь, например фотокамеру, ключи от машины или велосипед. В профиле вещи можно указать ее параметры, год сборки и поставить напоминание о починке или подзарядке. По мере развития подобных сервисов человек будет принимать все меньшее участие в обслуживании устройств?

Развитие Интернета вещей сильно расширит возможности рекламы. Если сегодня забить в поисковой строке слово «планшет», то на какой бы сайт Вы ни зашли, Вы прежде всего увидите баннеры с информацией о различных планшетах – таргетированнуую, подстроенную под Вас рекламу. Пока она ограничивается браузером в ноутбуке, но когда Интернет вещей наберет обороты, тонко таргетированная реклама начнет преследовать Вас всюду, где только есть возможность Вас идентифицировать.

Место 3. Big Data

По оценкам компании IBM, в 2012 году в мире ежедневно создавалось более 2,5 эксабайта (2,5 млрд гигабайт) новой информации. Если записать ее на стандартные dvd и сложить их в стопку, то она оказалась бы высотой более 500 км. И так каждый день. Записи в соцсетях, данные метеоспутников, датчиков на Большом адронном коллайдере и с телефонных приложений стекаются в огромный информационный океан Big Data (англ., большие данные).

Теоретически в океане Big Data можно увидеть скрытые взаимосвязи и, следовательно, сделать на их основе достоверные прогнозы, проследить динамику хоть рынка акций, хоть социальной напряженности. Однако пока у людей лучше получается фиксировать и хранить данные – с анализом дело обстоит немного хуже. Но ситуация постепенно меняется.

Так, в середине 2014 года компания Intouch запустила в России программу «Умное страхование». Покупатель каско может установить на телефон специальное приложение, анализирующее стиль его езды. Данные отсылаются страховщику, который вознаграждает за безопасное вождение скидкой в размере до 20%. С минимальными расходами компания получает бесценные данные, которые в будущем помогут ей более точно вычислять стоимость каско. Еще один пример демонстрируют власти Лондона. Все совершаемые преступления они заносят в открытую карту, благодаря которой полицейские понимают, какой район требует большего внимания (где выше вероятность уличной кражи, пожара, убийства и пр.).

Консультанты компании Boston Consulting Group определили семь основных бизнес-моделей, в которых Big Data позволяет найти и извлечь скрытую, прежде незаметную ценность.

1. Сборка под заказ. Продукты и услуги, сконфигурированные под запросы пользователя. Например, система анализа транспортных потоков для городских властей, основанная на данных множества GPS-устройств.
2. Пакет услуг в одном предложении. Например, энергетическая компания может изучить статистику использования газа и электричества и с учетом полученных данных предложить клиентам интегрированную услугу – газ, электричество.
3. Единый готовый продукт для всех. Скажем, банк может продавать исследования на основе больших массивов данных о тратах своих клиентов.
4. Оплата по мере использования. Клиент подписывается на целый ряд услуг, но платит за них лишь в том случае, если реально ими пользуется.
5. Комиссионные. Банк анализирует транзакции по пластиковым картам, выбирает подходящие магазины и рестораны и предлагает им скидки, если они согласятся в обмен на это платить некий процент от своих доходов.
6. Обмен ценностями. Опираясь на посредников, компании дают предоставляют клиентам бонусы и дополнительные выгоды. Скажем, покупатель в магазине получает скидку не напрямую, а от банка, который возвращает ему часть затраченных денег. Магазин, в свою очередь, платит банку комиссию.
7. Продажа исследований по подписке. Например, изучение большого банка историй болезни и регулярный выпуск исследований по их мотивам.

Место 4. Массовые открытые онлайн-курсы

Набирают популярность платформы Coursera и edX для проведения массовых открытых онлайн-курсов (англ., massive open online course, MOOS). Вот что они предлагают:

  • обучение силами ученого сообщества всего мира;
  • интересные и достаточно короткие лекции (в среднем по 20 минут);
  • простые тесты (для проверки того факта, что лекция действительно прослушана);
  • домашние задания и контрольные эссе;
  • активное общение участников в рамках форума.

До настоящего времени интернет-обучение рассматривалось как забава или дополнительное образование.

Однако, по мнению Аналитического центра при правительстве, потенциал и эффективность MOOS серьезным образом недооцениваются.

Распространение высшего образования в онлайн-формате произведет революцию в университетской среде. Эксперты Аналитического центра полагают, что в течение нескольких лет MOOS-системы станут полноценным аналогом университетского образования, а признание работодателей их выпускники получат после 2020 года, когда они начнут появляться на рынке труда. В итоге массовый переток студентов поставит под угрозу закрытия традиционные высшие учебные заведения, в том числе входящие в рейтинг лучших в мире. Произойдет резкий рост конкуренции среди профессоров, сопровождающийся значительным ростом доходов лучших из них. «Позиции традиционных университетов пошатнутся, будет пересмотрена роль и доходы профессоров и преподавателей, лучших из которых ждут мировая известность и доходы, сопоставимые по уровню с голливудскими звездами», - говорит советник руководителя Аналитического центра Юрий Аммосов.

При прочих равных студенты будут выбирать зарубежные курсы, поэтому английский язык обещает стать международным научным языком, как латынь в Средние века или немецкий в XIX веке. Конкурировать с ним смогут разве что китайский и испанский. Кроме прочего, будет пересмотрена роль и доходы преподавателей онлайн-курсов. Лучших ждет мировая известность и зарплаты, сопоставимые с гонорарами голливудских звезд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.11 с.)