Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль обезличенного «я» в обретении силы женщинами

Поиск

Способность быть беспристрастной, невозмутимой и объективной — другое качество, часто отвергаемое в женщинах. Обычно считают, что женщина должна быть тонко чувствующим существом, всегда отклика-

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

ющимся на нужды и эмоции других. Она должна поддерживать прочувствованные, глубоко личные отношения с людьми. По крайней мере, до совсем недавнего времени большую часть привлекательности женщины составляли ее теплота, желание сделать людям приятное, способность к реагированию на нужды других, способность воспитывать — короче, скорее ее более «личностные» «я», чем ее беспристрастное «я». Женщина, в которой не было подобного беспокойства о нуждах и благосостоянии других, могла быть сочтена «хладнокровной» или «расчетливой». В применении к мужчинам словом «хладнокровный» часто характеризуют киллеров. Женские же сердца должны оставаться вечно теплыми.

Наш опыт показал, что большинство мужчин очень рано учатся использовать обезличенную энергию. Их учат думать беспристрастно и объективно оценивать ситуацию, даже если эта ситуация касается потребностей и чувств других. Их побуждают оставаться «невозмутимыми» и «уравновешенными», когда эмоции перехлестывают через край. Они учатся охранять свои психологические границы и действовать независимо от других, не испытывая необходимости угодить кому-то или ставить свои действия в зависимость от чьих-то ожидаемых реакций. Таким образом, они знают, как эмоционально освободиться от другого человека; они не отождествляют себя с тем «я», которое все время нуждается в поддержании личностных и эмоциональных контактов.

Конечно, есть исключения. Мы заметили, что многих мужчин, воспитанных на философии «нью-эйдж», поощряли отвергать свои обезличенные «я» и развивать эмоциональные и личностные стороны, чтобы они, подобно женщинам, могли реагировать на мир через эмоции и пропускать через себя потреб-

ЧАСТЬ'З

ности и чувства других. Им тоже необходимо все время поддерживать дружеские личные контакты, в их распоряжении нет обезличенных энергий.

За годы, прошедшие со времени первого издания этой книги, мы все больше внимания уделяли работе с обезличенным «я». Мы обнаружили, что, особенно у женщин, возврат отвергнутой обезличенной энергии значительно увеличивает силу и природную способность защитить себя. Позволив проявиться нашей обезличенной энергии, мы обретаем способность определять наши психологические границы, действовать независимо, с одобрения или без одобрения других, отделяться от других, когда это необходимо, и говорить о наших потребностях четко и невраждебно.

В процессе Диалога голосов чрезвычайно полезным является то, что мы ясно видим контраст между индивидуальными и обезличенными «я». Индивидуальное «я» — приятное, теплое, угождающее «я», которое создает и поддерживает контакт с ведущим; его заботит, что думает и чувствует ведущий. И наоборот, обезличенное «я» — несколько сдержанное, неэмоциональное; не враждебное, но дистанцированное, не обеспокоенное необходимостью контакта с ведущим. Для женщины (или для мужчины в духе «нью-эйдж») часто трудно наладить контакт с обезличенным «я», но это определенно стоит затраченных усилий.

Посмотрим, как это происходит в процессе Диалога голосов. Поговорив немного с Энн, ведущий понимает, что у нее нет доступа к своему обезличенному «я». Для Энн по-прежнему важно сохранять эмоциональный контакт с другими, она все принимает слишком близко к сердцу (в отношениях с другими людьми часто берет на себя ответственность или становится жертвой) и не способна рассматривать трансперсональные ситуации ясно и непредвзято. Она

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

также сердечна, приятна и очаровательна в общении с ведущим.

Ведущий: Мне кажется, что вы очень лично реагируете на жизнь, что у вас нет доступа к вашим обезличенным энергиям.

Энн: Я не понимаю, что вы имеете в виду.

Ведущий: Сейчас объясню. Я хочу, чтобы вы поняли разницу между вашими личностными и обезличенными энергиями. Передвиньте, пожалуйста, ваше кресло, и мы поговорим с той частью вас, которая любит людей и сердечно к ним относится.

(Энн передвигает кресло, садится и тепло улыбается ведущему.)

Ведущий: Здравствуйте, как поживаете?

«Личностная Энн» (приятно улыбаясь и глядя в глаза ведущего): У меня все хорошо. Это было очень интересно. Я не знаю точно, какая у вас цель, но если вы говорите, что это важно, я согласна. Я действительно рада возможности поработать с вами.

Ведущий (стараясь установить связь с этой частью Энн, которая является истинным первичным «я»): Да, вы определенно красивая женщина, у вас блестят глаза. С вами интересно быть. С вами я чувствую себя спокойно.

«Личностная Энн» (волнуясь): Вы смеетесь надо мной?

Ведущий (искренне): Нет. Мне действительно хорошо с вами. Вы очаровательны. Мне нравится ваша улыбка.

«Личностная Энн»: Ну, тогда я думаю, что вам хорошо, потому что вы мне нравитесь и я рада быть с вами. Я думаю, вы великолепны, и я хотела бы

ЧАСТЬ'З

немного походить на вас. (Пауза.) Я думаю, что я человек для людей.

Ведущий: Человек для людей?

«Личностная Энн»: Да, мне нравятся люди. Я люблю быть с ними, я любознательна. Я сочувствую им. Я очень чувствительна и лояльна.

Ведущий: Да, Энн говорила мне, что очень серьезно относится к дружбе.

«Личностная Энн» fc некоторым удовлетворением): Вы никогда не сможете сказать, что я эгоистична или меня нет, когда кто-то нуждается во мне. Когда ее подруги заболевают, я всегда делаю все, что могу. Я посещаю их регулярно, пока они не поправляются.

Ведущий: Звучит так, словно вас и впрямь беспокоит, как чувствуют себя другие люди.

«Личностная Э н н»: Вы правы. Для меня важно, чтобы окружающие меня люди чувствовали себя уютно и были счастливы. Мне плохо, когда муж Энн или ее дети несчастны. Я не люблю, когда они сердятся или замкнуты. Мне не по себе. Я должна что-то сделать, чтобы развеселить их.

Ведущий: И как вы относитесь к их отношению к вам?

«Личностная Энн»: Правда, мне это не безразлично. Я хочу, чтобы они были счастливы со мной, чтобы они любили меня. Чтобы мы были неразлучны. Мне очень плохо, когда люди уходят или когда я считаю, что они не одобряют меня. Послушайте, разве я не могу так чувствовать? Вы считаете меня дурочкой?

Ведущий (по существу, обращаясь к осведомленности Энн): Будучи частью Энн, вы очень беспокои-

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

тесь о том, что я думаю. Давайте обратимся к другой части Энн, которой все равно, что я думаю.

(Энн переставляет стул на другую сторону. Она садится и выглядит слегка стесненной.)

Поскольку это совершенно незнакомая энергия, ведущий может быть вынужден стимулировать ее в Энн, передав ей свою собственную обезличенную энергию и ожидая, пока Энн настроится на нее. Ведущий может продолжать вести диалог на уровне энергетики, без слов. Это особенно помогает при первом вызове обезличенного «я». На следующих сеансах придет время использовать и слова. С помощью такой энергетической индукции Энн сможет различать личностное «я», которое улыбается и пытается поддерживать контакт, и обезличенное «я» — сдержанное, необщительное. Ведущий будет «водить» Энн от одной энергии к другой, заставляя почувствовать разницу между ними, пока та не сможет сама определять, когда имеет место переход. При работе с личностными/обезличенными «я» для Энн важно познакомиться с новыми обезличенными энергиями. В этом примере мы будем использовать слова, чтобы познакомить читателя с некоторыми аспектами обезличенного «я».

Ведущий (продолжая диалог и настраиваясь на свои собственные обезличенные энергии): Теперь я знаю, что эта энергия вам незнакома. Посмотрите на меня и постарайтесь настроиться на мои энергии. Я немного вам помогу. Хорошо, теперь вы — часть Энн, которая не принимает участия в диалоге на уровне чувств. Вы самодостаточны и отделены от меня. Вы переживаете это взаимодействие более объективно, чем другая часть, с которой мы только что разговаривали.

(Энн все еще немного озадачена.)

ЧАСТЬ'З

Ведущий: Послушайте, вы могли бы быть тем «я» Энн, которое проявляется в других местах, помимо семьи и друзей,— скажем, на работе или когда она занимается бухгалтерией.

«Обезличенная Энн» (спина прямая, взгляд отстраненный, сдержанный): О да, я с ней, когда она преподает в школе. Она вынуждена использовать меня, иначе дети будут перешагивать через нее.

Ведущий: Можно подумать, что раньше вас с ней не было.

«Обезличенная Энн»: Нет, не было. Была другая часть. Она хотела, чтобы дети ее любили, и Энн не могла контролировать класс. «Наблюдатель» Энн помогал мне узнать, как со всем справляться. Я там, чтобы учить, а не соревноваться в популярности.

Ведущий: Понимаю.

«Обезличенная Энн» (вежливая, но холодная): Не то что я не люблю детей. Просто работа должна быть сделана, и сделана наилучшим образом. От учительницы требуются определенные качества. Она должна внимательно следить за тем, что происходит в классе, она должна знать, как справляться с трудными детьми. Она должна следить за их поведением и принимать необходимые решения, как ей следует поступить. Со своими эмоциями она ничего не сможет добиться.

Ведущий (обращая внимание на разницу между этим голосом и предыдущим): Вы определенно отличаетесь от того голоса, с которым мы только что говорили. Когда мы с вами разговариваем, кажется, что два профессионала обсуждают проблемы на равных.

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

«Обезличенная Энн»: Вы правы. Я наблюдала за вами, глядя, как вы работаете, и подумала, что кое-что могла бы использовать на занятиях.

Ведущий: А как вы относитесь ко мне?

«Обезличенная Энн» (объективно, без аффекта): Вы очень хороший, от вас я узнала о некоторых вещах, но, честно говоря, сегодня утром я бы работала с группой по-другому. Я больше времени уделила бы снам за счет демонстрации.

Ведущий: Создается впечатление, что вы действительно объективно оцениваете опытность Энн. Входили ли вы когда-нибудь в личную жизнь Энн?

«Обезличенная Энн»: Она меня туда не пускает. Она боится, что не будет нравиться людям. Фактически пару раз я появлялась при ее муже вместо того, другого голоса, ну, вы знаете, такого слащавого, и ее муж сказал: «У тебя сердитый голос. Что-нибудь случилось?» На самом деле я не была сердита. Но не думаю, что ему со мной было хорошо. Я думаю, он не так уверен в себе, как старается показать, и со мной он нервничает, потому что я не всегда стараюсь, чтобы ему было хорошо.

«Личностная Энн» (прерывая): Это я должна иметь дело с ее мужем. Та, другая часть — холодная, ей наплевать на чувства мужа. Она может испортить отношения. Это меня он любит, и это я о нем забочусь. Если та, другая, выйдет, он может начать искать себе другую женщину, понеж-нее. А кроме этого, ручаюсь, что и вам не нравится этот голос. Скажите честно, ведь так?

Именно таким способом постепенно вводится обезличенное «я», тем самым наделяя женщину еще большей силой. Мы обнаружили, что фактически оно мо-

ЧАСТЬ'З

жет функционировать в отдельных областях, например, в преподавательской деятельности Энн. Освоенные области могут послужить эффективным началом работы с обезличенной энергией. Таким образом, ведущий, заинтересованный в установлении контакта с обезличенной энергией, может вызвать «психиатра», «учителя», «бухгалтера», «бизнесмена» (даже в женщине) или «объективного наблюдателя».

Когда наконец проявится эта обезличенная энергия, возникает замечательная свобода выбора. Женщина, которая раньше была пленником своего личностного «я» и жертвой всех, кто ее окружал, вдруг оказывается сама в состоянии управлять своей жизнью и больше уже не реагирует постоянно на других.

Трудно сделать сознательный выбор без помощи обезличенной, рациональной субличности. Обезличенный голос может дать женщине «навигатора», в котором она нуждается, чтобы провести свой корабль по бурным морям эмоций. Он особенно необходим, когда она пытается сделать сознательный выбор относительно близких людей, таких, как супруг или дети.

Сильвия, например, была в очень разрушительных отношениях с мужчиной. Он был красивый, очаровательный, с множеством талантов. Она страстно любила его. Временами их отношения были настоящей идиллией. Он разговаривал с ней с обожанием во взоре, дарил ей подарки, был романтичным. Однако каждый раз, когда он чувствовал себя в опасности, он злобно нападал на нее, обвиняя ее во всех своих неудачах. Эмоциональное состояние Сильвии целиком зависело от его слов. Когда у мужчины все шло хорошо, она чувствовала себя любимой, великолепной. Ему было плохо — и Сильвия оказывалась заброшенной. На сеансе Диалога голосов она была именно несчастной, брошенной. В их отношениях

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

не было ни грана обезличенности или объективности. Чтобы внести это в их отношения, она отчаянно нуждалась в обезличенной энергии.

Ведущий: Поговорим с той частью вас, у которой нет никаких эмоций по отношению к Роджеру.

(Сильвия пересаживается и сразу же успокаивается.)

Ведущий (продолжает спокойно и объективно): Скажи мне, пожалуйста, что ты заметила в отношениях Сильвии и Роджера?

«Обезличенный голос» (холодно, спокойно, авторитетно): Я думаю, это приносит Сильвии большой вред. Похоже на то, что она тупая марионетка, а он дергает за веревочки. Она слишком эмоционально реагирует на него.

Ведущий: Правда? И как же это происходит?

«Обезличенный голос»: Когда он в хорошем настроении, как на прошлой неделе, он приносит ей Цветы, небольшие подарки, и они часами болтают, совершают романтические прогулки, занимаются любовью. И всю неделю она на седьмом небе. Но когда он не в настроении, как в прошлую пятницу, когда он получил нахлобучку от начальника, он приходит к ней и начинает во всем винить ее. Он говорит ей, что это из-за их отношений у него на работе ничего не получается. Потому что он слишком много времени тратит, думая о ней, гадая, вдруг однажды она предаст его. Он сердится на нее, и она чувствует себя ужасно виноватой. Ей и в голову не приходит, что она не виновата. Она никогда не оценивает его гнев рационально. Он приказывает ей чувствовать себя ужасно — и она выполняет приказ.

Ведущий: Почему ты думаешь, что она необъективна?

ЧАСТЬ'З

«Обезличенный голос» (спокойно и без осуждения): Потому что боится впечатления о себе как о нелюбящей женщине, по сравнению с какой-то другой, более чуткой и внимательной. Сильвия действительно боится, что в случае хладнокровного анализа ситуации мужчина перестанет считать ее нежной, женственной и любимой.

Ведущий: Значит, когда он гневается, то ее огорчение, ее эмоциональность — это доказательство того, что она очень женственна и что она действительно его любит?

«Обезличенный голос»: Да. Именно так. Он даже дошел до того, что пришел в ярость оттого, что в тот период, когда они ужасно ссорились, Сильвия смогла закончить важный отчет на работе и с большим успехом представить его на заседании административного комитета. (Улыбается.) Это я помогла ей. Во всяком случае, Роджер рассердился, поскольку она смогла остаться хладнокровной. Он сказал, что это доказательство того, что она его не любит.

Ведущий: И какие же выводы ты делаешь из всего этого?

«Обезличенный голос»: Я чувствую, что любые отношения, в которых Сильвия должна отвергнуть свою силу, объективность, свои потребности, свой здравый смысл, для нее не подходят. Я понимаю, что она любит Роджера, но, если она останется с ним, это обернется для нее настоящей бедой. Лучше уж сейчас расстаться с ним, пока не поздно. Если она еще останется с ним, она навсегда расстанется со мной и сойдет с ума.

Ведущий: Раз она так любит Роджера, как же она расстанется с ним?

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

«Обезличенный голос»: Во-первых, я должна быть всегда рядом. Это значит, что она должна разрешить мне больше разговаривать с вами. Кстати, Роджер не любит, когда она говорит о нем с кем-нибудь, кроме него, потому что боится, что она «выпустит» меня. Потом, она должна проводить больше времени с друзьями по работе. Они тоже помогут мне стать сильнее. Поскольку большинство из них мужчины, я смогу там чаще выходить. И наконец, я считаю, что она должна больше времени проводить со своими подругами и в семье, чтобы ее «уязвимый ребенок» ощутил заботу, ибо вскоре она почувствует себя очень одинокой.

Вы видите, каким полезным может быть этот обезличенный голос, когда вопрос стоит об излишних эмоциях. Без него женщина пропадает, а с его помощью может справиться с трудными ситуациями. Голос способен оценить конкретную ситуацию, предложить наилучший способ действия, предупредить о предстоящих трудностях и предложить план их преодоления. При составлении таких планов этот голос абсолютно равнодушен к чувствам других.

Ведущий: А как же Роджер? Он не огорчится?

«Обезличенный голос» (холодный, но не карающий): Да, он будет огорчен, но меня беспокоит Сильвия. Он должен сам о себе позаботиться. Я думаю, что некоторое время он будет преследовать ее, а потом найдет другую подружку. Это очень ее огорчит, и когда это случится, она должна быть очень осторожна и рассудительна.

Ведущий: Кажется, ты не очень ценишь чувства.

«Обезличенный голос»: Да, это так. Я просто смотрю на них как на любые другие факторы.

ЧАСТЬ'З

Я понимаю, какую роль они играют. Я вижу, где они полезны и нужны, а где только мешают.

Если потерять бдительность, в этом месте может появиться «критик». Когда женщины обретают силу и их сильные голоса интегрируются, «внутренние критики» склонны осуждать за потерю женственности: «Ни один настоящий мужчина никогда не полюбит такую женщину!» Однако у Сильвии это был не «критик», а ее «угодник», который находился в оппозиции к обезличенному голосу. В течение нескольких лет она отождествляла себя с угождающей всем субличностью, поэтому «угодник» и протестовал против новых идей. (Не говоря уже о том, что Роджеру нравился «угодник» Сильвии.)

«Угодник»: Я все еще думаю, что их отношения можно спасти. Если только она послушает меня, я все улажу.

Ведущий: И как же ты сделаешь это?

«У г о д н и к»: Я что-нибудь придумаю, чтобы Роджер был счастлив, чтобы он не слишком донимал ее. Он это делает, потому что чувствует себя неуверенно. Он об этом говорит, и я согласен с ним.

Ведущий: Каким же образом она придаст ему уверенности?

«Угодник»: У него была трудная жизнь. Она могла бы доказать ему, что любит его и всегда будет с ним, что бы ни случилось. Она могла бы все время быть рядом с ним. Роджер всегда у нее будет на первом месте. Если ему нужно, чтобы она отказалась от других друзей, она могла бы сделать так. И это доказало бы ему, что она действительно любит. После работы Сильвия могла бы сидеть дома, чтобы всегда отвечать на звонки Роджера, когда

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

бы он ни позвонил. Она всегда может найти кучу дел по дому. Сильвия могла бы одеваться, как любит он, перестать краситься и употреблять духи. Он до такой степени ни в чем не уверен, что, когда Сильвия сделает макияж, надушится и выглядит хорошо, он боится, что другие мужчины обратят на нее внимание.

Ведущий: Немного похоже на уход в монастырь.

«Угодник»: Но ее сексуальность действительно пугает его. Поэтому я не считаю, что она должна выставлять ее напоказ. Она также должна избавиться от сувениров прошлого. Сжечь любовные письма и всякие такие вещи.

Ведущий: Вроде стереть прошлое?

«У г о д н и к»: Да, именно так. И не быть так тесно связанной с семьей. Боюсь, что они тоже представляют для него угрозу.

«Угодник» Сильвии с удовольствием сделал бы из нее бессловесное существо, чтобы она пожертвовала всем ради своего мужа. В наши дни мы часто видим противоположную картину — независимую женщину, которая ничем не пожертвует ради отношений. С одной стороны, женщина потеряет себя, с другой — потеряет друга. В любом случае она теряет. И для того, чтобы разрешить подобную трудную ситуацию, крайне необходимо компетентное эго.

ВНУТРЕННИЙ ПАТРИАРХАТ

Вероятно, самым большим препятствием к наделению женщины силой является внутренний патриарх (властный мужчина). Внутренний патриарх — это

ЧАСТЬ'З

интроецированная (направленная внутрь) версия патриархальной точки зрения, которая преобладала в западном мире с библейских времен. Короче говоря, внутренний патриарх следит, чтобы в мире царил естественный порядок, при котором женщина считается низшим существом. Мужчина — благодаря своей силе, уму, объективности, целостности и природному чувству этики и ответственности — правит миром. Женщина — из-за ее исходной иррациональной эмоциональности, позволения манипулировать собой, чрезвычайной субъективности, отсутствия этики, ненадежности, неспособности ясно мыслить, детской зависимости от других и отсутствия личной силы — должна поддерживать мужчину, ограничившись ведением домашнего хозяйства. На женщину и ее роль смотрят с презрением, в основном она считается объектом, а не человеком.

Мы хотим показать еще один отрывок из Диалога голосов, который знакомит вас с этим голосом. Рита, двадцатидевятилетняя женщина, очень сердита на мужчин. Она считает, что во всех ее отношениях с мужчинами они очень плохо с ней обращались. Степень ее гнева свидетельствует о том, что в ней действовало отвергнутое «я». Ведущий попросил разрешения поговорить с той ее частью, которая ненавидела женщин. Рита пришла в шок от такой просьбы, но все-таки пересела на другое место, и диалог начался.

Ведущий: Я хотел поговорить с тобой, потому что у меня такое ощущение, что ты, должно быть, очень сильна в Рите, при таком ее негативном отношении к мужчинам.

«Ж е н о н е н а в и с т н и ц а»: А вы все-таки поймали ме,ня. Я предпочитаю оставаться безымянной.

Ведущий: Почему так?

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

«Женоненавистница»: Так я могу принести больше вреда. Пока она думает, что проблема вне ее, она никогда не заглянет внутрь себя и поэтому никогда меня не найдет.

Ведущий: И что же ты чувствуешь?

«Ж еноненавистница»: Мне не нравится Рита, и вообще я не люблю женщин. Они слишком эмоциональны, а я не переношу слабость. Вы слышали, как она описывает все преступления, совершенные против нее? Она жертва, скучный человек. Я ее не переношу. Почему она не может мыслить, как мужчина? Почему не может постоять за себя? Она как все женщины. Когда она действительно пытается что-то сделать для себя, она идет окольным путем — подлизывается, манипулирует. Никогда не идет прямо к цели. По-моему, они в корне ни на что не годятся, разве что иметь детей.

Мнения относительно женщин и силы одновременно и объективны, и субъективны. Игнорировать объективную сферу означает игнорировать объективную реальность. Однако игнорировать внутренние патриархальные голоса значит игнорировать другую реальность — реальность «внутреннего саботажника», презирающего женщин. Без знания этих обоих — внутренних и внешних — патриархов человек будет всегда крутить ветряную мельницу, будет вечно приговорен к приводному колесу ярости и гнева.

Знание того, что эти обессиливающие голоса живут и внутри, и снаружи, позволяет компетентному это более четко решить объективную проблему. Отвержение интроецированного «патриарха», как и любой другой энергетической модели, внесет в жизнь человека максимально негативные патриархальные энергии, и человек не сможет с ними справиться. И наоборот,

ЧАСТЬ'З

как и со всеми другими энергиями, когда патриархальная энергия признается, она теряет свое женоненавистническое качество и постепенно трансформируется, употребляя свою силу на поддержку процесса обретения силы, а не на его саботаж.

«Рык пробуждения», издаваемый женщинами за последние два десятилетия, внес большой вклад в трансформацию патриархальных энергий. Следующий шаг, как мы считаем,— это движение от отождествления с исконной силой к признанию всех наших «я» и достижению истинного обретения силы.

Г-Л»А»В.А.10

*В ПОИСКАН

тгысшто стгаш

БЫТИЕ И ДЕЙСТВИЕ

Что значит развивать понимание высшего смысла жизни? Это может означать разное для разных людей, но по существу это ощущение, что в нашей жизни возможны другая реальность, знание или опыт, что для нас доступна внутренняя жизнь. Для многих это означает сдачу перед определенными реальностями, которые наш рациональный ум не хочет принимать. Это важный шаг к тому, чтобы издать «рык пробуждения».

Одним из главных препятствий к опыту иных состояний сознания является наполненность нашей жизни делами: работа, друзья, обязанности по дому, семьи, гаражи, собаки, кошки, чтение книг, просмотр телевизора — короче говоря, мы делаем множество разных вещей. Вообще западная цивилизация фокусирует внимание на делах, действиях, и основной стимул субличности-«тяжеловесы» получают именно с этой стороны. Фактически из всех «я», которые мы до сих пор обсуждали, лишь «уязвимые дети» и «волшебные дети» не отождествляют себя с действием.

В процессе Диалога голосов можно установить контакт с другим «я», которое может открыть наши духовные субличности. Это «я» имеет дело больше с бытием, чем с действием. Когда мы переживаем эту энергию «бытия», нет ни цели, ни задачи — нет ниче-

ЧАСТЬ'З

го. Иногда мы относимся к этому «я» как к голосу «небытия». Это не состояние «ребенка», хотя иногда в таком состоянии проявляются чувства «уязвимого ребенка».

Чтобы вызвать энергию бытия, ведущий сначала просит разрешения установить контакт с голосом действия, или активной стороной психики. Это совпадает с нашей основной точкой зрения, что в первую очередь следует устанавливать контакт с первичными «я», теми «я», с которыми отождествляется эго. Такое «я» действия часто связано с энергиями «толкача» и силы. Но нас это не беспокоит. Мы просто фиксируем внимание на том, что любит делать «я» действия и как ему нравится быть все время занятым. Поговорив с этой частью, переходим к «я» бытия. В приведенном диалоге видно, как может происходить этот переход.

Ведущий (обращаясь к эго): Мы встретились с той частью вас, которая любит, чтобы вы всегда были заняты делом. Это очень похоже на другие «я», с которыми мы уже познакомились. Интересно, можно мне узнать ту часть, которой нравится просто быть и ничего не делать?

Субъект: Не думаю, что я вообще знаю, где эта часть находится. Когда я один, иногда мне кажется, что я нахожусь именно в этом месте. Но даже и тогда мой ум не перестает работать.

Ведущий: Почему бы вам не пересесть и не посмотреть, смогу ли я вам помочь?

Здесь ведущий устанавливает зрительный контакт с субъектом, предполагая, что субъект желает это сделать. Иногда субъекту мешает страх или застенчивость, и зрительный контакт невозможен. В таком

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

случае работа может быть продолжена, но это будет уже совсем другой процесс, потому что состояние субъекта сходно с тем, как он чувствует себя, будучи в одиночестве.

Предположив возможность зрительного контакта с субъектом, ведущий должен установить контакт с собственной энергией бытия. Именно эта энергия приносит ощущение мира и покоя, ощущение равновесия и основательности. Установив контакт со своей энергией бытия, ведущий может просто сидеть с субъектом, не говоря ни слова. Сохраняя эту энергию, ведущий постепенно направляет ее на субъекта, активизируя его энергию. Мы называем этот процесс энергетической индукцией. С помощью такого приема можно ввести в субъект любую энергию, которой в нем нет. Энергетическая индукция сродни работе акушера, который помогает ребенку выйти из материнской утробы.

Наблюдая за телом субъекта, в частности за движением глаз, ведущий может сказать, когда ум или другое «я» субъекта вмешивается в «я» бытия. Как правило, глаза прерывают контакт или смотрят так, словно субъект ушел в какое-то другое место. Когда это происходит, ведущий может сказать: «Сейчас что-то вам помешало. Вы можете сказать, что произошло?» В субъекте может проявиться, например, «внутренний критик» и сказать что-то вроде: «Это глупо. Пустая трата времени — вообще ничего не происходит». Тогда ведущий может сказать субъекту:

Ведущий (обращаясь к «я» бытия): Вполне естественно подумать, что это пустая трата времени, потому что с точки зрения ума это действительно потеря времени. Вскоре мы опять поговорим с вашим умом. А теперь мы хотим потратить еще немного времени и поговорить с вами.

ЧАСТЬ'З

Этот процесс продолжается до тех пор, пока этому не мешают другие «я». Нахождение с другим человеком, будучи в состоянии энергии бытия, может обернуться сильным опытом. Мы встречали людей, которые глубоко пережили его. Это состояние повышенной интимности, и большинство из нас боятся такой близости в отношениях, даже с супругами и детьми. Люди часто сообщают, что у них открываются сердца, иногда они даже ощущают связь между душами, что бы это ни значило для данного человека. Эта энергия не присутствует, когда смотришь с кем-нибудь телевизор, или читаешь вместе, или даже разговариваешь. Энергия бытия требует отсутствия цели, отсутствия места для движения — не надо ничего делать, только быть.

Иногда ведущий может наблюдать, что субъект отдаляется или впадает в медитативное состояние, предполагая, что субъект вместе с ведущим находятся в энергии бытия. Субъект может удариться в фантазии или мечты, или просто уйти в себя. Как и в случае других «я», мы не осуждаем такое состояние. Мы просто признаем его как проявление другого «я» и просим человека пересесть, чтобы компетентное эго могло постепенно узнать разницу между энергией бытия, находящейся в контакте с другой энергией, и энергией бытия, которая уводит человека в себя, разрывая контакт с другими.

Обнаружение отдалившегося «я», или медитативного «я»,— ценный опыт, помогающий нам понять, почему мы чувствуем себя одинокими, даже когда много времени проводим с друзьями или близкими. Он помогает раскрыть основную защитную систему, которую мы могли создать в себе для защиты от боли. Многие дети переживают травмирующие моменты воспитания через отдаление, уход в себя. Получается, что, хотя тело остается, чувства, ассоциирующиеся с болью и уязвимостью, частично исчезают.

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

После того как ведущий некоторое время поработает с состоянием бытия, необходимо вернуться к первичному «я», чтобы посмотреть, как оно относится ко всему этому. В приведенном ниже примере первичным «я» является ум. Ведущий просит субъекта вернуться на то место, где «сидит» ум.

Ведущий (обращаясь к уму): И как ты со всем этим уживаешься? Я знаю, что ты очень часто вмешивался. Представляю, как тебе было трудно.

У м: Для меня это не имеет смысла. Сидишь и ничего не делаешь. И ничего никогда не происходит. Мир останавливается. Полное безумие.

Ведущий: Послушай, я отлично понимаю, что ты чувствуешь и почему ты так чувствуешь. Мой ум такого же мнения об энергии бытия. Можешь ты взять что-либо спасительное от этой энергии? Есть ли в ней вообще что-либо ценное?

У м: Вообще Донна довольно пассивная. Я все время пытаюсь держать ее в напряжении, потому что меня интересуют очень многие вещи. Фактически я вижу ее такой расслабленной только после оргазма. И даже тогда я стараюсь быстрее занять место. Я считаю, что именно так надо поступать. Она расслабляется, когда находится в состоянии энергии бытия.

Ведущий: Точнее, в том состоянии ее батареи заряжаются. Ты вносишь в ее жизнь множество замечательных вещей, но, когда ты все время в действии, ее батареи разряжаются, потому что нет ничего, что бы сбалансировало ее деловую энергию. Это «я» бытия могло бы быть для тебя балансом и помочь Донне. Мы не хотим, чтобы эта энергия бытия руководила жизнью Донны, мы просто хотим, чтобы она имела доступ к этой энергии.

Ум: Ее здоровье в последнее время действительно ухудшилось. Думаю, что это могло иметь некото-

ЧАСТЬ'З

рое отношение к тому, о чем вы говорите. Я согласен продолжать при условии, что смогу вмешаться, когда захочу.

Ведущий: Послушай, ты был с Донной всю ее жизнь. Ты управлял ее жизнью, когда она была еще маленькой, и ты действительно спас ей жизнь. Ты всегда будешь занимать центральное положение и имеешь право вмешиваться в работу с другим «я», когда чувствуешь, что это необходимо. Почему бы нам не вернуться опять к «я» бытия?

Здесь ведущий возвращается к «я» бытия. Для ведущего важно периодически возвращаться к первичному «я», работая с отвергнутым материалом, таким, как этот. Для процесса существенно, чтобы первичные «я» чувствовали себя признанными и уважаемыми со стороны ведущего. Иначе они не позволят проявиться другим системам. Энергия бытия особенно угрожает уму, поэтому «я» ума должно понять, зачем работают с «я» бытия. Ему также нужно знать, что ведущий ценит его, даже если он ценит и энергию бытия. В конце концов, первичное «я» — это такая же личность, как и все мы, и она так же ревнует, так же не уверена в себе, как и мы.

Индукция энергии бытия может открыть путь для разнообразных духовных переживаний. Для большинства это введение в медитацию, а для некоторых — первый опыт успешной медитации. Некоторые впервые в жизни поймут, что повышенный уровень понимания между двумя людьми может возникать не только на духовном уровне. Интересно, что энергия бытия значительно меньше угрожает энергиям силы, чем энергия уязвимости. По этой причине мы часто устанавливаем контакт с состояниями бытия, прежде чем разговаривать с «уязвимым ребенком».

Безусловно, контакт на уровне бытия — это контакт, при котором сердца двух людей раскрываются и

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

переживают глубокие чувства. В состоянии бытия для человека время останавливается, и даже наблюдающие время могут быть втянуты в это состояние. Часто они сами могут ощутить энергии, совершенно отличные от тех, к которым они привыкли.

При работе с духовными энергиями метод Диалога голосов может использоваться ограниченно, поскольку духовные энергии обычно неосязаемы. Их нельзя выразить словами. Следующий рассказ прекрасно это иллюстрирует. Он называется «Звездная Дева».

Жил когда-то в Африке фермер, у которого была серьезная проблема: каждое утро, когда он шел доить своих коров, он обнаруживал, что у коров нет молока. Каждое утро продолжалось одно и то же, пока он наконец не решил узнать, в чем дело.

Вечером он спрятался за амбаром, собравшись всю ночь караулить. Вскоре после полуночи он увидел поразительную картину. Прекрасные звездные девы спускались с небес, каждая держала в руках ведро и корзину. Они подоили коров фермера и стали возвращаться на небо, откуда и пришли. Фермер решил поймать одну из них. Когда последняя девушка приготовилась подняться на небо, он выскочил из своего укрытия, поймал ее и привел к себе на ферму.

Звездная Дева сказала фермеру, что она будет ему хорошей, покорной женой, но он должен обещать ей одно: он ни в коем случае не должен заглядывать в корзину, которую она принесла с собой. Фермер охотно пообещал, и они стали жить вместе. Она и на самом деле оказалась хорошей женой, и все процветало благодаря ее заботливому уходу.

Прошло несколько месяцев. Однажды, когда жена ушла в поле работать, фермера одолело любопытство. Он открыл корзину и засмеялся, потому что в корзине ничего не было. Когда Звездная Дева возвратилась,

ЧАСТЬ'З

она сразу же поняла, что случилось. Фермер со смехом спросил ее, почему она так беспокоилась, ведь корзина-то пуста.

Звездная Дева печально посмотрела на фермера и сказала: «Теперь я ухожу от тебя и никогда уже не вернусь. Но я хочу, чтобы ты понял: я ухожу не потому, что ты заглянул в корзину, хотя я просила тебя не делать этого. Я ухожу потому, что, открыв корзину, ты там ничего не увидел». И при этих словах Звездная Дева исчезла и никогда больше не возвращалась.

ДУХОВНЫЕ СФЕРЫ СОЗНАНИЯ

С этой красивой сказкой нас впервые познакомил Лоренс ван дер Пост в своей книге «Сердце охотника». Она превосходно передает таинственность духовных сфер — обычно невидимых для тех частей нас, которые са



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.59 (0.019 с.)