Проведения инвентаризации выбросов 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведения инвентаризации выбросов



М Е Т О Д И К А

Проведения инвентаризации выбросов

Загрязняющих веществ в атмосферу

Для автотранспортных предприятий

(расчетным методом)

Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий разработана по заказу Министерства транспорта Российской Федерации.

Методика предназначена для расчета валовых и максимально разовых выбросов от передвижных и стационарных источников, расположенных на территории автотранспортного предприятия.

С выходом данной Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий отменяется действие ранее действовавшей Методики с аналогичным названием, утвержденной в 1992 году, и дополнения к ней, утвержденного в 1993 году.

В переработке “Методики” принимали участие: Донченко В.В., Манусаджянц Ж.Г., Самойлова Л.Г., Кунин Ю.И., Солнцева Г.Я. (НИИАТ), Рузский А.В., Кузнецов Ю.М. (МАДИ).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая методика устанавливает порядок расчета валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения ат­мосферы на территории автотранспортных предприятий независимо от их ведом­ственной принадлежности и форм собственности, а также грузовых станций и терминалов, гаражей и стоянок автомобилей, организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ яв­ляется получение исходных данных для:

разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов загряз­няющих веществ в атмосферу как в целом от предприятий, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы;

организации контроля за соблюдением установленных норм выбросов за­грязняющих веществ в атмосферу;

оценки экологических характеристик технологий, используемых на пред­приятии;

планирования воздухоохранных работ на предприятии.

Расчет валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ проводится с использованием удельных показателей, т.е. количества выделяе­мых загрязняющих веществ, приведенных к единицам используемого оборудова­ния, времени работ автотранспортных средств или оборудования, пробега авто­транспортных средств, массы расходуемых материалов.

Удельные показатели выделения загрязняющих веществ от производ­ственных участков приведены на основании результатов исследований и наблю­дений, проведенных различными научно-исследовательскими и проектными ин­ститутами.

РАСЧЕТ ВЫБРОСА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ

СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ

В настоящей методике под стоянкой автомобилей понимается территория или помещение, предназначенные для хранения автомобилей в течение определенного периода времени. Автомобили могут размещаться:

- на обособленных открытых стоянках или в отдельно стоящих зданиях и сооружениях (закрытые стоянки), имеющих непосредственный въезд и выезд на дороги общего пользования (расчетная схема 1, рис.1);

- на открытых стоянках или в зданиях и сооружениях, не имеющих непосредственный въезд и выезд на дороги общего пользования и расположенных в границах объекта, для которого выполняется расчет (расчетная схема 2, рис.1).

Валовый и максимально разовый выброс загрязняющих веществ при выбранной расчетной схеме 1 определяется только для территории или помещения стоянки, при схеме 2 определяется для каждой стоянки автомобилей и для каждого внутреннего проезда.

Расчет выброса загрязняющих веществ от многоэтажных стоянок изложен в расчетной схеме 3.

Расчет выбросов загрязняющих веществ выполняется для шести загрязняющих веществ: оксида углерода - СО, углеводородов - СН, оксидов азота - NОx, в пересчете на диоксид азота NO2, твердых частиц - С, соединений серы, в пересчете на диоксид серы SO2 и соединений свинца - Pb. Для автомобилей с бензиновыми двигателями рассчитывается выброс СО, СН, Nox, SO2 и Pb (Pb - только для регионов, где используется этилированный бензин); с газовыми двигателями - СО, СН, NОx , SO2; с дизелями - СО, СН, NOx, C, SO2.

Расчетная схема 1.

Выброс i-го вещества одним автомобилем к-й группы в день при выезде с территории или помещения стоянки и возврате Мiк рассчитывается по формулам:

М1iк =mпрiк . tпр + mLiк . L1 + mxxiк . txx1, г (2.1)

М2iк = mLiк . L2 + mxxiк . txx2, г (2.2)


где mпрiк - удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя автомобиля к-й группы, г/мин;

 

 

Расчетная схема 1. 1

                   
   
 
   
         
 
 


             
                             
                             
                           
3                            
             
             
               
             
             
               
                             
                             
                             
                             
             
             
2              

 

 

Расчетная схема 2.

6 5

                         
                         
                             
                       
3                         
                         
                         
                         
                         
                         
                           
                          
                          
                         
                            
                         
                         

2 1 2

Рис. 1. Варианты размещения стоянок

1 - территория или помещение стоянки;

2 - дороги общего пользования;

3 - въезд с дороги общего пользования;

4 - выезд на дороги общего пользования;

5 - внутренние проезды;

6 - здания и сооружения, не предназначенные для стоянки

автомобилей.

 

 

Таблица 2.2.

 

Таблица 2.3.

 

Легковыми автомобилями

 

Рабочий объем ДВС, л Тип двигателя Удельные выбросы загрязняющих веществ, mххiк , г/мин
СО СН NOx SO2 Pb
АИ-93 А-92; А-76
до 1,2 Б 2,5 0,20 0,02 0,008 0,005 0,002
свыше 1,2 до 1,8 Б 3,5 0,30 0,03 0,010 0,006 0,003
свыше 1,8 до 3,5 Б 4,5 0,40 0,05 0,012 0,007 0,003
свыше 3,5 Б 7,0 0,80 0,08 0,016 0,009 0,005

Примечание: 1. Удельные выбросы загрязняющих веществ на холостом ходу современными легковыми автомобилями с улучшенными экологическими характеристиками принимаются по таблице 2.5.

 

 

Таблица 2.6.

Таблица 2.9.

Таблица 2.12

 

Таблица 2.15

 

Таблица 2.18

 

Таблица 2.19

Таблица 2.20

Расчетная схема 2.

Расчет валового и максимально разового выброса загрязняющих веществ от каждой стоянки расчетного объекта выполняется согласно расчетной схеме 1.

Валовый выброс i-го вещества при движении автомобилей по р-му внутреннему проезду расчетного объекта при выезде и возврате Мпрi рассчитывается раздельно для каждого периода года по формуле:

, т/год (2.11)

где Lp - протяженность р-го внутреннего проезда, км;

Nкр - среднее за расчетный период количество автомобилей к-й группы, выезжающих в течение суток со стоянки;

j - период года.

Для определения общего валового выброса МПi валовые выбросы одноименных веществ по периодам года суммируются

, т/год (2.12)

Максимально разовый выбросi-го вещества для р-го внутреннего проезда Gpi рассчитывается для месяца со среднемесячной температурой ниже -50С по формуле:

, г/с (2.13)

где N'кр - количество автомобилей к-й группы, проезжающих по р-му проезду за 1 час., характеризующийся максимальной интенсивностью движения.

Из полученных значений Gi выбирается максимальное.

Расчетная схема 3.

Выброс i-го вещества одним автомобилем к-й группы в день при выезде из многоэтажной стоянки М1iк и возврате М2iк рассчитывается по формулам:

 

M1iк = mпрiк tпр + mLiк (L1+0,5KПi LП) + mxxiк txx1, г (2.14)

M2iк = mLiк (L2+0,5KПi LП) + mxxiк txx2, г (2.15)

Где LП - длина пандуса многоэтажной стоянки, км;

КПi,- коэффициент, учитывающий изменение выброса загрязняющих веществ при движении по пандусу при выезде и въезде на стоянку (табл. 2.21).

Таблица 2.21.

При движении по пандусу

Тип Значения КПi ,
двигателя СО СН Nox C SO2 Pb
Б   2,0 0,5 2,0 0,5 3,0 0,2 - 1,4 0,5 1,4 0,5
Д   1,5 0,2 1,5 0,2 3,5 0,1 4,0 0,1 2,0 0,1 -

Примечание: В числителе приведены значения КПi , для подъема по пандусу, в знамена теле - для спуска.

 

Валовый и общий валовый выброс i-го вещества рассчитывается по формулам 2.7 и 2.9.

Максимально разовый выброс i-го вещества G'i рассчитывается для месяца с наиболее низкой среднемесячной температурой по формуле:

, г/с (2.16)

где N'к, N"к - количество автомобилей к-йгруппы, выезжающих со стоянки и въезжающих на стоянку за 1 час, характеризующийся максимальной интенсивностью выезда (для подземных многоэтажных стоянок) или въезда (для наземных многоэтажных стоянок)

Из полученных значений Gi выбирается максимальное.

Мойка автомобилей

 

Для автомобилей с бензиновыми двигателями и двигателями, работающими на газовом топливе, рассчитывается выброс СО, СН, NOx, SO2, Pb (Pb - только при использовании этилированного бензина); с дизелями - СО, СН, NOx, C, SO2.

Валовые выбросы i-го вещества и максимально разовые выбросы рассчитываются по формулам:

для помещения мойки с тупиковыми постами:

, т/год (3.3.1)

где mLiк - пробеговый выброс i-го вещества автомобилем к-й группы, г/км (табл.2.1¸2.18);

mпрiк - удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя к-й группы, г/мин (табл.2.1¸2.18);

ST- расстояние от ворот помещения до моечной установки, км;

nк - количество автомобилей к-й группы, обслуживаемых постом мойки в течение года;

tпр - время прогрева, tпр=0,5 мин.

 

( 2m Lik • SТ + m npik • tпр) •Nk

Gn = ------------------------------------------, г/с (3.3.2.)

где Nк - наибольшее количество автомобилей, обслуживаемых мойкой в течение часа.

для помещений мойки с поточными линиями при перемещении автомобиля самоходом

, т/год (3.3.3)

где SП - расстояние от въездных ворот помещения мойки до выездных ворот, км;

b- среднее число пусков двигателя одного автомобиля в помещении мойки.

(mLik • Sn + mпpik • t пр • b) • Nk

GП.i = -----------------------------------------------------, г/с (3.3.4)

при перемещении автомобиля с помощью конвейера

,т/год (3.3.5)

, г/с (3.3.6)

где S1,S2 - расстояние от въездных ворот до конвейера и от конвейера до выездных ворот, км

Значения удельных выбросов mпрiки mLiк принимаются для теплого периода года. При наличии нескольких помещений мойки расчет Мi и Gi проводится для каждого помещения отдельно.

Расчет Gтiи Gпi производится для автомобилей, имеющих наибольшие удельные выбросы по i-му компоненту1).

______________

1) При специализации постов или поточных линий в помещениях мойки по типу обслуживаемого подвижного состава (например – легковые, грузовые, автобусы и т.п.) расчеты проводятся отдельно для каждой группы специализированных постов или линий, а результаты суммируются. При этом расчетGтiи Gпi по каждому типу подвижного состава проводится для автомобилей, имеющих наибольшие удельные выбросы поi-мукомпоненту.

 

 

Кузнечные работы

 

Основным технологическим оборудованием кузнечных участков являются:

- кузнечные горны, нагревательные печи (нагрев деталей и заготовок под ковку и термообработку);

- молоты различного типа (ковка металла);

- масляные ванны (закалка и отпуск).

При нагреве заготовок и деталей в кузнечных горнах и нагревательных печах, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, происходят выделения углерода оксида, ангидрида сернистого (серы диоксид), азота оксиды, мазутная зола в пересчете на ванадий, твердых частиц (сажа).

При закалке и отпуске в масляных ваннах происходит выделение паров минерального масла.

Для расчета выброса загрязняющих веществ кузнечным участком необходимо иметь нижеследующие данные:

- вид топлива, применяемого в горне (печи);

- количество потребляемого топлива за год (по отчетным данным предприятия);

- время работы оборудования в день;

- “чистое” время работы закалочной ванны - это время, когда из ванны выделяются пары и аэрозоли, т.е. с момента опускания раскаленного металла в ванну и до его охлаждения, когда из ванны уже не выделяется пар.

Для расчета берется “чистое” время работы ванны за смену, определяемое суммой отрезков времени нахождения отдельных деталей в ванне.

“Чистое” время определяется руководителем участка.

1. Валовый выброс твердых частиц в дымовых газах определяется для твердого и жидкого топлива по формуле:

MТ = gТ . m . c . , т/год ( 3.5.1)

где gт - зольность топлива, % (табл. 3.5.1);

m - расход топлива за год, т/год;

c - безразмерный коэффициент (табл. 3.5.2);

hт - эффективность золоуловителей, % (принимается по паспортным данным очистного устройства).

Максимально разовый выброс определяется по формуле:

, г/с(3.5.2)

где n - количество дней работы горна в год:

t - время работы горна в день, час.

2. Валовый выброс углерода оксида определяется для твердого, жидкого и газообразного топлива по формуле:

Mco = Cco . m . . 10-3 , т/год (3.5.3)

где g1 - потери теплоты вследствие механической неполноты сгорания, % (табл. 3.5.3);

m - расход топлива за год, т/год, тыс.м3/год,

Ссо - выход углерода оксида при сжигании топлива, кг/т, кг/тыс.м3.

Ссо= g2 . R . Qчi , (3.5.4)

где g2 --- потери теплоты вследствие химической неполноты сгорания топлива, % (табл. 3.5.3);

R - коэффициент, учитывающий долю потери теплоты вследствие химической неполноты сгорания топлива:

R=1 - для твердого топлива

R=0,5 - для газа

R=0,65 - для мазута

Qчi - низшая теплота сгорания натурального топлива (табл. 3.5.1)

Максимально разовый выброс углерода оксида определяется по формуле:

, г/с (3.5.5)

3. Валовый выброс азота оксидовопределяется для твердого, жидкого и газообразного топлива по формуле:

MNO2 = g3 . B . 10-3 , т/год (3.5.6)

где g3 - количество азота оксидов, выделяющегося при сжигании топлива (табл. 3.5.4), кг/т (кг/тыс. м3);

B - расход топлива за год, т/год, (тыс.м3 /год).

Максимально разовый выброс азота оксидов определяется по формуле:

, г/с (3.5.7)

4. Валовый выброс мазутной золы в пересчете на ванадийпри сжигании мазута определяется по формуле:

Мv = Qv . m . (1-hзу) . 10-6 , т/год (3.5.8)

где Qv - количество ванадия, содержащегося в 1 тонне мазута, г/т.

, г/т (3.5.9)

где gт - содержание золы в мазуте, % (табл. 3.5.1);

m - расход топлива за год, т/год;

hзу - степень очистки (принимается по паспортным данным очистного устройства).

Максимально разовый выброс мазутной золы в пересчете на ванадий определяется о формуле:

, г/с (3.5.10)

5. Валовый выброс ангидрида сернистого (серы диоксид) определяется только для твердого и жидкого топлива по формуле:

 

Mso2 = 0,02m . Sr (1-h¢so2) (1-h¢¢so2), т/год (3.5.11)

где Sr - содержание серы в топливе, % (табл. 3.5.1);

h¢SO2 - доля ангидрида сернистого, связываемого летучей золой топлива. Для углей Канско-Ачинского бассейна - 0,2 (Березовских - 0,5); Экибастузских - 0,02; прочих углей - 0,1; мазута - 0,02;

h¢¢so2 - доля ангидрида сернистого, улавливаемого в золоуловителе. Для сухих золоуловителей принимается равной 0, для мокрых - 0,25.

Максимально разовый выброс ангидрида сернистого определяется по формуле:

, г/с (3.5.12)

Расчет валового выброса при термической обработке металлоизделий проводится по формуле:

Mтi = gi . m . 10-6 , т/год (3.5.13)

где gi - удельное выделение загрязняющего вещества, г/кг обрабатываемых деталей (табл.3.5.5);

m - масса обрабатываемых деталей в год, кг.

Расчет максимально разового выброса проводится по формуле:

, г/с (3.5.14)

где b - максимальная масса обрабатываемых деталей в течение рабочего дня, кг;

t - “чистое” время, затрачиваемое на обработку деталей в течение рабочего дня, час.


Таблица 3.5.1

Характеристика топлив (при нормальных условиях) [2, 6]

Топливо gт , % Qчi , Мдж/кг, м3 Sr, %
Угли      
Донецкий бассейн 28,0 18,50 3,5
Днепровский бассейн 31,0 6,45 4,4
Подмосковный бассейн 39,0 9,88 4,2
Печорский бассейн 31,0 17,54 3,2
Кизеловский бассейн 31,0 19,65 6,1
Челябинский бассейн 29,9 14,19 1,0
Карагандинский бассейн 27,6 21,12 0,8
Экибастузский бассейн 32,6 18,94 0,7
Кузнецкий бассейн 13,2 22,93 0,4
Кузнецкий (открытая добыча) 11,0 21,46 0,4
Канско-Ачинский бассейн 6,7 15,54 0,2
Иркутский 27,0 17,93 1,0
Бурятский 16,9 16,88 0,7
Остров Сахалин (среднее по Сахалину)   22,0   17,33   0,4
Мазут      
малосернистый 0,1 40,30 0,5
сернистый 0,1 39,85 1,9
высокосернистый 0,1 38,89 4,1
Природный газ из газопроводов      
Саратов-Москва - 35,82 -
Саратов-Горький - 36,13 -
Ставрополь-Москва - 36,00 -
Серпухов-Ленинград - 37,43 -
Брянск-Москва - 37,30 -
Промысловка-Астрахань - 35,04 -
Ставрополь-Невинномыск-Грозный - 41,75 -

Таблица 3.5.2

Значения коэффициента c в зависимости от типа топки и топлива [2]

Тип топки Топливо c
С неподвижной решеткой и ручным забросом   Бурые и каменные угли   0,0023
  Антрациты:  
  АС и АМ 0,0030
  АРШ 0,0078
Камерная Мазут 0,0100

Таблица 3.5.3

Характеристика топок [2]

Тип топки Топливо g2 g1
C неподвижной решеткой и ручным забросом топ- лива     Бурые угли     2,0     8,0
  Каменные угли 2,0 7,0
  Антрациты АМ и АС 1,0 10,0
Камерная Мазут 0,5
  Газ (природный,попутный) 0,5
  Доменный газ 1,5

Таблица 3.5.4

Таблица 3.5.5

Сварка и резка металлов

 

На автотранспортных предприятиях применяется электродуговая сварка штучными электродами, а также газовая сварка и резка металла.

Количество выделяющихся загрязняющих веществ при сварке зависит от марки электрода и марки свариваемого металла, типа швов и других параметров сварочного производства.

Расчет количества загрязняющих веществ проводится по удельным показателям, приведенным к расходу сварочных материалов.

В табл. 3.6.1 - 3.6.3 приводятся удельные показатели выделения загрязняющих веществ при различных сварочных работах [4].

Расчет валового выброса загрязняющих веществ при всех видах электросварочных работ производится по формуле:

Mci = gci . B . 10-6, т/год (3.6.1)

где gci - удельный показатель выделяемого загрязняющего вещества, г/кг расходуемых сварочных материалов;

В - масса расходуемого за год сварочного материала, кг.

Максимально разовый выброс определяется по формуле:

, г/с (3.6.2)

где b - максимальное количество сварочных материалов, расходуемых в течение рабочего дня, кг;

t - “чистое” время, затрачиваемое на сварку в течение рабочего дня, час.

Расчет валового и максимально разового выброса загрязняющих веществ при газовой сварке ведется по тем же формулам, что и для электродуговой сварки, только вместо массы расходуемых электродов берется масса расходуемого газа.

Таблица 3.6.1

Таблица 3.6.2

При газосварочных работах

Технологическая операция Выделяемое загрязняющее вещество
наименование количественные характеристики выделения
единица измерения количество
Газовая сварка стали ацетилено-кислород- ным пламенем азота диоксид г/кг ацетилена 22,0
То же с использованием пропан-бутановой смеси то же г/кг смеси 15,0

 

Таблица 3.6.3

Таблица 3.10.2

Таблица 3.10.3

Таблица 3.10.4

Таблица 3.11.1

Удельные выделения загрязняющих веществ при пайке и лужении [7]

Вид выпол- няемых работ Применяемые вещества и материалы Выделяемое загрязняющее вещество
наименование удельное количество (gi)
г/кг г/с г/с, м2
Пайка паяль- никами с косвенным нагревом Оловянно-свин- цовые припои ПОС-30, 40, 60, 70 Свинец и его соединения   Олова оксид 0,51     0,28    
Медно-цинко- вые Л 60, Л 62 Меди оксид   Цинка оксид 0,072   6,4    
Пайка элект- ропаяль- никами мощ- ностью 20- 60 Вт ПОС-30   ПОС-40   ПОС-60 Свинец и его соединения Олова оксид   Свинец и его соединения Олова оксид   Свинец и его соединения Олова оксид -   -   -   -   -   - 0,0075х10-3 0,0033х10-3 0,0050х10-3 0,0033х10-3   0,0044х10-3 0,0031х10-3  
Лужение погружением в припой ПОС-60 ПОС-40 ПОС-30 ПОС-70 Свинец и его соединения Олова оксид -   - -   - 0,11х10-3 0,05х10-3

 

Таблица 3.12.2

Справочная таблица рабочих объемов двигателей, условной

Таблица 3.13.1

Деталей, узлов и агрегатов

Вид выполняе- мых работ Наименование при- меняемого вещества Выделяемое загрязняющее вещество (на единицу площади зеркала ванны)
    наименование удельное количество (gi), г/с, м2
Мойка и расконсер- вация деталей Керосин Керосин 0,433
Мойка деталей в растворах СМС, содержащих каль- цинированную соду 40-50% Лабомид “Темп- 100Д” и др. Натрия карбонат (кальцинированная сода) 0,0016

 

Таблица 3.14.1

Таблица 3.14.2

Таблица 3.15.1.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. М.,1991.

2. Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/час. М., Гидрометеоиздат, 1985.

3. Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов. НИИ атмос-

фера, 1997.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.008 с.)