Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уход НАТО и последствия для России

Поиск

Российское участие в решении афганской проблемы сегодня является оптимальным.

Во-первых, Россия с самого начала обозначила свое отношение и к 11 сентября 2001 г., и к операции США против талибов. Россия поддержала Соединенные Штаты в трудный момент [37], признала режим талибов экстремистским и террористическим [38] и фактически выступила в составе международной антитеррористической коалиции.

Во-вторых, Россия с самого начала четко обозначила свое неучастие в военных действиях на территории Афганистана. При этом Москва выразила готовность оказывать содействие НАТО и США на уровне военных экспертов и в рамках обмена информацией.

В-третьих, Москва еще до вторжения США в Афганистан оказывала поддержку Северному альянсу, воевавшему против талибов, и продолжала поддерживать альянс после начала военной операции против талибов.

В-четвертых, Москва и сегодня, несмотря ни на какие информационные всплески со стороны Запада, продолжает придерживаться следующей позиции: Россия не принимает никакого военного участия в составе МССБ, но оказывает содействие в плане транзита натовских грузов по своей территории, рассматривает возможность помочь натовцам на возмездной основе с вертолетами [39], принимает участие в планировании мероприятий по борьбе с лабораториями по производству наркотиков на афганской территории [40].

Вопрос о транзите сегодня является ключевым для НАТО. Маршрут на Кабул «Пешавар – Джелалабад» через Хайберский перевал, по территории пуштунских племен, сочувствующих талибам, являлся ключевой транспортной артерией, по предназначенные для коалиционных сил грузы из Пакистана транспортировались на территорию Афганистана. В конце 2008 – начале 2009 г. этот маршрут стал крайне небезопасен по причине целенаправленной террористической деятельности талибов против сил НАТО. Из-за постоянной угрозы терактов использование этого маршрута через границу с Афганистаном в начале 2009 года было решено свести к минимуму. Брюссель всерьез приступил к разработке альтернативного пути снабжения, который бы предусматривал транзит значительной части невоенных грузов НАТО по наземной территории России и соседних с Афганистаном государств Средней Азии.

Договоренность об этом между альянсом и Москвой была достигнута ещё на переговорах в рамках саммита НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. [41] Однако практическая реализация достигнутых соглашений началась только год спустя [42].

Первый эшелон с американским невоенным грузом, сформированным в Латвии, успешно пересек границу России лишь в феврале 2009 г. [43] Разрешение на транзит невоенных грузов НАТО дали также Украина, Узбекистан и Таджикистан.

Ещё одним свидетельством крайней заинтересованности западных партнеров в сотрудничестве с Россией по афганскому вопросу стало подписание в Москве в ходе первого официального визита американского президента Б. Обамы в Россию Соглашения о транзите военных грузов в Афганистан через российскую территорию [44], вступившего в силу в сентябре 2009 г.

Помимо транзита, Россия и НАТО инициировали сотрудничество в области специального проекта Совета Россия – НАТО по подготовке и обучению сотрудников из Афганистана и стран Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Осуществление этого проекта продолжалось даже несмотря на кризис в отношениях после войны в Южной Осетии.

Между тем, НАТО не скрывает, что ожидает от России большего участия в афганских делах, мотивируя это тем, что якобы «в Афганистане натовские солдаты воюют за интересы России». В октябре 2009 г. Генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен заявил о том, что «российская помощь силам НАТО в Афганистане отвечает интересам Москвы, и Россия могла бы снабжать афганские силы безопасности техникой, а также тренировать военнослужащих армии Афганистана» [45].

Более конкретные предложения, а именно о поставках топлива и вертолетов, были сделаны в ходе визита Генерального секретаря НАТО в Москву в начале декабря 2009 г.

Помощь России тем более важна для НАТО в ситуации, когда о выходе из Афганистана и передаче ответственности за судьбу и безопасность страны в руки самих афганцев официально объявлено, но при этом подготовка афганских полицейских и армейских сил идет крайне медленно.

Приближение срока (2014 год), когда должна состояться окончательная передача контроля над ситуацией в стране в руки самих афганцев, беспокоит и Россию. Вызывает сомнение степень готовности афганской армии и полиции к самостоятельной эффективной работе и противодействию терроризму. В связи с этим возникает озабоченность по поводу того, сумеет ли Кабул противостоять реставрации режима «Талибана» и насколько реально будет не допустить повторной талибанизации Афганистана, как это случилось в начале 2000-х.

Большую озабоченность вызывает также ситуация в Пакистане, где талибы по-прежнему представляют серьезную угрозу – не только для Афганистана, но и для самого Пакистана, – и где находят убежище террористы «Аль-Каиды», приверженцы радикального ислама. Борьба с международным терроризмом, который сегодня обосновался в регионе Аф-Пака, имеет для стабильности России, с ее проблемами на Северном Кавказе и соседствующим окружением на южных рубежах, колоссальное значение. Россия, безусловно, не заинтересована в дестабилизации ситуации в бывших советских республиках – Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Казахстане, где исламистские движения имеют почву и неограниченную мобильность.

Угрозой национальной безопасности нашей страны остается проблема наркотиков, поступающих к нам из Афганистана. Беспрецедентный рост производства опиатов в Афганистане, при абсолютном попустительстве со стороны НАТО и США и их нежелании коренным образом решать проблему, в совокупности с внутрироссийскими причинами привел к тому, что в 2009 г. Россия заняла первое место в мире по потреблению героина (и стала основным рынком сбыта афганского героина).

Именно поэтому российское руководство понимает всю важность той войны, которую силы НАТО и США ведут в Афганистане. Россия заинтересована в стабильном Афганистане, хотя бы в силу того, что географически эта страна находится гораздо ближе к нам и нашим соседям в Средней Азии, чем к Европе или тем более США.

В то же время не могут не вызывать опасений имеющие, по всей вероятности, место договоренности между США и Афганистаном о размещении американских баз на афганской территории на долгосрочной основе [46].

В России сильно сомневаются, что уход НАТО из Афганистана будет означать конец войне. Более того, Россия с опаской вглядывается в афганское будущее после 2014 года, – настолько оно непредсказуемо.

 

Примечания:

[1] Памятка МССБ (страны, выделяющие контингенты и численность войск) по состоянию на 16 мая 2011 г. Источник: сайт НАТО / URL: http://www.isaf.nato.int/images/stories/File/Placemats/16%20May%202011%20Placemat.pdf

[2] Крупнейшие контингенты в составе МССБ принадлежат США (90 тыс.), Великобритании (9,5 тыс.), Германии (5 тыс.), Франции (больше 4 тыс.), Италии (3 880 чел.), Канаде (2920 чел.), Польше (2530 чел.), Румынии (1870 чел.), Турции (1785 чел.), Испании (1550 чел.). Вторую группу составляют страны, численность контингентов которых варьируется от 100 человек до тысячи. Лидерами в этой группе являются Грузия (925 чел.), Швеция (500 чел.), Болгария (600 чел.), Бельгия (510 чел.). Третья группа – страны с самым маленьким участием, среди которых Австрия (3 чел.), Исландия (4 чел.), Ирландия (8 чел.). Стоит отметить, что из бывших республик Советского Союза в Афганистане присутствуют: Армения, Азербайджан, Эстония, Грузия, Латвия, Литва, Украина.

[3] По данным независимого англоязычного портала iCasualties.org, который отслеживает боевые потери по Афганистану в ежедневном порядке, в 2010 году силы международной коалиции потеряли убитыми в этой стране 711 человек. Это самый высокий показатель за все годы пребывания МССБ в Афганистане. По состоянию на 3 июня 2011 года силы НАТО и США уже потеряли 222 человека, что уже превысило общее число потерь за весь 2006 год. Источник: http://icasualties.org/

[4] Только по официальным данным Миссии ООН в Афганистане в 2010 г. погибло 2777 человек, из них значительное количество это дети и женщины, которые погибают в результате авиаударов сил коалиции. Реальное количество погибших трудно подсчитать. Afghanistan Annual Report 2010. Protection of civilians in Armed Conflict, March 2011. URL: http://unama.unmissions.org

Серия громких случаев произошла в конце мая 2011 г., когда в результате действий сил МССБ сразу в двух провинциях Гельманд и Нуристан погибло более 50 человек, среди которых были дети и женщины. Среди жертв в провинции Нуристан также оказались 20 афганских полицейских, попавших под «дружественный огонь» НАТО.

[5] В свое время разные политики стран НАТО на самом высоком уровне заявляли о том, что Афганистан является проверкой, тестом для НАТО, который покажет состоятельность альянса на предмет проведения таких масштабных военных миссии в рамках глобальных претензий организации.

[6] Движение «Талибан» зародилось в Афганистане в среде представителей пуштунских племен в начале 90-х гг. Ядром движения стали три десятка студентов (отсюда происходит название движения, «талиб» на арабском и пушту означает «студент») мусульманского духовного училища (медресе) в Кандагаре во главе с духовным лидером муллой Мухаммедом Омаром. Талибы пришли к власти в условиях непрекращающейся гражданской войны после свержения прокоммунистического режима Мохаммада Наджибуллы и ухода советских войск из Афганистана. В сентябре 1996 г. они захватили Кабул и основали Исламский Эмират Афганистан, на территории которого ввели шариатское право в особом, талибском, толковании.

[7] Название «Несокрушимая свобода» (Operation Enduring Freedom) первоначально использовалось в отношении всех военных операций, проводимых американцами в ответ на теракты 9/11, в том числе на территории Филиппин, Сомали, Западной Сахары. Сегодня это название используется в основном для обозначения военной операции США в Афганистане.

[8] Последняя по времени резолюция (1917) была принята 22 марта 2010 г. и продлила мандат МССБ еще на год.

[9] См.: Письмо Генерального секретаря Организации Объединенных Наций от 7 октября 2003 г. на имя Председателя Совета Безопасности. – 2003. – 08 октября. – S/2003/970.

[10] Первое время американское руководство принимало решения по Афганистану в одностороннем порядке. Любопытный факт: по свидетельству некоторых российских дипломатов, работавших в тот период в Постоянном Представительстве РФ при НАТО, фактически подвергнувшиеся 11 сентября 2001 г. вооруженному нападению Соединенные Штаты сначала даже не воспользовались Статьей 5 Вашингтонского договора, проигнорировав механизм реализации так называемого трансатлантического единства. Неприменение Статьи 5 в этом случае грозило бы девальвацией традиционной роли НАТО и как военного блока (базовой задачей которого является защита каждого члена альянса), и как военно-политической связки между европейскими странами и США. Введение в действие этой статьи произошло по инициативе и личному настоянию тогдашнего Генерального секретаря НАТО лорда Робертсона, который в тот момент сделал все от него зависящее, чтобы сохранить единство альянса.

[11] Carp Mihai. Operations: old and new // NATO Review. – 2006. – Spring. URL: http://www.nato.int/docu/review/2006/issue1/english/art2.html

[12] Теракты в Мадриде 11 марта 2004 г. были осуществлены боевиками «Аль-Каиды» за три дня до парламентских выборов и задумывались как повторение трагедии 11 сентября 2001 г. В результате взрывов четырёх пригородных электропоездов погиб 191 человек и еще 2050 было ранено. Год спустя произошла серия взрывов в Лондоне. Было убито 52 человека, ранено около 700 человек.

[13] О снятии с Пакистана санкций, введенных против Исламабада (а также против Индии) после ядерных испытаний 1998 г., президент Буш объявил 22 сентября 2001 г. На эту тему см.: India and Pakistan: Current U.S. Economic Sanctions, CRS Report for Congress, October 12, 2001.

[14] 2640-километровая, практически неразмеченная граница между Афганистаном и Пакистаном возникла в результате трёх англо-афганских войн, в которых Великобритания пыталась расширить Британскую Индию. Эта линия является результатом переговоров 1893 г. между афганским эмиром Абдуррахманом и секретарём индийской колониальной администрации сэром Мортимером Дюрандом. Афганистан не признает эту границу в качестве официальной. Эта пограничнаятерритория, населенная в основном пуштунами, является серьезным дестабилизирующим фактором не только в отношениях Кабула и Исламабада, но и в целом в регионе Среднего Востока.

[15] О создании Исламского государства Вазиристан было объявлено талибами 14 января 2006 г.

[16] После нескольких месяцев ожесточенных боевых действий против талибов в Северном Вазиристане в сентябре 2006 г. президент Мушарраф заключил с ними, а также с главами племен Территории племен федерального управления (FATA) соглашение и решил выпустить из тюрем 132 боевика в обмен на прекращение вооруженных действий против частей пакистанской армии, дислоцированных в этом регионе. Все это способствовало дальнейшей талибанизации приграничных районов Афганистана. Зона племен FATA (The Federally Administrated Tribal Areas) в значительной степени контролируется талибами. На ее территорию не распространяется юрисдикция пакистанских судов.

[17] После затяжного внутриполитического скандала П. Мушарраф в ноябре 2007 г. покинул пост начальника штаба сухопутных войск Пакистана и принял присягу в качестве гражданского главы государства. Однако в связи с угрозой процедуры импичмента в августе 2008 г. ему пришлось уйти в отставку с поста президента страны.

[18] По сообщениям некоторых СМИ, численность талибов составляла порядка 4 тыс. человек против 12 тыс. пакистанских военных. Минобороны Исламской республики Афганистан сомневается в борьбе Исламабада против боевиков // Afghanistan.ru (электронный ресурс). – 2009. – 06 мая.

[19] К примеру, в феврале 2009 г. Исламабад заключил с пакистанскими талибами соглашение о введении на северо-западе страны в стратегическом регионе долины Сват и прилегающей к ней территории некоторых законов шириата. Долина Сват, бывшая некогда автономным княжеством в составе Пакистана, сегодня, по сути, также представляет собой де-факто независимый регион, где влияние центральных властей с каждым днем становится все более эфемерным.

[20] Первая такая встреча состоялась в мае 2009 г.

[21] Накануне саммита НАТО в апреле 2009 г. речь шла о дополнительных 17 тыс. американских войск.

[22] По оценкам США, ВВП Афганистана в 2010 г. составил всего лишь 29,8 млрд долларов, страна занимает 110-е место в мире. Afghanistan // The World Factbook of the United States Central Intelligence Agency / URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/af.html

[23] Strasbourg / Kehl Summit Declaration, Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Strasbourg / Kehl on 4 April 2009, April 4, 2009.

[24] В связи с обострением ситуации в Афганистане вопрос об отправке войск оказался в центре внимания американских политиков. Жаркая дискуссия была подогрета утечкой в начале сентября 2009 г. информации из секретного доклада командующего силами США и НАТО в Афганистане генерала Стенли МакКристала президенту Б. Обаме. В докладе генерал МакКристал обозначил перспективу реальной военной катастрофы в Афганистане в случае непринятия радикальных мер, в том числе значительного увеличения воинского контингента.

[25] Ряд стран объявили о том, что не будут продлять пребывание своих контингентов в Афганистане.

[26] Однако афганский урок для НАТО не пошел впрок, скорее наоборот, Афганистан лишь «раззадорил» идеологов альянса. Это вылилось в принятие на саммите НАТО в Лиссабоне осенью 2010 г. новой Стратегической концепции, в которой кризисное реагирование и миротворчество фиксируется отныне в качестве одной из основных задач (key task) НАТО. А принятие в первой половине 2011 г. нового документа, содержащего концепцию военных операций НАТО с участием партнеров и желающих («Политико-военные рамки для участия партнеров в операциях под командованием НАТО»), лишь подтверждает серьезность намерений альянса на этот счет.

[27] Так, например, осенью 2009 г. натовцы активно призывали Россию усилить свой вклад в афганскую кампанию, в том числе рассмотреть возможность поставок МССБ российских вертолетов на безвозмездной основе.

[28] NATO Training Mission in Afghanistan, NTM-A // URL:http://ntm-a.com/wordpress2/

[29] ECHO (European Commission Humanitarian Office).

[30] Любовь Ярошенко. Афганистан в контексте внешней политики Европейского союза / Л.Ярошенко // Звенья. – 2011. – №2 (15).

[31] Там же.

[32] EU Police Mission in Afghanistan (EUPOL AFGHANISTAN) // URL: http://www.eupol-afg.eu/

[33] Любовь Ярошенко. Афганистан в контексте внешней политики Европейского союза / Л.Ярошенко // Звенья. – 2011. – №2 (15).

[34] Переход к четвертой фазе сразу в семи афганских провинциях был официально объявлен 22 марта 2011 года президентом Карзаем на встрече с представителями НАТО и стран-участниц МССБ в Берлине. Это провинция Бамиан, город Герат, провинция Кабул, Лашкар Гах (Гельманд), Мазари-Шариф (Балх), Мехтар Лам (Лагман). В других районах и провинциях ситуация остается на фазе 3 - стабилизации. См.: Президент Карзай объявляет о начале первой стадии перехода. – 22 марта. – 2011. URL:http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_71685.htm

[35] Afghanistan and NATO put theory into practice in their Enduring Partnership, April 14, 2011. URL:http://www.nato.int/cps/en/natolive/news_72547.htm

[36] Заявления о переговорах с американцами по вопросу о размещении постоянных военных баз в Афганистане Х. Карзай сделал на одной из пресс-конференций в начале февраля 2011 г.

[37] Тогдашний президент Владимир Путин сразу же после терактов 11 сентября 2001 г. одним из первых выразил поддержку американскому народу от лица российского народа.

[38] МИД России поддержал контртеррористическую операцию на территории Афганистана // NEWSru.com (электронный ресурс). – 2011. – 08 октября. URL: http://newsru.com/russia/08oct2001/mid/html

[39] НАТО испытывает в Афганистане нехватку боевых и транспортных вертолетов. В Афганистане работают гражданские вертолетчики из России и стран СНГ, российские самолеты перебрасывают из США грузы в Афганистан через Пакистан. Это немалая помощь, учитывая тот факт, что парк вертолетов и грузовых самолетов, которым пользуются натовцы в Афганистане, – это во многом российская техника.

[40] Первая громкая совместная операция США и России по ликвидации нарколабораторий была проведена в конце октября 2010 г. URL: http://www.newsru.com/world/29oct2010/fsknafghan.html

[41] Стоит отметить, что ещё до Бухареста Франция (2004 г.) и Германия (2004 г.) подписали с Россией двусторонние соглашения о транзите военных грузов в Афганистан через территорию России. Аналогичное соглашение с Испанией было подписано в марте 2009 г., с Италией – в апреле 2011 г.

[42] Во многом реализация данного соглашения была затянута в связи с осложнением российско-натовских отношений после событий на Кавказе в августе 2008 г.

[43] Подтверждением большой заинтересованности НАТО в помощи Москвы по Афганистану стало то, что уже через полгода с момента политического кризиса между Россией и НАТО брюссельские чиновники заговорили о необходимости наладить испорченные отношения. Политическое решение было принято на юбилейном саммите НАТО в 2009 г., формально отношения были восстановлены в ходе первой встречи Совета Россия – НАТО на Корфу в начале июня 2009 г.

[44] Это соглашение предусматривает использование российского воздушного пространства при транспортировке военного оборудования и личного состава для усиления американского и натовского воинского контингента в Афганистане. В соответствии с подписанным документом, Вашингтон ежегодно будет отправлять через территорию России до 4 500 человек, а также грузы различного назначения, что, в свою очередь, поможет Белому дому сэкономить до 133 млн долларов в год на топливе и других логистических издержках. United States-Russia Military Transit Agreement Fact Sheet, July 6, 2009 // The White House (электронныйресурс).URL:http://www.whitehouse.gov/the_press_office/FACT-SHEET-United-States-Russia-Military-Transit-Agreement/

[45] Генсек НАТО пригласил Россию на вторую войну в Афганистане // NEWSru.com (электронный ресурс). – 2009. – 08 октября. URL:http://www.newsru.com/world/08oct2009/inte.html

[46] Информация о переговорах администрации США с Кабулом на эту тему появилась в СМИ в феврале 2011 г.

Читайте также на нашем портале:

««Гуманитарные интервенции» Запада: от Боснии до Ливии» Петр Искендеров

Афганистан. Коллекция фактов

«Афганистан: вторые президентские выборы» Алексей Макаркин

«Афганистан: политические итоги 2008 года» Андрей Серенко

«Проблема Восточного Туркестана и Тибета в свете американской интервенции в Афганистане» Александр Кадыбарев

 

1. Международные отношения и региональные конфликты

Военно-политические блоки.

Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене вело к созданию военно-политических блоков. Наибольшее их число возникло по инициативе и под главенством США: НАТО (1949 г.), АН-ЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США, 1951 г.), СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Паки стан, Таиланд, Филиппины, 1954 г.), Багдадский пакт (Велико британия, Турция, Ирак, Пакистан, Иран, 1955 г.; после выхо да Ирака — СЕНТО).

В 1955 г. была образована Организация Варшавского догово ра (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Бол гария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Основные обязательства участников блоков заключались во взаимной помощи друг другу в случае нападения на одно из государств-союзников.

Практическая деятельность внутри НАТО и ОВД выражалась прежде всего в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии противостоя ния блоков. Особенно значительные силы сторон были сосредо точены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое коли чество атомного оружия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.016 с.)