Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотезы и модели прямых иностранных инвестиций в теории внешней торговли↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В классической и неоклассической теориях внешней торговли любая возможность объяснения прямых иностранных инвестиций исключается в силу предположения об абсолютной неперемещаемости производственных факторов в международном масштабе. Такое предположение было вызвано тем, что в период разработки данных теорий ПИИ имели малое значение. Классики Смит и Рикардо занимались преимущественно выяснением причин торговых отношений между нациями. Включение в теорию внешней торговли в 1930-х гг. допущения о межстрановой перемещаемости производственных факторов также не привело к детальному изучению мотивов ПИИ. Такие ученые, как Олин, Иверсен, Нурксе, ограничились объяснением международных портфельных инвестиций. Особое внимание они уделили проблеме выплаты репараций после первой мировой войны. К тому же в 1930-х гг. наблюдались острые финансовые кризисы, многие страны прибегали к жестким мерам по ограничению движения капиталов, а также испытывали явно выраженное недоверие друг к другу. Все это резко огранивало возможности ПИИ. Последовавший вскоре бум кейнсианских концепций регулирования экономики сконцентрировал внимание ученых на экономических решениях, которые принимаются в относительно короткие периоды времени. Это также не способствовало разработке теории ПИИ. Лишь в 1970-х гг. появились наконец модели ПИИ, основанные на теории внешней торговли. Корден несколько модифицировал условия известной модели H-O-S, которую разработал ранее Олин, и применил ее к решениям предприятий, которые производят в своей стране множество дифференцированных продуктов. Новая гипотеза основана на следующих предположениях: (1) для всех стран характерны неоклассические производственные функции, которые для соответствующих товаров во всех странах одинаковы; (2) факторы спроса во всех странах идентичны; (3) вещественный и интеллектуальный капиталы в международном плане абсолютно мобильны; (4) фактор «рабочая сила» везде немобилен; (5) производственные функции и обеспеченность факторами производства с течением времени не меняются; (6) отсутствуют или не влияют на принятие решений предприятиями о месте размещения своих производств меры государственного регулирования, такие, как пошлины и налоги на доходы; (7) отсутствуют транспортные издержки; (8) эффект от роста масштабов производства не проявляется. Новыми предпосылками были здесь введение в рассмотрение дополнительного фактора «интеллектуальный капитал», а также допущение об абсолютной мобильности вещественного и интеллектуального капитала. Следствием является то, что как рентабельность использования вещественного капитала, так и предельная производительность фактора «труд», а вместе с ними и производственные издержки во всех местах должны стремиться к одному уровню. Если отказаться от предположения (3), то получаются известные посылки модели H-0-S о немобильных факторах производства. При допущении о том, что производственные функции варьируют в зависимости от места расположения производства (отказ от предположения (1)), можно сделать вывод, что страны, в которых имеются преимущества в отношении «немобильных факторов» (инфраструктура, политические условия и др.), привлекают мобильные международные ресурсы. Существование транспортных издержек (отказ от предположения (7)) влияет на принятие решения о размещении производства в местах, максимально приближенных к рынкам сбыта. То же самое можно сказать, если на международную торговлю влияет введение ограничений на импорт (отказ от предположения (6)). Отказ от предположения (8) означал бы преимущественное принятие решений в пользу централизации производства в отдельных местах с отказом от создания дочерних структур. Если допускать изменчивость производственных функций во времени (отказ от предположения (5)), то решения о месте размещения производства должны постоянно корректироваться. Если, наконец, отказаться от предположения абсолютной международной мобильности вещественного и интеллектуального капитала (3), в том числе его легкой перемещаемости от материнской к дочерней компании, то экспорт товаров может оказаться предпочтительнее основания дочерних структур за рубежом. Следующей попыткой объяснения прямых иностранных инвестиций следует отметить гипотезу Хирша. Он провел сравнение издержек экспортной деятельности и от основания дочерних компаний. Исходным пунктом опять-таки послужила неоклассическая модель H-0-S, которая была расширена путем учета конкурентных преимуществ компаний, а также издержек производства на получение информации, коммуникационных и трансакционных издержек. К производственным издержкам в стране материнской компании А (Ра) и в потенциальной стране-реципиенте инвестиций В (Рb) были отнесены как издержки капитала, так и другие издержки, связанные с факторами производства. Кроме того, конкурентные преимущества (К) в форме новых более высокого уровня, технологических знаний или используемых приемов маркетинга создавали стимулы к экспорту товаров и основанию дочерних компаний. В рамках рассматриваемой гипотезы они были представлены как следствие затрат в исследования и разработки, а также в маркетинговых стратегиях. Далее Хирш учитывает различные издержки на продажу товаров на национальных (Md) и международных рынках (Мx), т. е. коммерческие издержки. Разница между коммерческими издержками (М = Мх — Md) вызвана прежде всего более высокими затратами на транспортировку, упаковку и страхование товаров, которая возникает при экспорте товаров в сравнении со сбытом продукции на национальном рынке. К этому добавляются также такие специфические издержки, как издержки на коммуникацию, которые возникают из-за различия языков. Наконец, существенную роль играют издержки, связанные с контролем за деятельностью материнской компании на национальном рынке (Cd) и дочерней — в другой стране (Сх). Разница этих издержек (С = Сх— Cd) вызывается удаленностью материнской компании от дочерней, а также незнакомым и иногда неблагоприятным для иностранных инвесторов инвестиционным климатом в других странах. Исходя из указанных предпосылок, Хирш вывел критерии для выбора между двумя стратегиями интернационализации деятельности. Компания из страны А предпочитает экспорт продукции в страну В в том случае, когда выполняются соотношения: (1) Ра + М < Рb + К, (2) Ра + М < Рb + С. Компания предпочитает создание дочерней структуры в стране В, если выполняются соотношения: (3) Ра + С < Рb+К, (4) Рb + С < Ра + М. Видно, что правила выбора основаны на минимизации совокупных издержек. В частности, компания предпочитает основание дочерней структуры, в соответствии с неравенствами (3) и (4), если издержки ПИИ, равные Рb + С, оказываются меньше издержек экспортной деятельности Ра + М, а потенциальный инвестор располагает конкурентными преимуществами в сравнении с конкурентами в стране В. Теория принадлежности Компания должна вкладывать крупные инвестиции для развития совершенного менеджмента, владения основной информацией о покупателях, новых технологиях и лучших товарах. Проблема компании состоит в том, чтобы заработать соответствующую прибыль на этих инвестициях и продолжить инвестирование для постоянного усовершенствования своих особых преимуществ. Прибыли, которые она может заработать, ограничены конкуренцией со стороны других компаний, действующих на товарном рынке. Эти компании пытаются создать и использовать свои собственные особые преимущества. Особые преимущества компании приводят к тому, что фирма начинает вкладывать прямые инвестиции в зарубежные страны вследствие тех же причин, которые заставляют ее создавать свое собственное оборудование вместо того, чтобы покупать его у других компаний в родной стране. Использование экономикой ПИИ зависит от принятия решения о расширении границ компании в международном масштабе (покупать ли, приобретать ли или брать в аренду и т.д.). Прибыль от преимуществ будет принадлежать компании, если последняя придет к выводу, что лучшее для нее решение - оставить себе контроль и право собственности. Теория интернализации Теория конкурентных преимуществ, обусловленных обладанием цепными активами, только частично раскрывает причины прямою инвестирования за рубежом. Однако эта теория не позволяет объяснить, почему компании следует отдать предпочтение выходу на иностранный рынок посредством ПИИ вместо того, чтобы использовать свои конкурентные преимущества на международном рынке другими способами, например посредством экспорта своей продукции, расширения сферы деятельности на условиях франчайзинга или продажи лицензий на использование своих технологий иностранным компаниям. Теория интернализации позволяет найти ответ на этот вопрос на основании концепции транзакционных издержек. Транзакционные издержки — это издержки на заключение сделки; другими словами, это затраты, связанные с ведением переговоров по заключению контракта, отслеживанием указанных в нем условий, а также приведением контракта в действие. Руководством компании должно быть принято решение о том, как компании лучше поступить: приобрести или построить собственное предприятие за границей и управлять им или заключить контракт с иностранной фирмой на управление предприятием на основании франчайзингового договора, лицензионного соглашения или договора о поставках. Согласно теории интернализации, следует отдать предпочтение прямому инвестированию (другими словами, выпуск продукта, реализуемого на международном рынке, следует осуществлять в рамках корпорации) в случае, если издержки на ведение переговоров по заключению контракта, отслеживание указанных в нем условий, а также приведение в действие контракта с другой компанией выше по сравнению с затратами, которых требует прямое инвестирование капитала в собственные зарубежные предприятия. Эклектическая теория Даннинга Теория иитернализации раскрывает причины выхода компаний на международный рынок посредством ПИИ. Однако эта теория не дает ответа на вопрос о том, почему за рубежом следует размещать производственные мощности по выпуску продукции, — независимо от того, принадлежат ли эти мощности самой компании или ее подрядчику. Другими словами, получает ли компания конкурентные преимущества от размещения производства на территории зарубежных стран? Решению этой проблемы посвящена эклектическая теория, разработанная Джоном Даннингом. Эклектическая теория - это универсальная теория прямых иностранных инвестиций, сочетающая в себе анализ следующих трех аспектов ведения бизнеса на рынках зарубежных стран: преимущества от обладания ценными активами, преимущества от размещения производства за рубежом и преимущества от интернализации процесса выпуска продукции или предоставления услуг. Согласно этой теории, процесс прямого вложения капитала в зарубежные предприятия оказывает влияние как на международную коммерческую деятельность компании, так и на ее внутрикорпоративную деятельность. В соответствии с эклектической теорией Даннинга ведение бизнеса за рубежом посредством ПИИ целесообразно в случае выполнения следующих условий. 1. Наличие конкурентных преимуществ, обусловленных обладанием ценными активами. Компания должна иметь уникальные конкурентные преимущества, которые позволили бы ей успешно конкурировать с иностранными компаниями на их отечественных рынках. В число активов, которые могут обеспечить такие конкурентные преимущества, входит торговая марка, запатентованная технология, возможность получения экономии от масштаба и т. д. 2. Наличие преимуществ от размещения производственных мощностей за рубежом. Ведение бизнеса посредством размещения мощностей за рубежом должно быть более выгодным по сравнению с размещением мощностей на отечественных предприятиях. 3. Наличие преимуществ от интернализации ведения бизнеса. Компании должно быть более выгодно управлять своими предприятиями за рубежом, чем нанимать независимую местную фирму для выполнения соответствующих работ. Осуществление такого контроля дает компании преимущества в следующих случаях: приведение контракта в исполнение, а также отслеживание действий местной компании, предусмотренных в контракте, требует больших затрат; местная компания незаконно присваивает запатентованную технологию; неадекватные действия местной компании наносят вред репутации компании и ее торговой марки. Модель Дж. Даннинга используется многими западными авторами как базовая в различных исследованиях: для анализа неакционерных форм ПЗИ с учетом вида продуктов и характеристики зарубежного рынка, для объяснения новых форм ПЗИ с учетом размера фирмы, отрасли и страны происхождения.
Портфельные инвестиции.
В отличие от ПИИ к портфельным инвестициям, по версии ЮНКТАД, причисляются вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятия и составляющих менее 10% в его общем акционерном капитале. К ним же относятся инвестиции в облигации, векселя и другие долговые обязательства. В практике большинства стран 10% (и выше) акционерное участие в уставном капитале иностранной компании квалифицируется как прямые иностранные инвестиции. В ряде стран (например, в Германии, Великобритании) этот порог составляет 20%, а все более мелкие капитальные трансакции относятся к портфельным вложениям. Ввиду этих различий межстрановая статистика в отношении прямых иностранных вложений не всегда совпадает. Основные методы портфельного инвестирования включают: (а) покупку ценных бумаг на рынках других стран; (б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране; (в) вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды. Отличия вывоза предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных зарубежных инвестиций, вытекающие из вышеприведенных определений, представлены в табл. 8. Таблица 8 Характерные отличия прямых и портфельных инвестиций
Портфельные инвестиции преимущественно основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государства нередко приобретают иностранные ценные бумаги. В рамках международной экономики изучаются только международные портфельные инвестиции, то есть инвестиции в иностранные ценные бумаги. Инвестиции в национальные ценные бумаги изучаются теориями финансового менеджмента, управления инвестиционным портфелем и пр. Поэтому классификация ценных бумаг, принятая в рамках международной экономики, несколько иная по сравнению с теориями внутреннего финансового управления. Международные портфельные инвестиции классифицируются так, как они отражаются в платежном балансе. Они разделяются на инвестиции в: акционерные ценные бумаги — обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ; долговые ценные бумаги — обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ. Причины зарубежных портфельных инвестиций В целом они близки к причинам прямых зарубежных инвестиций с поправкой на то, что в результате осуществления портфельных инвестиций инвестор не приобретает права контроля за предприятием, в которое вложен капитал. Однако в то же время ликвидность портфельных инвестиций, то есть способность быстро превратить ценные бумаги в наличную валюту, значительно выше, чем у прямых инвестиций. Главная причина осуществления портфельных инвестиций — стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска. В известном смысле портфельные инвестиции рассматриваются как средство защиты денег от инфляции и получения спекулятивного дохода. При этом ни отрасли, ни типы ценных бумаг, в которые осуществляются инвестиции, особого значения не имеют, если они дают желаемый доход за счет роста курсовой стоимости и выплачиваемых дивидендов. Объем портфельных инвестиций в мире в 2008 году составил 1 060 млрд. долл. США. Портфельные инвестиции за рубеж из России составили в 2008 году – 532 млн. долл. США (0,5% от общей суммы инвестиций за границу), в 2007 году – 2 276 млн. долл. США (3,0% от общей суммы инвестиций). Таким образом, их темпы роста составили за этот период 23,37%. Портфельные инвестиции из-за рубежа в Россию составили в 2008 году – 1 415 млн. долл. США (1,4% от общей суммы инвестиций из-за границы), в 2007 году – 4 194 млн. долл. США (3,5% от общей суммы инвестиций). Таким образом, их темпы роста составили за этот период 33,7%.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.73.248 (0.009 с.) |