Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита прав иностранных инвесторов : стабилизационная оговорка, страхование инвестиций, рассмотрение инвестиционных споров.

Поиск

В соответствие со ст. 2 закона «Об инвестиционной деятельности» иностранным инвестором признается:

• Иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствие с личным законом при условии, что данное лицо в соответствие с законодательством своего государства имеет право осуществлять иностранные инвестиции

• Иностранные организации не являющиеся юридическими лицами, но имеющие право осуществлять инвестиционную деятельность

• Иностранные граждане и лица без гражданства постоянно проживающие за пределами РФ

• Международные организации и иностранные организации, осуществляющие иностранные инвестиции на основе международных договоров

Таким образом, в качестве инвесторов закон называет лиц с различным юридическим статусом. При этом в отношении каждого из субъектов сделана оговорка, что для того, чтобы считаться иностранным инвестором лицо должно обладать правом на осуществление инвестиционной деятельности в соответствии со своим национальным законодательством.

Защита прав иностранных инвесторов на территории РФ проводится различными способами. Одной из важнейших гарантий является распространение на тот или иной проект с иностранными инвестициями так называемой «дедушкиной» (стабилизационная) оговоркой.

Согласно данной оговорке инвестору предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, действовавшего ранее. Дедушкина оговорка на территории России применяется на основе закона об иностранных инвестициях. При этом в законе установлены определенные положения, ограничивающие действие этой оговорки.

o Во-первых, оговорка не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательство в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны и безопасности государства

o Оговорка применяется в отношении иностранных инвесторов только осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты в отношении товаров, ввозимых для реализации, т.е. в отношении проектов на особо крупные суммы. Причем такой проект должен быть включен в перечень, утверждаемый правительством

o Оговорка распространяется на организации с иностранными инвестициями в случае, если доля иностранного инвестора составляет более 25%

o Действие оговорки для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости проекта, но не более 7 лет

В законодательстве других государств применение дедушкиной оговорки предусмотрено в более широком объеме. Конвенция СНГ «О защите прав инвесторов» так же предусматривает применение оговорки в том случае, если экономический суд СНГ вынесет решение, подтверждающее факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности. В этом случае соответствующие законодательные нормы приостанавливаются с момента их принятия и возобновляют своё действие по истечение5 лет с даты вынесения решения.

Другие гарантии защиты прав инвесторов установлены международными соглашениями РФ. Особого внимания заслуживают Сеульская и Вашингтонская конвенции.

Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций одобрена советом управляющих международного банка реконструкции и развития 11 октября 1985г на ежегодной сессии в Сеуле. Россия ратифицировала конвенцию 22 декабря 92г. Конвенция заключена с целью урегулирования вопросов, связанных с некоммерческими рисками при осуществлении иностранных инвестиций. С целью страхования таких инвестиций учреждено многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА).

МИГА представляет собой многостороннее агентство по предотвращению и минимизации рисков, способствующее увеличению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования инвестиций от политических и некоммерческих рисков, а так же путем посредничества в спорах между инвесторами и государствами и информационного содействия в сфере инвестиций.

В соответствие с конвенцией главная задача агентства состоит в стимулировании потока инвестиций. Таким образом, агентство дополняет деятельность международных финансовых учреждений.

Основной вид деятельности агентства – предоставление гарантий, в том числе совместного и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций. Гарантируемые агентством капиталовложения должны отвечать следующим требованиям:

• Быть экономически обоснованными и вносить весомый вклад в развитие принимающей страны

• Соответствовать законам и правила принимающей страны

• Соответствовать правозглашенным целям и приоритетам принимающей страны

При предоставлении гарантий так же оценивается существование условий для капиталовложений в принимающей стране, включая наличие справедливого и равного подхода к капиталовложению и правовой защиты для него.

Капиталовложение гарантируется агентством только в том случае, если они будут производиться на территории развивающихся стран.

Агентство осуществляет страхование капиталовложений от следующих некоммерческих рисков:

 Перевод валюты

 Экспроприация и аналогичные меры

 Нарушение договора

 Война и гражданские беспорядки

Условия каждого конкретного договора определяются по правилам, установленным советом директоров МИГА.

Размер страховой премии определяется на основе анализа рисков каждого конкретного проекта.

Гарантии могут предоставляться на срок до 15 лет. При этом размер страхового обеспечения может составлять до 90% инвестированных средств.

Статья 18 Конвенции предусматривает использование механизма суброгации в случае выплаты страховой суммы инвестору. Все споры, возникающие в порядке суброгации, регулируются в соответствие со специальной процедурой, предусмотренной вторым приложением Конвенции, либо устанавливается отдельным соглашением об альтернативном методе урегулирования спора, заключенным между агентством и соответствующим государством.

Процедура разрешения спора по Конвенции заключается в следующем:

В случае, если спор не урегулирован путем переговоров в течение 120 дней, то стороны вправе передать рассмотрение спора в арбитраж, либо по взаимному соглашению могут прибегнуть к согласительной процедуре при содействии избранного посредника.

Арбитраж начинается путем уведомления истцом ответчика. При этом в уведомлении указываются: характер спора, суть иска и фамилия арбитра, назначаемого истцом.

В течение 30 дней после получения уведомления ответчик уведомляет истца о фамилии назначаемого им арбитра. Через 30 дней после назначения второго арбитра обеими сторонами избирается третий арбитр, который выступает в качестве председателя арбитража. Арбитражное решение в данном случае является окончательным и обязательным для сторон. При этом оно не может стать предметом апелляции, отмены или пересмотра.

Таким образом МИГА является эффективным международным механизмом страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, предоставляющим гарантии для инвестиционных проектов, реализуемых на территории России и других стран.

В настоящее время участниками конвенции являются 170 государств.

Вашингтонская конвенция

Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими (ЮЛ) лицами других государств одобрена управляющим Всемирного банка в Вашингтоне 18 марта 1965г.

Россия подписала конвенцию 16 июня 93г, но до настоящего времени её не ратифицировала.

Однако положения конвенции всегда предусматриваются в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Конвенция заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающим в сфере международных частных инвестиций. В отношении таких споров обычно применяется национальная юрисдикция государства, однако наличие механизма международной защиты является важной гарантией прав иностранных инвесторов, так как предоставляет им возможность независимого и беспристрастного рассмотрения споров между государством и частным инвестором.

С целью создания такого механизма под эгидой Международного Банка Реконструкции и Развития был учрежден международный Центр по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД).

Организационная структура ИКСИД включает в себя административный совет и секретариат. Центр возглавляется генеральным секретарем, который избирается административным советом, который избирается административным советов по представлению председателя совета.

Центр ведет списки примирителей и арбитров, а так же обеспечивает организационную сторону примирительной и арбитражной процедур.

Каждое государство-участник конвенции может назначить в каждый список по 4 человека (4 примирителя и 4 арбитра). Председатель административного совета ещё по 10 человек.

Под юрисдикцию ИКСИД подпадают инвестиционные споры между государством-членом конвенции и частным лицом другого государства. Однако для передачи спора на рассмотрение ИКСИД требуется письменное согласие обеих сторон.

Любое договаривающееся государство может признать конвенцию действующей только в отношении определенных категорий споров. Таким образом спор может быть передан на рассмотрение ИКСИД, если он отвечает следующим требованиям:

 Является спором правового характера в сфере инвестиций

 Сторонами спора являются государством и частные субъекты (при этом хотя бы 1 из них относится к государству-участнику конвенции)

 Имеется письменное согласие сторон на передачу спора

Так же спор может быть передан на рассмотрение ИКСИД в случае, если такая возможность предусмотрена двусторонним соглашением о взаимной защите инвестиций между государством-стороной в споре и государством происхождения инвестора.

Такая возможность предусмотрена дополнительным протоколом конвенции 1979г.

Кроме того возможность передачи спора на рассмотрение ИКСИД может быть предусмотрена внутренним законодательством государства-участника спора.

Для разрешения инвестиционных споров конвенция предусматривает примирительную и арбитражную процедуры.

Примирительная процедура заключается в следующем:

Лицо, желающее возбудить примирительную процедуру, обращается к генеральному секретарю ИКСИД с письменной просьбой. На основании этой просьбы формируется примирительная комиссия, которая состоит из любого нечетного числа примирителей, назначаемых по соглашению сторон.

Комиссия осуществляет примирительные процедуры, суть которых состоит в том, чтобы выяснить предмет спора между сторонами и добиться достижения соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях.

В этих целях комиссия может на любой стадии разбирательства рекомендовать сторонам те или иные условия урегулирования спора.

Стороны должны добросовестно сотрудничать с комиссией и учитывать её рекомендации.

Результат работы примирительной комиссии отражается в протоколе.

Арбитражная процедура заключается в следующем:

Лицо, желающее возбудить арбитражную процедуру, обращается с письменной просьбой к генеральному секретарю ИКСИД. На основе просьбы формируется арбитражный суд, который состоит из любого нечетного числа арбитров, назначаемых по соглашению сторон.

Если стороны не пришли к согласию, суд формируется в составе 3-х арбитров, по одному из которых назначает каждая из сторон, а третий (являющийся председателем суда) назначается либо по соглашению сторон, либо генеральным секретарем ИКСИД.

Суд разрешает спор в соответствие с такими нормами права, которые согласованы сторонами. При отсутствии такого соглашения суд применяет право договаривающегося государства, являющегося стороной спора.

Все вопросы суд решает большинством голосов. Арбитражное решение выносится в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда (подписывают только те, которые голосовали ЗА).

Арбитражное решение может быть пересмотрено в случае выявления какого либо факта, который существенно влияет на это решение, при условии, что в момент вынесение решения этот факт был неизвестен суду и заявителю, и незнание этого факта не было результатом небрежности.

Каждое государство-участник должно признавать арбитражное решение и выполнять предусмотренные в нем финансовые обязательства.

В настоящее время ИКСИД является авторитетным органом по рассмотрению споров в сфере иностранных инвестиций, который способствует формированию единообразной практики в международном инвестиционном праве.

На настоящий момент в конвенции участвует 143 государства.

Кроме многосторонних соглашений по вопросам иностранных инвестиций важную роль в защите прав инвесторов играют двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Задачей таких соглашений является установление ясных и реализуемых правил, призванных обеспечить допуск иностранных инвестиции.

В целях унификации условий таких соглашений правительство РФ постановлением от 9 июня 2001г утвердило типовую форму соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В соответствие с данным постановлением подобное соглашение должно затрагивать следующие вопросы:

1) Понятие иностранного инвестора и инвестиций

2) Допуск капиталовложений другой страны

3) Режим иностранных инвестиций

4) Защита прав инвесторов при экспроприации

5) Возмещение нанесенного инвестором ущерба

6) Правила перевода платежей

7) Применение суброгации

8) Разрешение споров между инвестором и государством



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.192 (0.009 с.)