Итоговая стоимость проекта складывается из ее базисного уровня и всех дополнительных затрат, вызванных повышением цен и тарифов на применяемые ресурсы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговая стоимость проекта складывается из ее базисного уровня и всех дополнительных затрат, вызванных повышением цен и тарифов на применяемые ресурсы.



Ресурсный и ресурсно-индексный методы определения стоимости проекта направлены на прогнозирование затрат.

Планирование затрат должно осуществляться таким образом, чтобы они могли удовлетворить потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. Для этого составляется бюджет проекта.

Бюджет проекта — это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. В бюджете представлены оценочные результаты откорректированного календарного плана и стратегии осуществления проекта.

При планировании затрат недостаточно знать только общий объем капитальных вложений (инвестиций) на проект. Необходимо также знать ежегодную потребность в финансировании, а для первого года—поквартальную и помесячную разбивку. Поэтому процесс составления бюджета проекта представляет собой распределение сметной стоимости во времени на основании календарного плана.

Общий бюджет показывает расход средств на проект в течение всего периода времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточно точно, а бюджеты будущих лет могут изменяться с изменением цен. На общем бюджете основываются планы отдельных исполнителей.

Бюджет проекта, как и смета, имеет двойное значение.Во-первых, это план действий, во-вторых, это инструмент для руководства и контроля.

Правильно составленный бюджет проекта направлен на решение двух основных задач:

· обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнить проект в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;

· снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Исходной информацией для планирования затрат на проект являются:

· сметная документация по проекту;

· календарный план проекта.

Планированию затрат предшествует выполнение следующих этапов работ:

· на первом этапе на основании календарного плана формируется список работ, которые должны быть выполнены в каждый временной период (год, квартал, месяц);

· на втором этапе на основании сметной документации (локальных смет и сметных расчетов) определяется стоимость этих работ;

· на третьем этапе рассчитывается себестоимость работ по статьям затрат.

Разработка альтернативных вариантов бюджета дает возможность руководителю проекта не только выбрать наиболее целесообразный вариант, но и принимать обоснованные решения при контроле за использованием бюджета в процессе осуществления проекта.

Кроме того, при планировании затрат бюджетная стоимость каждого вида работ подразделяется на отдельные статьи расходов. Для этого выделяются прямые затраты и накладные расходы. Прямые затраты в свою очередь подразделяются на стоимость материалов, стоимость эксплуатации оборудования, заработную плату рабочих. Элементы стоимости, полученные на основании локальных ресурсных смет или калькуляций, подготавливаемых в начале создания проекта, дают возможность получить бюджет по статьям затрат в целом на проект, по видам работ и исполнителям. Прибыль и непредвиденные расходы должны быть добавлены к основному бюджету.

Составленный бюджет требует регулярной проверки и корректировки в соответствии с изменениями условий осуществления проекта, если такие происходят. Успешной реализации проекта будет способствовать создание системы контроля за расходом бюджета и своевременное внесение в него изменений.

Контроль за расходованием средств на проект заключается в постоянном сравнении фактических затрат с бюджетом. Сравнение запланированных расходов с реальными дает возможность руководителю проекта прогнозировать расходы на ближайшее будущее и выявлять возможные проблемы.

Система контроля за бюджетом должна быть простой, но в то же время обеспечивать всех лиц, принимающих решения, своевременной и полной информацией. Сущность контроля состоит в том, чтобы объективно выявить существующие дестабилизирующие факторы и прогнозировать возможность их возникновения. Только в этом случае при возникновении отклонений от плана и бюджета вовремя будут приняты корректирующие меры.

Основными задачами бюджетного контроля являются:

· получение точных оценок затрат;

· распределение расходов во времени;

· подтверждение затрат;

· своевременность отчетности по затратам;

· выявление ошибочных затрат;

· подготовка отчета о финансовом состоянии проекта;

· прогноз затрат.

В первую очередь, процедура контроля направлена на определение отклонений от плана, поэтому бюджетный контроль проекта сконцентрирован на выполнении первоначального бюджета и нахождении отклонений от него, а не на поиске экономии расходов.

Сравнение фактических затрат с запланированным бюджетом ведется по заранее устанавливаемым контрольным точкам, по которым можно определить, все ли идет так, как намечено. Как правило, планы и бюджеты составляются на год вперед, но это не означает, что нужно целый год ждать, чтобы выяснить, выполнен план или нет. Поэтому контроль за выполнением плана и бюджета осуществляется регулярно.

Контроль за расходованием финансовых средств на проект осуществляется в следующей последовательности:

1. Определяются объемы выполненных работ;

2. Определяется сметная стоимость выполненных работ;

3. Сравнивается сметная стоимость выполненных работ со сметной стоимостью запланированных работ;

4. Определяются остатки сметной стоимости;

5. Определяются фактические затраты на выполненные работы;

6. Сравниваются фактические затраты со сметной стоимостью выполненных работ;

7. Определяется экономия или перерасход финансовых средств.

Постоянное сравнение фактических результатов с запланированными позволяет руководителю проекта оценить результативность выполнения проекта и установить степень соответствия первоначальному плану.

Если в результате контроля устанавливается, что бюджет исполняется и отклонений нет, то выполнение следующих работ осуществляется в соответствии с планом. Если же устанавливается, что фактические показатели бюджета не соответствуют плановым, необходимо найти причину расхождений и определить источник имеющихся отклонений.

Для этого сначала рассматривают — реален ли в создавшейся ситуации запланированный бюджет. Если выявится, что он реален, то вероятной причиной его невыполнения является недостаточность контроля. В этом случае необходимо откорректировать выполнение работ, приведя их в соответствие с календарным планом и бюджетом.

Если же вследствие изменения общей ситуации (например, изменения цен) или из-за допущенных ошибок при планировании или выполнении работ становится невозможным исполнение запланированного бюджета, то его необходимо пересмотреть и привести в соответствие с текущими обстоятельствами.

При изменении объема работ по сравнению с запланированным необходимо адаптировать плановые расходы к измененному объему и после этого установить расхождения между фактическими затратами и бюджетом. Сравнение реальных расходов с запланированными, но пересчитанными на фактически выполненный объем работ, указывает на превышение или недоиспользование бюджета.

Пересмотренные (откорректированные) цифры называют прогнозами (в государственных финансах- уточненный план на дату уточнения). Иначе каждый раз пришлось бы говорить о первоначальном бюджете и о пересмотренном бюджете, а прогнозов за период осуществления проекта может быть столько, сколько потребуется.

Поэтому процесс бюджетного контроля заключается в сравнении фактических расходов с прогнозируемыми показателями, а последнего прогноза с первоначальным бюджетом. На основе такого сравнения устанавливаются параметры, к которым должен быть приведен первоначальный бюджет, чтобы соответствовать меняющимся обстоятельствам.

Бюджетный контроль основывается на детальном анализе информации о выполнении и состоянии работ. Руководителю проекта и менеджеру по контролю за расходами следует особое внимание обратить на статьи, по которым имеются существенные отклонения от бюджета. Нужно внимательно рассмотреть различные составляющие стоимости работ. Превышение стоимости может произойти из-за более низкой, чем ожидалось, производительности, более высокой зарплаты или более высокой стоимости материалов. В свою очередь, например, низкая производительность может явиться следствием недостаточных трудовых навыков, недостатка требуемых ресурсов, чрезмерных счетов за переделки, что связано с проблемами качества.

При осуществлении бюджетного контроля данные о расходах на проект берутся из бухгалтерских счетов. Понятие расходов на проект связывается с перечислением денежных средств на оплату материалов, оборудования, работ, услуг. Расходы, приходящиеся по времени на отчетный период, называются затратами. Затраты могут носить характер производственных, если они связаны с производственным процессом, и непроизводственных (выбытие основных фондов, списание невостребованной дебиторской задолженности и т.п.).

При выборе счетов, используемых для контроля за расходами на проект, необходимо обратить внимание на связь между проектом и бухгалтерским учетом. Количество счетов, связанных с конкретным объектом, может быть различным, но они должны отражать все сделки, осуществляемые в ходе реализации проекта. Для получения общей оценки состояния дел по проекту требуется обобщить данные различных множеств бухгалтерских счетов, так как фактическая стоимость работ определяется суммированием расходов, расположенных в разных счетах.

Система бухгалтерского учета используется руководителем проекта для контроля фактического потока реальных денег (наличности), включающего изменения стоимости, расходы и приходы, счета, подлежащие оплате поставщикам и подрядчикам, и финансирование плановых потоков реальных денег. После определения на основе бухгалтерских счетов фактических расходов и прихода денег от заказчика (владельца) проекта подсчитывается сальдо реальных денег за рассматриваемый период.

Информация, получаемая из бухгалтерских счетов, используется для подготовки следующей отчетности:

· внутренняя отчетность для ежедневного планирования, мониторинга и контроля;

· внутренняя отчетность для стратегического планирования;

· внешняя отчетность для владельцев и других внешних организаций.

Отчеты о состоянии дел по данным бухгалтерского учета являются основным средством контроля стоимости проекта. Различные отчеты с разной степенью детализации и по разным статьям могут быть подготовлены для различных пользователей, принимающих участие в выполнении проекта. Отчеты для руководства должны быть общими, в подробном отчете для члена проектной команды должен быть выделен его “кусок”.

Внешние отчеты имеют специальную форму и процедуру вычисления. Подготовка таких отчетов увязана с принятой системой бухгалтерского учета.

Влияние временного фактора

В условиях все усиливающейся финансовой нестабильности, проявляющейся в устойчиво высоких темпах инфляции и снижении объемов производства, процесс формирования управленческих решений по проекту требует от менеджеров высокого профессионализма и большой ответственности. Рыночная среда расширила спектр возможностей для вкладывания капитала в различные проекты и подпроекты, однако, из всего многообразия возможностей необходимо выбрать то направление деятельности, которое даже с учетом временного фактора окупит вложенные в него затраты и принесет желаемый экономический эффект.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.97.37 (0.035 с.)