Охранительная» система Николая I: реорганизация государственного аппарата, борьба с революционными веяниями. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охранительная» система Николая I: реорганизация государственного аппарата, борьба с революционными веяниями.



Одной из главных целей политики Николая I было усиление самодержавия, распространение власти императора на максимально широкую сферу деятельности государственного управления. Для реализации этой цели прежде всего была проведена реорганизация высших государственных учреждений.

В функции I отделения канцелярии входила ежедневная подготовка бумаг для докладов императору. Обязанности II отделения канцелярии заключались в законотворческой деятельности. Его главной задачей стала систематизация и кодификация законов. III отделение возглавляло политическую полицию страны.

События 14 декабря 1825 г. оказали огромное влияние на организацию политической полиции. Идеалом государственного управления стали военные порядки со строгой дисциплиной и ответственностью

Реакционное направление политики Николая I проявилось и в других сферах культурной и духовной жизни. Так, в 1826 г. был принят новый цензурный устав, который прозвали «чугунным». Запрещалось порицать монархический строй, не допускалось религиозное вольномыслие и т. п. В 1848 г. для руководства цензурными органами был создан специальный Цензурный комитет, строго следивший за печатью и сурово каравший за малейшие, самые невинные, намеки на свободу и отступления от официального курса.

Жестоко расправилось царское правительство с раскольниками и сектантами (духоборами, молоканами и др.), считавшимися вредными для общества элементами. Отступление от православной веры стало рассматриваться как уголовное преступление.

Для укрепления самодержавия Николай I стремился консолидировать его важнейшую опору – дворянство. Согласно манифесту 1831 г. для лиц, имеющих право участвовать в выборах дворянских представителей на сословные и административные должности, повышались нормы имущественно ценза. Отныне непосредственно в выборах могли принимать участие только те, кто имел в пределах губернии 3 тыс. десятин земли или не менее 100 душ крепостных. Дворяне, владевшие меньшим имуществом, могли выбирать только уполномоченных, а имевшие 5 душ или менее 150 десятин земли вообще к выборам не допускались.

 

 

Реформы Александра II в сфере суда и управления: сильные и слабые стороны, общественное восприятие.

Судебная реформа

Содержание:

 

 

 

 

Плюсы и минусы:

Плюсы: развитие местного самоуправления, выборность, всесословность, земства способствовали развитию на селе медицины и народного образования, сбор и публикация статистических сведений по сельскому хозяйству. Минусы: неравноправность выборов (помещики имели преимущества перед крестьянами), отсутствие эффективных рычагов для реализации своих решений, зависимость от административных органов, незначительные властные полномочия, финансирование за счет сборов с населения.

Общественное восприятие-?

Реформа управления

Содержание:

Плюсы и минусы:

плюсы:

Она послужила значительным толчком для развития нового типа общества и экономики, система управления изменилась и стала более гибкой и эффективной (так как решения теперь принимались исходя из реальной, а не предполагаемой ситуации). Город теперь сам управлял собственным хозяйством и мог более оперативно и правильно реагировать на нужды населения, а центральное управление, в свою очередь, освободило себя от решения мелких задач и могло полностью сфокусироваться на делах государственной важности.

минусы:

К сожалению, реформа имела определенные минусы, с которыми столкнулись мелкие города. Согласно новому закону город должен был сам содержать ряд государственных учреждений, например, полицию, а денег на это у небольших поселений просто не хватало.

Общ воспр-?

 

22.Контрреформы Александра III: причины, содержание, историографические оценки.

Содержание: направлены на усиление самодержавия

 

Причины:

1. Страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов. Александр Ш предпочел опереться на реакционеров: Д.А. Толстого, К.П. Победоносцева, В.П. Мещерского. Власть видела свою опору в дворянстве и патриархальном крестьянстве. Характерно, что позиция самих крестьян реакционеров не интересовала, что привело впоследствии к грубым просчетам в политике.

2. Начавшаяся при Александра II модернизация общества сама порождала собственных противников и множила их ряды. Самодержавие лишь попыталось встать во главе этих сил и использовать их в своих интересах.

Историографические оценки-?

 

Становление российского парламентаризма в начале 20 в.: избирательная система, структура, права и полномочия парламента. Характеристики I-IV Государственных дум (партийный состав, отношения с правительством и верховной властью).

Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы повлекли за собой изменения в российском избирательном праве. В выборах участвовали все сословия тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям.

Избиратели делились на три курии: 1) местные землевладельцы, 2) крестьянские общества, 3) горожане (владельцы недвижимости, торговых, промышленных предприятий)

Выборы уездных земских гласных проходили отдельно на трех избирательных съездах курии в каждом уезде. Первую курию составляли землевладельцы (независимо от сословий), владевшие имениями размером от 200 до 800 десятин. Земельный ценз в разных уездах был различен. Горожане для участия в выборах должны были иметь недвижимое имущество стоимостью от 500 рублей в уездных городах до 3 тысяч в столице или владеть торгово-промышленными заведениями с годовым оборотом не ниже 6000 рублей, или принадлежать к купеческим гильдиям. За сельских жителей и горожан, не обладавших требуемым цензом, голосовали избранные ими представители. Крестьяне на волостных сходах делегировали выборных на съезд крестьянской курии из расчета не менее одного выборщика на 300 домохозяев.

а) К участию в выборах допускалис ь лица, достигшие 25 лет. НЕ могли участвовать: иностранцы, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. б) Избиратели могли голосовать по доверенности или уполномочию. в) Гласными не могли быть избраны губернские чины, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры, судебные чиновники, чины местной полиции г) гласные не наделяются широкими служебными преимуществами, им не полагается денежного содержания.

Характеристика ИП РИ в 1905-1907 гг:

-отсутствие принципов как всеобщности и равенства

-выборы косвенные, многоступенчатые, классовый и цензовый характер.

-участвуют мужчины с 25 лет

-НЕ участвуют: женщины, студенты, военнослужащие, иностранцы, бродячие инородчы, осуждённые, недееспособные, лишившиеся духовного сана/звания, уклонившиеся от воинской повинности, губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники (+помощники), служащие полиции

-для участия в выборах устанавливается имущественный ценз, дополнительно не допускавший к ним некоторые слои общества, например, рабочих.

-все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве решать аграрный вопрос, в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

[Конфликт со Столыпиным, несогласие с политикой правительства → роспуск]

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутат а.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы:

1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос: о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой.

Вывод: третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

[Октябристское большинство Думы имело, в целом, проправительственную ориентацию; однако, октябристы считали себя не разновидностью государственных служащих, а совершенно независимыми политическими деятелями. Не имели достаточных личных связей и контактов в правительственных кругах,держались отчужденно от правительственных чиновников, что порождало борьбу самолюбий и столкновение амбиций даже в тех случаях, когда взгляды Думы и правительства по существу совпадали. Безобразное, агрессивное поведение левых и, в особенности, ультраправых депутатов омрачало работу Думы. Руководство Думы, озабоченное сохранением ее репутации, уворачивалось от скандалов, изымая из повестки все острые вопросы; но уровень внутренних противоречий в стране был настолько высок, что все значимые вопросы уже стали острыми.]

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) - председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

[Состав четвертой Государственной думы: фракция русских националистов и умеренно правых насчитывала 86 членов, земцев-октябристов - 66, правых - 60, "народной свободы" - 48 членов и 7 примыкающих, фракция прогрессистов - 33 члена и 8 примыкающих, группа центра - 36 членов, группа "Союз 17 октября" - 20, независимая группа - 13, трудовая группа - 10, польское коло - 9, социал-демократическая фракция - 7, мусульманская группа и белорусско-литовско-польская группа - по 6, российская социал-демократическая рабочая фракция - 5, правых октябристов -5; было два прогрессиста и два левых.

Отношения с правительством:

В 4-й Государственной думе чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы. В ответ на декларацию правительства оно приняло формулу, приглашавшую правительство вступить на путь осуществления Манифеста 17 октября 1905 года, в 1913—1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др. Однако практического значения это не имело: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом. С началом 1-й Мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы. ]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.005 с.)