Искусство прощения Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство прощения Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам)



Аллах любит прощать прегрешения Своим рабам. Если раб, искренне раскаявшись в содеянных грехах, от души попросит прощения, то Аллах, несомненно, помилует его. В Коране Аллах говорит нам, что Он является Всепрощающим, и поэтому от своих рабов тоже требует быть снисходительными и прощающими. Самый прекрасный пример всепрощения – это сама жизнь Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам). Женщину по имени Хинд, которая после битвы при Ухуде от ярости у всех на виду вынула печень из тела любимого дяди Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) Хамзы (р.а.) и стала рвать ее зубами, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) простил в первый день завоевания Мекки, когда она объявила о том, что искренне приняла Ислам. Стоя за спиной Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам), она спросила:

- О, Расулюллах! Ты узнал меня?

Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) дал ей знать, что, хотя и прошло восемь лет, он не забыл ее голоса и звуков, которые она издавала в честь победы над мусульманами. Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) сказал:

– Разве я могу забыть твои возгласы?

Однако Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) простил Хинд.

С другой стороны, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) спросил у жителей Мекки, со страхом ожидавших последствий завоевания:

– Эй, народ Курайша! Что вы думаете, как я поступлю с вами?

– Мы, надеясь на твое милосердие, сказали бы: «Ты совершишь только добро. Ты - наш добрый и милосердный брат! Ты - сын брата, обладателя милосердия и доброты!»

На это Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) ответил так:

– Я отвечу так же, как ответил своим братьям Пророк Юсуф: «Нет для вас сегодня ни осуждения, ни порицания! Идите! Вы свободны!»

Сын Абу Джахля, Икрима, был самым неистовым врагом мусульман. После завоевания Мекки мусульманами он скрылся в Йемене. Его супруга, сделав его мусульманином, привела к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам), который встретил его с огромной радостью, простил ему все его злодеяния, сказав:

- О, странствующий всадник! Добро пожаловать!

Хабир бин Асад был также одним из злейших врагов Ислама. В тяжелое для мусульман время дочь Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) Зайнаб совершала хиджру из Мекки в Медину. Настигнув Зайнаб, которая к тому же была в положении, Хабир столкнул ее с верблюда. Зайнаб во время падения поранилась, и у нее случился выкидыш. Хабир, кроме этого, совершил еще множество отвратительных проступков. После взятия Мекки мусульманами, он пытался бежать, но безуспешно. Уже приняв Ислам, Хабир предстал перед Пророком (салла ллаhу алайhи ва саллам), который простил и его. Посланник Аллаха часто просил:

– О, Аллах! Прости прегрешения моих последователей, так как они поступают так по незнанию! (Ибн Маджа).

В один из тяжелых для Ислама дней было задержано восемьдесят человек, прибывших с целью покушения на Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам). Но Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) помиловал и их.

 

Добро и благо

Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) огорчался при виде трудностей, испытываемых людьми, и всегда желал им удачи и успехов. В Коране об этой черте характера Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) сообщается следующее: «К вам пришел Пророк из среды вашей. Ваши грехи тяготят его, он пламенно желает видеть вас верующими. Он полон добра и милосердия» («Тавба», №128). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам), когда видел совершающих благородные поступки и следующих его наставлениям, радовался и старался поощрять деяния таких людей. Он был не просто лидером, который проповедовал Истину, призывал людей к добру и милосердию, он был воспитателем, духовным наставником всех своих последователей и духовным наставником всех последующих поколений мусульман. Один из сподвижников как-то спросил у Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) о том, как можно узнать о степени своего духовного развития. На этот вопрос Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) ответил:

– Если выполнение какого-либо дела, связанного с жизнью вечной, дается тебе легко, а совершение дел, связанных с бренным миром, становится трудным для тебя, знай, что у тебя прекрасное духовное состояние! Но если выполнение каких-либо действий, связанных с Ахиратом, дается тяжело, а выполнению мирских дел ты посвящаешь всего себя, и это не вызывает у тебя затруднений, знай, что твое духовное состояние нельзя назвать хорошим!

Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) был снисходителен к людям и относился к каждому человеку с большим уважением, признавая в нем личность. Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) относился к другим людям так же почтительно, как и к членам своей семьи. Хорошо относился к своим работникам. Одевал их в ту одежду, в которую одевался сам, и кормил их тем же, чем питался сам. Он был щедрым, милосердным, но когда требовалось быть смелым, он был смелым; при необходимости, был ласковым и добрым.

 

Бесстрашие Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам)

Невозможно представить человека, бесстрашие которого можно поставить в один ряд с храбростью Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам). Страху и трепету не было места в душе Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам). В любых ситуациях он сохранял самообладание, не впадал в панику и смятение. Не спеша принимал решения. Бесстрашный Али (р.а.) рассказывал:

– В день сражения при Бадре мы иногда от страха прятались за спину Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам). Он был самым бесстрашным среди нас и сражался в самых передних рядах. Во время сражения за Хунайн армия мусульман, не выдержав натиска противника, стала отходить назад. И в это время Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам), не теряя присутствия духа, бросился вперед и оказался в центре вражеских рядов. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам), пришпорив своего коня и устремившись вперед, вдохновил своих сподвижников, тем самым спасая от поражения мусульман. Благодаря самоотверженности Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) вражеские ряды были рассеяны и разбиты. Все свойственные характеру Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) черты, которые мы попытались описать словами, – это лишь капли, оросившие наше сознание. Чтобы стать ближе к Аллаху, нужно сначала следовать сунне Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам); искренне, с чистыми намерениями, изучать его высокую нравственность, любить любимцев Аллаха. Ключ к секрету развития таких же высоких нравственных качеств, как у Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам), таится в любви к нему.

 

Во всем видеть только благо

Гордость Вселенной – Пророк Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) верил и знал, что все происходит только лишь по воле Аллаха. Во всем он видел благо и любую ситуацию толковал положительно. В его образцовой жизни не было места безнадежности, безысходности. Он не верил в несчастливые приметы. Понимание Пророком (салла ллаhу алайhи ва саллам) жизни соответствовало тому, о чем говорится в священном хадисе (хадис- аль-кудси): «Я таков, как обо мне думает Мой раб. Если он думает обо Мне хорошо, то и Я отнесусь к нему по-доброму. Если же он думает обо Мне плохо, то и Я отвечу ему этим же» (Ибн Ханбал, 391).

Призывая свою умму положительно оценивать все происходящее, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорил: «Положение раба-муъмина требует восхищения. Каждое его дело исполнено благом (хайром). Эта черта есть только у мусульманина. Если что-либо радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).

Урва бин Амир (р.а.) рассказывал: «В присутствии Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) стали говорить о плохих приметах, дурных предзнаменованиях, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) заметил: «Самое лучшее – все истолковывать как благо, как хорошее предзнаменование. Пусть ни одна дурная примета не остановит мусульманина в совершении благого дела. Если кто-либо из вас окажется в неприятной ситуации (или перед приметой, якобы приносящей несчастье), пусть прочитает следующее дуа (смысл): «О, мой Аллах! Благое даешь только Ты, избавиться от плохого поможешь только Ты. Нет мощи и силы делать хорошее и оставить плохое ни у кого, кроме Тебя» (Абу Давуд).

Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) призывал, чтобы о сильных ветрах, бурях и других явлениях природы, которые вызывают в человеке страх и негативные эмоции, не судить плохо. Напротив, с целью оградить себя от их плохого воздействия, он советовал читать дуа (Муслим).

Совет Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) не растолковывать происходящие события как предвестники несчастья, а видеть в них хорошее предзнаменование – это для мусульман самый верный путь. Например, следует говорить больному: «МашаАллах, ты прекрасно выглядишь», – имея в виду при этом, что больной в скором времени будет здоров. То, что запретил делать Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам), а именно отрицательное толкование может привести человека к внутренней пустоте, пессимизму и к тому, что у него опустятся руки. Положительное толкование, даже если благое пока не свершилось, придаст человеку уверенности, наделит его жизнь смыслом. Если человек видит во всем только хорошее, значит, Аллах желает ему добра. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) запретил думать о происходящем негативно, поскольку в основе этого лежит предположение, что Аллах может пожелать своему рабу плохого. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) дает нам своеобразный эталон: мы должны в своей жизни постоянно думать о людях и об Аллахе только хорошее. Если мы позволяем себе негативные предположения, за это с нас спросится. Если же мы думаем о хорошем, пусть даже ошибаемся при этом, Аллах с нас не взыщет. В суре «Худжурат» Всевышний сначала запретил плохие предположения, а затем сплетни, потому что плохие предположения дают повод к сплетням, как прямо, так и косвенно. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) наставлял мусульман, чтобы они толковали свои сны только к лучшему: «Сны бывают трех видов: первый - благая весть от Аллаха второй - наущения нафса, третий - наваждение от шайтана, страх, который он насылает на праведного человека. Если кто-то видел хороший сон, пусть расскажет его. Если же видел страшный сон, пусть никому об этом не рассказывает, а встанет и прочитает дуа» (Ибн Мадж, «Табир»). Все намерения и желания человека в какой-то степени дуа, просьбы, обращенные к Всевышнему. По этой причине размышления о благом, созерцании благого приносят человеку покой, вселяют в него умиротворение. Благие мысли влияют на происходящие события, направляя их в положительное русло.

 

 

Пример для бедных и богатых

Казалось бы, жизнь человека бедного не может быть примером для изнеженного богача. В то же время, жизнь Пророка Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) - пример как для бедных, так и для богатых. В разные периоды материальное положение Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) было различным. В укладе его жизни нельзя найти ничего, кроме совершенства и безукоризненности, ибо опекал и воспитывал Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) сам Великий Создатель. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) предупреждал асхабов: «Бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе делать то, что было для них запретным» (Муслим).

Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорил благочестивому Билялю (р.а.): «О, Биляль, не бойся, что из-за привычки отдавать людям Владыка Арша уменьшит твое богатство». После ниспослания аята о необходимости делать пожертвования сподвижники Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) собрали все, что у них было, и принесли Мухаммаду (салла ллаhу алайhи ва саллам), чтобы он распределил нуждающимся. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) советовал своей супруге, благочестивой Айше (р.а.): «О, Айша! Люби бедных! Держи их поближе к себе, чтобы Аллах в Судный день приблизил к Себе тебя! О, Айша! Никогда не отпускай просящего с пустыми руками. Пусть это даже будет половина финика, но старайся хоть таким образом уберечь себя от огня Ада!» (Тирмизи). Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) сказал: «Рука дающего лучше, чем рука просящего. Начинай с тех, кого ты обязан содержать».

Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) предупреждал своих сподвижников: «Будьте внимательны! Пусть ваше желание обретать прелести мирской жизни не принудит вас забыть о смерти! В противном случае ваши сердца очерствеют. Будьте осторожны! Несомненно, смерть, воскрешение и Судный день очень близки!» (ибн Мадже). Самый близкий товарищ Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) Абу Бакр (р.а.), о котором в Коране говорится как о «втором из двоих», был одним из богатейших людей среди курайшитов. Несмотря на все это, он вел простой и скромный образ жизни. По словам Айши (р.а.), после себя Абу Бакр (р.а.) не оставил для себя ни дирхема. Абу Бакр расходовал свое состояние на пути Аллаха. В самые тяжелые для Ислама дни он покупал и освобождал из неволи рабов, избавляя их тем самым от мучений и пыток.

Состоятельные люди, известные своей щедростью, и люди, терпеливо переносящие трудности, неимущие равны в достоинстве перед Аллахом. Цель этой жизни - делать добро и раздавать блага, данные Аллахом, только ради Аллаха, проявлять терпение в невзгодах и трудностях. Абдурахман бин Авф (р.а.), Абу Бакр (р.а.) и другие были из числа благодарных богатых. Абу Зарр аль-Гифари (р.а.), Абу Дарда (р.а.) и другие – из числа терпеливых бедных. Обе группы вели похожий образ жизни и относились к этому миру по принципу «все принадлежит Аллаху». По этой причине в Исламе не осуждаются ни богатые, ни бедные. Видя тяжелое положение асхабов, он сказал им: «Если бы вы знали о тех благах, которые уготованы вам на Том свете, то вы бы желали увеличения бед и лишений». Тем самым он одобрил их положение и указал на значимость бедности. Сподвижники – это высокая степень перед Аллахом. Нам очень трудно быть такими богатыми, как они, а также быть бедными, которые все терпели. Поэтому самое лучшее для нас состояние, когда есть достаточное имущество для среднего жизнеобеспечения. Именно о таких, как мы, сказано в хадисах, что самое лучшее для верующего иметь необходимые средства жизни. Исходя из этого, нам нужно постараться зарабатывать честным путем необходимое количество и не стремиться к большему, так как богатство нас может испортить.

Интересна история о том, как однажды бедняк по имени Аббад, изнывая от голода, вошел в чужой сад. Там он съел несколько фиников, еще несколько штук он засунул в карман. В это время проснулся хозяин сада. Схватив бедняка, он избил его. Аббад пришел к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам), чтобы выразить свою обиду. Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам), пригласив хозяина сада, сказал: «Разве ты не знаешь, что он невежда? Он не осознает своего проступка. Разве ты не сделал ему наставления? К тому же он был голоден. Лучше бы ты накормил его!» (Насаи, Абу Давуд). Владелец сада раскаялся в содеянном и в придачу к хурме дал Аббаду мешок муки. Эта история показывает, что огромное внимание в Исламе уделяется не укрывательству преступника, а изысканию и исправлению причин, толкающих людей на преступления. Абдурахмана ибн Абдуллах рассказывал, что слышал от своего отца Абдуррахмана следующее: «Однажды мы были с Посланником Аллаха в одном из походов. И как-то он отдалился от нас по необходимости. В это время мы увидели птичку по имени хуммара с двумя птенчиками. Птицу мы спугнули, а маленьких птенчиков взяли в руки. И птица стала кружиться над нами, тревожно взмахивая крыльями. Когда Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) пришел к нам, то сразу спросил:

- Кто взял птенцов этой бедняжки и заставляет ее страдать? Верните ее птенцов.

Был еще такой случай. Мы сожгли муравейник. Это произвело сильное впечатление на Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) и он с огромным недовольством спросил:

- Кто это сделал?

- Мы, - ответили некоторые из нас. И он тогда сказал:

- Наказывать огнем имеет право только тот, Кто создал огонь! (Абу Давуд).

Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) вышел из Медины, одевшись в ихрам, чтобы пойти в Мекку. Дойдя до местечка, называемого Юсайя, которое находилось между Рувайса и Арджем, он увидел, что неподалеку от них расположилась в тени на песке лань и сладко дремала. Тогда Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) повелел всей группе остановиться и переждать, пока животное не проснется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.023 с.)