Книга издается в учрежденной издательством серии по вопросам альтернативной учебы детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга издается в учрежденной издательством серии по вопросам альтернативной учебы детей.



_ 4306010000-000 „

 

О Гранд, 1994

ОТ АВТОРА

Сколько детей не хотят читать? Много, очень много.

И это беда наша, беда наших детей. А последствия известны всем.

Нынешняя система обучения чтению ос-нованая на насилии (плохо читаешь — чи­тай больше), приносит издержки, которые мы имеем. А нежелающих читать все боль­ше и больше.

Долгие годы я пытался решить проб­лему чтения. И только система, основан­ная на реализации законов развития пси­хики, на стимулировании интереса к про­цессу чтения, помогла мне решить эту проблему.

РЕБЕНОК НЕ ЧИТАЕТ ПОТОМУ, ЧТО:

1. Обладает малой скоростью мыслитель­ных процессов.

2. Его заставляют читать.

3. Его чтение; оценивают отметкой.

4. Он беспомощен перед этой проблемой.

5. Его учат читать.

Однажды я попросил первоклассника, уже знающего буквы, умеющего сливать звуки в слоги, слоги в слово, прочитать вот такое слово ОСТЛ. Он улыбнулся, потом удивленно спросил:

— А что это такое?

— Это стол,— ответил я, в нем буквы поменялись местами. Хочешь помочь мне расшифровать такие слова? Помоги, вон, видишь, сколько у меня их.

Я увидел загоревшиеся интересом глаза ребенка и почувствовал, как приятно ему ощущать себя победителем после прочитан­ного очередного слова.

Многие мои ученики с большим жела­нием стали просить карточки с такими ана­граммами:

ГИРТ ЕЛВ СОЛН ФИЛТУ

Однако здесь не только нужно было про­читать слово, но и исключить лишнее, т. е. непохожее на все остальные. В данном случае это слово туфли, так как все осталь­ные слова (тигр, лев, слон) обозначают жи­вотных.

Такие задания для определения умствен­ных способностей человека предлагает ан­глийский психолог, профессор Г. Айзенк.

Создавая по аналогии такие анаграммы, я классифицировал их по частям речи, адап­тировал для начальной школы, для того, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики.

Эти задания легко вписались в структу­ру урока, снимая напряжение и усталость детей.

Постепенно от анаграмм перешли к це­лым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указывал заглавную букву, печатая ее большой. Вот пример: еВненсее осценл оргосле юемзл.

А желающими получить такой текст бы­ли все. Подбирая для каждого ученика по­сильный текст, получил отличные резуль­таты. Большинство учащихся увлеклись процессом расшифровки, тем самым повы­шая скорость чтения обычного текста. Ре­бенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения. Все это помогло мне решить проблему развития и обучения,ребенка.

В 1991 году учителя, слушатели курсов, в городах Донецке, Черновцах, Житомире, Севастополе, Львове, Алуште эксперимен­тально проверили этот прием, что и послу­жило поводом для опубликования данной книги.

Думаю, учителя начальных классов, ро­дители, желая помочь своим детям в овла­дении высоким уровнем техники чтения, используют этот практический материал.

Приношу искреннюю благодарность ре­цензентам рукописи: доктору педагогичес­ких наук, профессору Кировоградского пе­дагогического института имени А. С. Пуш­кина Арону Яковлевичу Розенбергу, заве­дующему кафедрой психологии, кандидату психологических наук, доценту Павлу Вла­димировичу Лунгину, кандидату психоло­гических наук, и. р. доцента кафедры пси­хологии Татьяне Федоровне Цыгульской, кандидату филологических наук, доценту кафедры иностранных языков Виталию Ни­колаевичу Бабичу за ценные советы и ока­занную помощь в подготовке данной руко­писи.

ЗАДАНИЯ

КЛАСС

1 На келыбар

Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.

2 никУче

реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

3 В селу

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

4 соЛь

соЛь — снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

5 амиЗ

тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугеб ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!

6 ныСнейж чайзик

неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. ли-шыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лоне. Канькате пелит чай-зика.

7 Батр и сатрес

огрьИ и юдЛа — батр и сатрес. дюЛа емалкьняа. гьроИ жуе ошйолбь. нО кол-шькин. чеДовак аледан тапьол. дЛюа ёдит улягть. чикМаль лее сипать симопь рудуг.

8 радоПки

инечУки говрепо салкса латси иматбрякотя. шратСие кольшикни нипресли ми радоп-ки. У еСрёжи данкаршиа. У Ашилё непал. У ёЛвы кинашиШ леньмакая шинама. А у ташиНа ниагк. шориХо радоцки!

9 Ниша ламыиш

Олоко колшы тедский дас. маТ лышима. ыМ с мини журдим. слеПо ковуро дёми к тамребя. инО дужт сан. ыМ тичаем ми игинк. Имаегр в миркуж. ашиН лышима адыр.

10 вопиШник

В елсу сор саркивйы сукт. суКт лёвц кирями темацви. тоЭ лыб вопишник. рошиХо

шисдутые зоры! латСа ашаМ врать озыр. А там пишы. У ишаМ назоза.

11 теПя и жыРик

ришоХо мизой киньде! шисПутый гене лыркоп мезлю. Пяте лявз жилы. нО шел сит ан рогку. реВный жыРик жебит дута. А мат ежу лымаши ан кахсан.

12 тлыДя

щатТре орозым. В елсу нишита. кольТо тлыдя чатсту оп востмал. инО щути бесе щупи доп ройко. тлыДя бюлят битьдол кишиш. маТ суквнеы менеса.

13 стоГи

У ташаНи либы стоги. анО огущала хи маеч и рогомип. тарСийш траб ашаС сёнпри зи хукни найчик. таНаша амас лалина айч в шкича. шороХая зайкохя ашан таНаша!

|

14 В селу

рошоХо севной в селу! сеЛ лонпо вузков. чутСат тядыл. ричКат ловиги. рещТат орокис. И в домжак зёншыдгке центып. ниО щатпи, щипу роспят.

 

15 акуЩ

вётЖи в удупр куща. амТ вютапла шиер и ещил. Пчутряся быыр то кущи. оН куща триха. наО ракаулит всою бодычу. куЩа — быра нащихя.

 

16 ашиН щиро

рошиХо ашин щиро. сивыКра мат рёзыбе. оСкольк в щахро ципт! тучатС трыпёсе тядлы. чирКат рачиг. А акк щустви ницыси! дюЛи сотач дятхо в щуро шулсать непие ципт.

17 наВес

тоВ и шлапро миза. Иёдт севна. Олоко мовдо жули. зИ пётлых транс телят рачиг, ворскцы, роздыд. беРята лаютде ляд тицп микидо. ниО чаютвстре натыхпер тейгос.

18 шиНа леас

В шемна раюк ногом совле. маТ дучеса. тоВ рано лисыци. Тут нездог волгии. тучатС тядлы. сивыКра вытец шихна селов! В селу тутрас рибыг, годыя. дюЛи бюлят одныер села.

19 аН ремо

бусАвто вирзёп берят ан ромской гереб. сарКив див ан роме. вылПут оп намвол дол-ки. леБеет руспа хяты. аН ребегу шойболь ляжп. беРята ниляс вуобь и ждуоде. кСорей в дуво!

20 теЛо

раЖко. рисБо и лебГ гутбе ан дурп. Тут ляжп. чикиМаль рыняют в дуво. голДо ла-купись чикималь. томПо они шлина лотп и илылпоп ан ругдой гереб.

 

21 журДеные

журДеные дути в колуш раньпоше. доНа тымывь скудо, литьпо тевцы. годняСе жуде-рят няЛё Гиршин и ляО розоМова. ляО ры-лотка онок. няЛё нипрёс лем. Прилаш тель-учиница Елена сиВальевна. кСоро року.

22 рожеМоное

моеСа кувосне рожемоное — с ормихеа и кошодомла. Я гумо тсъесь тяпь ропций зурас.

23 чяМ

ваДай опигарем в чям. нО дубет гапрыть, а ым дубем оге вплоть.

24 сеБайнс

втраЗа дёмпой в себайнс. Я жеу юмеу лап-вать и репенюго долку.

25 реВлетот

реВлётот лонись митуш. Я щёе иногадк ен талел ан ревлетоте. оН аппа щабело тявзь няме с бойсо.

26 сеПок

аН роме ашаС ростпоил прекость зи кепса. анО ен сасрыпалась и голдо лтояса.

27 талюС

раВче мечеров лыб ласют. сеВ боне лоста твеслым, и взёзды липада с бена.

 

28 чаМет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.015 с.)