Составители: к.ю.н., доцент Кравцова Л.Н., к.ю.н., доцент Ткаченко Т.В., к.ю.н., доцент Яценко Т.С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составители: к.ю.н., доцент Кравцова Л.Н., к.ю.н., доцент Ткаченко Т.В., к.ю.н., доцент Яценко Т.С.



Составители: к.ю.н., доцент Кравцова Л.Н., к.ю.н., доцент Ткаченко Т.В., к.ю.н., доцент Яценко Т.С.

Ростов-на-Дону


СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание …………………………………………………..……………………………....2

 

1. Программно-планирующий блок

Рабочая программа

1. Информация об авторах ……………………………………………………………..…….3

2. Пояснительная записка ……………………………………………….……………………3

3. Учебно-тематический план курса ……………………………………...….……………4

4. Содержание дисциплины

Учебные модули ………………………………………………………………..…….…...........6

Модуль 1. Общие положения семейного права ………………………………...…….6

Модуль 2. Правовые отношения между супругами …………………………………8

Модуль 3. Права несовершеннолетних детей и правоотношения ребенка с родителями (права и обязанности родителей и детей) …………………...…….10

Модуль 4. Обязанность других членов семьи по содержанию (алиментные обязательства других членов семьи). Порядок уплаты и взыскания алиментов ……………………………………………………………….…………………….15

Модуль 5. Усыновление (удочерение). Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей ………………………………………………..……………………...17

Модуль 6. Семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства ………………………………………………………….……………………...20

Планы семинарских занятий……………………………………………………………..21

Система мониторинга

Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов …………………...22

 

Учебно-методический блок

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов……. 23

Методические рекомендации по подготовке рефератов и курсовых работ.. 24

Примерная тематика курсовых работ по курсу «Семейное право»…………. 27

Примерная тематика дипломных работ по курсу «Семейное право»…….. 28

Вопросы к зачету…………………………………………………………………………………… 29

Ресурсно-сопровождающий блок

Практические задания для самостоятельной работы студентов……………..32


ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

Рабочая программа

Информация об авторах

Кравцова Людмила Николаевна – к.ю.н., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ЮФУ, стаж научно-педагогической деятельности – 46 лет

Ткаченко Татьяна Васильевна - к.ю.н., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ЮФУ, стаж научно-педагогической деятельности – 256 лет.

Яценко Татьяна Сергеевна – к.ю.н., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ЮФУ, стаж научно-педагогической деятельности – 13 лет.

 

Пояснительная записка

Настоящая программа учебного курса «Семейное право» предназначена для студентов вечернего отделения юридического факультета.Данный курс предполагает формирование у студентов необходимых знаний в области правового регулирования семейно-правовых отношений. По окончании изучения курса семейного права студенты должны знать основные законодательные и подзаконные акты в данной сфере и уметь их применять на практике. Указанные навыки могут быть реализованы при работе в государственных структурах власти и управления, суде, органах опеки и попечительства. При изучении дисциплины «Семейное право» используется материал следующих дисциплин: «Римское частное право», «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Гражданское право».

Целью учебного курса «Семейное право» является подготовка специалистов, способных самостоятельно применять положения семейного законодательства, оценивать закономерности судебной практики, анализировать содержание новых правовых актов. Изучение семейного права направлено на формирование у студентов знаний о семейном праве как отрасли права, науке и учебной дисциплине, методе семейно-правового регулирования общественных отношений, системе и особенностях применения семейного законодательства, субъектах и объектах семейных правоотношений, условиях заключения брака, основаниях расторжения и прекращения брака, признания его недействительным, имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, основаниях возникновения и прекращения правоотношений между родителями и детьми, формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами изучения семейного права является подготовка высококвалифицированных специалистов в рассматриваемой области правового регулирования и детальное ознакомление студентов с основными понятиями дисциплины, классификацией семейных правоотношений, историей семейного права и кодификацией законодательства РФ о браке и семье. Рассматриваются также правоотношения между супругами, объекты общего права супругов на имущество и алиментные правоотношения супругов. Особое место в кругу задач изучения дисциплины занимают вопросы прекращения брака, правоотношений между родителями и детьми, а также взаимные обязанности родителей и детей. Изучаются проблемы лишения родительских прав, алиментных отношений родителей, детей и других членов семьи, вопросы о порядке уплаты или взыскания алиментов, усыновлении, опеке и попечительстве.

Изучая данную дисциплину, студент должен:

- знать основные теоретические положения семейного права, особенности семейных правоотношений, а также действующее законодательство по этим вопросам;

- уметь применять законодательство о браке и семье, анализировать теоретические положения в сфере семейного права;

- владеть юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, оперировать юридическими понятиями и категориями.

3. Учебно-тематический план курса

Наименование разделов и тем Общее количество часов Всего часов по стандарту Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студентов Форма контроля
Лекции Практические занятия
1. Понятие и семейного права. Семейные правоотношения.       -    
2. Принципы семейного права.   - - -    
3. История семейного права.   - - -    
4. Брак по семейному праву.            
5. Права и обязанности супругов.            
6. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Права и обязанности родителей и детей.            
7. Алиментные обязательства других членов семьи. Порядок удержания (взыскания алиментов).   - -      
8. Усыновление (удочерение) детей.            
9. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.            
  Семейные отношения с участием иностранных граждан.   - - -    
ИТОГО:           Зачет

 

4. Содержание дисциплины

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ

Модуль 1. Общие положения семейного права

 

Комплексная цель Модуля 1 охватывает вопросы, раскрытие которых позволяет студенту уяснить место семейного права в системе российского права, его задачи, принципы семейного права, специфику семейных правоотношений как предмета правового регулирования, историю развития российского законодательства о браке и семье.

 

Краткое изложение программного материала.

Тема 1. Понятие семейного права.

Семейные правоотношения

Определение семейного права. Общественные отношения, регулируемые семейным правом, их специфика. Метод регулирования семейно-правовых отношений. Место семейного права в системе российского права: признание его самостоятельной отраслью или и подотраслью (институтом) гражданского права. Задачи семейного права. Формы государственной помощи семье.

Понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах. Юридические факты, порождающие семейные правоотношения. Понятие родства и свойства. Линии и степени родства, их значение в семейном праве. Сопоставление понятия семьи в семейном праве с ее понятиями в иных отраслях права и отдельных институтах гражданского права. Классификация семейных правоотношений. Влияние моральных и правовых неимущественных отношений на формирование и развитие имущественной сферы семьи. Виды имущественных отношений в семье. Обоснование отсутствия семейно-правовой имущественной общности членов семьи (кроме супругов) и регулирования их отношений по поводу имущества гражданским законодательством. Правоотношения по содержанию и алиментные правоотношения. Связь алиментного правоотношения с обязанностью по содержанию. Отличие алиментного правоотношения от гражданско-правовых обязательств, связанных с содержанием. Виды алиментных правоотношений.

Осуществление и защита семейных прав. Меры защиты и ответственности в семейном праве. Сроки исковой давности в семейном праве.

Модуль 2. Правовые отношения между супругами

 

Модуль 2 охватывает вопросы, раскрытие которых позволяет студенту уяснить понятие брака по семейному праву, порядок его регистрации, основания прекращения, права и обязанности супругов.

 

Специальная:

 

1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2010.

2. Бакаева И.В. Условия заключения брака: обзор проблем (в соавторстве с доц. Стрегло В.Е.)//Цивилист. 2008. №3.

3. Басанец М. Внебрачная семья. М., 1981.

4. Гонгало Б.М. Семейное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Статут», 2010.

5. Игнатенко А., Скрыпников Н. Брачный договор. Законный режим имущества супругов. М., 1997.

6. Ильина О.Ю. К вопросу о равенстве прав мужчины и женщины в семейных правоотношениях // Современное право. 2007. № 8.

7. Кравцова Л.Н. Семейное право: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

8. Кравцова Л.Н. Соглашения в семейных правоотношениях - 0,3 Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 12 (18). г. Ростов-н/Д.

9. Крашенинников П.В. Брачный договор. Комментарий семейного и гражданского законодательства. 4-е изд., перераб. и доп. М.: «Статут», 2009.

10. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2006.

11. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / [Кулагина Е.В., к.ю.н., доц. и др.]; отв. ред. д.ю.н., проф. А. М. Нечаева; Ин-т государства и права Рос. академии наук. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт: Юрайт-Издат, 2010.

12. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации: (учебно-практический): [по состоянию на 1 сентября 2009 года] / Ин-т част, права / [О.Г. Алексеева, к.ю.н. и др.]; под общ. ред. д.ю.н., проф. С.А. Степанова. - Москва: Проспек; Екатеринбург: Институт частного права, 2010.

13. Комментарий к судебной практике по семейным спорам / [Беспалов А.Ю., Беспалов Ю.Ф., Глебовский Я.А. и др.]; отв. ред. - Ю.Ф. Беспалов. - 2-е изд., испр. - Москва: Юрайт, 2011.

14. Максимович М.Г. Брачный договор. М., 1997.

15. Маслов В.Ф. Имущественные отношения в семье. М., 1972.

16. Нечаева А.М. Семейное право. Актуальные проблемы теории и практики. М., 2007.

17. Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории / Н.С. Нижник; Ассоц. юрид. центр. - Санкт-Петербург: изд-во Р. Асланова " Юридический центр Пресс", 2006. - 270с.

18. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2009.

19. Семенов Ю.И. (д-р ист, наук; 1929-). Происхождение брака и семьи / Ю. И. Семенов. - Изд. 2-е, доп. - Москва: Ш88: КРАСАНД, 2010.

20. Чефранова Е. Судебный порядок расторжения брака // Российская юстиция. 1996. № 9.

21. Чефранова Е. Имущественные отношения в российской семье. М., 1997.

22. Чефранова Е.А. Сделки, заключаемые между супругами // Юридический мир. 2003. № 12;

23. Чефранова Е.А. Механизм семейно-правового регулирования имущественных отношений супругов. М.: РПА МЮ РФ, 2006.

24. Чефранова Е.А. Имущественные отношения супругов: научно-практическое пособие / Е. А. Чефранова. - Москва: Эксмо, 2008.

Судебная практика:

Постановление Пленума Верховного Совета Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 (в ред. от 06.02.2007.) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» // Российская газета. 18.11.1998.

 

Круг неимущественных прав и обязанностей родителей и детей. Присвоение имени и фамилии ребенку; возможность изменения фамилии. Местожительство ребенка. Порядок разрешения споров о месте жительства ребенка.

Ответственность родителей за невыполнение их обязанностей, предусмотренная нормами уголовного, административного и гражданского права. Лишение родительских прав. Основания лишения этих прав. Порядок и правовые последствия лишения этих прав. Круг лиц, имеющих право требовать лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав как мера защиты и ответственности; отличие этой меры от лишения родительских прав.

Размер алиментов, взыскиваемых в пользу несовершеннолетних детей с родителей. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Участие родителей, уплачивающих алименты, в расходах, связанных с исключительными обстоятельствами в жизни ребенка.

Планы семинарских занятий

Система мониторинга

 

Контроль освоения студентом дисциплины осуществляется в рамках балльно-рейтинговых систем (БРС), включающих рубежную и текущую аттестации.

Рубежная аттестация:

- контрольные работы

- тестирование (письменное или компьютерное) по модулям

- отчет по курсовым работам

- «защита» практикумов

Текущая аттестация:

- итоговое тестирование по дисциплине

- экзамен (письменный или устный)

 

По результатам текущей аттестации студенту выставляются:

- зачет в целых единицах (кредитах), характеризующих трудоемкость освоения дисциплины,

- дифференцированная оценка, характеризующая качество освоения студентом знаний, умений и навыков в рамках данной дисциплины.

Повторное прохождение студентом рубежной и текущей аттестации в случае получения неудовлетворительных оценок не допускается, за исключением документально обоснованных случаев (болезнь и пр.).

Условия и критерии выставления оценок: От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество подготовки эссе, контрольных работ (тестов), докладов и итоговое испытание.

 

СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

№ п/п СТРУКТУРА Максимальный балл
1,2 модули 3,4 модули   5,6 модули  
1. Оценка за активное участие в учебном процессе и посещение занятий: Всех занятий Не менее 75% Не менее 50% Не менее 25% Итого:   до 5   до 5   до 5
2. За выполнение проектного задания За выполнения теста ИИтого:        
  ВСЕГО:      
Дополнительные баллы студент может получить за выполнения самостоятельных заданий (до 5 баллов), подготовку рефератов (до 10 баллов), подготовка презентации выбранной темы (до 20 баллов), участие в тематических конференциях (до 10 баллов), подготовку и публикацию статей (до 20 баллов), ответы на вопросы (1 балл).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

 

Самостоятельная работа является основной частью учебного процесса. Основной формой самостоятельной работы студентов выступают изучение и конспектирование нормативных актов, судебной практики, научной и учебной литературы. Факультативными формами могут выступать подготовка творческих работ (научных сообщений, обобщений судебной практики, научных публикаций, реферат и т.п.).

По спецкурсу, в качестве форм самостоятельной работы студентам предлагается решение конкретных задач поисково-прикладного характера. Решение заданий самостоятельной работы позволяет подвести итог самостоятельных занятий студентов, проверить приобретенные ими знания, закрепить, расширить и углубить эти знания. Цель самостоятельной работы состоит в том, чтобы научить студентов пользоваться приобретенными знаниями на практике, правильно и логично формулировать свои мысли. При работе с предлагаемыми заданиями, студент должен подобрать нормативный и теоретический материал, провести сравнительный анализ, и сформулировать собственные выводы и предложения. Помимо литературы, предусмотренной учебной программой, необходимо также использовать самостоятельно подобранную. У каждого студента должна быть отдельная тетрадь для подготовки к семинарским занятиям, где делаются необходимые записи, выполняются практические задания, решаются задачи.

Методические рекомендации по подготовке рефератов и курсовых работ

 

Реферат – это письменная работа, выполненная с использованием нормативных источников и специальной литературы. Тема для написания реферата избирается произвольно по согласованию с преподавателем. Содержательно реферат не должен воспроизводить лекционный материал. Реферат должны быть содержательным, самостоятельным и хорошо оформленным.

Общий объем реферата должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста (без приложений). В тексте реферата не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. Реферат подписывается студентом и руководителем работы на титульном листе с указанием даты.

Курсовая работа должна носить самостоятельный характер с элементами творческого подхода к существующей специальной литературе, и желательно содержать авторские оценочные моменты (предложения), направленные на совершенствования действующих нормативно-правовых актов. Курсовая работа выполняется на основе изучения законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, отечественной и зарубежной литературы, статистических исследований, судебной практики. Первичный материал должен быть систематизирован, тщательно обработан, обобщен в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем.

Курсовая работа включает текстовую часть, содержащую следующие элементы (перечислены в порядке их включения в работу):

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение

- список использованных источников;

- приложения (если имеются)

Титульный лист должен содержать указание учебного заведения, факультета, кафедры, название темы, фамилию, имя отчество автора с указание формы обучения и курса, должность, ученую степень, фамилию и инициалы научного руководителя, место и год написания.

Оглавление содержит последовательное перечисление основных разделов работы – введение, номера и заголовки глав и параграфов, заключение, библиография.

Во введении показывается актуальность темы, отражается состояние рассматриваемой проблемы, излагаются цель и задачи курсовой работы. По объему введение – 3 страницы.

Основная часть курсовой работы должна содержать основные положения разрабатываемой темы. Каждая глава должна начинаться с новой страницы.

Заключение должно содержать краткое изложение выводов по резуль­татам выполненной работы, предложения по использованию результатов работы на практике. Заключение занимает не менее 2-3 страниц.

Список использованных источников должен включать только те источ­ники, которыми пользовался сту­дент, и на которые имеется ссылка в тексте курсовой работы.

Курсовая работа выполняется на листах белой бумаги плотностью 80 г/см3 и форматом 210 х 297 мм. На листах оставляются поля по всем четырём сто­ронам, но внутренняя рамка не вычерчивается. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 20 мм.

Номер страницы, проставляется в правом нижнем углу арабскими цифрами без точки. При печатании курсовой работы на ЭВМ допускается нумерация страниц посередине.

Курсовая работа печатается на ЭВМ на одной стороне листа с использованием для основного текста символов кегля 14 через 1,5 интервала.

Объем дипломного проекта (работы) – 25-35 машинописного текста (компьютерного набора).

Группировка литературных источников в списке использованных источников должна проводиться по следующей схеме:

1Нормативно-правовые акты

2 Судебная практика

3 Статистические материалы (источники)

4 Учебники, учебные пособия, монографии

5 Статьи

Обязательным требованием к курсовой работе является оформление научного аппарата – сносок и цитат. Все имеющиеся в работе сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.

Библиографические ссылки на литературу бывают двух видов: внутритекстовые и подстрочные. Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в косых скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке. Например: «Шестаков Д.А. /24/ и Сальникова В.П. /17/ считают...». Если ссылаются на определенные страницы книги, ссылку оформляют следующим образом: «В своей работе Шестаков Д.А. /24, с. 15/ писал...».

Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в скобках указываются номера этих работ. Например:

"Ряд авторов /17, 19, 24/ считают...".

В подстрочных ссылках (сносках) приводят полностью библиографическое описание книги, на которую дается ссылка, либо недостающие элементы описания. Такая ссылка располагаетсятекстом на той же странице. Нумерация подстрочных ссылок должна быть сквозной.

Если на одной странице дают подряд несколько ссылок на одну и ту же работу, то в повторных сносках приводят слова: "Там же" и номер страницы, с которой взята цитата. Когда на одной странице имеется несколько подстрочных ссылок, для их различия используется либо нумерация, либо символ звездочки (*): номера ставятся на месте степени выше основной строки и более мелким шрифтом, тот же номер повторяется перед описанием книги внизу страницы.

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», (таблица 2), «по данным рисунка 3», (рисунок 4), «в соответствии с приложением А», (приложение Б), «… по формуле (3)».

Материал, дополняющий основной текст или расширяющий объем приводимых фактических данных, помещают в приложениях. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения в виде заглавной буквы русского алфавита. В тексте на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте проекта, они должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Ссылки на приложение оформляются следующим образом: «...смотри приложение 1».

Курсовая работа подписывается студентом и руководителем работы на титульном листе с указанием даты.

Примерная тематика курсовых работ по курсу «Семейное право»:

 

1. Понятие семьи по семейному праву

2. Виды семейных правоотношений

3. Значение брака; порядок его заключения

4. Условия заключения брака

5. История российского законодательства о расторжении брака

6. Расторжение брака в органах ЗАГС

7. Судебный порядок расторжения брака

8. Отличие недействительного брака от брака, прекращенного в силу развода

9. Основания признания брака недействительным

10. Правовые последствия недействительности брака

11. Брачный договор

12. Содержание брачного договора

13. Сущность законного режима имущества супругов

14. Объекты общей собственности супругов

15. Индивидуальная собственность каждого из супругов

16. Раздел имущества супругов

17. Алиментная правоотношения супругов (бывших супругов)

18. Основные начала семейного законодательства.

19. Воплощение принципа равенства мужчины и женщины в семейных правоотношениях

20. Равенство прав родителей

21. Отражение в российском семейном праве положения Конвенции о правах ребенка

22. Споры между родителями, связанные с неимущественными правами ребенка

23. Принципы осуществления родительских прав

24. Содержание права ребенка на воспитание

25. Защита прав ребенка по российскому праву

26. Правовые гарантии защиты прав родителей по семейному праву

27. Установление происхождения ребенка

28. Установление отцовства в судебном порядке

29. История российского законодательства об установлении отцовства

30. Основания лишения родительских прав

31. Процессуальные особенности рассмотрения дел о лишении родительских прав.

32. Правовые последствия лишения родительских прав

33. Ограничение родительских прав

34. Соглашение об уплате алиментов

35. Взыскание алиментов в судебном порядке

36. Исполнение решений суда о взыскании алиментов

37. Правовые последствия задолженности по алиментам

38. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

39. Значение органов опеки и попечительства в решении вопросов, связанных с детьми

40. Обязанности детей по отношению к родителям

41. Понятие усыновления

42. Судебный порядок установления усыновления

43. Условия усыновления

44. Требования, предъявляемые к кандидату в усыновители

45. Правовые последствия усыновления

46. Отмена усыновления

47. Правоотношения, возникающие из фактов воспитания и содержания детей

48. Неимущественные права ребенка

49. Алиментные правоотношения других членов семьи.

50. Принципы усыновления детей-граждан России иностранцами и лицами без гражданства.

51. Семейные правоотношения с участием иностранного элемента

52. Юридические факты в семейном праве

53. Связь семейного права с гражданским

54. Защита материнства в семейном праве

55. Связь семейного права с конституционным

56. История российского законодательства об усыновлении

57. История российского законодательства о браке

58. Роль органов опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей

59. Родство как основание и препятствие возникновения семейных правоотношений

60. Правовые последствия недобросовестного поведения субъекта семейных правоотношений.

Примерная тематика дипломных работ по курсу «Семейное право»

1. Специфика семейных правоотношений и их правовое регулирование

2. История становления и развития российского семейного законодательства

3. Основания возникновения семейных правоотношений

4. Брак. Порядок и условия его заключения

5. Законный режим имущества супругов

6. Раздел имущества супругов

7. Договорный режим имущества супругов

8. Прекращение брака в органе ЗАГС

9. Расторжение брака в судебном порядке

10. Равенство прав мужчины и женщины в семейных правоотношениях

11. Отражение в семейном праве конституционных норм о правах человека

12. Недействительность брака

13. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми

14. Установление отцовства в судебном порядке

15. Воплощение в семейном праве России международных норм о правах ребенка

16. Неимущественные права детей

17. Алиментные правоотношения между родителями и детьми

18. Добровольное представление содержания в семейных правоотношениях

19. Алиментные правоотношения супругов (бывших супругов)

20. Ответственность родителей за невыполнение родительских обязанностей (ненадлежащее выполнение)

21. Лишение родительских прав

22. Учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

23. Формы защиты прав и интересов детей по российскому семейному праву

24. Меры защиты и ответственности в семейном праве

25. Взыскание алиментов в судебном порядке

26. Задолженность по алиментам и ответственность за ненадлежащее выполнение алиментной обязанности

27. Опека и попечительство по закону и договору

28. Исполнение решения суда о взыскании алиментов

29. Защита прав нетрудоспособных лиц по семейному праву России

30. Усыновление по российскому праву

31. Условия усыновления

32. Усыновление детей российских граждан иностранцами и лицами без гражданства

33. Субсидиарные алиментные правоотношения

34. Права супругов на имущество

Вопросы к зачету

1. Понятие семейного права РФ. Место семейного права в общей системе права.

2. Предмет и метод семейного права.

3. Принципы семейного права.

4. Источники семейного права. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства.

5. Семейные правоотношения: субъекты, объекты, содержание, основания возникновения.

6. Родство и свойство как особые юридические факты в семейном праве.

7. Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей. Защита семейных прав.

8. Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве. Значение сроков в семейном праве. Исчисление сроков.

9. Понятие брака. Условия и порядок заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

10. Регистрация брака и ее значение.

10. Прекращение брака. Основания прекращения брака. Порядок расторжения брака.

11. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния.

12. Расторжение брака в судебном порядке.

13. Вопросы, решаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

14. Момент прекращения брака при его расторжении. Правовые последствия прекращения брака.

15. Понятие недействительности брака. Основания и порядок признания брака недействительным.

16. Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака.

17. Правовые последствия признания брака недействительным.

18. Личные права и обязанности супругов. Равенство супругов в семье (род занятий, профессия, место жительства, место пребывания, фамилия супругов).

19. Законный режим имущества супругов. Совместная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов: основание и порядок.

20. Собственность каждого из супругов (раздельная собственность).

21. Признание имущества каждого из супругов общей совместной собственностью.

22. Договорный режим имущества супругов. Брачный договор: понятие и основные элементы.

23. Содержание, заключение, изменение и расторжение брачного договора. Признание брачного договора недействительным.

24. Ответственность супругов по обязательствам. Обращение взыскания на имущество супругов.

25. Основания возникновения родительских прав и обязанностей. Установление происхождения детей. Добровольное установление (признание) отцовства.

26. Установление отцовства в судебном порядке. Установление факта отцовства умершего гражданина.

27. Оспаривание отцовства (материнства).

28. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

29. Право ребенка на защиту.

30. Право ребенка выражать свое мнение.

31. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Изменение имени и фамилии ребенка.

32. Имущественные права ребенка.

33. Равенство прав и обязанностей родителей. Права несовершеннолетних родителей.

34. Ответственность родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми.

35. Осуществление родительских прав.

36. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

37. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

38. Защита родительских прав.

39. Основания для отобрания ребенка у родителей.

40. Ограничение родительских прав. Основания, порядок и последствия ограничения родительских прав.

41. Лишение родительских прав. Основания, порядок и последствия лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах.

42. Обязанности родителей по содержанию несовершенно летних детей. Размер алиментов. Взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

43. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.

44. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Размер алиментов. Освобождение супруга (бывшего супруга) от обязанности по содержанию другого супруга.

45. Алиментные обязательства других членов семьи. Алиментные обязательства внуков, дедушек и бабушек, братьев и сестер. Алиментные обязательства пасынков и падчериц, фактических воспитателей и фактических воспитанников.

46. Соглашение об уплате алиментов: форма и порядок заключения.

47. Исполнение, изменение, расторжение и признание соглашения об уплате алиментов недействительным.

48. Размер алиментов. Способы и порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов

49. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Взыскание алиментов по решению суда. Сроки обращения за алиментами. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов.

50. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

51. Понятие усыновления. Требования, предъявляемые к усыновителям.

52. Порядок и условия усыновления. Тайна усыновления ребенка и ее обеспечение. Юридические последствия усыновления.

53. Основания к отмене усыновления ребенка.

54. Опека и попечительство. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка.

55. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

56. Понятие и порядок образования приемной семьи.

57. Содержание договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью. Порядок его изменения и расторжения.

58. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права.

59. Правовое регулирование заключения и расторжения брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

60. Особенности усыновления детей иностранными гражданами.

61. Акты гражданского состояния.

 

Решите задачи

Задача 1. Петров и Иванова совместно проживали в течение десяти лет без регистрации брака. За это время они приобрели двухкомнатную квартиру, обставили ее мебелью, от совместной жизни имеют общего сына. Однако Петров стал сожительствовать с другой женщиной и решил зарегистрировать с ней брак. На этой почве между сторонами стали происходить ссоры, скандалы.

Иванова стала требовать, чтобы Петров освободил квартиру, затем сменила дверной з



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.204 с.)