Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 10 наука как вид познавательной деятельности.
Специфика науки как исторически определенного вида познавательной деятельности, направленной на выработку объективно истинного знания о действительности и законах ее функционирования и развития; ее отличия от мифологии, спекулятивной философии и обыденного сознания. Критерии научности. Научное и ненаучное знание. Дискуссия по проблеме возникновения науки. Классификация наук. Закономерности развития науки. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования; отличия между ними и их взаимосвязь. Рациональность науки и ее специфика. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности. Рациональное и интуитивное в научном познании. Эвристический потенциал интуиции. Методы научного познания. Эмпирические (наблюдение, экспериментирование, измерение, классификация и др.), теоретические (идеализация, аксиоматико-дедуктивный метод, гипотеко-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.) и общенаучные (формализация, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.), методы познания. Формы научного познания. Факт как форма эмпирического знания. Факты действительности и факты познания. Роль фактов как эмпирического базиса научного исследования. Проблема как выражение знания о незнании, как фиксация противоречия в наличном знании об объекте. Гипотеза – предположение о вероятном способе разрешения противоречия-проблемы. Требования, предъявляемые к гипотезам. Проверка гипотез посредством верификации и фальсификации. Теория - высшая форма организации научного знания. Элементы и структура теории. Классификация теорий в зависимости от методов их построения. Функции теории в научном познании. Субъективное и объективное в научном знании, их взаимосвязь. Направленность научного познания на выработку объективно-истинного знания. Понятие объективной истины. Конкретность истины. Догматизм и релятивизм как следствия непонимания диалектики абсолютной и относительной истины. Причины возникновения заблуждений в научном познании и проблема критериев истинности знания. Логические критерии истинности знания. Абсолютность и относительность практики как критерия истины. Институциализация науки как процесс возникновения научно-исследовательских учреждений. Классификация науки в зависимости от видов научных учреждений.
Рост научного знания. Научные революции и смена типов научной рациональности. Функции науки в жизни общества: познавательная, мировоззренческая, объяснительная, прогностическая, просветительная, практическая и другие. Понимание и объяснение. Три этапа в развитии отношения между наукой и материальным производством. Первая промышленная революция и начало соединения науки и производства, превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Воплощение научного знания в личном и вещных факторах производительных сил. Наука и техника. Научно-техническая революция 50-60 годов ХХ века и начало превращения науки в ведущий фактор развития материального производства. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс. Основные направления современного научно-технического прогресса. Тема 2.11 Философия истории. Проблемы и перспективы современной цивилизации Люди - предпосылка и результат истории, авторы и актеры исторической пьесы. Объективные законы функционирования и развития общества и сознательная деятельность людей. Необходимость и случайность в истории. Проблемы крупномасштабного членения исторического процесса. Формационный подход к всемирно-историческому процессу: понятие «общественно-экономическая формация»; элементы и структура общественной формации; виды общественных формаций; развитие общества как естественноисторический процесс перехода от одной формации к другой. Цивилизационный подход к историческому развитию человечества: понятие цивилизации у Л. Моргана, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Учение А. Тойнби о локальных цивилизациях. Проблема единства и многообразия всемирной истории при формационном и цивилизационном подходах. Движущие силы общественного развития. Роль народных масс, различных социальных групп и отдельных личностей в историческом творчестве. Понятие «народные массы». Решающая роль народных масс в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни. «Народные массы» и «толпа». Понятия «историческая личность» и «выдающаяся личность», их соотношение. «Культ личности» как общественное явление; объективные и субъективные факторы, обусловливающие его возникновение. Различные трактовки роли народных масс и личности в общественном развитии в истории философской мысли.
Основные типы социальной динамики: циклический, линейный и спиралевидный. Тупиковые направления исторического развития. Революционные и эволюционные изменения в обществе. Социальные революции - качественные изменения в общественной жизни. Объективные и субъективные условия социальной революции. Характер и движущие силы социальной революции. Социальные революции и реформы. Типология социальных революций. Диалектика нового и старого в ходе революционных преобразований. Насилие и ненасилие в истории. Будущее человечества. Прогнозирование, создание сценариев будущего - необходимое условие целесообразной социальной деятельности людей. Проблема достоверности социального предвидения и его критерии. Основные методы прогнозирования: экстраполяция, исторические аналогии, компьютерное моделирование, метод сценариев, методы экспертных оценок и другие. Виды социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, предостерегающие. Понятие «глобальные проблемы современности». Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема сохранения и укрепления мира на Земле. Продовольственная проблема. Энергетическая проблема. Проблема ликвидации отсталости развивающихся стран и другие. Необходимость объединения усилий всех народов Земли для решения глобальных проблем, для обеспечения выживания и дальнейшего развития человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Философия истории в поисках смысла истории.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода при преподавании философии предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В частности, лекции по темам №№ 1.2, 2.1, 2.3 читаются в диалоговой форме; семинарские занятия по темам №№ 1.4, 1.7, 2.8 проводятся в форме «семинар - пресс-конференция»; семинарские занятия по темам №№ 2.7, 2.9; проводятся в форме «круглого стола»; семинарское занятие по теме № 2.11 проводится в форме диспута. Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий. Способы контроля самостоятельной работы приведены в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства» настоящей программы. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА При изучении дисциплины «Философия» используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен) – 30 баллов.
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям:
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний:
Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла:
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов. Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале: 90-100 баллов – «отлично»; 70-89 баллов – «хорошо»; 60-69 баллов – «удовлетворительно»; менее 60 баллов – «неудовлетворительно». Темы докладов (эссе), рефератов и контрольных работ приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий. Студенты, пропустившие мероприятия текущего контроля по уважительным причинам, имеют право на их выполнение в установленные деканатом сроки. Студент, показавший в процессе изучения дисциплины хорошие результаты, может быть освобожден от сдачи экзамена при набранных 60 и более баллах. Оценка ответа студента на экзамене менее чем в 10 рейтинговых баллов считается неудовлетворительной (независимо от рейтинговой оценки текущей успеваемости). В экзаменационную ведомость проставляется «неудовлетворительно». Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно», допускаются к пересдаче в установленном порядке.
Основными способами контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов являются контрольные работы, тестирование, письменные рефераты, эссе, блиц-опросы по определениям, устные ответы на теоретические вопросы, а также другие виды работ и способы контроля. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Основная Гриненко, Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко. - 2-е изд. - М.:Юрайт-Издат, 2007. – 685 с. – Рек. Кармин, А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 558 с. – Рек. Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 735 с. – Рек. Дополнительная Афанасьев, С. А. Будущее общества / С. А. Афанасьев. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2000. - 568 с. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М.: АСТ, 2004. - 512 с. Богут, И. И. История философии в кратком изложении / И. И. Богут. - М.: Мысль, 1995 - 590 с. Войтов, А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - М.: Дашков, 2004. - 345 с Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум / П. П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с. Гидиринский, В.И. Введение в русскую философию. Типологический аспект / В. И. Гидиринский. – М.: Русское слово – РС, 2003. - 320 с. Гуревич П. С. Философская антропология: учебное пособие для вузов / П. С. Гуревич. - М.: NOTA BENE, 2001. – 456 с. Дробницкий, О. Г. Философия морали / О. Г. Дробницкий. – М.: Гардарики, 2002. – 520 с. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. - M., Политиздат, 1991. – 463 с. Мизес, Л. Теория и история / Л. Мизес. – М.: Юнити-Дана, 2001.- 295 с. Микешина, Л. А. Философия познания: Полемические главы / Л. А. Микешина. - М .: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с. Момджян, К. X. Введение в социальную философию: учеб. пособие / К. Х. Момджян. – М.: Высшая школа, 1997. – 448 с. Райков, В. Л. Общая теория сознания: Иерархия сознаний и задачи человеческого существования / В. Л. Райков. - М.: Синергия, 2000. - 294 с. Роговский, Е. А. США: информационное общество (экономика и политика) / Е. А. Роговский. – М.: Международные отношения, 2008. - 408 с. Степин, В. С. Теоретическое знание. Структура, исторческая эволюция / В. С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с. Тоинби, А. Цивилизация перед судом истории / А. Тоинби. – М.: Айриспресс, 2003. - 592 с. Философия науки: современная эпистемология. / под ред. С.А. Лебедева. - Москва: Акад. Проект, 2006.- 910 с. Шишков, И. З. Современная западная философия (очерки истории) / И. З Шишков. – М.: Едиториал УРСС, 2004. - 331 с. Методические рекомендации (указания) 1. Методические указания по выполнению рефератов (контрольных работ) по дисциплине «Философия». Авторы-составители: И. С. Василенко, В. М. Левин. – Ростов-на-Дону, 2009..
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.025 с.) |