Борисенко М. Г., Лукина Н. А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борисенко М. Г., Лукина Н. А.



Кем быть? — СПб.: Паритет, 2006.— 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках»),

15ВМ 5-93437-243-2

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей до­школьного возраста грамматической стороны речи. В ней предложены дидактические игры, посвященные лексической теме «Кем быть?».

Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. Приведен­ная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи. Обучение проводится с помощью упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.

Цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

 

 

© М. Г. Борисенко, 2005

© Н.А.Лукина, 2005

© А. С. Андреев, оформление обложки, 2005

© Редакционная подготовка. Издательство «Па­ритет», 2005

 

ВВЕДЕНИЕ

Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практи­ки,— давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,— дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей ти­повой «Программе воспитания и обучения в детском саду»1. Тема «Кем быть?» изучается в младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания.

Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической.

Решение каждой задачи происходит прежде всего линейно, поскольку от одной воз­растной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении поз­воляет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В таблице приведена последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с уче­том основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамма­тической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным мате­риалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

 

' Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. М., 2004

 

Для удобства работы с детьми цветные иллюстрации находятся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование.

Работа осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словооб­разования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недо­развитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразова­тельной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней.

В речевой практике, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциа­ция.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторе­ние, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.

 

 

Формирование грамматической стороны речи у дошкольников

 

Части речи Возраст
    2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

Лексика

Имена существи­тельные Воспитатель, помощ­ник воспитателя (няня) Пылесос, швабра, полотенце, расческа, подушка, простыня, одеяло Врач, медицинская сестра, музыкальный руководитель Шприц, фонендо­скоп, бинт, градусник, пианино Шофер, продавец, воспитатель Руль, педаль, кузов, сиденье, весы, чек Милиционер, пожар­ный, военный, худож­ник, писатель Кисть, мольберт, жезл, пожарный шланг Тракторист, капитан, летчик, экскаватор­щик, плотник, слесарь, каменщик, ткачиха, швея, портниха, бале­рина, певец Самолет, трактор, пароход, катер
Глагопы Моет, вытирает, пы­лесосит, споласкивает Лечит, делает уко­лы, бинтует, измеряет температуру, поет, танцует Продает, покупает, возит, ведет машину Регулирует, тушит, защищает, рисует, пи­шет Сеет, пашет, плавает, летает, танцует, поет
Имена прилага­тельные Цвет: желтый, синий, красный, зеленый Величина: большой, маленький Гладкий, пушистый Форма: круглый, квадратный Цвет: 4- белый, чер­ный, фиолетовый, оранжевый Форма: + треуголь­ный Вкус: сладкий, кис­лый, горячий, холод­ный Размер + Состояния: груст­ный, веселый, серди­тый, печальный, гряз­ный, чистый Этические чувства: хитрый, добрый Форма: + овальный, круглый, цилиндриче­ский Состояния: веселый, грустный, добрый, рас­серженный, вспыльчи­вый, справедливый Синонимы: шаловли­вый, озорной, хулига­нистый
Наречия Жарко — холодно, плохо — хорошо, мало — много Высоко, далеко — близко, тихо, сладко Направо — налево Сравнительная сте­пень: правее — левее, выше — ниже Повторение
Местоимения Я, мы +он, она, они + мой, моя, мои +нам, мне, им Повторение
Числительные Один Один, два, пять Порядковый счет в пределах пяти Порядковый счет в пределах пяти Порядковый счет в пределах 10 Порядковый счет в пределах 20
Предлоги, слу­жебные части речи В, на, под + над, из, за + У,с Около, между В — из, от — к, под— над  

Словообразование

 

Имена существи­тельные Суффиксы -ик-, -чик-: шарфик, костюмчик (на уровне понимания) Суффиксы -енок-, -онок-: повар — пова­ренок Уменьшительно-лас­кательный суффикс -чк-Сложные слова Сложные слова: зем­лекоп, лесоруб Пчеловод, трубочист, водолаз, хлебопек

 

 

Части речи Возраст
    2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Глаголы   Множественное чи­сло Звукоподражатель­ные глаголы: тикает (тик-так) Приставки: во-; вы-, при-, у-: улетел, выле­тел, прилетел, влетел Повелительное на­клонение: Ляг! Лежи! Беги! Поезжай! Совершенный и не­совершенный вид: едет — приехал, ле­тит — прилетел Возвратные и не­возвратные фор­мы: моет — моется, лечит — лечится Приставки пере-, при-, с- Причастия: летаю­щий, танцующий, пи­шущий Суффиксы: умыть — умываю Возвратные и невоз­вратные формы
Имена прилага­тельные Ум еньшительно- лас­кательные суффиксы (на уровне понимания) Суффикс -еньк-: красный — красненький Уменьшительно-лас­кательный суффикс Притяжательные: ня­нин, папин, мамин Качественные Образование от существительных: ко­жа — кожаный, стек­ло — стеклянный Сравнительная сте­пень: красивый — кра­сивее, новый — новее, мягкий — мягче, теп­лый — теплее Прилагательное + при­лагательное: желто-зе­леная Образование от сли­яния двух слов: одеяло из ваты — ватное
Наречия       Сравнительная сте­пень: весело — ве­селее, красиво — кра­сивее От имен прилага­тельных: красивый — красиво, веселый — весело

Словоизменение

 

Имена существи­тельные По числам и родам: воспитатель — воспита­тели, няня — няни По числам, родам, падежам По числам, родам: туфель, носков, сапог По падежам с чис­лительными: написал одну картинку С наречиями мно­го, мало: в оркестре много скрипок, мало контрабасов
Глаголы По числам: вытира­ет — вытирают, поет — поют По родам в прошед­шем времени: пел — пела, лечил — лечила, бинтовал — бинтовала По числам и родам: ехала, ехал, ехали По временам: играю, играл, буду играть; ри­сую, рисовал, буду ри­совать + по лицам, по видам, возвратная форма
Имена прилага­тельные По числам: крас­ный — красные По родам: красный, красная По родам и числам: белый халат, белая шапка Притяжательные: мамин, папин Р. п. со значением части: кусок пирога Повторение
Наречия Сравнительная сте­пень: быстро — быс­трее

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Года

(1 младшая группа)

Игра «Кто рядом со мной!»

Чему учится ребенок: внимательно рассматривать картинки; показывать на картинках сотрудников детского сада — воспитателя, помощника воспитателя (няню); называть их.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 1).

Ход игры: покажите ребенку картинку. Предложите ее рассмотреть. Задайте вопросы по ее содержанию.

Кто нарисован на картинке? (Дети, тетя.)

Как называется тетя, которая весь день играет, занимается, гуляет с детьми в детском саду? (Воспитатель.)

Прочтите рифмовку:

Очень рада детвора —

В детский сад идти пора!

Кто встречает утром

Маленьких ребят?

Кто рисует с ними, пляшет и поет,

Гладит по головке и гулять ведет?

Знаешь ты, и знаю я —

Это воспитательница добрая моя!

Задайте ребенку вопросы по содержанию рифмовки. Где работает воспитательница? (В детском саду.)

Что делает воспитательница? (Играет, рисует, гладит по головке, гуляет.) Предложите ребенку вспомнить и сказать, как зовут его воспитательницу. Попросите его рассказать, что делает воспитательница на работе. Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание рассказать вам о его жизни в дет­ском саду. Постарайтесь искренне сочувствовать его бедам и радоваться успехам.

Игра «Помоги мне»

Чему учится ребенок: понимать правила поведения детей в группе; использовать в речи отрицательную частицу «не».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Расскажите ему, что сегодня воспитательница была чем-то расстроена и просила детей не делать то, что они не должны делать. Предло­жите ребенку помочь своей воспитательнице исправить ошибку, добавив отрицательную частицу «не» там, где она должна стоять.

Прочтите рифмовку:

Когда спим, тогда играем. Если спим, то не играем. Когда ем, я говорю.

Если ем, не говорю.

 

Всех детей толкаю, Тогда, когда играю. Если я играю. Детей я не толкаю.

Игра «Прятки»

Чему учится ребенок: объединять усвоенные слова в двухсловное предложение; упот­реблять в речи имена детей и взрослых; понимать значение предлогов «за», «под»; понимать значение имен существительных, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оснащение; сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте в нижней части листа предметы мебели. Наклейте их на сюжетную картинку около детей таким образом, чтобы их можно было отогнуть.

Вспомните с ребенком о том, кто есть в его группе в детском саду. (Воспитательница, помощник воспитателя (няня), дети — мальчики и девочки.) Попросите малыша назвать имена детей группы: сначала — имена мальчиков, а потом имена девочек.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Попросите его придумать для каждого ребенка имя. Прочтите рифмовку:

В группе я не один, хоть и всеми любим! В нашей группе, в нашей группе, Много маленьких ребят. Много маленьких ребят, В прятки все играть хотят!

Предложите малышу поиграть с детьми в прятки. Попросите его закрыть глаза. В это время закройте детей на сюжетной картинке приклеенными картинками.

Предложите ребенку найти... Машу.

Попросите его рассказать о том, где она спряталась. (Под диваном.)

Игру начинайте с поисков одного или двух детей. Постепенно увеличьте число спрятанных детей до 5.

Игра «Что мне делать!»

Чему учится ребенок: употреблять в речи глаголы повелительного наклонения; фор­мировать двухсловную фразу.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 3).

Ход игры: покажите ребенку картинку. Расскажите ему о том, что на ней нарисовано. (Детский сад для кукол.) Одна кукла—воспитатель, а вторая — помощник воспитателя (няня). Но куклы не знают, что им нужно делать.

Предложите ребенку помочь кукле-няне и кукле-воспитателю. Вместе внимательно рассмотрите сюжетные картинки. Попросите ребенка сказать куклам, что они должны делать.

Лексический материал

Няня моет посуду и моет пол.— Мой посуду. Мой пол.

Воспитатель рисует и лепит вместе с детьми.— Рисуй. Лепи.

Усложнение: увеличьте количество игровых ситуаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.136.147 (0.099 с.)