Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранняя американская социология. Главные представители (У.Самнер, А.Смолл, Л.Уорд, Ф.Гиддингс). Краткая характеристика социологических идей. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Специфика во всем: что есть индивид, общество, соц.прогресс и т.д. Л.Уорд – геолог, палеонтолог. «Динамическая социология», «Очерки социологии», «Чистая социология».Этнографические и антропологические идеи. Основа общества – психологич.закономерности. Изучение псих.аспектов жизни (творчество, стремления – специфика человеч.жизни; телологич. характер). Появление общества – конец генетич.диктата, новый механизм адаптации, средство, через создание которого человек адапт.к внешней среде, результат напряжения с природой (естеств.отбор), осознанное стремление к прогрессу через творчество. Соц.силы определяют мотивы, поведение человека: голод, жажда, половые, интеллект., моральные, эстетические ->удовлетворение-> Индивид.реализация этих мотивов+коллект.тенезис (через государство, объединение в классы в рамках права). Движение – прогрессивное развитие (через образование, соц.реформы, основа – знание или социология, в этом роль социологии).Путь прогресса возможен, т.к. существуют псих.факторы:субъективный (наука)+объективные (интуиция, изобретения)=эмансипация человека из природных границ -> соц.форма существования ->общество. А.Смолл – теолог, последователь Уорда - представитель соц.ларвинизма и психологизма. Социология – наука о процессе человеческой ассоциации – основа человеч.объединений. Источник объединения в общество – неудовлетворенные аспекты ->интересы->форма побуждения->удовлетворение засчет других->объединение в общество. 6 классов интересов:1) биол.качество человека,2)благосотояние,3)общение,4)познание,5)красота и эстетика,6)интересы справедливости. Реализация этих интересов создает общество. Противоречик->конфликт->соц.группы. Проблемы решаются через институты(социология – теоретическая основа). Процесс развития не через конфликт -> социализация (из эгоизма к альтруизму через государство – средство реализации конфликтов). Идеальное общество – это общество, существующее как контролируемая инстанция, государство контр.капитализм,борьбу за существование. Научные методы контроля над обществом создает социология. У.Самнер – соц.дарвинизм и психологизм. Естеств.отбор – решающее значение для формирования общества (+борьба за существование). Соц.эволюция, развитие носит автоматич.характер. Соц.отбор через конфликт и неравенство – основа соц.отношений. Необходимо минимальное господство на соц.жизнь. 2 типа соц.отношений:1) согласие порождает «мы-группу»+2)конфликт/враждебность -> «они-группа» = универсальные отношения, базовые ориентации человека в мире. Характерен этноцентризм (культурные стереотипы) – основа роли обычая в «мы-группе». Собственная группа индивида – центральная. Напяжение через которое строится социология – его теория.
Франклин Гиддингс (1841 – 1913 г.г.) – известный американский социолог, представитель парадигмы психологического эволюционизма; автор таких работ, как «Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898), «Индуктивная социология» (1901), «Дескриптивная и историческая социология» (1904). Ввёл в науку понятие сознания рода (the consciousness of a kind). Одна из первых работ Гиддингса – «Основания социологии». Это фундаментальный труд, состоящий из четырёх основных книг: «Элементы социальной теории», «Элементы и структура общества», «Историческая эволюция общества», «Социальный процесс, законы и причины».Книга посвящена структуре и истории развития социума и социальных отношений. Глава первая данной книги посвящена, собственно, понятию общества, трактуемому автором как «собрание живущих в общении и сотрудничестве индивидов, соединившихся или организовавшихся для какой-либо общей цели»; также:«союз, организация, сумма внешних отношений, связывающих вместе соединившихся индивидов». Общества подразделяются на следующие виды: временные и постоянные (по продолжительности существования), добровольные и принудительные (по способу поддержания целостности), естественные и политические (по способу возникновения; здесь автор следует Бентаму, отвергая теорию общественного договора, но признавая возможность возникновения общества естественным путём в виде развившейся группы «сознательных существ, в которой простой агрегат переходит в определённые отношения, преобразующиеся с течением времени в сложную и прочную организацию»). Значительная часть главы посвящена истории социологии. Так, Гиддингс выступает с критикой экономических теорий возникновения общества ввиду того, что, на его взгляд, разделение труда не может служить основой для возникновения общества. В этой же главе впервые упоминается сознание рода (the consciousness of a kind), детерминируемое автором как «состояние сознания, в котором всякое существо … признаёт другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою», что является следствием явлений впечатления и подражания.
Первая глава 2ой книги повествует о структуре населения. Так, в ней рассматриваются понятия агрегации и конгрегации (общность людей, связанных или не связанных между собой, возникшая в результате миграции; бывает первичная и вторичная, временная и постоянная), более полно раскрывается понятие «ассоциация» («физический процесс, начинающийся в простых видах чувства и развивающийся, путём многих отношений, в деятельность»), постулируется автогенетивность социальных групп. Значительная часть главы посвящена также социальным конфликтам. Как писал сам Гиддингс, «групповые отношения суть вид конфликта. Затем следует возврат к понятию ассоциации. Утверждается, что она возникает, когда индивиды убеждены в том, что «они слишком подобны между собою, чтобы пытаться покорить друг друга». Принцип подражания императивно вызывает ассимиляцию, при этом более сильные примеры подавляют менее сильные. Далее Гиддингс переходит к проблеме сущности классов. По его мнению, они возникают на основе неравенства физических, умственных и нравственных сил. Классы подразделяются на первичные и вторичные. Вторая глава посвящена эволюции понятия социального разума. Автор выделяет две основных составляющих данного явления: социальное сознание, существующее во всех индивидах социума, и социальное самосознание, возникающее на основе социального сознания путём рационального рассуждения и проявляющееся в обмене мнениями через свободное обсуждение мнений индивидов; на последние активно влияют общественные собрания и пресса, церковь. Третья глава полностью посвящена эволюции социального состава общества. Здесь выделяются следующие стадии: семья (полиандрия, затем полигамия и моногамия), орда (несколько семей, отсутствие власти), племя (выделение вождя) и народ, на основе которого возникает государство с внутренней территориальной структурой. В четвёртой главе рассматривается устройство общества; в первую очередь анализируется такое формирование, как государство. Устройство общества определяется как «организация его индивидуальных членов в специальные ассоциации для достижения разнообразных социальных целей». Государство же объединяет в себе ассоциации политических интересов (революционные и законные), ассоциации юридических интересов (как правило, стоящие вне закона), ассоциации «физических нужд» (тресты, концерны и т.д.) и ассоциации «мысли, чувства и поведения» (церковь, братства). Третья книга посвящается явлению ассоциации, которая, по мнению Гиддингса, проходит следующие стадии: зоогеническую, антропогеническую, этногеническую, демогеническую. Соответственно, книга подразделяется на четыре главы. Глава первая посвящена доказательству того факта, что в процессе развития мозга и нервной системы у людей возникли и развились такие свойства, как: подражание, симпатия [возможно, в оригинале подразумевалось сочувствие], антипатия, идентификация, «различение», координация, сознательный отбор. Вторая глава описывает зарождение первичных форм человеческого общества. На этом этапе отсутствуют племена и кланы, а есть только орды. Соответственно, выделяется три типа цивилизации: военно-религиозный, либерально-законный и экономическо-этический. Гиддингс выводит свои социальные законы. Первый из них гласит, что «общество постоянно стремится усовершенствовать свой тип сообразно преобладающему понятию идеального блага». Второй закон постулирует, что население с гармоничным сочетанием интересов будет всегда консервативно, а население с несходящимися интересами – радикально. Идеалом же является равновесие этих позиций. В конце главы утверждается, что «социология является истолкованием социальных явлений посредством психической деятельности, органического приспособления, естественного отбора и сохранения энергии». Итак, мы рассмотрели работу Франклина Гиддингса «Основания социологии». Что же нового внёс он в социологическую науку? Во-первых, это была одна из первых работ по возникновению и структуре общества. Во-вторых, было введено понятие сознания рода. В-третьих, были названы новы критерии выделения классов: жизненный, личностный, социальный. Однако, на мой взгляд, данная работа дала не слишком много для дальнейшего развития социологии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.005 с.) |