Ранняя американская социология. Главные представители (У.Самнер, А.Смолл, Л.Уорд, Ф.Гиддингс). Краткая характеристика социологических идей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранняя американская социология. Главные представители (У.Самнер, А.Смолл, Л.Уорд, Ф.Гиддингс). Краткая характеристика социологических идей.



Специфика во всем: что есть индивид, общество, соц.прогресс и т.д.

Л.Уорд – геолог, палеонтолог. «Динамическая социология», «Очерки социологии», «Чистая социология».Этнографические и антропологические идеи. Основа общества – психологич.закономерности. Изучение псих.аспектов жизни (творчество, стремления – специфика человеч.жизни; телологич. характер). Появление общества – конец генетич.диктата, новый механизм адаптации, средство, через создание которого человек адапт.к внешней среде, результат напряжения с природой (естеств.отбор), осознанное стремление к прогрессу через творчество. Соц.силы определяют мотивы, поведение человека: голод, жажда, половые, интеллект., моральные, эстетические ->удовлетворение->

Индивид.реализация этих мотивов+коллект.тенезис (через государство, объединение в классы в рамках права). Движение – прогрессивное развитие (через образование, соц.реформы, основа – знание или социология, в этом роль социологии).Путь прогресса возможен, т.к. существуют псих.факторы:субъективный (наука)+объективные (интуиция, изобретения)=эмансипация человека из природных границ -> соц.форма существования ->общество.

А.Смолл – теолог, последователь Уорда - представитель соц.ларвинизма и психологизма. Социология – наука о процессе человеческой ассоциации – основа человеч.объединений. Источник объединения в общество – неудовлетворенные аспекты ->интересы->форма побуждения->удовлетворение засчет других->объединение в общество. 6 классов интересов:1) биол.качество человека,2)благосотояние,3)общение,4)познание,5)красота и эстетика,6)интересы справедливости. Реализация этих интересов создает общество. Противоречик->конфликт->соц.группы. Проблемы решаются через институты(социология – теоретическая основа). Процесс развития не через конфликт -> социализация (из эгоизма к альтруизму через государство – средство реализации конфликтов). Идеальное общество – это общество, существующее как контролируемая инстанция, государство контр.капитализм,борьбу за существование. Научные методы контроля над обществом создает социология.

У.Самнер – соц.дарвинизм и психологизм. Естеств.отбор – решающее значение для формирования общества (+борьба за существование). Соц.эволюция, развитие носит автоматич.характер. Соц.отбор через конфликт и неравенство – основа соц.отношений. Необходимо минимальное господство на соц.жизнь. 2 типа соц.отношений:1) согласие порождает «мы-группу»+2)конфликт/враждебность -> «они-группа» = универсальные отношения, базовые ориентации человека в мире. Характерен этноцентризм (культурные стереотипы) – основа роли обычая в «мы-группе». Собственная группа индивида – центральная. Напяжение через которое строится социология – его теория.

Франклин Гиддингс (1841 – 1913 г.г.) – известный американский социолог, представитель парадигмы психологического эволюционизма; автор таких работ, как «Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898), «Индуктивная социология» (1901), «Дескриптивная и историческая социология» (1904). Ввёл в науку понятие сознания рода (the consciousness of a kind). Одна из первых работ Гиддингса – «Основания социологии». Это фундаментальный труд, состоящий из четырёх основных книг: «Элементы социальной теории», «Элементы и структура общества», «Историческая эволюция общества», «Социальный процесс, законы и причины».Книга посвящена структуре и истории развития социума и социальных отношений. Глава первая данной книги посвящена, собственно, понятию общества, трактуемому автором как «собрание живущих в общении и сотрудничестве индивидов, соединившихся или организовавшихся для какой-либо общей цели»; также:«союз, организация, сумма внешних отношений, связывающих вместе соединившихся индивидов». Общества подразделяются на следующие виды: временные и постоянные (по продолжительности существования), добровольные и принудительные (по способу поддержания целостности), естественные и политические (по способу возникновения; здесь автор следует Бентаму, отвергая теорию общественного договора, но признавая возможность возникновения общества естественным путём в виде развившейся группы «сознательных существ, в которой простой агрегат переходит в определённые отношения, преобразующиеся с течением времени в сложную и прочную организацию»). Значительная часть главы посвящена истории социологии. Так, Гиддингс выступает с критикой экономических теорий возникновения общества ввиду того, что, на его взгляд, разделение труда не может служить основой для возникновения общества. В этой же главе впервые упоминается сознание рода (the consciousness of a kind), детерминируемое автором как «состояние сознания, в котором всякое существо … признаёт другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою», что является следствием явлений впечатления и подражания.

Первая глава 2ой книги повествует о структуре населения. Так, в ней рассматриваются понятия агрегации и конгрегации (общность людей, связанных или не связанных между собой, возникшая в результате миграции; бывает первичная и вторичная, временная и постоянная), более полно раскрывается понятие «ассоциация» («физический процесс, начинающийся в простых видах чувства и развивающийся, путём многих отношений, в деятельность»), постулируется автогенетивность социальных групп. Значительная часть главы посвящена также социальным конфликтам. Как писал сам Гиддингс, «групповые отношения суть вид конфликта. Затем следует возврат к понятию ассоциации. Утверждается, что она возникает, когда индивиды убеждены в том, что «они слишком подобны между собою, чтобы пытаться покорить друг друга». Принцип подражания императивно вызывает ассимиляцию, при этом более сильные примеры подавляют менее сильные. Далее Гиддингс переходит к проблеме сущности классов. По его мнению, они возникают на основе неравенства физических, умственных и нравственных сил. Классы подразделяются на первичные и вторичные. Вторая глава посвящена эволюции понятия социального разума. Автор выделяет две основных составляющих данного явления: социальное сознание, существующее во всех индивидах социума, и социальное самосознание, возникающее на основе социального сознания путём рационального рассуждения и проявляющееся в обмене мнениями через свободное обсуждение мнений индивидов; на последние активно влияют общественные собрания и пресса, церковь. Третья глава полностью посвящена эволюции социального состава общества. Здесь выделяются следующие стадии: семья (полиандрия, затем полигамия и моногамия), орда (несколько семей, отсутствие власти), племя (выделение вождя) и народ, на основе которого возникает государство с внутренней территориальной структурой. В четвёртой главе рассматривается устройство общества; в первую очередь анализируется такое формирование, как государство. Устройство общества определяется как «организация его индивидуальных членов в специальные ассоциации для достижения разнообразных социальных целей». Государство же объединяет в себе ассоциации политических интересов (революционные и законные), ассоциации юридических интересов (как правило, стоящие вне закона), ассоциации «физических нужд» (тресты, концерны и т.д.) и ассоциации «мысли, чувства и поведения» (церковь, братства). Третья книга посвящается явлению ассоциации, которая, по мнению Гиддингса, проходит следующие стадии: зоогеническую, антропогеническую, этногеническую, демогеническую. Соответственно, книга подразделяется на четыре главы. Глава первая посвящена доказательству того факта, что в процессе развития мозга и нервной системы у людей возникли и развились такие свойства, как: подражание, симпатия [возможно, в оригинале подразумевалось сочувствие], антипатия, идентификация, «различение», координация, сознательный отбор. Вторая глава описывает зарождение первичных форм человеческого общества. На этом этапе отсутствуют племена и кланы, а есть только орды. Соответственно, выделяется три типа цивилизации: военно-религиозный, либерально-законный и экономическо-этический. Гиддингс выводит свои социальные законы. Первый из них гласит, что «общество постоянно стремится усовершенствовать свой тип сообразно преобладающему понятию идеального блага». Второй закон постулирует, что население с гармоничным сочетанием интересов будет всегда консервативно, а население с несходящимися интересами – радикально. Идеалом же является равновесие этих позиций. В конце главы утверждается, что «социология является истолкованием социальных явлений посредством психической деятельности, органического приспособления, естественного отбора и сохранения энергии». Итак, мы рассмотрели работу Франклина Гиддингса «Основания социологии». Что же нового внёс он в социологическую науку? Во-первых, это была одна из первых работ по возникновению и структуре общества. Во-вторых, было введено понятие сознания рода. В-третьих, были названы новы критерии выделения классов: жизненный, личностный, социальный. Однако, на мой взгляд, данная работа дала не слишком много для дальнейшего развития социологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.005 с.)